23 ДЕК, 01:26 МСК
USD (ЦБ)    103.4207
EUR (ЦБ)    107.9576


Человеческий капитал России дрейфует в направлении дебилизации

17 Апреля 2008 9694 43 Экономика
Человеческий капитал России дрейфует в направлении дебилизации

Доля школьников с отклонениями в развитии с 1932 г. по 2005 г. возросла в 7,4 раза. Это не помешало возрасти численности студентов вузов за период 1990-2005 гг. в 2,5 раза. С ними и будет Россия формировать инновационную экономику.

         Иногда складывается впечатление, что страна все последние годы живет в предвкушении грядущей инновационной революции. На всех уровнях идет натуральное зомбирование населения, что Россия, которая не смогла построить развитое индустриальное общество, сможет перепрыгнуть этот досадный этап в развитии и освоить совершенно новые, высокотехнологичные рынки. Сама по себе такая цель ничего плохого в себе не несет, возникает только вопрос, кто будет все это делать. А ведь речь идет – ни много, ни мало – о новых специальностях, новом типе инвестора и новых отношениях между людьми. Готова страна к такому прыжку или нет?



         Окончательный ответ на этот вопрос никто не даст, но некоторые настораживающие факты имеются. Будущий мир строить будущему поколению, а, следовательно, стоит посмотреть, что оно из себя представляет. Оказывается, проблема начинается уже со школьной скамьи. История России характеризуется неприятной тенденцией роста численности учащихся с отклонениями в развитии (см. таблицу). На фоне наметившейся в последние годы депопуляции населения эта тенденция выглядит поистине устрашающей. Если масса учащихся за 1932-2005 гг. возросла всего лишь на 14%, то число детей с интеллектуальными отклонениями за это же время возросло в 8,4 раза – с 51 тыс. до 430 тыс. человек. В итоге доля неполноценных учащихся в их общей численности возросла в 7,4 раза и сейчас приближается к 3%. Если в 1932 г. из каждой тысячи детей негодными оказывались четверо, то в 2005 г. из каждой тысячи таких оказывалось тридцать. Тем самым налицо тенденция к падению качества человеческого материала уже на начальной стадии его превращения в человеческий капитал. Кстати, Федеральное агентство по статистике РФ обеспечивает сопоставимость приведенных данных и списать выявленный эффект на издержки измерений нельзя.

 

Численность учащихся дневных общеобразовательных учреждений в России

Годы

Всего, млн. чел.

В том числе детей с отклонениями в развитии

тыс. чел.

% от общего числа

1932-1933

13,22

51

0,38

1970-1971

23,24

229

0,98

2000-2001

20,07

514

2,56

2005-2006

15,18

430

2,83

 



Если около 3% детей отбраковывается еще до начала учебы в школе, то сколько же их будет отбраковано на последующих фазах обучения? Вполне резонно задаться вопросом: а сколько из этих учащихся сможет закончить высшее учебное заведение?



Однако, как оказывается, здесь опасаться нечего. Россия постепенно превращается в страну всеобщего высшего образования. Если в 1990 г. в стране насчитывалось 2,82 млн. студентов вузов, то в 2005 г. их было уже 7,06 млн. человек. Рост числа студентов в 2,5 раза за 15 лет даже по самым смелым меркам является беспрецедентным. Как же так получается, что в стране, в которой идет рост детей, не способных освоить даже обычную школьную программу, возрастает число людей с высшим образованием?



         Такой парадокс имеет логичное объяснение: студенты в вузах России уже почти не учатся, а просто получают по истечении определенного срока дипломы. Это и понятно. Нельзя одновременно наращивать экстенсивную и интенсивную составляющие человеческого капитала страны. Либо в приоритете оказывается качество, а это штучный товар, либо предпочтение отдается массовости, а здесь уже не до качества. Тем самым, снизив требования в высших учебных заведениях, России удается чисто внешне справиться с тенденцией к дебилизации народа, которая «загоняется» на задворки школы.



         Университеты, академии и институты прекратили выступать в качестве фильтров профессиональной пригодности людей. Проблема такой политики заключается в том, что становится уже почти невозможно отделить по-настоящему профессионального и креативного дипломированного специалиста от такого же дипломированного полудебила, ибо для этого нужна специальная проверка или своего рода экспертиза. А в таких условиях построение инновационной экономики не только проблематично, но и опасно, т.к. вероятность всевозможных сбоев в сложных системах из-за некомпетентности персонала возрастает катастрофически.



         Помимо всего прочего отсутствие серьезной учебы в вузе чревато потерей самой способности к обучению. Это связано с физиологическими особенностями человека. Если в юном возрасте в мозге студента не будут сформированы позитивные модели знаний, то впоследствии сама способность к формированию новых информационных паттернов может исчезнуть. Это как со способностью говорить: если ребенок до определенного времени не овладеет речью, то он ею уже не овладеет никогда. Следовательно, современное массовое высшее образование без преувеличения плодит будущих дебилов, не способных осваивать новую сложную информацию.



