«Петр Великий. Личность и реформы»: невольные аналогии
В 2009 году в издательстве «Питер» вышла в свет книга Евгения Анисимова «Петр Великий: личность и реформы». Преобразования Петра удивительно созвучны последующим пертурбациям, учинявшимся нашими правителями. В чем же особенность российских реформ? Стоит ли потомкам благодарить Петра? Возможен ли прогресс без принуждения?
В 2009 году в издательстве "Питер" вышла в свет книга Евгения Анисимова «Петр Великий: личность и реформы» [1]. Преобразования Петра оказываются удивительно созвучны всем последующим пертурбациям, учинявшимся нашими правителями. В чем же особенность российских реформ? Стоит ли потомкам благодарить Петра? Возможен ли прогресс без принуждения?
Рассмотрим все эти вопросы более обстоятельно.
1. Жизнь за Отечество. Автор рассматриваемой книги – Евгений Викторович Анисимов, доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Петербургского отделения Института российской истории РАН, преподаватель Европейского университета в Санкт-Петербурге, убедительно и многосторонне показал личную заинтересованность Петра в судьбе России. Об этом свидетельствуют и приводимые в книге многочисленные отрывки из писем и указов этого выдающегося самодержца, и, главное, его поступки. Его поистине можно назвать самым трудолюбивым монархом: он строил и проектировал корабли, изучал множество точных наук, увлекался медициной и сам проводил довольно сложные операции. Быт Петра был весьма скромен по сравнению с привычками прочих властителей России. Немалое время он проводил в походных условиях – в сражениях и на строительствах. При этом даже в развлечениях царь думал о нуждах государства: спаивал гостей, чтобы выведать их мысли и приучал народ к фейерверкам, чтобы солдаты не боялись пушек.
Столь же самоотверженного служения Отечеству он требовал и от своих подданных – от ближайших приближенных до монахов, крепостных крестьян, бродяг и нищих. Казалось бы – чем не воспитание гражданской позиции? Вот только служба у всех была разная: царь делал то, что сам считал нужным, а подданные должны были неукоснительно исполнять его указания, зачастую вопреки собственным понятиям о чести и здравом смысле. При этом службу государству Петр фактически отождествлял со службой царю, то есть, как замечает автор, "своим каждодневным трудом он показывал подданным пример, как нужно служить ему, российскому самодержцу".
Характерно, что в воинской присяге «нет понятия России, Отечества… а само государство упоминается как “Его царского величества государство и земли”. Но даже и этих слов нет в присяге служащих, включенной в Генеральный регламент» – служащие присягали лишь царю и его наследникам. Противоречие между требованием "гражданской позиции" и практически полным отрицанием свободной воли и самоуважения наиболее четко оформилось в эпоху Петра, но продолжает сохраняться и по сей день. Служение интересам Отечества в официальном российском варианте подразумевает скорее полное подчинение власть имущим – любое другое проявление гражданской позиции, мягко говоря, не приветствуется.
2. Личность и государство. Российских властителей во все времена, включая и сегодняшний день, условно можно разделить на тех, кто большей частью пользовался благами власти, и тех, кто пролагал для России некий генеральный курс и упорно тащил ее по выбранному маршруту. Очевидно, что выбор курса и способов продвижения по нему определяется, в основном, личностью правителя – его мировоззрением и характером.
Личность Петра в книге представлена очень объемно – цитируются даже отрывки из записанных им собственных сновидений. Наглядно показано, что четкость и бескомпромиссность, зачастую даже жестокость его реформ – прямое следствие его рационализма и технократической направленности и весьма жесткого, зачастую бесчувственного отношения к людям. Возможно, именно эти качества позволили ему стать выдающимся правителем.
Вероятно, человек, постоянно терзающийся сомнениями о добре и зле и старающийся никого не обидеть, недолго продержится у власти. Однако в таком случае напрашивается сразу несколько вопросов. Неужели всегда следование некоему прогрессивному курсу связано с массовыми страданиями? Можно ли добиться процветания страны, не обрекая при этом на лишения и бедствия ее жителей? И, главное: может ли один человек, пусть даже самый бескорыстный и твердо желающий добра государству, выбрать путь, который действительно привел бы к желанной цели?
3. За что потомкам благодарить Петра? Петр расширил границы России, развил ее экономику и окультурил жителей. Но стало ли это благом для многочисленных подданных петровской империи?
