Главной причиной упадка лесной промышленности является вовсе не кризис
Российское правительство не готово предпринять решительные меры по спасению лесной отрасли, полагая, что основной причиной упадка лесного хозяйства является кризис. Об этом свидетельствует состоявшееся в октябре заседание Правительства РФ, на котором обсуждались проблемы лесного комплекса.
Правительство пытается устранить симптомы, а не причины упадка лесной отрасли
Во вступительной речи на заседании премьер-министр Владимир Путин в качестве мер по поддержке лесной отрасли упомянул субсидирование ставок по кредитам, привлекаемым на текущую деятельность и под экспортные поставки, а также выделение средств на приобретение техники. Кроме того, напомнил премьер, "ряд предприятий отрасли включен в т.н. список системообразующих предприятий Правительства, что открывает доступ к госгарантиям". Модернизации отрасли, по его мнению, будет способствовать также субсидирование процентных ставок по кредитам, обнуление таможенных пошлин на некоторые виды техники и продление до 2015 года возможности предоставления лесных участков без проведения их кадастрового учёта. В качестве основного инструмента по повышению конкурентоспособности российских лесопромышленных предприятий правительство рассматривает политику таможенно-тарифного регулирования, о создании же условий, стимулирующих модернизацию и инновации, на заседании говорилось лишь в самых общих чертах. Складывается впечатление, что правительство упорно не хочет признать, что тяжелое положение лесной промышленности вызвано отнюдь не кризисом, а неграмотной реформой лесоуправления и устаревшей нормативной базой, которая препятствует реализации возможностей, заложенных в новом Лесном кодексе. Очевидно, что точечная помощь проектам, которым посчастливилось доказать свою приоритетность, не сможет серьезно улучшить положение дел во всей отрасли.
Меры, предлагаемые правительством, либо вынужденные, либо несвоевременные, либо просто вредные
Еще весной 2006 года правительство решило стимулировать развитие отечественной лесоперерабатывающей промышленности с помощью поэтапного повышения экспортных пошлин на необработанную древесину. "С июля 2007 года пошлина повысилась с 4 до 10 евро за кубометр, а с апреля 2008 года - до 15 евро (25% стоимости древесины). Одновременно были предусмотрены льготы по аренде леса для инвесторов, которые будут строить лесоперерабатывающие комбинаты" и отменены экспортные пошлины на большинство видов продукции лесопереработки (340 видов).
Однако такая политика способствовала лишь сокращению экспорта, роста же деревообрабатывающей промышленности не произошло. "Производство изделий из дерева перестало расти примерно с лета 2008 года. До того оно увеличивалось примерно на 15%, но во второй половине года начался спад. Суммарно по итогам 2008 года, правда, еще был зафиксирован слабый рост -1,4%. В этом году спад в лесопереработке усилился. За январь-август производство изделий из дерева снизилось почти на четверть (24,4%). Особенно сильным оказался спад в строительной индустрии: производство деревянных домов, дверных и оконных блоков сократилось на 35-54%. Целлюлозно-бумажное производство упало на 16% (выпуск книг, газет и журналов - на 24-31%).
Естественно, при таком спаде инвестиционные проекты замораживаются. Минпромторг включил 75 проектов стоимостью почти 430 млрд руб. в перечень приоритетных инвестпроектов в области лесопереработки. Однако завершено только восемь из них - стоимостью 16,3 млрд руб. Это жалкие 3,8% суммы, на которую рассчитывал Минпром. На подходе еще семь проектов. Завершают проекты те инвесторы, которых кризис застал на середине пути, когда сворачивать назад было уже поздно.
Никакого притока иностранных инвестиций в переработку леса не произошло. Так, из этих 75 проектов пострадавшие больше всех инвесторы из Финляндии реализуют всего один, сравнительно небольшой проект", - отмечает журналист Борис Грозовский.
В таких условиях правительство просто вынуждено было ввести мораторий на дальнейшее намеченное по плану повышение экспортных пошлин.
Предлагаемое же снижение импортных пошлин на лесоперерабатывающую технику не сможет серьезно улучшить ситуацию, поскольку деньги на покупку оборудования у леспрома сейчас вряд ли найдутся. Кроме того, у правительства, похоже, нет четкого мнения по этому вопросу. Первый вице-премьер Виктор Зубков, например, считает объем импорта лесного оборудования огромным и уверен в необходимости, наоборот, повысить соответствующие пошлины, чтобы стимулировать развитие отечественного машиностроения. Речь идет, прежде всего, о деревообрабатывающих станках. "Может быть, нужно создать специальную программу или подпрограмму, чтобы загрузить в полном объеме наши предприятия, которые могут делать станки, - пусть не сложные или сверхсложные, а нормальные", - заявляет Виктор Зубков. Правда, обещается, что повышение пошлин не коснется продукции, аналогов которой не производится на территории России.
Что же касается разрешения брать в аренду лес без его кадастрового учета, то без этой вынужденной меры лесозаготовку пришлось бы фактически остановить, поскольку на сегодняшний момент завершено описание всего 10% участков. И форсировать этот процесс чиновники не рвутся - ведь такая ситуация позволяет, во-первых, отдавать лес в аренду или продавать его по дешевке, а во-вторых, затрудняет контроль за арендаторами и пользователями участков, так что они спокойно могут выдавать сплошные рубки за санитарную чистку леса.
Действующий с 2007 года Новый Лесной кодекс несовершенен и, к тому же, предоставляет простор для коррупции. В нем, например, определено, что в основном лес должен передаваться в аренду, и лишь в исключительных случаях продаваться лесозаготовителям - ведь только у арендаторов есть обязанности восполнять лесные ресурсы. Однако регионам даны широкие полномочия в области передачи лесных участков, так что весьма часто лесозаготовители договариваются с региональными властями "на взаимовыгодных условиях". Например, по данным председателя комитета Госдумы по природным ресурсам Натальи Комаровой, в одном из регионов в 2008 году было заключено 15 договоров аренды лесных участков и 1394 договора купли-продажи.
"Коррупционной оказалась и норма, по которой компании, реализующие приоритетные инвестпроекты в лесопереработке, могут брать лес в аренду без аукциона и по пониженным ставкам".