         Между тем в развитых странах вузы не только фильтруют студентов по критерию профессиональной пригодности, но и участвуют в формировании интеллектуальной элиты общества. Именно поэтому элита Великобритании во многом представлена Оксфордом и Кембриджем, а элита США – университетами «Лиги плюща». В России ничего подобного пока нет. Так, исследование, проведенное в 2008 г. рейтинговым агентством «РейтОр», показало, что 1150 представителей высших эшелонов системы государственного управления представлены 411 вузами стран. Таким образом, управленческая элита России не локализована в ограниченном числе лучших университетов, а хаотически размазана по второразрядным вузам страны. Даже МГУ, который дал больше всех представителей элиты, обеспечил только 6% ее числа.



         Любопытно, что синдром массовости вообще присущ российской модели развития. Любое позитивное начинание в России доводится до абсурда, после чего начинаются совершенно новые, экзотические проблемы. Например, еще в 1990 г. доля инженеров в общей численности занятых в России была в 3,3 раза больше, чем в США. При этом собственно инженерным трудом в России было занято только 12% инженерно-технических работников, а сами инженеры составляли один из самых презираемых и обездоленных классов общества: большинство из них ничего не умело и почти ничего не получало. Именно поэтому в период экономических реформ первое, что произошло в стране – это отказ от массового технического образования. Какая аналогия будет с сегодняшним тотальным высшим образованием, трудно предсказать. Ясно лишь одно – качество человеческого капитала в России падает, а это не способствует развитию инновационных отраслей и видов деятельности. Скорее всего, любые вложения в эти сферы следует признать высоко рискованными.

Евгений Балацкий

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
Г
05.01.2013 0 0
Григорий:

Дебилизация это новая политика новой страны смеритесь и все. Вам уготовано роль мыла в мировом распределение труда.

Б
09.11.2010 0 0
большой САША:

... как говориться сам такой)) Смачное название статьи, сильно! Некорректно... Мы = последствия "холодной войны" на нас сбросили "социальную бомбу" - видны разрушения. Если преподавателям и профессорам платят мало - факт. Квалифицированный труд - в "игноре". Врачи и инженеры - приравнены недавним прошлым к уборщицам; Инженеры разбежались, по цепочке не стало рабочих - все на рынках продают портки. Ну, никак Америка не может победить Россию. Хрен с редькой всем недругам нашей страны!! Нужно начинать "от печки", начиная с детского сада, в роддоме нужно помогать женщине, а не калечить ее; если мужчина не может прокормить семью одной своей зарплатой!!! Совесть олигарх никогда не сможет купить... Сколько сирот в стране 1 олигарх прокормил за время своего бизнеса?? Пушкин, Менделеев, Дм. Лихачев - у кого-то учились, их ценности - наши ценности на века! Гигиена - полезная вещь как для тела, так и для ума!! Наша молодежь - самая лучшая в мире! P.S. Над пострадавшем солдатом не принято насмехаться за его раны и увечия...

В
10.08.2010 0 0
виктория:

Вполне согласна с автором статьи - деградация и дебилизация удел будущей России. К сожалению, вернуть советскую систему образования невозможно, а ведь именно она поддерживала высокий уровень интеллектуального капитала страны. Современная система представляет собой только одно "направление на реформы" Что это такое вряд ли кто из наших руководителей может объяснить. Все в погоне за "инновационностью" стремятся выделиться - предложить такое, чтобы получить желанный кусок финансового пирога поощрения. За реформами совершенно забывают о людях по обе стороны образовательного процесса. Дебилизируются школьники, выполняющие непомерные нагрузки в рамках очередного эксперимента и дебилизируются преподаватели, вынужденные исполнять экспериментальные задания и при этом отчитываться в определенных успехах. Успеваемость что в школе, что в вузе не является истинным показателем знаний.

Г
09.06.2010 0 0
Гнедов Андрей:

В статье очень эмоционально утверждается, что качество образования в нашей стране падает, причем катастрофически. Но образование - просто одна из сторон жизни. Это еще в стаханавском движении было: дай три нормы по объему, хоть и 100%-ный брак. Проблем, как мне кажется, две: 1) научить подрастающее поколение работать 2) обеспечить возможность получения желаемой специальности Вторая проблема, как явствует из статьи, решается достаточно успешно, но при этом ценность ВУЗовского диплома снижается. Вряд ли это очень страшно. Если подготовили специалистов в три раза больше, но из них две трети подготовлены некачественно, нужное количество качественных специалистов все равно есть. Только предпринимателю придется самому отбирать нужных специалистов. Нельзя ориентироваться просто на наличие диплома. А первая проблема закладывается еще в школе. Можно сравнить с советскими временами. С учителя сняли ответственность за успеваемость и лишили всех способов принуждения учеников к учебе. В итоге навыки напряженной работы у школьников не вырабатываются. Если никакое наказание не грозит, то зачем ребенку напрягаться? Вот и вырастают дети, не имеющие никаких волевых навыков, не приученные к труду. Особенно если родители напряженно зарабатывают деньги и практически не привлекают детей к работе по дому. А повышение процента детей с отклонениями наверняка совпадает со снижением процента детской смертности.

