Кадры для нанонауки и наноиндустрии: кто делает будущее?
Расчеты показывают, что удельная численность американских исследователей больше российский в 6 раз, что ставит вопрос о том, кто же будет развивать нанонауку в нашей стране. Должностные же требования «Роснанотеха» к аналитикам и маркетологам рынка наноиндустрии настолько странные, что вызывают сомнения в том, что на нем найдут применение хоть какие-то инновации.
За последнее десятилетие произошли существенные структурные сдвиги в кадровом составе науки. Прежде всего, значительно уменьшилась численность занятых в исследованиях и разработках: с 1943,4 тыс. человек в 1990 г. до 813,2 тыс. человек в 2005 г., что составляет 41,8% от уровня 1990 года. При этом численность исследователей сократилась на 60,6%, составив 391,1 тыс. человек (48,7% от общего числа занятых) в 2005 г. против 992,6 тыс. человек (51,1%) в 1990 году. Основными причинами подобного сокращения являются массовый отток кадров в более престижные и лучше оплачиваемые сферы деятельности, а также переезд специалистов в другие страны для продолжения своей профессиональной деятельности.
В США наблюдалась прямо противоположная тенденция: произошел рост не только численности занятых сфере ИиР на 32% (с 4133 тыс. человек в 1990 г. до 5455 тыс. человек в 2000 г.), но и увеличение доли исследователей в общем количестве занятых в сфере ИиР с 80,6% до 87,2% за тот же период времени. Используя приведенные данные, рассчитаем количество ученых, приходящихся на 1000 человек населения (таблица).
Таблица. Сравнительная характеристика численности занятых в сфере исследований и разработок в России и США
Год |
1990 |
2000 |
2005 |
||
Страна |
Россия |
США |
Россия |
США |
Россия |
Численность населения, млн. чел. |
148,3 |
250,0 |
146,3 |
275,0 |
142,8 |
Численность, занятых в сфере ИиР, тыс. чел |
1943,4 |
4133,0 |
887,7 |
5455,0 |
813,2 |
Численность исследователей, тыс. чел. |
992,6 |
3333,0 |
426,0 |
4755,0 |
391,1 |
Численность занятых в сфере ИиР на 1000 населения |
13,1 |
16,5 |
6,1 |
19,8 |
5,7 |
Численность исследователей на 1000 населе-ния |
6,7 |
13,3 |
2,9 |
17,3 |
2,7 |
Данные таблицы показывают, что по удельному показателю занятых в сфере ИиР в 2000 г. Россия отставала от США более чем в 3 раза. Еще большее отставание России прослеживается в отношении категории исследователей. В 2000 г. показатель численности исследователей на 1000 жителей в США превышал аналогичный показатель в России практически в 6 раз. Отсутствие данных по США в 2005 г. не позволяет произвести сравнительную характеристику, однако очевидно, что при сохранении в России тенденции к сокращению численности занятых к настоящему времени указанный разрыв, скорее всего, возрос. Кроме того, в отдельных источниках отмечается, что показатель количества ученых на 100 тысяч человек населения в нашей стране примерно на 30% меньше, чем в любой развитой стране мира.
Другой аспект рассматриваемой проблемы касается возрастного состава российских исследователей. За период с 1983 г. по 2004 г. средний возраст исследователей вырос с 41,8 лет до 52,9 лет. Это связано с тем, что происходивший отток кадров в бизнес и за границу затронул наиболее продуктивные поколения (возрастные категории 30–39, 40–49 лет). Существующий состав научных работников не может являться движущей силой развития российской науки не столько в связи с отсутствием опыта и креативности, сколько в силу естественных причин, связанных с прекращением трудовой деятельности и выходом на пенсию.
Следует отметить, что некоторая работа по кадровому обеспечению наноиндустрии осуществляется в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Цель этой работы состоит в том, чтобы повысить конкурентоспособность российского высшего образования, стимулировать инновационное развитие университетов, обеспечить их активную роль в формировании национальной инновационной системы. Для достижения указанной цели проводятся такие мероприятия, как открытие новых образовательных специальностей, формирование системы управления инновационными образовательными программами, создание новых подразделений, закупка, установка и введение в эксплуатацию научного оборудования.
Так, например, в рамках направления подготовки дипломированных специалистов введены новые специальности: "Нанотехнология в электронике" (подготовка осуществляется в 11 вузах, базовый – Московский государственный институт электронной техники) и "Наноматериалы" (подготовка – в 7 вузах, базовый – Московский государственный институт стали и сплавов). В Дальневосточном государственном университете создан новый научно-образовательный центр "Нанофизика и нанотехнологии", в состав которого входят лаборатории технологии двумерной микроэлектроники, лаборатории технологии гомоэпитаксии, учебной лаборатории нанотехнологии.
Естественно, подобные меры необходимы. Однако привлечение, подготовка и закрепление молодых научных кадров для обновленного технологического комплекса Российской Федерации требует достаточно длительного времени. А в условиях, когда мир фактически находится на стадии формирования рынка нанотехнологий, и России надо «завоевывать» на нем свое место, времени на воспитание новых кадров, а это как минимум 5-7 лет, у страны фактически нет.