Основные причины упадка в лесной отрасли
Леса покрывают 70 процентов нашей страны. "На территории РФ расположено почти 25% мирового леса, общий запас древесины составляет 82 млрд. куб. м при ежегодном допустимом объеме рубки в размере около 0,5 млрд. кубов, из которых используются сегодня менее чем четверть. Несмотря на внушительные запасы древесины, эффективность функционирования отрасли по международным меркам очень низкая... Доход российских производителей с одного кубометра заготовленной древесины составляет около 70 долл., что почти в пять раз меньше, чем в среднем по мировому рынку лесоматериалов. Кроме того, удельный вес лесоперерабатывающего комплекса в общей производственной структуре на протяжении последних нескольких лет уменьшается - с 4,8% в 2000 г. до менее чем 4% в 2007 г., при том, что спрос на продукцию лесопереработки растет как на внутреннем, так и на внешних рынках". (http://www.audit-it.ru/articles/finance/a106/194177.html)
По мнению участников рынка, основными причинами столь бедственного положения являются:
- несовершенная система государственного управления лесными ресурсами;
- недостаточное финансирование предприятий лесоперерабатывающего комплекса;
- ориентация большинства предприятий на выпуск продукции с низкой степенью переработки;
- высокий уровень незаконной вырубки древесины.
Нетрудно заметить, что все эти причины взаимосвязаны. Отсутствие четкой и разумной законодательной базы, с одной стороны, оставляет лазейку для незаконной вырубки лесов, а, с другой - снижает привлекательность лесной отрасли для инвесторов и, таким образом, усугубляет дефицит средств в лесопромышленном комплексе, затрудняя, в том числе, и модернизацию предприятий.
Кому должны принадлежать российские леса?
"Одной из особенностей российской системы управления лесами является ее высокая централизация, что существенно усложняет скорость принятия управленческих решений и эффективность последующего контроля. Основным собственником лесов является государство, на котором лежит бремя ответственности по сохранению лесных ресурсов и выработке стратегических направлений развития отрасли. Как показывает мировая практика управления лесами, централизованная система не обеспечивает необходимой экономической эффективности работы отрасли".
Возможны несколько путей децентрализации. Леса можно приватизировать, сдавать в аренду, расширить права и обязанности регионов и областей по управлению лесными ресурсами.
Часть участников лесного рынка считает, что хорошие результаты могла бы принести продажа леса в рассрочку на 49 лет ответственным лесопользователям. В противном случае, по мнению председателя правления Псковской ассоциации лесопромышленников, директора компании "Балт-Струг" Виктора Решетова, "лесопользователи так и будут чувствовать себя в лесу "квартиросъёмщиками": "А если человек снимает квартиру, то он никогда не будет перекрывать крышу, он только поклеит новые обои - и всё". "Что бы там лесопользователи ни декларировали, как бы они ни клялись беречь лесное богатство, они навряд ли будут заботиться о будущем лесных участков как должно, потому что знают, что в этом случае "все пенки снимет кто-то другой", так как им придётся "дарить" результаты своего труда государству. "Это тупик", - считает предприниматель.
Однако российское правительство возражает против широкой приватизации лесов - об этом, в частности заявил премьер-министр Владимир Путин на прошедшем в конце октября российско-финляндском Лесном форуме. По мнению главы правительства, стабильной работе в сфере лесопереработки будет способствовать долговременная аренда. Одна из поправок, внесенных в Лесной кодекс, отменяет с 2009 года договор купли-продажи лесных насаждений и делает основной формой работы аренду лесного участка.
Стоит подчеркнуть, что устойчивое развитие лесного хозяйства возможно лишь при долговременных сроках аренды - ведь только в этом случае арендатор отвечает не только за заготовку, но и за воспроизводство леса, за его охрану. Однако сегодня, по мнению заместителя руководителя Федерального агентства лесного хозяйства РФ Бориса Большакова, почти половину общего объема лесозаготовок производят лесопользователи, арендующие лес у государства по краткосрочному договору, и этот показатель растет. Долгосрочные же арендаторы снижают объемы заготовок. Аренда лесных угодий - слишком большая ответственность, проще заключить краткосрочный договор, получить прибыль и уйти без восстановления выработанного участка, поясняет Борис Большаков.
При этом ответственность арендаторов - вещь совершенно необходимая. По мнению губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова, отношение к арендаторам должно быть более строгим. Так, правительство Ленобласти при невыполнении арендаторами принятых на себя обязательств намерено "принимать меры вплоть до расторжения договоров лесопользования".
Согласно Лесному кодексу, минимальный срок аренды лесов составляет 10 лет (не считая передачи лесов в аренду в целях, не связанных с использованием лесных ресурсов - для этих случаев минимальный срок составляет 1 год). Однако отмена купли-продажи леса и увеличение минимальных сроков аренды находят поддержку далеко не у всех участников рынка. Так, по мнению начальника департамента лесного комплекса Кемеровской области Владимира Рыкалова, эти меры отрицательно скажутся на развитии малого бизнеса и заставят его вновь уйти в подполье. "Арендные отношения влекут за собой более серьезные финансовые затраты и серьезные обязательства... малый бизнес финансово не потянет аренду", - поясняет он, не уточняя, к сожалению, каким образом малый бизнес может, в таком случае, "потянуть" выкуп лесных участков.
Развитие лесной промышленности невозможно без создания инфраструктуры
Сохранение государственной собственности на лесные угодья автоматически ставит перед государством задачу развития инфраструктуры лесного комплекса - без этого невозможно привлечение ни арендаторов, ни инвесторов.
На одну тысячу кв. км леса в России приходится лишь 1,2 км лесных дорог. Труднодоступность леса - одна из причин того, что по объемам заготавливаемой древесины Россия уступает США, Канаде и Бразилии, обеспечивая только 6% от мирового объема лесозаготовки. Лесовозных магистралей в России почти в десять раз меньше, чем в Америке, и в среднем только 11 % из них имеют твердое покрытие. Чтобы восполнить этот разрыв, необходимо строить около 3 тысяч лесных дорог в год, отметил глава Коми Владимир Торлопов, выступивший с докладом в рамках проходившего в Санкт-Петербурге Лесного форума. Между тем, строительство лесных дорог считается далеко не первоочередной задачей даже в регионах, где лесное хозяйство является одной из традиционных отраслей экономики. В Коми, например, ежегодно вводится в строй не более 200 километров путей, из них всего 30-50 километров с твердым покрытием, а в Вологодской области - не больше 30 километров дорог.
Конечно, подобный подход можно объяснить недостатком средств - тем более, в условиях кризиса. Однако очевидно, что без создания инфраструктуры развитие лесного бизнеса невозможно. Строительство дорог не только поможет лесной отрасли, но и создаст немалое количество рабочих мест, что тоже немаловажно. Привлечению средств в лесную отрасль способствовало бы принятие законов, которые стимулировали бы инвесторов.
