05 НОЯ, 08:26 МСК
USD (ЦБ)    97.4402
EUR (ЦБ)    105.8415


Частная космонавтика: фантастические проекты и реальные результаты

24 Сентября 2009 9724 4 Наука и технологии
Частная космонавтика: фантастические проекты и реальные результаты

Государственные космические программы повсеместно сворачиваются. Почему? Потому что это дорого и не рентабельно? Но, может быть, есть альтернатива в виде частной космонавтики? Куда же направлены взоры разработчиков и эксплуататоров современных космических технологий?

Программы последних лет по освоению космоса свидетельствуют о некотором уменьшении интереса государства к этой сфере. Так, российское правительство исключило развитие космической техники и технологий из числа приоритетных направлений. Американское космическое агентство NASA сворачивает программу шаттлов и не намерено продлевать работу МКС. Сегодня освоением космоса более энергично занимаются страны, для которых это еще в новинку.

Понятно, что такая смена приоритетов не в последнюю очередь вызвана огромной затратностью космических проектов и их далеко не очевидной окупаемостью. Однако, несмотря на это, космос привлекает все большее внимание частных компаний. Частная космонавтика развивается медленно, но верно, и, возможно, именно благодаря ей уже в недалеком будущем станут реальностью многие проекты из научно-фантастических романов.

1. История частной космонавтики. Крупнейшие компании. Датой рождения частной космонавтики можно считать 1996 год, когда американский бизнесмен Питер Диамандис основал фонд «X Prize», объявивший затем конкурс на постройку частного космического корабля многоразового использования. Его участники должны были сконструировать корабль, который два раза в течение двух недель мог подняться на высоту 100 километров (условная граница земной атмосферы), доставить в космос несколько человек и вернуть их обратно живыми и здоровыми. К декабрю 2003 года за приз в 10 миллионов долларов боролись 26 компаний из семи стран мира, среди которых, между прочим, была и российская "Суборбитальная корпорация" электро-механического завода (ЭМЗ) им. В.М.Мясищева, разрабатывающая корабль Explorer.

Лучшим проектом в 2004 году был признан корабль SpaceShipOne, который представила компания Mojave Aerospace Ventures, организованная двумя фирмами: Scaled Composites (техническая часть проекта) и Vulcan (маркетинг). С 2004 года Scaled Composites совместно с британской компанией Virgin Galactic разрабатывает проекты в области космического туризма. В ближайшее время планируется завершить строительство и испытание туристического космического корабля и отправить в космос первых туристов.

"Помимо Virgin Galactic созданием собственных аппаратов для выхода за пределы земной атмосферы занимаются еще несколько компаний. Самые крупные из них - Lockheed Martin, Boeing (в 2005 году они объединились в United Launch Alliance), UP Aerospace и Space X.

Lockheed Martin выполняет огромное количество заказов для NASA и министерства обороны США. Именно эта компания выиграла право разрабатывать корабли "Орион" и ракеты-носители "Арес", которые придут на замену шаттлам (последний полет шаттла должен состояться в 2010 году).

UP Aerospace является субподрядчиком Lockheed Martin, но при этом обещает в будущем обеспечить своим клиентам самые дешевые полеты в космос", - сообщает Lenta.ru.

SpaceX стала первой негосударственной компанией, которая вывела на орбиту искусственный спутник. Эта компания разрабатывает ракеты-носители различной мощности. Самая тяжелая из них - Falcon-9 Heavy - втрое тяжелее российского "Союза-У", и в 15 раз превосходит его по стартовой тяге - 15 меганьютонов. Первый полет этой махины состоится ориентировочно в 2010 году. Кроме того, компания Space X проектирует собственный космический корабль Dragon в нескольких модификациях. Одна из них может использоваться для доставки на орбиту экипажа из семи человек. Другая - DragonLab - может служить космической лабораторией, оставаться на орбите до двух лет, после чего основная часть "орбитальной станции" может быть спущена на Землю как обычный космический корабль.