К
02.06.2010 0 0
Козлова Наталья:

Согласна со статьей полностью. Особенно больная тема на мой взгляд для нашей страны. Все больше и больше предпринимателей из реального сектора экономики жалуются на нехватку квалифицированных кадров. К сожалению в вузах сложилась система, при которой человек не только не получает практические знания, но и не осваивает теорию. Это, на мой взгляд, является большой недоработкой нашего правительства. И проблемы вызванные сегодняшним халтурным отношением к данному вопросу, могу проявиться в ближайшие лет 10 - 15.

К
01.06.2010 0 0
Константин Марусич:

На сегодняшний день существует множество общеизвестных факторов, на которые современная российская общественность откровенно закрывает глаза. На мой взгляд, одним из таких является нравственное воспитание человека, складываемое из родительского и общественного влияния. Формирование человека, это такая же модель конструктора, которая собирается из существующих деталей. В случае человека, ценности и есть эти детали. Именно те ценности, которые заложили в человека с детства, будут формировать его личность в позитивном или негативном направлении. Что касается образования, ни для кого не секрет что в любой институт России можно без проблем поступить и успешно закончить при наличии денег - вопрос только в цене. Коррупция как ржавчина разъедает не только систему образования, но и каждую структуру российского общества. Все проблемы кроются именно в ней. Не будет коррупции, можно будет бороться и с дебилизацией, и со всеми недугами России. Пока же можно только раскидываться громкими словами о модернизациях и реформах, не предпринимая ничего стоящего.

З
26.05.2010 0 0
Зайцева Наталия:

Безусловно, выступая не за качество, а за массовость, мы обречены на неудачу. Причем чего бы этот вопрос ни касался. Университеты действительно должны быть «фильтром профессиональной пригодности людей», как отмечает автор. Ведь это и есть их прямая обязанность. Кроме того, человек сам должен быть заинтересован в получении знаний. Сейчас данная проблема тоже весьма актуальна. Нет интереса, нет желания учиться, наконец нет стремления узнавать что – то новое, а ,следовательно, вносить в жизнь что-то полезное.

П
26.05.2010 0 0
Попова Ирина:

Итак, нельзя не согласится с автором статьи. И думаю, что не найдется человека, который скажет обратное. Невозможно не вспомнить о той системе обучения, которая присутствовала в советский период, все гордились ей и она реально считалась самой лучшей в мире. Но мы думаем, что на Западе эффективно и развито. И вот к чему это привело - "наша" система образования теперь далеко не на первом месте... Огромное количество студентов в стране обусловлено, в первую очередь, наличием бесконечных платных мест в ВУЗах и это проблему возможно решить ограничением мест и в связи с этим учеличением финансирование ВУЗов страны. Также открывается невероятное количество различных, так называемых, ВУзов, где уровень подготовки необычайно низок, и там реально учаться только, чтоб получить "корочку". Потому что сейчас сложился определенный менталитет в российском обществе- высшее образование необходимо, чтоб "выбиться в люди". Но не всегда на деле оказывается так. Нужно развивать систему образования в более эффективную сторону, потому что с помощью ВУЗов мы растим специалистов, которые в будут строить государство, и от того, как власти смотрят на это проблему зависит будущее страны.

А
24.05.2010 0 0
Абрамян Виктор:

Высказываясь от лица скатывающегося в бездну дебилизма поколения, хотелось бы отметить, что описанная проблема вызвана, в первую очередь, двумя другими проблемами: запредельным уровнем коррупции в сфере образования (справедливости ради надо отметить, что в этом плане она отнюдь не стоит особняком по отношению к другим сферам жизни общества) и отсутствием хороших педагогов в школах. На мой взгляд, в стране, в которой школьные учителя получают нищенскую заработную плату (и, как следствие, их образовательный уровень оставляет желать лучшего) и в лучшие ВУЗы основной набор проводится в режиме аукциона или по связям, а на оставшиеся 5-6 мест устраивается конкурс в 400-500 человек на место, проблема повышения количества слабоумных детей (в 8 с лишним раз за 73 года) не стоит и выеденного яйца.

В
23.05.2010 0 0
Варнавский Александр:

Необходимо налаживать систему образования в целом,так же политику работы с молодежью,пропаганда здорового образа жизни,вводить различные соц программы по благоустройству районов,строительство различных спортивных комплексов,для того чтобы молодежь развивалась,а не спивалась...Как говориться, в здоровом теле-здоровый дух.Так же следует большое внимание уделить борьбе с коррупцией в образовании,так же следует обеспечить социальные программы для детей из не благополучных семей,так как среди них зачастую очень много детей имеющих большой потенциал и из них могли бы получиться хорошие специалисты,а не отбросы общества.