Кроме того, по мнению председателя комитета по развитию лесной промышленности и лесного хозяйства Торгово-промышленной палаты РФ Александра Белякова, лесной отрасли необходим залоговый механизм, благодаря которому "можно было бы сделать минимальные вложения в 3 триллиона рублей на 10-15 лет, а потом получать доход, сопоставимый с прибылью от нефти и газа, с той разницей, что "черное золото" кончается, а лес растет". Другими словами, мы теряем возобновляемый экономический ресурс, который при правильном к нему отношении может давать в бюджет порядка 100 миллиардов долларов ежегодно.
Почему возможен нелегальный оборот леса и как с ним бороться?
Сильно мешает развитию лесной отрасли и высокий уровень незаконной вырубки и экспорта леса. По разным оценкам, нелегальные вырубки достигают от 20 млн. до 50 млн. куб. м в год. Годовой объем нелегальных заготовок Рослесхоз оценивает в 15-20 млн. куб. м. Гринпис добавляет к ним еще и "серые" поставки, в результате итоговая сумма удваивается. Особенно высок процент нелегальной вырубки леса в Сибири и на Дальнем Востоке. Большая часть древесины оттуда незаконно переправляется в Китай. Поэтому китайские импортеры круглого леса не особенно волнуются по поводу повышения экспортных пошлин российской стороной и не спешат вкладывать деньги в строительство лесоперерабатывающих комплексов на территории РФ.
Главная причина такого бедственного положения - несовершенство законодательства, причем это касается буквально каждого этапа заготовки и продажи леса. Строгий учет лесных вырубок в России не ведется, что провоцирует незаконные лесозаготовки, заявил в интервью РИА Новости президент Российского общества лесоводов, академик РАСХ Анатолий Писаренко. "Мы потеряли в полной мере учет вырубаемой древесины, и это дало толчок для незаконных лесозаготовок", - сказал Писаренко. По его словам, необходимо внести изменения в ряд статей Лесного кодекса, чтобы "определиться с нормами, где и сколько леса можно рубить".
Незаконному обороту древесины способствует сложившаяся в стране разветвленная сеть мелкопартионной скупки древесины за наличные деньги. При таком положении дел стабильные лесопользователи-арендаторы не нужны. Одна из типовых схем сокрытия и легализации незаконно заготовленной древесины заключается в следующем. "Первоначально составляется акт о незаконных рубках в минимальных объемах на некотором лесном участке. После оформления необходимых процессуальных документов выписывается лесорубочный билет на очистку леса от захламленности после незаконной рубки на весь участок и всю оставшуюся древесину. Таким образом, дальнейшее хищение леса идет уже на законном основании. По данным Рослесхоза, в результате дистанционного контроля лесных массивов с применением аэросъемки в 2005 - 2006 годах были зафиксированы значительные масштабы нарушений, превышающие официальные показатели. Причем первые же данные такого мониторинга, проведенного на Дальнем Востоке, дали основания для немедленного снятия с должностей 12 руководителей лесхозов". (http://www.audit-it.ru/articles/finance/a106/194177.html)
Нелегальному обороту леса способствует и отсутствие унифицированных разрешительных документов на перевозку леса. "Древесину возят с различными документами, вплоть до ксерокопии лесорубочного билета. У сотрудников ГИБДД и Ространснадзора нет нормативной основы для участия в контроле лесоперевозок. В таких условиях сотрудники ДПС в журналах учета проверяемых транспортных средств фиксируют лишь сведения формального характера".
Нет четких законов и в том, что касается таможенного контроля. Во-первых, несмотря на установление отдельных мест для таможенного декларирования лесоматериалов (с использованием специальной техники и привлечением специалистов), "продолжает существовать множество мест их отгрузки и фактического вывоза за пределы страны (порой значительно удаленных от мест таможенного декларирования и не оборудованных для проведения эффективного контроля вывозимых грузов)" - то есть, экспортируемый лес фактически проходит мимо специализированной таможни.
Однако даже если этого не происходит, таможенники часто сталкиваются с недостоверным декларированием древесины и изделий из нее. Это может касаться количества груза. "Например, железная дорога измеряет перевозимый лес тоннами, а таможня кубическими метрами. Для ж/д важно, чтобы в одном вагоне фиксировался максимальный вес, а для таможни - объем. По нормам ж/д при предельно допустимом весе вагона 63 тонны объем должен составлять не менее 72 кубометров (с учетом средних показателей по влажности и плотности леса). На поверку оказывается, что 63 тонны, например, ангарской сосны дают более 90 кубометров объема (на практике эта цифра может доходить до 100 кубометров)".
Недостоверными могут быть и данные о качестве груза. "Например, путем пересортицы или перегруза деловой лес пытаются вывозить под видом топливной древесины или распиленных лесоматериалов". Обнаружить такой обман таможенникам подчас довольно сложно из-за недостаточной технической оснащенности таможенных терминалов: вместо лазерных измерителей, фотометрии с цифровой обработкой применяются линейка, скоба и др. достаточно примитивные средства измерения.
Наконец, в России не существует специальных федеральных законов, посвященных экспорту леса. Он осуществляется в общем порядке. Никакой предварительной регистрации в таможенном органе в качестве участника внешнеэкономической деятельности (экспортера лесоматериалов) не требуется. При этом, "как свидетельствует практика заготовки, обработки и экспорта лесоматериалов, у большинства экспортеров отсутствуют документы, подтверждающие факт легальной заготовки или приобретения леса".
Одним из действенных средств по искоренению незаконной заготовки, обработки и экспорта лесоматериалов стала бы организация специальных лесных бирж, на которых осуществлялись бы все торговые операции. "Биржевая торговля лесоматериалами призвана обеспечить законность вырубки и вывоза древесины, повысить с помощью рыночных механизмов стоимость лесоматериалов и, как следствие, привести к увеличению взимаемых сумм экспортных таможенных пошлин". Электронная биржа, которая фиксировала бы весь лес без исключения, станет надежным и удобным органом государственного контроля, осуществляющим учет леса, считает заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства РФ Борис Большаков, указывая, что подобная система есть практически во всех странах. За создание биржи выступает и помощник полпреда по СЗФО Александр Полукеев, считающий, что "лесной комплекс имеет громадный потенциал, в настоящий момент не использующийся".