Главной удачей Space X стало то, что в результате проведенного в декабре 2008 года тендера, она вместе с компанией OSC (Orbital Sciences Corporation) получила контракт на снабжение грузами МКС после завершения программы шаттлов в 2010 году. "Компания из Вирджинии OSC получит 1,9 миллиарда долларов и должна обеспечить восемь запусков грузовых космических кораблей. Калифорнийской Space X будет выделено 1,6 миллиарда на осуществление 12 запусков, первый из которых намечен на декабрь 2010 года. Грузовые корабли OSC начнут курсировать с октября 2011 года. Корабли Space X и OSC будут доставлять на МКС научные приборы, детали, а также запасы воды и пищи. Минимальный вес груза, перевозимого частными космическими грузовиками, должен быть не меньше 20 тонн. На "обратном пути" корабли будут привозить на Землю отходы и ненужное оборудование", - сообщает Lenta.ru.

С крупнейшими компаниями, работающими в сфере частного освоения космического пространства, активно сотрудничает первый частный космопорт "Америка" (Spaceport America) в американском штате Нью-Мексико. Его открытие запланировано на 2010 год. Сейчас на территории космопорта продолжается строительство инфраструктуры и осуществляются испытательные запуски.

В России, в отличие от Америки, большинство "космических" фирм - государственные. "Даже те, которые в 1990-е годы стали акционерными обществами, сейчас снова превращаются в государственные, поскольку государство покупает их контрольные пакеты акций", - рассказывает Игорь Маринин, главный редактор журнала "Новости космонавтики", действительный член Российской Академии Космонавтики им. К.Э.Циолковского. В качестве примера он приводит российскую ракетно-космическую корпорацию "Энергия". Хотя она не является государственным предприятием, но значительный пакет ее акций принадлежит государству, которое очень сильно влияет на политику компании и на распределение заказов. Получается, что, с одной стороны, российское правительство сокращает финансирование государственных космических проектов, а с другой - сдерживает развитие частных компаний, занятых в этой сфере.

2. Частные компании сражаются за Луну. Развитию частной космической индустрии помогает конкуренция и проведение конкурсов с большим призовым фондом. В настоящее время проводится сразу несколько соревнований по проектам, касающимся освоения Луны.

В рамках программы "Созвездие" (Constellation) NASA проводит конкурс по созданию лунной базы. В нем участвуют 11 компаний и один университет. Лучшие проекты получат денежное вознаграждение. Максимальная сумма, на которую может рассчитывать каждый участник, - 250 тысяч долларов США. Общий размер призового фонда составляет два миллиона долларов.

Известная американская компания Google и частный фонд X-Prize в сентябре 2007 года объявили совместный конкурс на лучший проект первого частного лунохода. Команды, участвующие в конкурсе, должны разработать и доставить на Луну аппарат, который сможет проехать не менее полукилометра и передать на Землю различные данные, в том числе, аудио- и видеофайлы высокого разрешения. На сегодня в конкурсе зарегистрировано 19 команд из разных стран мира, в том числе из США, Италии, Китая, и других. Россия представлена пока единственной командой. Как сообщил Павел Шаров, сотрудник журнала "Новости космонавтики", "она состоит из бывших и ныне действующих инженеров ракетно-космической отрасли, энтузиастов и любителей космонавтики. Своему проекту они дали имя "Селеноход". "Призовой фонд конкурса составляет 30 миллионов долларов. 20 миллионов получит команда, которая первой доставит ровер на Луну. Команда, которая будет второй, получит 5 миллионов. Есть там и другие специальные призы - например, ровер какой-то команды проехал не 500 м, а например, только 100 - и это тоже будет поощрено организаторами конкурса", - рассказывает Павел Шаров. Правда, по мнению экспертов, эти призы не окупят затрат на проекты. "Смета будет состоять не только из расходов по созданию самого робота и научной аппаратуры, но и по обеспечению запуска на ракете, по выводу космического аппарата на орбиту вокруг Луны, по посадке и управлению луноходом на поверхности", - поясняет Павел Шаров.

3. Главное направление частной космонавтики - космический туризм. Наиболее перспективным направлением частной космонавтики является космический туризм в двух его разновидностях - орбитальный и суборбитальный.