З
23.05.2010 0 0
Золотухина Т:

Интересная статья, особенно статистика. Против цифр не попрешь. Но если иметь ввиду под дебилизацией не физиологические причины, а трактовать как общее понижение уровня умственного развития всего общества, то государственная (социальная) политика в некоторых областях (как образование, телевидение, печатные средства СМИ) имеют решающее значение. Система всеобщего бесплатного качественного образования развалена, и человек терячет способность к обучению уже в школе. В результате уже на этой стадии теряется много молодых людей потенциально способных стать хорошими специалистами, которые в силу своей социальной принадлежности и/или удаленности от больших культурных центров учатся в наших действительно бесплатных школах.

Г
20.05.2010 0 0
Гегешко Матвей:

считаю, что рост психологических отклонений, учащение случаев девиантного поведения (как среди детей и молодежи так и среди зрелых людей) имеет место не только в россии - это общемировая статистика и в других странах цифры похожи. всё это последствия глобальных изменений в жизни современного человека. за последние два десятилетия ритм жизни рядового горожанина намного ускорился, значительно сократилась средняя продолжительность сна, увеичены нагрузки. чтобы занять свое место под солнцем в современном мире требуется постоянно упорно трудиться и затрачивать колоссальные усилия. От этого страдает как физическое, так и, разумеется, психическое здоровье нации. зачастую, здесь уже не остается времени на правильное воспитание детей, привитие им верных ценностей и общее образование. школьников и студентов огромное количество, и естественно, что качество преподавания, в условиях современных ритмов и увеличения нагрузок, падает, и, думаю, эта тенденция сохранится, а скорее всего усилится в будущем. вопрос в том, как снизить нагрузку и тем самым повысить качество образования? ответ напрашивается сам собой - требуется сужение специализации. здесь сразу возрастет контроль за качеством выпускающихся кадров, узких специалистов проще оценивать и отбраковывать. возможно, проводимая рформа образования, проходящая как раз в этом ключе, поспособствует улучшению ситуации.

В
20.05.2010 0 0
Вера Архипова:

Можно здесь о многом рассуждать. Можно винить преподавателей. Я, как преподаватель в высшей школе могу сказать следующее - я могу поставить неуд студенту и настаивать на этом, но отчислить его будут очень-очень сложно. Моя зарплата зависит от их количества и часов нагрузки. При подходе - дурак иди вон - можно отчислить половину контингента нынешнего. ВУЗ на это не пойдет. И иногда идет негласное соглашение о том, что отчислять не будут и ставить неуды себе дороже, потому что с этим нерадивым студентом придется заниматься мне же в свободное от работы время. Я бы рада, только толку иногда вообще не какого. Студент идет не умеющий не обобщать, не анализировать информацию. А иногда и просто дебильный.

С
19.05.2010 0 0
Сумовская Анастасия:

Массовость высшего образования - это результат стереотипного мнения - если ты не поступил в ВУЗ - значит ты недочеловек. Все родители, имеющие хоть какую-то возможность пристроить своего ребенка в ЛЮБОЙ ВУЗ - обязательно ею воспользуются. Потому что, не зависимо от того, будут ли в конечном итоге знания у ребенка, или не будут - у него будет диплом. А диплом нужен для поступления на работу, потому что сейчас отбирают на работу не по оценкам, а по названию ВУЗа. А если у тебя вообще нет диплом - то работать только дворником. Этот стереотип в головах практически у всех родителей, и его происхождение совершенно не ясно. ЕГЭ в школах еще больше облегчает задачу поступления в ВУЗы всех, кого не попадя, потому что, как известно, все продается. Ну или зазубривается, потому что ЕГЭ, например по литературе, это вовсе не творческие вопросы или задания, здесь теперь не нужно рассуждений и никто не интересуется мнением или мыслями, возникшими у обучаемого в процессе прохождения программы, нет. Теперь в ТЕСТОВЫХ вопросах ЕГЭ спрашивают какие-то абсолютно не нужные подробности, детали, не имеющие значения в произведениях, абсурдные. И чтобы правильно ответить на эти вопросы, т.е. набрать высокий балл, нужно либо иметь состоятельных родителей, или болеть аутизмом. Очень много институтов, которые выпускают людей с широким кругозором, т.е. нет точной формулировки профессии или сферы, в которой они будут работать. В то же время в профессиональных училищах выпускают специалистов узкого профиля. И, скорее всего, хороши и те и другие.

Ц
18.05.2010 0 0
Цуриков Олег:

То, что в ВУЗы идут обучаться подростки с отклонениями, это «заслуга» наших ВУЗов, родителей этих подростков можно понять, каждый родитель хочет для своего ребенка, только лучшего. Притом должных мест обучения для таких людей не строится, и нет квалифицированных кадров для их обучения. Тот факт, что образование в ВУЗах стало хуже, произошло далеко не из-за студентов полудебилов, а из-за ряда многих других факторов. Приведенные цифры в подсчетах очень плачевные, и сулят нам далеко не лучшее будущее. Но жить с этим нам, а значит, и бороться с этим должны все мы, и не ждать с каждым годом все более и более худших прогнозов.