Российское законодательство рассчитано на экстенсивную модель лесопользования
В России лесной бизнес построен на экспорте древесины по минимальным ценам. "То лесное хозяйство, которое мы сейчас имеем - экономически бесперспективно, оно находится на самом нижнем уровне и не обеспечивает даже своего воспроизводства", считает научный руководитель Псковского модельного леса Борис Романюк. Система нормативов, действующая в лесохозяйственном секторе на всей обширной территории нашей страны, привязана к технологиям 20-летней давности и не учитывает ни новых технологий, ни особенностей конкретных территорий. В нормативах "зашита" идея "пионерского освоения" лесов, которая не оставляет шансов деревообрабатывающей промышленности и лесоводству, утверждает ученый. Система нормативов и планирования не позволяет оценить экономическую эффективность бизнес-проекта, не имеет никакого экономического обоснования и препятствует сохранению биологического разнообразия. Именно "бестолковые" нормативы стали основной причиной ухода из страны большинства иностранных инвесторов в 90-е годы. Таким образом, у нас сложилась довольно странная ситуация. Во всем мире, кроме России, лесной бизнес считается прибыльным, хотя наши леса технологичны и просты для лесозаготовки, в отличие от тропических лесов, которые никогда не восстанавливаются в прежнем виде после вырубки, заявил Борис Романюк.
Действующая нормативно-правовая база делает нерентабельной цивилизованную заготовку древесины и препятствует реализации возможностей, заложенных в новом Лесном кодексе, отмечает руководитель департамента лесного и охотничьего хозяйства Минсельхоза РФ Александр Панфилов. Она в значительной степени обусловила упадок лесной отрасли, поскольку "экстенсивная модель лесопользования, оставшаяся в наследство от СССР, была рассчитана на другую экономику и другие реалии, поэтому в новых условиях она перестала работать. Так, 72% наиболее ценной древесины заготавливается в азиатской части страны, в то время как ее покупатели находятся в европейской; неграмотные рубки уничтожают ценные породы деревьев, на месте которых вырастают березы и осины; не вкладываются деньги в инфраструктуру лесных поселков", - поясняет Александр Панфилов.
Сможет ли Россия перейти на интенсивную модель лесопользования?
В России необходим поворот к экономически обоснованной стратегии развития лесного комплекса, считает Борис Романюк. Необходимо четко обозначить, какие экономические цели ставятся и за счет чего они могут быть достигнуты. Для этого, утверждает он, необходима очень глубокая ревизия всей существующей нормативной базы.
Опыт такой ревизии успешно проведен в рамках создания Псковского модельного леса. Этот проект был начат 10 лет назад по инициативе Всемирного фонда дикой природы (WWF) и осуществлялся при поддержке властей местного и федерального уровня, а также Шведского управления международного развития и сотрудничества (Sida), Международного лесопромышленного концерна StoraEnso и WWF Германии.
На 15 демонстрационных площадках общей площадью 18400 га специалисты протестировали модель, включающую систему экономической оценки леса и планирования лесного хозяйств на сто лет вперед, новые нормативы, разные методы возобновления леса, систему природоохранного планирования, а также технологии рубок леса, основанные на передовом опыте России и Скандинавии. Специалистами "Псковского модельного леса" было доказано, что инвестирование в лесное хозяйство, в первую очередь, в рубки ухода, позволяет увеличить оборот финансовых средств с 1 га в несколько раз за весь лесохозяйственный цикл. Рубки ухода способствуют улучшению качества растущего леса, увеличению объемов ценных сортиментов, росту дохода".
"Главным принципом "Псковской модели" стал переход от ситуации "пассивного ожидания", когда лес вырастет самостоятельно, к планомерному выращиванию леса с заданными характеристиками. При этом используются как ранее освоенные территории, например, с уже хорошо развитой дорожной сетью, так и территории без лесных дорог. Модель базируется на принципах интенсивного ухода за растущим лесом и нацелена на получение древостоев высокого качества".
"Интенсивная модель - это правильный уход, который приводит к тому, что доходы увеличиваются, - объясняет Борис Романюк идею модельного леса. - Экстенсивная модель безнадежно устарела, поэтому во время работы в Псковском модельном лесу мы пришли к выводу, что надо менять всю систему".
По оценкам экспертов, при внедрении интенсивной модели прибыль повышается в 2,5 раза. При этом удается, во-первых, сохранить все разнообразие лесной флоры и фауны, а, во-вторых, сбалансировать интересы тех, кто охраняет природу, лесопромышленников и местного населения. На подобном подходе основана система лесопользования Швеции и Финляндии, которые считаются лидерами в лесном деле.
"Руководитель лесной программы WWF России Елена Куликова уверена, что интенсивная модель использования вторичных старых лесов позволит сохранить ценные малонарушенные леса. На территории Европы такие леса, по ее данным, сохранились только в северо-западной части России.
"Разработки проекта "Псковский модельный лес" имеют очень большое значение в период реформирования лесного сектора, которое происходит сейчас. Они показывают, что в России возможно интенсивное и экономически выгодное, но при этом экологически устойчивое и социально приемлемое лесопользование", - считает Александр Панфилов.
Псковский модельный лес, утверждает Елена Куликова, вызвал большой интерес со стороны лесопромышленников и доказал свою эффективность, поэтому WWF планирует продолжить этот проект в Архангельской области и на Дальнем Востоке. Однако для этого придется преодолеть сопротивление бюрократической машины.
"Ситуация достаточно сложная: с одной стороны, в наших наработках очень заинтересованы лесопромышленники и региональные власти. С другой, разработанная система нормативов и планирования с огромным трудом проходит утверждение на федеральном уровне, без чего невозможно ее использование в регионах, - отмечает Борис Романюк. - Кроме того, переход на новую систему требует от компаний единовременных, но существенных инвестиций, что в условиях экономического кризиса не всегда возможно".
По материалам сайтов:
government.ru, rian.ru, audit-it.ru, rg.ru, interfax-russia.ru, agronews.ru, forest.ru, forestforum.ru, gzt.ru, baltinfo.ru, wood.ru
Во вступительной речи на заседании премьер-министр Владимир Путин в качестве мер по поддержке лесной отрасли упомянул субсидирование ставок по кредитам, привлекаемым на текущую деятельность и под экспортные поставки, а также выделение средств на приобретение техники. Кроме того, напомнил премьер, "ряд предприятий отрасли включен в т.н. список системообразующих предприятий Правительства, что открывает доступ к госгарантиям". Модернизации отрасли, по его мнению, будет способствовать также субсидирование процентных ставок по кредитам, обнуление таможенных пошлин на некоторые виды техники и продление до 2015 года возможности предоставления лесных участков без проведения их кадастрового учёта. В качестве основного инструмента по повышению конкурентоспособности российских лесопромышленных предприятий правительство рассматривает политику таможенно-тарифного регулирования, о создании же условий, стимулирующих модернизацию и инновации, на заседании говорилось лишь в самых общих чертах. Складывается впечатление, что правительство упорно не хочет признать, что тяжелое положение лесной промышленности вызвано отнюдь не кризисом, а неграмотной реформой лесоуправления и устаревшей нормативной базой, которая препятствует реализации возможностей, заложенных в новом Лесном кодексе. Очевидно, что точечная помощь проектам, которым посчастливилось доказать свою приоритетность, не сможет серьезно улучшить положение дел во всей отрасли.