Орбитальным туризмом в ближайшем будущем по-прежнему будет заниматься только Россия, поскольку американское законодательство допускает лишь туризм суборбитальный. При этом орбитальные полеты требуют гораздо больших затрат и технически осуществить их гораздо сложнее. "Поэтому переход на орбитальный туризм, независимый от государства, на своих космических средствах - дело очень далекого будущего", - считает Игорь Маринин.

Тем не менее, первый шаг в этом направлении может быть сделан в ближайшем десятилетии. В связи увеличением количества членов постоянного экипажа МКС и с прекращением полетов шаттлов, назревает необходимость создать специальный корабль для туристов, поскольку для них может уже не найтись мест в "Союзах". О создании такого корабля всерьез подумывают в американской компании Space Adventures. Подрядчиком, по мнению Павла Шарова, скорее всего, будет РКК "Энергия".

Еще одним проектом в этой области занимается международная компания Excalibur Almaz Limited (EA). Она планирует с 2013 года организовать недельные орбитальные космические полеты для коммерческих заказчиков с использованием усовершенствованных элементов космической системы "Алмаз", разработанных российским предприятием НПОМаш. Об этом сообщается в материалах, размещенных на сайте Роскосмоса. Помимо НПОМаш, техническую поддержку в процессе космических полетов ЕА будут оказывать аэрокосмические фирмы из США, Европы и Японии. "Мечта о частном орбитальном освоении космического пространства может стать реальностью в самом ближайшем будущем", - отмечает советник EA в РФ, космонавт Владимир Титов.

Однако, хотя частные компании и разрабатывают проекты космических кораблей и "орбитальных гостиниц", наиболее реалистичными пока являются все же работы в области туризма суборбитального. "Суборбитальные аппараты - это, по сути, гибрид самолета и ракеты. Им не нужно развивать каких-то супер-космических скоростей, но, тем не менее, это уже не самолет в чистом виде, тут скорости побольше. Вот их могут делать частные фирмы", - поясняет Игорь Афанасьев, кандидат технических наук, сотрудник журнала "Новости космонавтики". По его мнению, неплохие шансы на создание суборбитальных аппаратов имеют небольшие фирмы, занимающиеся разработкой так называемых административных самолетов - бизнес-джетов.

Сегодня известно около 30 проектов суборбитальных аппаратов туристического класса. Они разработаны специалистами Аргентины, Великобритании, Германии, Израиля, Канады, России и США. Наиболее близок к реализации проект компании Scaled Composites - "Белый рыцарь-2" (White Knight Two) и "Космический корабль-2" (SpaceShip Two). Полеты на нем предлагает компания Virgin Galactic. По словам ее представителей, они начнутся в ближайшие 18 месяцев. Планируется, что будет сделано порядка ста тестовых полётов, а с 2010 начнется коммерческая эксплуатация кораблей. В первый год коммерческих запусков компания намерена отправлять туристов в космос каждую неделю. За десять лет она сможет обслужить 50 тысяч человек. На сегодня в очереди на полет стоят 85 тысяч человек. 500 человек (среди которых 11 россиян) уже забронировали себе места, полностью или частично оплатив стоимость полета, составляющую 200 тысяч долларов. Первыми людьми, которые отправятся в космическое путешествие, станут владелец Virgin Galactic известный британский предприниматель Ричард Бренсон и его семья.

"Планируется, что носитель будет стартовать с космодрома, который в настоящее время строится в штате Нью-Мексико. На высоте более 15 километров WhiteKnight-2 отпустит космический корабль с пассажирами, который уже на собственных твердотопливных двигателях поднимется на высоту более 100 километров (для сравнения, МКС находится на высоте около 350 километров). Там пассажиры испытают на себе эффект невесомости в течении шести минут и насладятся видом Земли из космоса", - сообщает Lenta.ru. Общая продолжительность полета составит два часа.