У
13.05.2010 0 0
Ульяна Григорьева:

не смотря на то, что термин "дипломированные полудебилы" представляется мне не политкорректным, стоит отметить, что, к большому сожалению, в нем отражается сущность процессов, происходящих сегодня в нашем обществе. позволю себе заметить, что подобная ситуация в сфере образования вполне ожидаема, поскольку связанна исключительно с тем, что нацеленность правительства в общем и многих ВУЗов в частности на получение денежных средств преобрела немыслимый характер. И, до тех пор, пока такая тенденция будет иметь место- в лучшую сторону ничего не изменится.

А
01.04.2010 0 0
Александр:

Мне кажется, что не стоит так драматизировать происходящее. Образование безусловно требует реформ, но в данной статье краски чересчур сгущены...

Ч
03.02.2010 0 0
Чинков Петр:

Да уж, забивать на нас начинают еще в школе. Мне со школой еще повезло, но как только я ее закончил пришли какие-то совсем левые люди и от школы ничего хорошего не осталось. ЕГЭ так это вообще "ошибка природы", этим они прост гробят наше образование, написал его и отдыхай... ужс одним словом

Д
03.02.2010 0 0
Данилюк Екатерина:

Вы говорите о том, что студенты в вузах не учатся, а на основании чего сделаны такие выводы? Если брать только степень знаний в определенной области по определенному предмету, то да, такой вывод можно сделать. Но никто не задумывается о том, что студент, который по определенным предметам демонстрирует отставание от нормы, превосходит своих сверстников в другой сфере, то есть еще на начальном этапе он определяется со своим будущим направлением и начинает совершенствоваться в нем. Таким образом, на выходе мы получаем пусть и узкоспециализированного, но грамотного специалиста. А если студент демонстрирует высокие показатели во всех отраслях и по всем предметам, то это указывает, лишь на высокую степень его кругозора, но не профессионализм в какой-либо области. Им намного сложнее сделать выбор среди множества направлений. Так что же лучше: масса людей с широким кругозором, или же присутствие специалистов в своих отраслях? Ведь студент, который не демонстрирует высоких результатов в учебе, как правило, работает, то есть получает необходимый практический профессиональный багаж знаний и навыков.

Д
03.02.2010 0 0
Данилюк Екатерина:

Невозможно фильтровать людей получающих высшее образование в государственных ВУЗах и при этом получать деньги за обустройство в него. Так же нет жесткого отбора, когда студенту предоставлен выбор или научиться либо заняться чем-то другим, не связанным с освоением данной специальности. Но у нас ведь всегда есть альтернатива, выраженная в материальной форме, которая и уничтожает возможность отбора студентов, а будущем и специалистов. Выпускник вуза должен сам выбирать направление своего дальнейшего интеллектуального развития и фактически заново начинать изучать данную отрасль, так как в университете ему дали только общее представление, но для этого и существует реальная практика. Рост же количества выпускников и становление высшего образования как обязательного является следствием, прежде всего, развития экономики страны. Такое ощущение, что из нас специально хотят создать недумающих существ, снижая планки в ВУЗах, школах. Мы охотно принимаем все тенденции с Запада, забывая о том, что Россия на протяжении всех веков была самобытной и не вгоняемой ни в какие рамки страной. Так зачем нам сейчас становится как все? Возможно, Запад специально расшатывает образование детей, ведь те, кто учатся сейчас в школах – будут строить будущее.

B
02.02.2010 0 0
BS:

По поводу того, что родители настаивают на поступлении детей в вузы. Родители по сути для того и нужны, чтобы направлять ребенка по жизни. Большинство детей не хотят учиться, большинство после школы не знают куда поступать и что же, потакать не разумности и лени ребенка? На мой взгляд, подобная снисходительность может открыть еще более страшную дорогу к дебилизму всей страны. Да и потом, как утверждают психологи, детский сад, школа, вуз – необходимая ступень социализации любого человека. Существует еще одна не маловажная проблема – недостаток времени для усвоения существующих объемов информации. Сами по себе дети не виноваты. Выбрана не верная образовательная политика.

Ф
01.02.2010 0 0
Филичкин Александр:

Одной из проблем нынешней системы образования я считаю ЕГЭ. Результаты ЕГЭ-2009 вызвали бурную реакцию общества, поскольку убедительно продемонстрировали как крайнее несовершенство самой системы единого государственного экзамена, так и порочность проводимой в последнее десятилетие политики, ведущей к ускоряющейся деградации всей системы образования России. По мнению экспертов, независимо от содержания тестов, единый госэкзамен противоречит как традициям, так и лучшим методикам, благодаря которым Россия издавна была богата "собственными Платонами" и "быстрыми разумом Невтонами". В общем, ЕГЭ для страны может иметь катастрофические последствия.