Меры, предлагаемые правительством, либо вынужденные, либо несвоевременные, либо просто вредные
Еще весной 2006 года правительство решило стимулировать развитие отечественной лесоперерабатывающей промышленности с помощью поэтапного повышения экспортных пошлин на необработанную древесину. "С июля 2007 года пошлина повысилась с 4 до 10 евро за кубометр, а с апреля 2008 года - до 15 евро (25% стоимости древесины). Одновременно были предусмотрены льготы по аренде леса для инвесторов, которые будут строить лесоперерабатывающие комбинаты" и отменены экспортные пошлины на большинство видов продукции лесопереработки (340 видов).
Однако такая политика способствовала лишь сокращению экспорта, роста же деревообрабатывающей промышленности не произошло. "Производство изделий из дерева перестало расти примерно с лета 2008 года. До того оно увеличивалось примерно на 15%, но во второй половине года начался спад. Суммарно по итогам 2008 года, правда, еще был зафиксирован слабый рост -1,4%. В этом году спад в лесопереработке усилился. За январь-август производство изделий из дерева снизилось почти на четверть (24,4%). Особенно сильным оказался спад в строительной индустрии: производство деревянных домов, дверных и оконных блоков сократилось на 35-54%. Целлюлозно-бумажное производство упало на 16% (выпуск книг, газет и журналов - на 24-31%).
Естественно, при таком спаде инвестиционные проекты замораживаются. Минпромторг включил 75 проектов стоимостью почти 430 млрд руб. в перечень приоритетных инвестпроектов в области лесопереработки. Однако завершено только восемь из них - стоимостью 16,3 млрд руб. Это жалкие 3,8% суммы, на которую рассчитывал Минпром. На подходе еще семь проектов. Завершают проекты те инвесторы, которых кризис застал на середине пути, когда сворачивать назад было уже поздно.
Никакого притока иностранных инвестиций в переработку леса не произошло. Так, из этих 75 проектов пострадавшие больше всех инвесторы из Финляндии реализуют всего один, сравнительно небольшой проект", - отмечает журналист Борис Грозовский.
В таких условиях правительство просто вынуждено было ввести мораторий на дальнейшее намеченное по плану повышение экспортных пошлин.
Предлагаемое же снижение импортных пошлин на лесоперерабатывающую технику не сможет серьезно улучшить ситуацию, поскольку деньги на покупку оборудования у леспрома сейчас вряд ли найдутся. Кроме того, у правительства, похоже, нет четкого мнения по этому вопросу. Первый вице-премьер Виктор Зубков, например, считает объем импорта лесного оборудования огромным и уверен в необходимости, наоборот, повысить соответствующие пошлины, чтобы стимулировать развитие отечественного машиностроения. Речь идет, прежде всего, о деревообрабатывающих станках. "Может быть, нужно создать специальную программу или подпрограмму, чтобы загрузить в полном объеме наши предприятия, которые могут делать станки, - пусть не сложные или сверхсложные, а нормальные", - заявляет Виктор Зубков. Правда, обещается, что повышение пошлин не коснется продукции, аналогов которой не производится на территории России.
Что же касается разрешения брать в аренду лес без его кадастрового учета, то без этой вынужденной меры лесозаготовку пришлось бы фактически остановить, поскольку на сегодняшний момент завершено описание всего 10% участков. И форсировать этот процесс чиновники не рвутся - ведь такая ситуация позволяет, во-первых, отдавать лес в аренду или продавать его по дешевке, а во-вторых, затрудняет контроль за арендаторами и пользователями участков, так что они спокойно могут выдавать сплошные рубки за санитарную чистку леса.
Действующий с 2007 года Новый Лесной кодекс несовершенен и, к тому же, предоставляет простор для коррупции. В нем, например, определено, что в основном лес должен передаваться в аренду, и лишь в исключительных случаях продаваться лесозаготовителям - ведь только у арендаторов есть обязанности восполнять лесные ресурсы. Однако регионам даны широкие полномочия в области передачи лесных участков, так что весьма часто лесозаготовители договариваются с региональными властями "на взаимовыгодных условиях". Например, по данным председателя комитета Госдумы по природным ресурсам Натальи Комаровой, в одном из регионов в 2008 году было заключено 15 договоров аренды лесных участков и 1394 договора купли-продажи.
"Коррупционной оказалась и норма, по которой компании, реализующие приоритетные инвестпроекты в лесопереработке, могут брать лес в аренду без аукциона и по пониженным ставкам".
Основные причины упадка в лесной отрасли
Леса покрывают 70 процентов нашей страны. "На территории РФ расположено почти 25% мирового леса, общий запас древесины составляет 82 млрд. куб. м при ежегодном допустимом объеме рубки в размере около 0,5 млрд. кубов, из которых используются сегодня менее чем четверть. Несмотря на внушительные запасы древесины, эффективность функционирования отрасли по международным меркам очень низкая... Доход российских производителей с одного кубометра заготовленной древесины составляет около 70 долл., что почти в пять раз меньше, чем в среднем по мировому рынку лесоматериалов. Кроме того, удельный вес лесоперерабатывающего комплекса в общей производственной структуре на протяжении последних нескольких лет уменьшается - с 4,8% в 2000 г. до менее чем 4% в 2007 г., при том, что спрос на продукцию лесопереработки растет как на внутреннем, так и на внешних рынках". (http://www.audit-it.ru/articles/finance/a106/194177.html)
По мнению участников рынка, основными причинами столь бедственного положения являются:
- несовершенная система государственного управления лесными ресурсами;
- недостаточное финансирование предприятий лесоперерабатывающего комплекса;
- ориентация большинства предприятий на выпуск продукции с низкой степенью переработки;
- высокий уровень незаконной вырубки древесины.
Нетрудно заметить, что все эти причины взаимосвязаны. Отсутствие четкой и разумной законодательной базы, с одной стороны, оставляет лазейку для незаконной вырубки лесов, а, с другой - снижает привлекательность лесной отрасли для инвесторов и, таким образом, усугубляет дефицит средств в лесопромышленном комплексе, затрудняя, в том числе, и модернизацию предприятий.
Кому должны принадлежать российские леса?
"Одной из особенностей российской системы управления лесами является ее высокая централизация, что существенно усложняет скорость принятия управленческих решений и эффективность последующего контроля. Основным собственником лесов является государство, на котором лежит бремя ответственности по сохранению лесных ресурсов и выработке стратегических направлений развития отрасли. Как показывает мировая практика управления лесами, централизованная система не обеспечивает необходимой экономической эффективности работы отрасли".