Отделение Astrium европейской фирмы EADS намерено к 2012 году подготовить усовершенствованный самолет Rocketplane XP. Он будет иметь кабину пилота и салон для четырех пассажиров. После подъема на высоту 12 километров самолет будет разгоняться с помощью установленного в хвостовой части дополнительного ракетного двигателя, двигаясь по инерции до высоты 120 километров. Билет на такой рейс будет стоить 200 тысяч евро, то есть будет почти на 75 тысяч долларов дороже американского, - рассказывает профессор Сергей Резник, заместитель заведующего кафедрой "Ракетно-космические композитные конструкции" МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Компания XCOR Aerospace разработала для суборбитального туризма аппарат "Рысь" (Lynx) - "маленький самолетик с ракетным двигателем. Он летает даже не на сто километров, а всего на шестьдесят. Просто для того, чтобы человек только-только почувствовал невесомость. Но здесь и цена билета будет другая совсем", - сообщает Игорь Афанасьев.

Проекты в области космического туризма разрабатываются и в России. Однако реализации их препятствует отсутствие частного капитала. В Московском авиационном институте подготовлены технические предложения по созданию суборбитального аппарата "ARS", рассчитанного на пилота и двух пассажиров. В МГТУ им. Баумана подготовлен проект многоразового космического аппарата туристического класса для суборбитальных и орбитальных полетов "Одуванчик". Суборбитальный запуск рассчитан на четырех туристов, орбитальный - на двух. На ЭМЗ им. В.М.Мясищева, где в свое время был создан первый и единственный советский космический корабль многоразового использования "Буран", при поддержке компании Space Adventures создан полноразмерный макет аппарата "Cosmopolis XXI", рассчитанный на двух туристов. Стоимость полета будет относительно небольшой - от 98 тыс. долл. и выше, а продолжительность экскурсии составит 3-4 часа.

4. Другие возможные проекты в области частной космической индустрии. На западе частный капитал и частные компании могут участвовать во всех сферах деятельности по освоению космического пространства, сотрудничая с государственными организациями, считает Игорь Афанасьев. Например, космодромы и стартовые комплексы, спроектированные крупными государственными фирмами, строят обычные частные компании, имеющие "опыт постройки и эксплуатации достаточно сложных инженерных сооружений", - поясняет он. Частные компании, производящие электронику, могут создавать спутники, спроектированные и эксплуатируемые государственными организациями - NASA и его исследовательскими центрами.

Правда, уточняет Игорь Афанасьев, частники на западе - это не "кустари-одиночки без мотора", а достаточно крупные организации, которые, кроме всего прочего, выполняют и государственные заказы, но имеют частную форму собственности. При этом именно госзаказы составляют основную долю прибыли частных "космических" компаний. "Возьмем тот же Space-X, который запустил (в июле этого года - ред.) малазийский спутник. Он может предложить сейчас свою маленькую ракету и запускать с ее помощью какие-то небольшие спутники. Чьи? Допустим, каких-то новых государств, которые хотят выйти в космос сами. Или - сейчас это очень модно - университетские аппараты, которые используются для образования студентов. Они делаются силами студентов и преподавателей вузов при незначительной поддержке государства. Но это очень узкий сектор. Денег у таких заказчиков мало. Даже если Space-X запустит все университетские спутники, которые только можно себе представить, все равно он не получит огромных доходов, которые дает, допустим, участие в такой крупной государственной программе, как МКС", - поясняет Игорь Афанасьев.

Перспективными проектами он считает также создание орбитальных солнечных электростанций, которые в будущем могут оказаться "выгоднее, чем например, гидроэлектростанции". Еще одним направлением может стать работа по очистке земной орбиты от искусственного космического мусора. По мнению Игоря Афанасьева, "одной из задач частных фирм вполне может стать прогнозирование столкновений" и создание космического аппарата-дворника.

5. Преимущества частных компаний. Основным достоинством частных компаний является их "мобильность". Они могут более оперативно откликаться на потребности времени. "Небольшая частная компания может сосредоточить свои усилия на каком-то одном проекте и попытаться провести его до конца. Гигантам сосредоточиться сложнее, потому что они одновременно работают по многим областям", - поясняет Игорь Афанасьев. При этом частные компании могут "доводить до ума" уже существующие наработки государственных организаций, которые по каким-то причинам были отвергнуты другими фирмами. Немаловажно и то, что совокупные затраты на создание какого-то отдельного образца техники у частных компаний, имеющих обычно сравнительно небольшое количество сотрудников (до 200-500 человек), будут гораздо меньше, чем у огромного авиакосмического концерна типа Lockheed Martin или Boeing, где трудятся десятки тысяч человек по всем Соединенным Штатам и даже по всему миру, добавляет Игорь Афанасьев.