А
01.02.2010 0 0
Ададурова М.:

Вот уже на протяжении многих лет в России стало модным перенимать все из Запада, и,к сожалению образование не стало исключением.Но неужели мы все вот так просто забудем Ломоносова и поведемся на моду?Плюс ко всему масла в огонь добавляет и СМИ,особенно телевидение.Причем множество программ заимствованно именно из-за бугра,и они далеко не самые познавательные.Глядя на все это со стороны,хочется призвать людей читать русскую классику и возрождать классическое русское образование,а не следовать примеру тупых американцев.

Л
31.01.2010 0 0
Леонид Е.:

Средства массовой информации делают грустную мину, характеризуя происходящее в нашей стране словами "упадок", "дебилизация", "развал", "коррупция". Но мы-то с вами знаем, что СМИ не преследуют благородной цели искоренить негативные тенденции, их задача научить нас жить в таком обществе. Из нас делают пассивных наблюдателей, давая выразить своё негодование сложившейся ситуацией абсолютно символическими комментариями. Если человеку постоянно говорить с экрана, что он часть "прогнившего общества", то он, того и гляди, в это поверит. Ибо "сеющий ветер - да пожнёт бурю". Единственный очевидный выход из сложившейся ситуации - поставить мир в "позу" и зачать новое общество. Господа сеятели пессимисто-писаки! Хватит ныть! Ещё в 19 веке устами русского классического поэта Вам был дан поистине мудрый совет: "Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте! Спасибо вам скажет сердечное Русский народ ..." А не в этом ли истинное предназначение журналиста? С уважением Л.

А
31.01.2010 0 0
Арам Фиданян:

Абсолютно согласен с автором статьи :"Качество человеческого капитала в России падает".Начиная со школьной скамьи , все меньше и меньше преподавателей заинтересованы в качественных знаниях своих учеников. Совсем не остается учителей ,с любовью и ответственностью за будущее поколение.Кто заинтересован в этом? Кто в нашей стране несет ответственность за развал базового образования и ,как следствие , за тот уровень абитуриентов , которые с этим багажом знаний приходят в высшую школу? Зачем нам идти по пути западного образования , если наши специалисты и ученые , получившие знания в СССР, до сих пор самые востребованные во всем мире. Автор статьи поднимает самый актуальный вопрос на сегодняшний день . Если сегодня не задуматься , то завтра будет совсем плачевно.

Ю
31.01.2010 0 0
Юния Дибдина:

Откуда такая уверенность у автора статьи, что именно дети с определёнными отклонениями в развитии и идут обучаться дальше в ВУЗы, тем самым увеличивая количество студентов в целом по России? Согласна с предыдущими мнениями о том, что эта самая «масса» студентов, которые поступили в ВУЗ, образована в большинстве своём молодыми людьми, которых либо направили родители, либо подкупила возможность «отслужить» положенный срок не в армии, а в стенах ВУЗа с военной кафедрой. Но это не делает их по истечению срока обучения «дипломированными полудибилами». Максимум, что можно сказать о большинстве таких студентов, так это то, что они пока выступают в роли «пофигистов», не определившихся в своей жизни с тем, чем они хотят заниматься и где.

К
31.01.2010 0 0
Котов Александр:

Полностью согласен с автором статьи,уровень образования в нашей стране падает.Россия постепенно превращается в страну всеобщего высшего образования, но это говорит об альтернативе выраженной в материальной форме, да и давление родителей играет большуу роль при поступлении. Мне кажется нужно усовершенствовать систему реформирования образования.А так же фильтровать студентов по профессиональной пригодности темболее если это касается элиты.

Р
30.01.2010 0 0
Рябова Татьяна:

Иногда хочется обходить такие важные темы стороной, делая вид, что и проблем-то нет, что все так красиво и хорошо, что государство говорит правду. Хочется верить, что живем в «умной» и перспективной стране. Но когда видишь факты и числа, ничего не остается, как признать, Россия скатывается вниз. Школьное образование, которое когда-то считалось лучшим в мире, тает на глазах…про высшее даже говорить не хочется. Такое ощущение, что из нас специально хотят создать недумающих существ, снижая планки в ВУЗах, школах. Мы охотно принимаем все тенденции с Запада, забывая о том, что Россия на протяжении всех веков была самобытной и не вгоняемой ни в какие рамки страной. Так зачем нам сейчас становится как все? Возможно, Запад специально расшатывает образование детей, ведь те, кто учатся сейчас в школах – будут строить будущее. И всему миру выгодно, чтобы это будущее у нас строило деградирующее поколение. Но России не выгодно! Все мечтают о светлом будущем, но даже сами учителя, преподаватели ВУЗов как будто специально загоняют школьников и студентов во «тьму». Сейчас остались единицы тех, кто дает мыслить и думать, развивает учеников, и вообще, делает преподавание – целью своей профессии, а не средством зарабатывания денег. Когда уже наша власть перестанет закрывать глаза на ГЛАВНЫЕ проблемы и решать их – вот главный вопрос. Главное, чтобы не слишком поздно…

К
30.01.2010 0 0
Костарев Максим:

"Университеты, академии и институты прекратили выступать в качестве фильтров профессиональной пригодности людей". Сейчас университеты больше напоминают "ясли для взрослых". Все больше становиться так называемое "поколение троечников". Для которых прилагать минимум усилий это нормально. Со школьной скамьи им прививается такое отношение к обучению, для них учеба останавливается ещё в школе.

