Энергосбережение должно быть практичным!
Энергосбережение становится одной из важнейших задач российской экономики. Но как этого добиться? Свое видение этого отражает подготовленный Закон об энергосбережении. Но насколько он адекватен новым экономическим реалиям? Чего он не учитывает?
Закон об энергосбережении, к сожалению, является документом старого поколения. Сегодня управление сложной системой в директивном режиме «приказ-выполнение-контроль» для сложной многоуровневой системы невозможно. Результатом будет коррупция.
Нельзя одни и те же решения продвигать в регионах, у которых уровень социально-экономического развития различается в десятки раз (по оценкам РАН на 2002 год, в 70 раз). Многие важнейшие показатели (например, сумма возможных инвестиций в энергосбережение) определяется как разность доходов и необходимых расходов, т.е. фактическое неравенство инвестиционных возможностей еще выше – 250-1000 раз. Треть муниципальных образований (около 8 из 25 тысяч) находятся в крайне сложной экономической ситуации и имеют просроченные задолженности прошлых периодов энергетикам, которые в условиях финансового кризиса просто не в состоянии погасить. Очень высок инвестиционный барьер для постановки инновационных технологий на производство – в этом случае предъявление претензий и взимание штрафов за несоответствие устанавливаемым продвинутым нормативным показателям только ухудшит экономическую ситуацию предприятия в условиях финансового кризиса. Аналогичной выглядит и проблема внедрения инноваций за счет ужесточения технических регламентов – при некотором повышении нижнего порога по технологической эффективности целый ряд предприятий в отрасли может стать банкротом.
Уровень технологического износа в среднем высок, а в частности сильно меняется в зависимости от уровня экономического развития городов и поселений. Как правило, у муниципальных образований со сложным экономическим положением уровень износа оборудования существенно выше, а квалификация специалистов ниже, чем у относительно благополучных. В итоге разница в ситуации увеличивается еще на порядок.
Очень важно определить, на каком участке кривой износа находится система – она может пройти точку существенного увеличения отказов, выйти на экспоненциальный участок их нарастания и в этом случае восстановление ресурса системы становится нерентабельным и необходимо создание новой системы энергообеспечения.
А как обстоит дело с загрузкой мощностей и политикой местных энергетических компаний? Во Владимире ТЭЦ мощностью 400 МВт загружалась под имеющуюся тепловую нагрузку, что соответствовало мощности 100 МВт, нехватка энергии (мощности) восполнялась закупками на НОРЭМ. В Москве же ТЭЦ работали в конденсационном режиме, неэффективность которого оплачивал потребитель.
В соответствии с действующим законодательством признаны затратная, доходная, индикативная системы формирования тарифов. Затратная фактически ликвидирует мотивацию к энергосбережению, доходная является нерыночной, действующая индикативная неустойчива: в соседних регионах тарифы по теплу отличаются вдвое, внутри региона – до 30 раз (по воде зафиксирован рекорд в 112 раз). Тарифная система нуждается в доработке на иных принципах, например, на основе соответствия тарифов состоянию экономики города. Существующая система производственных и инвестиционных программ нуждается в дополнении институтом инновационных программ, которые будут иметь своей целью существенное улучшение экономической ситуации системы энергообеспечения в целом или хотя бы некоторых ее подсистем.
Продвигать конкретные технологические решения в условиях экономической, технической и технологической мозаики просто недопустимо. Даже счетчики нужны в первую очередь всего 2% абонентов, имеющих существенные отклонения от типовых проектов.
Вся история энергосбережения в СССР и России с 1970 г. – это история неудач, ограниченных решений. И даже административный ресурс ЦК не помог решению задач.
Продвижение энергосбережения должно носить только системный характер, с диагностикой, увязкой и рыночным регулированием (преференции, а не приказы и штрафы!) экономических интересов. Энергосбережение должно иметь характер социального проекта, который широко обсуждается общественностью; должны быть четко определены исполнители, которым поручаются именно те мероприятия, которые соответствуют экономическим интересам групп.
Вопросы энергосбережения необходимо увязать с вопросами надежности, качества энергообеспечения, состоянием износа систем энергообеспечения. Спектр программ – производственных и инвестиционных – должен быть расширен, необходимы инновационные программы.
Недостатки закона требуют пересмотра или детализации ряда его положений. Может быть, удастся сделать это за счет подзаконных актов?
Написать комментарий
Энергоресурсосбережение представляет собой проблему, которая включает все элементы технического обеспечения объектов,ведения процесса в:(теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение).Для верного развития необходима разработка и внедрение работающего экономического и правового принципа, который бы стимулировал энергосбережение, как нас, потребителей, так и производителей тепловой энергии.Необходимо смотреть на западный опыт,использовать те инновационные программы по контролю и раскрытию данного ресурса,а не брать то,от чего запад и европейские страны отказываются!