Возможны несколько путей децентрализации. Леса можно приватизировать, сдавать в аренду, расширить права и обязанности регионов и областей по управлению лесными ресурсами.
Часть участников лесного рынка считает, что хорошие результаты могла бы принести продажа леса в рассрочку на 49 лет ответственным лесопользователям. В противном случае, по мнению председателя правления Псковской ассоциации лесопромышленников, директора компании "Балт-Струг" Виктора Решетова, "лесопользователи так и будут чувствовать себя в лесу "квартиросъёмщиками": "А если человек снимает квартиру, то он никогда не будет перекрывать крышу, он только поклеит новые обои - и всё". "Что бы там лесопользователи ни декларировали, как бы они ни клялись беречь лесное богатство, они навряд ли будут заботиться о будущем лесных участков как должно, потому что знают, что в этом случае "все пенки снимет кто-то другой", так как им придётся "дарить" результаты своего труда государству. "Это тупик", - считает предприниматель.
Однако российское правительство возражает против широкой приватизации лесов - об этом, в частности заявил премьер-министр Владимир Путин на прошедшем в конце октября российско-финляндском Лесном форуме. По мнению главы правительства, стабильной работе в сфере лесопереработки будет способствовать долговременная аренда. Одна из поправок, внесенных в Лесной кодекс, отменяет с 2009 года договор купли-продажи лесных насаждений и делает основной формой работы аренду лесного участка.
Стоит подчеркнуть, что устойчивое развитие лесного хозяйства возможно лишь при долговременных сроках аренды - ведь только в этом случае арендатор отвечает не только за заготовку, но и за воспроизводство леса, за его охрану. Однако сегодня, по мнению заместителя руководителя Федерального агентства лесного хозяйства РФ Бориса Большакова, почти половину общего объема лесозаготовок производят лесопользователи, арендующие лес у государства по краткосрочному договору, и этот показатель растет. Долгосрочные же арендаторы снижают объемы заготовок. Аренда лесных угодий - слишком большая ответственность, проще заключить краткосрочный договор, получить прибыль и уйти без восстановления выработанного участка, поясняет Борис Большаков.
При этом ответственность арендаторов - вещь совершенно необходимая. По мнению губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова, отношение к арендаторам должно быть более строгим. Так, правительство Ленобласти при невыполнении арендаторами принятых на себя обязательств намерено "принимать меры вплоть до расторжения договоров лесопользования".
Согласно Лесному кодексу, минимальный срок аренды лесов составляет 10 лет (не считая передачи лесов в аренду в целях, не связанных с использованием лесных ресурсов - для этих случаев минимальный срок составляет 1 год). Однако отмена купли-продажи леса и увеличение минимальных сроков аренды находят поддержку далеко не у всех участников рынка. Так, по мнению начальника департамента лесного комплекса Кемеровской области Владимира Рыкалова, эти меры отрицательно скажутся на развитии малого бизнеса и заставят его вновь уйти в подполье. "Арендные отношения влекут за собой более серьезные финансовые затраты и серьезные обязательства... малый бизнес финансово не потянет аренду", - поясняет он, не уточняя, к сожалению, каким образом малый бизнес может, в таком случае, "потянуть" выкуп лесных участков.
Развитие лесной промышленности невозможно без создания инфраструктуры
Сохранение государственной собственности на лесные угодья автоматически ставит перед государством задачу развития инфраструктуры лесного комплекса - без этого невозможно привлечение ни арендаторов, ни инвесторов.
На одну тысячу кв. км леса в России приходится лишь 1,2 км лесных дорог. Труднодоступность леса - одна из причин того, что по объемам заготавливаемой древесины Россия уступает США, Канаде и Бразилии, обеспечивая только 6% от мирового объема лесозаготовки. Лесовозных магистралей в России почти в десять раз меньше, чем в Америке, и в среднем только 11 % из них имеют твердое покрытие. Чтобы восполнить этот разрыв, необходимо строить около 3 тысяч лесных дорог в год, отметил глава Коми Владимир Торлопов, выступивший с докладом в рамках проходившего в Санкт-Петербурге Лесного форума. Между тем, строительство лесных дорог считается далеко не первоочередной задачей даже в регионах, где лесное хозяйство является одной из традиционных отраслей экономики. В Коми, например, ежегодно вводится в строй не более 200 километров путей, из них всего 30-50 километров с твердым покрытием, а в Вологодской области - не больше 30 километров дорог.
Конечно, подобный подход можно объяснить недостатком средств - тем более, в условиях кризиса. Однако очевидно, что без создания инфраструктуры развитие лесного бизнеса невозможно. Строительство дорог не только поможет лесной отрасли, но и создаст немалое количество рабочих мест, что тоже немаловажно. Привлечению средств в лесную отрасль способствовало бы принятие законов, которые стимулировали бы инвесторов.
Кроме того, по мнению председателя комитета по развитию лесной промышленности и лесного хозяйства Торгово-промышленной палаты РФ Александра Белякова, лесной отрасли необходим залоговый механизм, благодаря которому "можно было бы сделать минимальные вложения в 3 триллиона рублей на 10-15 лет, а потом получать доход, сопоставимый с прибылью от нефти и газа, с той разницей, что "черное золото" кончается, а лес растет". Другими словами, мы теряем возобновляемый экономический ресурс, который при правильном к нему отношении может давать в бюджет порядка 100 миллиардов долларов ежегодно.
Почему возможен нелегальный оборот леса и как с ним бороться?
Сильно мешает развитию лесной отрасли и высокий уровень незаконной вырубки и экспорта леса. По разным оценкам, нелегальные вырубки достигают от 20 млн. до 50 млн. куб. м в год. Годовой объем нелегальных заготовок Рослесхоз оценивает в 15-20 млн. куб. м. Гринпис добавляет к ним еще и "серые" поставки, в результате итоговая сумма удваивается. Особенно высок процент нелегальной вырубки леса в Сибири и на Дальнем Востоке. Большая часть древесины оттуда незаконно переправляется в Китай. Поэтому китайские импортеры круглого леса не особенно волнуются по поводу повышения экспортных пошлин российской стороной и не спешат вкладывать деньги в строительство лесоперерабатывающих комплексов на территории РФ.
Главная причина такого бедственного положения - несовершенство законодательства, причем это касается буквально каждого этапа заготовки и продажи леса. Строгий учет лесных вырубок в России не ведется, что провоцирует незаконные лесозаготовки, заявил в интервью РИА Новости президент Российского общества лесоводов, академик РАСХ Анатолий Писаренко. "Мы потеряли в полной мере учет вырубаемой древесины, и это дало толчок для незаконных лесозаготовок", - сказал Писаренко. По его словам, необходимо внести изменения в ряд статей Лесного кодекса, чтобы "определиться с нормами, где и сколько леса можно рубить".
