22 ДЕК, 18:24 МСК
USD (ЦБ)    103.4207
EUR (ЦБ)    107.9576


Законы о земле и налогах тормозят привлечение инвесторов в малые города

15 Февраля 2011 9689 0 Редакционные статьи
Законы о земле и налогах тормозят привлечение инвесторов в малые города

При той системе землепользования и порядке распределения налогов, которые существуют сегодня в России, муниципальные образования практически не заинтересованы в привлечении инвесторов. Какие изменения надо внести в Бюджетный и Земельный кодексы РФ, чтобы изменить положение дел? Об этом говорили на заседании ТПП РФ 14 февраля 2011 г.

Труды, проблемы, а есть ли польза?

Рабочая группа при Комитете ТПП РФ по инвестиционной политике изучила практику инвестиционной деятельности в муниципальных образованиях Смоленской, Тверской и Волгоградской областях. Эта тема обсуждалась также в беседах с депутатами Государственной Думы РФ и членами Совета Федерации РФ, рассказал заместитель руководителя рабочей группы, мэр г. Гагарина Смоленской обл. Александр Гринкевич.

По итогам обсуждения были сделаны следующие выводы:

1) Инвестпроекты практически всегда реализуются на территории одного, реже - двух соседних муниципальных образований. При этом основную организационную работу по привлечению инвестиций проводят органы местного самоуправления. Именно их сотрудники подбирают земельный участок, ставят его на кадастровый учет, подготавливают технические условия и т.д.

2) Создание комфортных условий для инвестора чаще всего зависит от инвестиционной ориентированности и подготовленности органов местного самоуправления.

3) Решения по инвестпроектам принимаются в муниципальных образованиях значительно оперативнее, чем на региональном или федеральном уровне, с меньшими бюрократическими проволочками и максимально приближены к интересам инвесторов. Например, льготы для инвестора по земельному налогу, администратором которого являются власти муниципального образования, устанавливаются в очень сжатые сроки и могут быть применены на любой период (строительства, достижения предприятием проектной мощности и т.д.)

Однако при этом полномочия муниципальных властей весьма ограничены, поэтому преимущество оперативности используется далеко не в полной мере.

4) При реализации инвестпроектов социальная нагрузка ( медицинское обслуживание, образование, дошкольное воспитание, социальная помощь и т.д.) на муниципальное образование возрастают.

При этом основных положительных эффектов от привлечения инвестиций  для муниципальных образований два:

- администрирование земельного налога

- увеличение занятости населения.

 

Нужны налоговые стимулы

По существующему налоговому законодательству, лишь 10% налога на доходы физических лиц поступает в бюджеты муниципальных образований. При этом удельный вес данного налога в местных бюджетах довольно велик и на практике составляет 20-30%, отметил Александр Гринкевич. Увеличение доли налоговых отчислений от НДФЛ могло бы реально укрепить бюджеты муниципалитетов. Возможен специальный налоговый режим для инвестора, который в обозначенный законодательством период уплачивает большую долю НДФЛ (до 50%) в местные бюджеты. Это стало бы реальной мотивацией привлечения инвестиций муниципальными образованиями.

Сегодня бюджеты муниципальных образований при создании на их территории новых предприятий не получают доли налогов на имущество этих предприятий и на их прибыль - хотя очевидно, что именно здесь происходит процесс производства и реализации продукции, а также получение инвестором прибыли.

Очевидно, что если муниципальное образование станет получателем и администратором не одного, а четырех-пяти видов налогов, то появится возможность создания более привлекательных условий для инвестора на этапе становления, а предоставление инвестору преференций тоже будет проходить кратчайшим путем - на уровне органов местного самоуправления, без длительных процедур на уровне субъекта федерации и федеральных органов власти.

Для всех этих задач необходимо внести соответствующие изменения в Бюджетный кодекс РФ. Текст поправок в бюджетное законодательство будет подготовлен рабочей группой при Комитете ТПП РФ по инвестиционной политике и предложен на рассмотрение правительства.