Я
30.01.2010 0 0
Яна Иванова:

Странно, что вопрос состоит не в том, как «эти» дети получили диплом о высшем образовании, а как они вообще поступили в ВУЗ? Следовательно, университеты сами, снижая требования к поступлению, снижают тем самым и качество высшего образования и специалистов на «выходе» из ВУЗа. ВУЗы сами прекратили быть фильтрами «профессиональной пригодности людей», сознательно допуская выпуск, как выразился автор, «дипломированных полудебилов», которые чаще всего представлены абсолютно здоровыми представителями обычных «пофигистов», а не студентами с отклонениями в развитии. А то, что «современное массовое высшее образование плодит будущих дебилов, не способных осваивать новую сложную информацию» определяет лишь огромные недостатки и проблемы современной системы образования и образовательной политики в целом, и это никак не связано с детьми с отклонениями в развитии.

Б
29.01.2010 0 0
Бурлакова Ольга:

Многие представители сильного пола не скрывают, что учиться им не интересно и не хочется, а вынуждены они это делать, как уже здесь раньше писалось под воздействием родителей и просто потому что «учиться надо, без учебы никуда». Любимая фраза бабушек и дедушек. Но не последнюю роль при поступлении в ВУЗ играет наличие военной кафедры. Ведь мало кто хочет идти в армию и предпочитают «отслужить» 5 лет в универе, нежели идти служить по-настоящему. Цитата, взятая с другого сайта: «если у вас нет необходимости получить отсрочку от армии, не ходите в университет. Делать деньги можно и без образования, а вы только сэкономите свое время, а следовательно и вашу жизнь. И нервы сэкономите. А лучше в это время поработайте, хотя бы кому-то пользу принесете». Вот так считают многие.

Ш
28.01.2010 0 0
Шкабара Роман:

Сегодня посмотрев систему образования от школы до вуза .можно придти к выводу что советская система сломана но нечего лучше нам не предложили. Сегодня это уже как круговорот нет большого количества учителей (так как подготовка не тянет )Следовательно эти учителя не могут подготовить учеников с хорошим уровнем. Университетам приходится понизить требования чтоб был добор и так по кругу. Закончу фразой политтехнолога кремля через 5 лет 90 процентов будут смотреть телевизор, а 10% будут читать книги и определять повестку дня.

Ч
28.01.2010 0 0
Чармадов Герман:

В том, что происходит сейчас, виноват не Запад, а наше примитивное желание подражать Западу. Причем даже в том, что у них хуже, чем у нас. О голливудских фильмах интеллигентные американцы, кои там все-таки водятся, говорят, что их делают для эмигрантов, иностранцев и негодяев. А откуда пошло повальное тестирование вместо экзаменов? Подумать только - сейчас в школах стали сдавать экзамен по литературе на компьютере! Литература - это же эмоции, чувства, а не информация! Нет, тестируют по вопросам: "Конечная станция следования поезда, под который бросилась Анна Каренина?" Они бы еще спросили, под вагон какого номера!Следовать западной форме образования - это все равно что поменять свежий борщ на поп-корн, квас - на фанту..

З
27.01.2010 0 0
Занина Дарья:

Думаю, что изначально должен возникнуть вопрос: а откуда такое количество поступивших абитуриентов в вузах? В данной статье прозвучала фраза о том, что у нас в стране слишком много людей, получающих высшее образование. Да - возможно это так, но ответ получается из простого арифметического примера: "Дитё, заканчивающее школу + давление родителей, опекающих это чадо = принудительное поступление в вуз" - ведь если ты не поступишь, значит ты дурак, и без высшего образования в нашей стране делать нечего - Не кажется ли Вам, что это устаревшее клише?! Ведь многие родители так и поступают - берут, еще не совсем решившее для себя, чем будет заниматься в жизни чадо ( а таких большинство, после 11 класса) и суют его во все места, куда он только может со своим минимумом поступить, ну или платят за его поступление в престижный вуз. И начинается хождение по мукам - если чадо совсем не интересно. Отсюда и берутся будущие "дебилы" - потому, что они не хотят просто напросто обучаться. Я считаю, что данная ситуация абсолютно не дает никакого права называть это чадо "дебилом". Ведь если взять опыт зарубежных стран, да той же Америки - после школы они не бегут поступать в высшее заведение, у них вполне есть время поступить в колледж - там взять предметы, которые им интересны и попробовать вникнуть в суть, капнуть чуть глубже... А потом уже идти в конкретный вуз - становиться специалистом. В это минус российского образования - у наших детей просто нет времени на то, чтобы разобраться в своих знаниях и способностях. Ведь только единицы с детсва точно знают, что они хотят стать-врачами, юристами, парикмахерами, да клоунами, наконец. Вот и получается, что поступают туда, куда получиться. Я не говорю уже о такой проблеме как ЕГЭ или огромным количеством вузов России, половина из которых коммерческие и с сомнительным качеством образования. Вот и выражаясь математически суммарный ответ и выходит: возрастание численности студентов в 2.5 раза.

