«Пересаживание» россиян с пива на водку
Кабинет Д.Медведева активно взялся за борьбу с алкоголизмом. Но не закончится ли эта кампания еще более серьезными проблемами? Не окажется ли, что вместо слабоалкогольных напитков россияне станут потреблять их крепкие аналоги и наркотики?
1. Антиалкогольные кампании в России. В нашей стране в ХХ веке имела место следующая череда антиалкогольных кампаний:
«сухой закон» 1914-1923 годов (подтверждался большевиками в 1917, 1918 и 1922 годах);
1958 год – в рамках политики гуманизации советского общества (Хрущев);
1972-1974 – Брежнев;
1985-1988 – Горбачев.
2. Цели антиалкогольной политики: Основными целями антиалкогольной кампании таковы:
снижение крепости потребляемых напитков;
привитие культуры потребления алкогольных напитков;
массовое возвращение людям смысла жизни (утратив смысл жизни, они будут убивать себя другими способами – от наркотиков до неряшливого вождения автомобиля).
В России специфической мерой должен стать запрет на готовые алкогольные коктейли в банках и энергетические напитки, так как их состав частично не вполне ясен, а частично влияет на организм человека не вполне определенным образом.
3. Инициатива Д.Медведева. Заявления президента Медведева не связаны с пп.2 и 3 и противоречат п.1, так как «выравнивание» акцизов на все виды алкоголя означает относительное увеличение акцизов на слабый алкоголь, в том числе пиво. В частности, на 2010 год правительство предполагает повысить акцизы на водку на 20%, а на пиво – на 200%, то есть в три раза (сейчас акциз на некрепкое пиво составляет 1,77 руб. за бутылку), в результате чего цена бутылки некрепкого пива вырастет только из-за этого почти на 3,5 руб., что приведет к переходу населения на более крепкие напитки – водку и плодово-выгодные крепленые вина, а молодежи – на готовые алкогольные коктейли в банках. И это при том, что кризис и вызванная им массовая утрата уверенности в завтрашнем дне и без того породила усиление алкоголизации населения и соответственно повышение средней крепости потребляемых напитков. Так, производство пива уже в 2008 году сократилось на 0.6%, а за январь-июль 2009 года – на 6,9%.
Существенно, что любое повышение налогообложения водки и других крепких напитков требует предварительного ужесточения контроля за ее производителями, так как иначе приведет лишь к уходу части производства «в тень», причем на том же оборудовании (в силу этого официальная статистика объемов производства водки свидетельствует о динамике не столько самого ее производства, сколько о динамике легализации и ухода «в тень»).
4. Гримасы статистики. Статистика радует: смертность от «случайных отравлений алкоголем» упала в 2008 году на 23,2% (с 25,2 тыс. случаев в 2007 году до 19,2 тыс.), а в первой половине 2009 года – еще на 17,1% (с 10,7 до 8,9 тыс. случаев). Однако эта статистика не отражает смертности от алкоголизма как такового и, вероятно, политически обусловлена. Достаточно отметить аналогичное падение смертности от ДТП: в 2008 году на 9,1% - с 39,1 до 35,4 тыс. случаев, в первой половине 2009 года – на 14,6%: с 14,5 до 12,3 тыс. случаев.
5. Комплиментарность алкоголя и наркотиков. Говорить о борьбе с алкоголем без борьбы с наркоманией нельзя. Допустим, запретят продавать алкоголь, ограничат потребление, ликвидируют частный сектор, не будет алкоголя совсем. Но когда у общества нет смысла жизни, это кончается наркотиками. И здесь ситуация неблагоприятная: в 2006 году в Москве зарегистрировано 2,3 тысячи отравлений наркотиками, а в 2008 году – уже 3 тысячи. Общее число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, по данным МВД, выросло в первой половине этого года на 3,7%. Этот умеренный рост свидетельствует, что кампанейщины по поводу наркотиков сейчас нет.
И вот в этих нейтральных с точки зрения качества статистики условиях официальная статистика МВД показывает рост преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения, на 17% в первой половине этого года. А число преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, за ту же первую половину 2009 года сократились на 8,3% (возможно, это влияние антиалкогольной кампании).
Нужно понимать различия масштаба: в состоянии алкогольного опьянения сейчас совершается 14,9% зарегистрированных преступлений, а в состоянии опьянения наркотического – только 0,9%. Но все равно, резкий рост этих последних серьезен и справедливо вызывает страх.
Написать комментарий
Я совершенно согласна со всеми антиалкогольными компаниями. Алкоголь- это злой рок для россиян. Почему-то в нашей стране эта проблема более остро стоит, особенно это касается регионов. Почему русский человек начинает пить? Возьмём в пример Архангельскую область. Частный случай. До 2008 года посещение всех спортивных секций было абсолютно бесплатным. После, закрыли все ДЮСШ и сделали посещение секций по 500р./мес. Согласна, для Москвы это смешная сумма. Но для регионов...Соответственно, молодёжь стала собираться не на спорт-секциях, а в подъездах. Начинается дешёвое пиво, вино...так и спиваются люди.
Моё мнение эту проблему нельзя решить только с помощью запретов. Вот посмотрим повысили цену на водку теперь она стоит от 85 р. как пили так и пьют дя по улице я не увидел разницы. Я думаю бутылка водки должна стоить гораздо больше не 85 а 850 . Попробую объяснить почему. Многие люди становятся алкоголиками от каких –то проблем (на работе , ушла жена….) он берётся за бутылку с горя или садится на наркотики чтоб уйти от реальности. У молодёжи это стиль жизни , т.к. Многие другие занятия ей недоступны( например проф. занятия спортом это мин 10 тыс. в месяц. ) А если цена будет высокой тебя банально жаба задушит тратить столько денег). Параллельно надо создать места где может проводить молодежь время и раскручивать их, ещё надо доносить постоянно для людей что если ты будешь работать ты всё сможешь.