 

Инвестиционные презентации и реклама

Важным фактором для привлечения инвестиций является представление инвестиционного потенциала муниципальных образований на различных инвестплощадках - участие в выставках, презентациях, форумах. Однако квалифицированное участие в этих мероприятиях обходится очень дорого для муниципального бюджета. Целесообразно предусмотреть законодательно компенсацию за участие муниципалитетов в инвестиционных мероприятиях, таких, например, как национальный инвестфорум "Муниципальная Россия", международные форумы Сочи и Санкт-Петербурга, считает Александр Гринкевич.

Необходимо также упорядочить законодательство по рекламной деятельности и передать полномочия по рекламе, в т.ч. и инвестиционной, в ведение муниципальных поселений.

 

Земельный вопрос

Муниципальные поселения должны иметь возможность самостоятельно принимать решения по выделению земельных участков для инвесторов, подчеркнул Александр Гринкевич.

Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" принимался в 2003 году - в тот период города , а тем более сельские поселения, не имели Генеральных планов и Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) либо имели Генпланы, морально и реально устаревшие.

Градостроительное законодательство ускорило изготовление Генпланов и ПЗЗ поселений. Однако право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, согласно Земельному кодексу РФ, до сих пор закреплено за органами местного самоуправления муниципальных районов. Поэтому инвестору приходится метаться между администрацией поселения и администрацией района. С городской администрацией он выбирает участок и готовит на него документацию, затем, чтобы получить сам земельный участок, он должен идти в администрацию района, а потом вновь обратиться к городским властям, чтобы получить разрешение на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.

Назрела реальная необходимость внести изменения в Земельный кодекс РФ с тем, чтобы муниципальным поселениям, разработавшим Генеральные планы и правила землепользования и застройки на своих территориях, были предоставлены полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Более глобально выглядит вопрос о разграничении государственной собственности на землю. Эта задача требует внесения изменений в Земельный и Градостроительный кодексы.

Глава г. Костерево, Владимирской обл. Александр Гончаров, также отметил, что право распоряжаться земельными участками в черте города должно быть полностью передано городской администрации. При сегодняшнем положении дел район без всякого согласования с городом регистрирует лучшие земельные участки на территории города, наиболее подходящие для инвесторов. В результате при продаже этого земельного участка или его сдаче в аренду город не получает ничего. Раньше город и район получали по 50%, сейчас все идет в районный бюджет. Получается, что на территории города имеются хорошие инвестплощадки, но поскольку сегодня полномочия у района, районы их на себя регистрируют, и в результате, эти земельные участки, инвестиционно привлекательные, лежат просто мертвым грузом. При таком положении дел городской администрации нет никакого резона искать инвесторов и работать с ними. Город должен иметь возможность самостоятельно распоряжаться земельными участками - их у него и так очень мало, у района же земель предостаточно.

Вопрос о полномочиях городских и сельских поселений по распоряжению земельными участками находится на обсуждении, рассказала представитель Аппарата Комитета Госдумы РФ по строительству и земельным отношениям Альбина Кислицына. Минэкономразвития готовит правительственный законопроект, в котором предусмотрено внесение изменений в Земельный кодекс РФ. Но в проекте этот вопрос решается через наделение субъектов РФ возможностью своими законами устанавливать случаи и условия, при которых городские и сельские получают право распоряжаться земельными участками. С одной стороны, такой подход не ограничивает право муниципальных образований распоряжаться землей только при наличии Генплана, но, с другой стороны, не гарантирует, что при наличии Генплана, они такое право получат.

Если речь идет о том, чтобы единственным и безусловным критерием на получение права распоряжаться землей было наличие Генплана и правил землепользования и застройки, то данный вопрос требует дополнительной проработки на правительственном уровне.

Редакция

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more