Незаконному обороту древесины способствует сложившаяся в стране разветвленная сеть мелкопартионной скупки древесины за наличные деньги. При таком положении дел стабильные лесопользователи-арендаторы не нужны. Одна из типовых схем сокрытия и легализации незаконно заготовленной древесины заключается в следующем. "Первоначально составляется акт о незаконных рубках в минимальных объемах на некотором лесном участке. После оформления необходимых процессуальных документов выписывается лесорубочный билет на очистку леса от захламленности после незаконной рубки на весь участок и всю оставшуюся древесину. Таким образом, дальнейшее хищение леса идет уже на законном основании. По данным Рослесхоза, в результате дистанционного контроля лесных массивов с применением аэросъемки в 2005 - 2006 годах были зафиксированы значительные масштабы нарушений, превышающие официальные показатели. Причем первые же данные такого мониторинга, проведенного на Дальнем Востоке, дали основания для немедленного снятия с должностей 12 руководителей лесхозов". (http://www.audit-it.ru/articles/finance/a106/194177.html)
Нелегальному обороту леса способствует и отсутствие унифицированных разрешительных документов на перевозку леса. "Древесину возят с различными документами, вплоть до ксерокопии лесорубочного билета. У сотрудников ГИБДД и Ространснадзора нет нормативной основы для участия в контроле лесоперевозок. В таких условиях сотрудники ДПС в журналах учета проверяемых транспортных средств фиксируют лишь сведения формального характера".
Нет четких законов и в том, что касается таможенного контроля. Во-первых, несмотря на установление отдельных мест для таможенного декларирования лесоматериалов (с использованием специальной техники и привлечением специалистов), "продолжает существовать множество мест их отгрузки и фактического вывоза за пределы страны (порой значительно удаленных от мест таможенного декларирования и не оборудованных для проведения эффективного контроля вывозимых грузов)" - то есть, экспортируемый лес фактически проходит мимо специализированной таможни.
Однако даже если этого не происходит, таможенники часто сталкиваются с недостоверным декларированием древесины и изделий из нее. Это может касаться количества груза. "Например, железная дорога измеряет перевозимый лес тоннами, а таможня кубическими метрами. Для ж/д важно, чтобы в одном вагоне фиксировался максимальный вес, а для таможни - объем. По нормам ж/д при предельно допустимом весе вагона 63 тонны объем должен составлять не менее 72 кубометров (с учетом средних показателей по влажности и плотности леса). На поверку оказывается, что 63 тонны, например, ангарской сосны дают более 90 кубометров объема (на практике эта цифра может доходить до 100 кубометров)".
Недостоверными могут быть и данные о качестве груза. "Например, путем пересортицы или перегруза деловой лес пытаются вывозить под видом топливной древесины или распиленных лесоматериалов". Обнаружить такой обман таможенникам подчас довольно сложно из-за недостаточной технической оснащенности таможенных терминалов: вместо лазерных измерителей, фотометрии с цифровой обработкой применяются линейка, скоба и др. достаточно примитивные средства измерения.
Наконец, в России не существует специальных федеральных законов, посвященных экспорту леса. Он осуществляется в общем порядке. Никакой предварительной регистрации в таможенном органе в качестве участника внешнеэкономической деятельности (экспортера лесоматериалов) не требуется. При этом, "как свидетельствует практика заготовки, обработки и экспорта лесоматериалов, у большинства экспортеров отсутствуют документы, подтверждающие факт легальной заготовки или приобретения леса".
Одним из действенных средств по искоренению незаконной заготовки, обработки и экспорта лесоматериалов стала бы организация специальных лесных бирж, на которых осуществлялись бы все торговые операции. "Биржевая торговля лесоматериалами призвана обеспечить законность вырубки и вывоза древесины, повысить с помощью рыночных механизмов стоимость лесоматериалов и, как следствие, привести к увеличению взимаемых сумм экспортных таможенных пошлин". Электронная биржа, которая фиксировала бы весь лес без исключения, станет надежным и удобным органом государственного контроля, осуществляющим учет леса, считает заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства РФ Борис Большаков, указывая, что подобная система есть практически во всех странах. За создание биржи выступает и помощник полпреда по СЗФО Александр Полукеев, считающий, что "лесной комплекс имеет громадный потенциал, в настоящий момент не использующийся".
Российское законодательство рассчитано на экстенсивную модель лесопользования
В России лесной бизнес построен на экспорте древесины по минимальным ценам. "То лесное хозяйство, которое мы сейчас имеем - экономически бесперспективно, оно находится на самом нижнем уровне и не обеспечивает даже своего воспроизводства", считает научный руководитель Псковского модельного леса Борис Романюк. Система нормативов, действующая в лесохозяйственном секторе на всей обширной территории нашей страны, привязана к технологиям 20-летней давности и не учитывает ни новых технологий, ни особенностей конкретных территорий. В нормативах "зашита" идея "пионерского освоения" лесов, которая не оставляет шансов деревообрабатывающей промышленности и лесоводству, утверждает ученый. Система нормативов и планирования не позволяет оценить экономическую эффективность бизнес-проекта, не имеет никакого экономического обоснования и препятствует сохранению биологического разнообразия. Именно "бестолковые" нормативы стали основной причиной ухода из страны большинства иностранных инвесторов в 90-е годы. Таким образом, у нас сложилась довольно странная ситуация. Во всем мире, кроме России, лесной бизнес считается прибыльным, хотя наши леса технологичны и просты для лесозаготовки, в отличие от тропических лесов, которые никогда не восстанавливаются в прежнем виде после вырубки, заявил Борис Романюк.
Действующая нормативно-правовая база делает нерентабельной цивилизованную заготовку древесины и препятствует реализации возможностей, заложенных в новом Лесном кодексе, отмечает руководитель департамента лесного и охотничьего хозяйства Минсельхоза РФ Александр Панфилов. Она в значительной степени обусловила упадок лесной отрасли, поскольку "экстенсивная модель лесопользования, оставшаяся в наследство от СССР, была рассчитана на другую экономику и другие реалии, поэтому в новых условиях она перестала работать. Так, 72% наиболее ценной древесины заготавливается в азиатской части страны, в то время как ее покупатели находятся в европейской; неграмотные рубки уничтожают ценные породы деревьев, на месте которых вырастают березы и осины; не вкладываются деньги в инфраструктуру лесных поселков", - поясняет Александр Панфилов.
Сможет ли Россия перейти на интенсивную модель лесопользования?