Автор сопоставляет успехи государства и ухудшение жизни практически всех слоев его населения, что не в последнюю очередь связано с "закручиванием гаек" и "отменой свобод". Мало того, что в разряд крепостных были зачислены те, кто раньше сохранял личную независимость, но и остававшиеся еще относительные "свободы" крепостных были практически ликвидированы. Фактически ни один человек в государстве не имел права свободно перемещаться и менять место жительства, никто, включая и дворян, не волен был свободно распоряжаться своей жизнью. Именно в эту славную эпоху были введены паспорта – без них невозможно было никакое перемещение по стране. При этом нередко крестьянам, для того чтобы отправиться на заработки за сорок верст, приходилось сначала прошагать двести верст за паспортом, который выдавался в губернском или воеводском правлении. Петру I обязаны мы и созданием разветвленной бюрократической системы управления, в результате чего главным стал циркуляр, а не человек.
Еще одним нововведением Петра стала система явного и тайного надзора – прокуроров и фискалов. Царь всячески поощрял стукачество и доносительство. "Благодаря доносу любой человек – крепостной крестьянин, холоп, родственник, сосед и т.д. – мог рассчитывать сорвать приличный куш, существенно улучшить свое положение", – отмечает историк. Так, призывая доносить на дворян, не явившихся на обязательный смотр, царь обещал: "…на таких всем доносить вольно, кто б какого звания ни был, которым доносителям все их пожитки и деревни отданы безо всякого препятствия". При этом за ложный донос никакой ответственности не предусматривалось – фискалов всячески оберегали.
В систему надзора как обязательный элемент вошла и церковь: церковнослужители обязаны были подавать списки тех, кто исповедуется реже, чем положено – для последующего штрафования таких ослушников. Разумеется, если в исповеди упоминалось о чем-то, что можно расценить как государственное преступление (а список таковых был весьма обширен) – причем даже если речь шла не о деянии, а о помысле – священник был обязан донести, куда следует. Тот, кто отказывался от доносительства, сначала подвергался штрафу, а потом "за то извержен будет священства".
Немало удивительных сведений приводится в книге и о петровских методах крещения завоеванного населения. Царь умело использовал "кнут" и пряник". Так, по одному из указов, "басурмане махометанской веры" в Казанской и Астраханской губерниях, не пожелавшие в течение полугода принять святое крещение, лишались всех своих владений – в пользу государя. Зато пожелавшие креститься язычники и иноверцы получали льготу в платежах налогов, "награждались землей и крестьянами, даже освобождались от уголовных наказаний, в том числе и смертной казни за убийства и тяжкие преступления".
Энергичный император рассматривал Церковь как "один из инструментов воспитания верноподданных", вера стала "средством испытания политической благонадежности". Если уж нерегулярное посещение церкви воспринималось как признак неблагонадежности, то борьба с раскольниками при Петре "превратилась в полицейскую акцию, регулярно осуществляемую самим государством". Раскольники обязаны были платить двойной налог и носить особый знак на одежде – козырь, т.е. "лоскут красного сукна с желтою нашивкою". Причем «закон запрещал им носить одежду красного цвета, чтобы козыри не сливались с одеждой…». Женам же раскольников предписывалось носить “платья опашни и шапки с рогами”.
Подобных инициатив в книге приводится немало, что несколько изменяет сложившееся стереотипное представление о Петровской России и навевает невольные аналогии со временами, гораздо более близкими.
4. Великий император. Тем не менее, масштабность замыслов Петра, его энергия и целеустремленность вызывают уважение. Он четко ставил цель и использовал все возможные пути для ее достижения. Он умело подбирал соратников. Он создал российский флот, что, по мнению автора книги, "применительно к России XVII – начала XVIII века можно сравнить, без особой натяжки, с современными космическими программами". Он действительно "прорубил окно в Европу". Если бы не болезнь и смерть этого великого самодержца, он, вполне возможно, осуществил бы и свою мечту по завоеванию Индии и Китая. Величие личности Петра особенно ощутимо по контрасту с его последователями, которые за недостатком масштабности и решительности не смогли развить его идеи и вынуждены были разбираться с возникшими в результате его деятельности кризисами.
5. Петровская Россия. Помимо личности великого императора в книге ярко и многосторонне представлена и жизнь Петровской России – армия и культура, промышленность и крестьянство, полиция и бюрократия, письма и указы, признания и доносы, дипломатические интриги и "украинский вопрос". Обилие материала и изящество изложения делают чтение не только полезным, но и увлекательным.
- Анисимов Е. Петр Великий: личность и реформы. СПб.: Питер, 2010.
Написать комментарий