Тем не менее, развитие частной космонавтики происходит довольно медленными темпами, поскольку требует огромных затрат с продолжительным сроком окупаемости и большими рисками. Прибыли в этой сфере рассчитать довольно трудно. Однако не стоит забывать, что "космическая отрасль - это всегда новые разработки, и внедрение этих новых разработок само по себе двигает и приносит прибыль", считает Игорь Маринин.

Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
А
01.04.2013 0 0
Алексей:

женек, полностью с тобой согласен, космос обладает безграничным потенциалом, калонизировав марс можно было бы получать огромнейшие доходы от добычи там полезных ископаемых сохранив свою родную планету не расколупывая её. Что касается частных космических проектов то это уже всё зависит от самих людей, даже обычный смертный сможет создать многоразовый космический корабль, правда всё упрётся в собственные доходы и мышление человека, начинку, возможности и стоимость корабля определяет сам разработчик этого корабля. В данный момент и сам уже как 1,5 года веду собственную разработку корабля который по функционалу, возможностям и рентабельности обойдёт все имеющиеся аналоги многоразовых космических кораблей. Также для уже заинтересованных могу дать краткое описание того что имеем и что предстоит завершить: 1 - Искусственная гравитация, протестированная и давшая хорошие показания(Ранее была предложена в какое то агенство но было отвергнуто из-за того что она якобы опасна но всё-же я рад что я в ней достиг успехов и буду в данной области первопроходцем) 2 - ГРД "Моя личная разработка Гибридного Ракетного Двигателя МАС 01 имеющая 2 вида работы на земле с большой тягой и в космосе с большим удельным импульсом(возможна работа одновременная первого сразу нескольких видов тяги). Главное отличие от других это использование воды как топливо(уже ведётся сборка)" 3 - Уже имеются чертежи корпуса корабля(постоянно изменяются под видом поступления новых доработок) 4 - Корабль будет сплошным цифровым мозгом поскольку каждая деталь или процедура будет автономной по средством Супер компьютера который будет управлять всем(будут предусмотрены ручные способы управления на случай сбоя в системе что гарантирует в сложной ситуации не потерю контроля над кораблём) 5 - Старт и посадка как у обычного самолёта. Габариты немного меньше чем у Боинг 747 или в 3 или 4 раза больше миг 29, примерная полезная загрузка 1-1,5Т. Приводить полное описание не буду ибо тут только комментарии можно писать, в команде нас пока 3-е но скоро думаю найдём оставшихся 7 человек для полной команды. Главная проблема этого проекта это цифровые авиационные приборы такие как Альтиметр и т.п. Также оставлю свой E-mail: gizga2013@yandex.by для дачи каких либо справок. P.S. Чертежи или результаты опытов и экспериментов давать не буду. Удачи :)

В
21.07.2011 0 0
виктор:

увы и ой. наса и роскосмос это в основном чиновники. и они сожрут ваш холдинг с потрохами.

А
05.06.2011 0 0
александр:

я думаю что можно было бы более обширно написать, ведь речь идет не а полетах на земле.

Ж
18.12.2010 0 0
женек:

Все это интересно,но нельзя ли мыслить глобалнее! Все зботятся о прибыли затратах и т.п.,а сути то не видят чтоли. Понятно, что затраты на постройку кораблй, орбитальных и суборбитальных жилых станций, городов на поверхности луны и т.п. требует мега колосалных затрат, но по моему если бы страны просто создали межнациональный проект по освоению космического пространства то в ближайшую пятилетку можно было бы запросто полететь на луну, марс, и дальше. Сама собой отпала бы проблема перенаселения, и энергетики. К тому же мы просто напросто сохранили бы нашу материнскую планету для потомков, при нашей нещадной эксплуатации природных ресурсов земли надолго не хватит,а в космосе полезных ископаемых куда больше чем на земле! Вот и стоит подумать, может просто создать гиганский холдинг и в конце концов не стродать ерундой. Я в полне понимаю, что мои мысли вслух врят ли до кого-нибуть реально дойдут, но пока это все что я могу себе пзволить.



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more