В России необходим поворот к экономически обоснованной стратегии развития лесного комплекса, считает Борис Романюк. Необходимо четко обозначить, какие экономические цели ставятся и за счет чего они могут быть достигнуты. Для этого, утверждает он, необходима очень глубокая ревизия всей существующей нормативной базы.
Опыт такой ревизии успешно проведен в рамках создания Псковского модельного леса. Этот проект был начат 10 лет назад по инициативе Всемирного фонда дикой природы (WWF) и осуществлялся при поддержке властей местного и федерального уровня, а также Шведского управления международного развития и сотрудничества (Sida), Международного лесопромышленного концерна StoraEnso и WWF Германии.
На 15 демонстрационных площадках общей площадью 18400 га специалисты протестировали модель, включающую систему экономической оценки леса и планирования лесного хозяйств на сто лет вперед, новые нормативы, разные методы возобновления леса, систему природоохранного планирования, а также технологии рубок леса, основанные на передовом опыте России и Скандинавии. Специалистами "Псковского модельного леса" было доказано, что инвестирование в лесное хозяйство, в первую очередь, в рубки ухода, позволяет увеличить оборот финансовых средств с 1 га в несколько раз за весь лесохозяйственный цикл. Рубки ухода способствуют улучшению качества растущего леса, увеличению объемов ценных сортиментов, росту дохода".
"Главным принципом "Псковской модели" стал переход от ситуации "пассивного ожидания", когда лес вырастет самостоятельно, к планомерному выращиванию леса с заданными характеристиками. При этом используются как ранее освоенные территории, например, с уже хорошо развитой дорожной сетью, так и территории без лесных дорог. Модель базируется на принципах интенсивного ухода за растущим лесом и нацелена на получение древостоев высокого качества".
"Интенсивная модель - это правильный уход, который приводит к тому, что доходы увеличиваются, - объясняет Борис Романюк идею модельного леса. - Экстенсивная модель безнадежно устарела, поэтому во время работы в Псковском модельном лесу мы пришли к выводу, что надо менять всю систему".
По оценкам экспертов, при внедрении интенсивной модели прибыль повышается в 2,5 раза. При этом удается, во-первых, сохранить все разнообразие лесной флоры и фауны, а, во-вторых, сбалансировать интересы тех, кто охраняет природу, лесопромышленников и местного населения. На подобном подходе основана система лесопользования Швеции и Финляндии, которые считаются лидерами в лесном деле.
"Руководитель лесной программы WWF России Елена Куликова уверена, что интенсивная модель использования вторичных старых лесов позволит сохранить ценные малонарушенные леса. На территории Европы такие леса, по ее данным, сохранились только в северо-западной части России.
"Разработки проекта "Псковский модельный лес" имеют очень большое значение в период реформирования лесного сектора, которое происходит сейчас. Они показывают, что в России возможно интенсивное и экономически выгодное, но при этом экологически устойчивое и социально приемлемое лесопользование", - считает Александр Панфилов.
Псковский модельный лес, утверждает Елена Куликова, вызвал большой интерес со стороны лесопромышленников и доказал свою эффективность, поэтому WWF планирует продолжить этот проект в Архангельской области и на Дальнем Востоке. Однако для этого придется преодолеть сопротивление бюрократической машины.
"Ситуация достаточно сложная: с одной стороны, в наших наработках очень заинтересованы лесопромышленники и региональные власти. С другой, разработанная система нормативов и планирования с огромным трудом проходит утверждение на федеральном уровне, без чего невозможно ее использование в регионах, - отмечает Борис Романюк. - Кроме того, переход на новую систему требует от компаний единовременных, но существенных инвестиций, что в условиях экономического кризиса не всегда возможно".
По материалам сайтов:
government.ru, rian.ru, audit-it.ru, rg.ru, interfax-russia.ru, agronews.ru, forest.ru, forestforum.ru, gzt.ru, baltinfo.ru, wood.ru
Написать комментарий
Уважаемые все молчат и кто за нас будет беспокоится да некому Государство нет теперь развалили ПРИРОДУ Жизинь людей Разве Сердюкову мы нужны Унего голова болит в другом направлении Вот потому мы так и живём что как всегда А на обещали всего только слушай их болтавню Природу гробить и ЛЮДИ будут болеть Вот такой пример что творит СЕДЮКОВ ВП Я с ним ВОЮЮ МНОГО ЛЕТ А это идёт СБРОС НЕЧИСТОТ В ВОДАЁМЫ Уважаемые вставайте на защиту природы и своёй жизни А так-же подумайте что ждёт детей Я так-же обращаюсь к РУКОВОДИТЕЛЯМ ВЫ СМОТРИТЕ ЧТО ТВОРИТСЯ А ТВОРЯТ ЭТО БЕСПРИДЕЛЫ РУКОВОДСТВО НА МЕСТАХ Медведев Путин АУ услыште нас всех и остановите беспридел 15 02 2012 год
Уважаемые господа пока сидят такие деетели то нам не жть нармально Город тонет от беспридела прокуратур МВД судов А руководят бандиты разве так трудно понять А что довели что город тонет НЕ ЛИВНЁВКИ Очистных соружени нет А скоро будет и что городские очистные просто не будут работать А Сердюкову и его каманде что да просто содят на шее народа А страдает не только люди но и природа Господа помогите достучатся до Медведева и Путина А то так они заработались что немогут ответить то что я пишу ему ЗАЯВЛЕНИЯ О ВСТРЕЧИ И РЕШЕНИИ БЕСПРИДЕЛА ТВОРИМЫЕ Мой адрес Лен Обл город Сланцы ул Кирова дом 46 б кв 21 Боровиков ВА индекс 188560 12 01 2012 год
Волерий Павлович наруководил что теперь беспридел сплошной Теперь и экология стала в КВАРТИРАХ ТОПЯТ НЕЧИСТОТЫ А дела нет никому просто обращатся не получается Волерий Павлович уйдите сами пока до принуждения не дошло Что творится и как я живу борюсь с НЕЧИСТОТАМИ Так как он рещает о КОРУБЦЫИ И вот вам плывут проблемы у народа С чем я и имею дело Рководители страны решайте п гоните Сердюкова пока невостали все за такую жизинь с издевательствами над людьми 03 11 2011 год
А у губернатора совсем другое прествление с ЛЕСНЫМИ УГДИЯМИ Когда мне он говорил как он это предствляет как и что Я был в ужасном положении то что Сердюков просто о многом прост незнает что к чему Пусть идёт туда где сможет решать в правельном направлении я заявлял довно разогнать эту артель Они нам такие затраты приносят Вот и ЛЕСОМ НАТВОРИЛИ ДЕЛ Спосибо господа за внимание 02 11 2011 год