Обжалование решений налогового органа в порядке апелляции: новые правила
Осенью 2010 года в Госдуму России был внесен законопроект «О внесении изменения в ст.21 части первой НК РФ», предусматривающий закрепление в Налоговом кодексе РФ права налогоплательщика на участие в рассмотрении жалобы. Зачем нужны очередные поправки в закон? Что было не так до этого?
С 1 января 2009 года вступили в действие нормы Налогового кодекса, согласно которым стала обязательной процедура обжалования в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган решений территориальных инспекций о привлечении налогоплательщиков к ответственности и об отказе в привлечении налогоплательщиков к налоговой ответственности.
Напомним, что такая процедура существовала и раньше, она предусмотрена последней главой Налогового кодекса (НК) РФ, но никогда не была обязательной, поэтому большинство организаций обращались сразу в суды.
Прошло почти 2 года со дня нововведения, многие дискуссии улеглись, но возникли новые проблемы.
Итак, получив решение налогового органа одного из двух вышеназванных видов, налогоплательщик, если он не согласен с ним, обязан обратиться с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган, прежде чем подать заявление в арбитражный суд.
На подготовку апелляционной жалобы отведено 10 рабочих дней, при этом не позже, чем на десятый рабочий день жалоба должна быть сдана в вынесший решение налоговый орган.
Если учесть время на дорогу в налоговую инспекцию, не стоит рассчитывать на последний день, следовательно, реально налогоплательщик имеет всего 9 полных рабочих дней на подготовку апелляционной жалобы.
Много это или мало?
Если решение принципиально не отличается от акта, тогда налогоплательщик может продолжить выработку своей позиции, которую он избрал при подготовке письменных возражений еще на акт налоговой проверки.
Вместе с тем опыт последних двух лет показал, что решение может значительно отличаться от акта не только по оценке тех или иных действий, но и по содержанию.
После рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом решение вступает в силу полностью или в части, утвержденной вышестоящей инспекцией. Как следствие, территориальная налоговая инспекция обязана выставить налогоплательщику требования об уплате налогов, пеней и штрафа (в тех суммах, которые утверждены вышестоящим налоговым органом).
Таким образом, недооценивать значимость в налоговом споре такого этапа, как апелляционное обжалование очень опасно.
Вместе с тем, налоговое законодательство не представляет налогоплательщикам на этом этапе права представлять свои интересы в вышестоящем налоговом органе.
Фактически как организации, так и физические лица лишены права участвовать в рассмотрении своей апелляционной жалобы (как лично, так и через представителей), дать какие-либо пояснения, дополнительно представить документы. Следовательно, в настоящее время преимущество в данной ситуации на стороне налогового органа.
Часто можно слышать вопросы: а есть ли у налогоплательщика деньги для командировок/поездок на рассмотрение апелляционной жалобы? Ведь пространства у нас значительные, поездка может быть недешевой? А не будет ли недобросовестный налогоплательщик использовать свое право как процессуальное основание для отмены решения, просто не явившись на рассмотрение жалобы?
Есть и крайние варианты, когда присутствие на апелляции предлагается вменить в обязанность налогоплательщику.
Думается, что эти сомнения не обоснованы.
Достаточно сформулировать четко соответствующие нормы НК РФ, как это уже сделано в случае рассмотрения материалов проверки в территориальной инспекции.
Предполагается, что присутствие при рассмотрении апелляционной жалобы должно быть все-таки не обязанностью, а правом налогоплательщика. В этом случае он сам будет решать, стоит или не стоит присутствовать.
Процессуальных нарушений со стороны недобросовестных налогоплательщиков можно избежать, включив в НК РФ нормы о том, что налоговая инспекция обязана известить налогоплательщика, например, по почте о дате рассмотрения апелляционной жалобы.
На наш взгляд, участие в рассмотрении апелляционной жалобы той из сторон налогового спора, для которой решение принципиально, не усложнит процедуру, а позволит более объективно рассмотреть суть спора.
Кроме того, существующий сегодня пробел в законодательстве нарушает основополагающий принцип налогового права – представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя (подпункт 6 пункта 1 статьи 21 НК РФ).
Таким образом, думается, что произошли определенные подвижки, когда в Госдуму был внесен осенью этого года законопроект №430648-5 «О внесении изменения в ст.21 части первой НК РФ», предусматривающий закрепление в НК РФ права налогоплательщика на участие в рассмотрении жалобы.
Написать комментарий