21 НОЯ, 16:00 МСК
USD (ЦБ)    100.0348
EUR (ЦБ)    105.7338


Энергосбережение должно быть практичным!

22 Марта 2010 9662 1 Политика
Энергосбережение должно быть практичным!

Энергосбережение становится одной из важнейших задач российской экономики. Но как этого добиться? Свое видение этого отражает подготовленный Закон об энергосбережении. Но насколько он адекватен новым экономическим реалиям? Чего он не учитывает?

Закон об энергосбережении, к сожалению, является документом старого поколения. Сегодня управление сложной системой в директивном режиме «приказ-выполнение-контроль» для сложной многоуровневой системы невозможно. Результатом будет коррупция.

Нельзя одни и те же решения продвигать в регионах, у которых уровень социально-экономического развития различается в десятки раз (по оценкам РАН на 2002 год, в 70 раз). Многие важнейшие показатели (например, сумма возможных инвестиций в энергосбережение) определяется как разность доходов и необходимых расходов, т.е. фактическое неравенство инвестиционных возможностей еще выше – 250-1000 раз. Треть муниципальных образований (около 8 из 25 тысяч) находятся в крайне сложной экономической ситуации и имеют просроченные задолженности прошлых периодов энергетикам, которые в условиях финансового кризиса просто не в состоянии погасить. Очень высок инвестиционный барьер для постановки инновационных технологий на производство – в этом случае предъявление претензий и взимание штрафов за несоответствие устанавливаемым продвинутым нормативным показателям только ухудшит экономическую ситуацию предприятия в условиях финансового кризиса. Аналогичной выглядит и проблема внедрения инноваций за счет ужесточения технических регламентов – при некотором повышении нижнего порога по технологической эффективности целый ряд предприятий в отрасли может стать банкротом.

Уровень технологического износа в среднем высок, а в частности сильно меняется в зависимости от уровня экономического развития городов и поселений. Как правило, у муниципальных образований со сложным экономическим положением уровень износа оборудования существенно выше, а квалификация специалистов ниже, чем у относительно благополучных. В итоге разница в ситуации увеличивается еще на порядок.

Очень важно определить, на каком участке кривой износа находится система – она может пройти точку существенного увеличения отказов, выйти на экспоненциальный участок их нарастания и в этом случае восстановление ресурса системы становится нерентабельным и необходимо создание новой системы энергообеспечения.

А как обстоит дело с загрузкой мощностей и политикой местных энергетических компаний? Во Владимире ТЭЦ мощностью 400 МВт загружалась под имеющуюся тепловую нагрузку, что соответствовало мощности 100 МВт, нехватка энергии (мощности) восполнялась закупками на НОРЭМ. В Москве же ТЭЦ работали в конденсационном режиме, неэффективность которого оплачивал потребитель.

В соответствии с действующим законодательством признаны затратная, доходная, индикативная системы формирования тарифов. Затратная фактически ликвидирует мотивацию к энергосбережению, доходная является нерыночной, действующая индикативная неустойчива: в соседних регионах тарифы по теплу отличаются вдвое, внутри региона – до 30 раз (по воде зафиксирован рекорд в 112 раз). Тарифная система нуждается в доработке на иных принципах, например, на основе соответствия тарифов состоянию экономики города. Существующая система производственных и инвестиционных программ нуждается в дополнении институтом инновационных программ, которые будут иметь своей целью существенное улучшение экономической ситуации системы энергообеспечения в целом или хотя бы некоторых ее подсистем.

Продвигать  конкретные технологические решения в условиях экономической, технической и технологической мозаики просто недопустимо. Даже счетчики нужны в первую очередь всего 2% абонентов, имеющих существенные отклонения от типовых проектов.

Вся история энергосбережения в СССР и России с 1970 г. – это история неудач, ограниченных решений. И даже административный ресурс ЦК не помог решению задач.

Продвижение энергосбережения должно носить только системный характер, с диагностикой, увязкой и рыночным регулированием (преференции, а не приказы и штрафы!) экономических интересов. Энергосбережение должно иметь характер социального проекта, который широко обсуждается общественностью; должны быть четко определены исполнители, которым поручаются именно те мероприятия, которые соответствуют экономическим интересам групп.

Вопросы энергосбережения необходимо увязать с вопросами надежности, качества энергообеспечения, состоянием износа систем энергообеспечения. Спектр программ – производственных и инвестиционных – должен быть расширен, необходимы инновационные программы.

Недостатки закона требуют пересмотра или детализации ряда его положений. Может быть, удастся сделать это за счет подзаконных актов?

Владимир Ворожихин

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
М
02.06.2010 0 0
Максимов Сергей:

Энергоресурсосбережение представляет собой проблему, которая включает все элементы технического обеспечения объектов,ведения процесса в:(теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение).Для верного развития необходима разработка и внедрение работающего экономического и правового принципа, который бы стимулировал энергосбережение, как нас, потребителей, так и производителей тепловой энергии.Необходимо смотреть на западный опыт,использовать те инновационные программы по контролю и раскрытию данного ресурса,а не брать то,от чего запад и европейские страны отказываются!



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more