Таким образом, приведенные данные ставят под сомнение тезис о достаточном количестве ученых в России, способных достаточно быстро восполнить нехватку специалистов для развития нанонауки, которая сейчас ощущается.
Дополнительно хотелось бы рассмотреть еще один аспект, также связанный с кадрами, но уже с кадрами, являющимися своего рода связующим звеном между наукой и бизнесом, менеджерами наноиндустрии. На своем сайте в разделе «Вакансии» госкорпорация «Роснанотех» разместила информацию об открытии вакансий по ряду специальностей. Среди них, например, есть такие специальности как аналитик инвестиционных проектов и инвестиционный менеджер. Остановимся на этих, на наш взгляд, достаточно важных должностных позициях.
Прежде всего, каковы должностные обязанности указанных профессиональных контингентов? К основным задачам и обязанностям по данным специальностям относятся проведение маркетинговых исследований, аналитическая поддержка и оценка инвестиционных проектов, работа над венчурными проектами и т.п. Все это вполне обычные для такого рода специальностей обязанности.
Какие же требования предъявляются со стороны «Роснанотеха» к претендентам на данные должности? Прежде всего, наличие двух высших образований. Базовое – техническое (МФТИ, МГУ, МГТУ и других ведущих технических ВУЗов). Второе – экономическое, либо наличие дипломов о прохождении тренингов и сертификатов CFA, PMI и т.п. Кроме того, приветствуется степень MBA. Помимо этого необходимы: опыт работы; умение проводить отраслевую экспертизу (электроника, химия, физика, поверхности, оптика); знание корпоративных финансов, инвестиционного анализа, отчетности, английского языка; активная жизненная позиция и системное мышление.
Конечно, эти требования объяснить можно. Для проведения отраслевой экспертизы необходимо техническое образование (если только выполнение этой функции действительно необходимо специалистам рассматриваемых специальностей). Маркетинг, финансы, отчетность, инвестиционные проекты, бизнес-планы – это прерогатива профессионалов с экономическим образованием. Вопрос заключается в том, насколько люди действительно могут соответствовать этим требованиям.
В чем сомнения? В двух высших образованиях. В целом людей, имеющих два высших образования, можно разделить на две группы. К первой относятся те, для кого второе образование – это своего рода повышение квалификации. Вторая группа представлена людьми, которые не смогли реализовать себя по полученной специальности, а та работа, на которую они устроились (тем более вполне престижная) требует других знаний, а часто и другого образования. Тогда люди снова идут учиться. К сожалению, чаще при получении второго образования превалируют мотивы, присущие второй группе. И часто на практике второе высшее образование – это скорее недостаток, чем достоинство.
Вернемся к рассматриваемым специальностям. В идеале человек, удовлетворяющий вышеуказанным требованиям, должен обладать достаточными знаниями и навыками по первому образованию (техническому), а также иметь хорошие знания и опыт работы в области экономики (указанные специальности все-таки больше экономические). Вероятность того, что люди, отвечающие таким требованиям, найдутся, достаточна высока. Однако вероятность того, что это люди, которые действительно являются такими высококлассными специалистами, значительно меньше. Будем надеяться, что все-таки именно такие специалисты придут работать в «Роснанотех». Ведь от управленческих решений, принимаемых на основе маркетинговых исследований, финансового и инвестиционного анализа, во многом зависит то, как будут развиваться нанотехнологии в России.
Таким образом, в настоящее время российская наноиндустрия ощущает острую нехватку высококлассных специалистов как для развития нанонауки, так и для продвижения ее результатов на рынок. А без решения этой проблемы Россия может оказаться в числе аутсайдеров мирового рынка нанотехнологий.
Написать комментарий
Дефицит кадров остается серьезным барьером для того, чтобы Россия серьезно занималась нанотехнологиями. Потребность специалистов для России составляет 100-150 тыс. человек. Можно сказать что потребность не в кадрах, а в мозгах. В октябре 2008 наблюдательный совет "Роснанотех" утвердил проект подготовки студентов Московского физико-технического института и Московского института стали и сплавов для наноиндустрии. Участие примут 15 студентов, которые сейчас обучаются в магистратуре. Эти 15 студентов были отобраны по конкурсу. На их подготовку корпорация потратит 11 млн. 240 тысяч рублей плюс расходы самих вузов. Получается что за такие деньги обучение могут пройти только 15 человек. До 2015 года в Государственную корпорацию по нанотехнологиям профинансируют на 318 млрд руб. и тут мы впереди планеты всей. Такие вещи делаются только под гос. заказ! Тогда точно устанавливается срок, к которому, что-то нужно сделать, за нарушение сроков, миллиардные штрафы. Конечно наши супер -топы провалят все сроки, но их за это надо серьезно штрафовать! При таком раскладе, им придется нанимать рабочих, ученых, инженеров и что-то начинать делать, и только тогда эти деньги пойдут в народ и науку.