Л
27.01.2010 0 0
Лукьянова Ольга:

Проблемы, затронутые автором в данной статье, являются очень актуальными. Снижение общего уровня знаний населения России пугает. Даже государственные деятели обратили на это свое пристальное внимание, что нашло отражение в объявлении нынешнего 2010 года годом учителя. Проблема необходимости перестройки всей системы российского образования встала уже довольно давно. Введение ЕГЭ наглядно показало, что школы в их нынешнем проявлении не способны подготовить абитуриентов достойного уровня. А как видно из представленной статьи не из кого и готовить. Для меня также пугающим является количество ВУЗов в России. В настоящее время в России насчитывается 3000 вузов и их филиалов, тогда как в СССР их было всего 600. Сейчас любой абитуриент, даже с минимумом знаний, может найти себе место среди грамотных студентов. Такое перенасыщение пагубно влияет на качество получаемого образования, а потому растит нацию, которая поступает в институты и университеты не за знаниями, а за получением диплома. Большое количество ВУЗов в стране способствует увеличению специалистов узкого круга профессий. Поэтому сегодня в России так много экономистов, финансистов, юристов. Тогда как специалистов, имеющих спрос на рынке труда, катастрофически не хватает. Да и профессиональных юристов, экономистов тоже дефицит. А проблема растущего количества детей с интеллектуальными отклонениями, на мой взгляд, это отголосок перехода России к новому образу жизни, когда родители больше заняты зарабатыванием денег, достижением успехов в карьере, а развитие детей при этом уходит на задний план. Вот и вынуждены дети самостоятельно обучаться, черпая далеко не лучшую информацию из общедоступных источников. Неудивительно, что из них не вырастают новые Менделеевы, Ломоносовы и т.д.

М
27.01.2010 0 0
Миронова Ольга:

Скачкообразность развития всегда была присуща нашей стране, поэтому нельзя сказать, что деградация молодого поколения является неожиданностью. Хочу пояснить эту мысль: слишком часто за последний век Россия переживала смену власти, курса развития и кризисные ситуации, что и вылилось в последствии, в полное непонимание будущего. Картину так же осложнила неопределенная политика лиц, ответственных за социальную сферу. Невозможно фильтровать людей получающих высшее образование в государственных ВУЗах и при этом получать деньги за обустройство в него. Так же нет жесткого отбора, когда студенту предоставлен выбор или научиться либо заняться чем-то другим, не связанным с освоением данной специальности. Но у нас ведь всегда есть альтернатива, выраженная в материальной форме, которая и уничтожает возможность отбора студентов, а будущем и специалистов. Если рассмотреть проблему дальше, то можно прийти к неутешительному выводу: деградация школьников ведет к деградации студентов, а впоследствии и к деградации преподавателей, которые или слишком молоды и неопытны или теряют навык преподавания, так как большинство информации в процессе обучения остается не востребованной. Пути решения данной проблемы являются достаточно приоритетной темой для нашего правительства. Ужесточение контроля над высшими заведениями, повышение социального статуса педагогов, действенное поощрение успешных учеников, проведение мероприятий по улучшению детского здравоохранения и многое другое могут в корне поменять ситуацию. Ведь правду говорят : «Что посеешь то и пожнешь», а нам сейчас крайне необходимы светлые головы чтоб совершить еще один скачок.

П
26.01.2010 0 0
Постникова Наталия:

На мой взгляд, кажется неверным оценивать интеллектуальные способности выпускников вузов и сравнивать их с предыдущими выпусками, так как на протяжении всего времени наблюдается рост информационной загруженности студентов и выпускников высших учебных заведений. Прежде всего, в результате развития средств массой информации, человек вынужден охватывать все больше сфер и уметь проводить анализ различных ситуаций вне зависимости от полученной им профессии. В виду этого учебные учреждения высшего образования начинают давать студенту знания общие, широкого охвата, а так как человек не может усваивать неограниченное количество информации, данные знания становятся поверхностными, то есть теряется профильность, а, как следствие, и профессионализм в полученной им специальности. Выпускник вуза должен сам выбирать направление своего дальнейшего интеллектуального развития и фактически заново начинать изучать данную отрасль, так как в университете ему дали только общее представление, но для этого и существует реальная практика. Рост же количества выпускников и становление высшего образования как обязательного является следствием, прежде всего, развития экономики страны. К примеру, профессиональные технические училища сведены на нет, преобразованы в институты, что в равной доле свидетельствует о том, что именно наличие высшего образование является одним из основных критериев принятия на работу. Вы говорите о том, что студенты в вузах не учатся, а на основании чего сделаны такие выводы? Если брать только степень знаний в определенной области по определенному предмету, то да, такой вывод можно сделать. Но никто не задумывается о том, что студент, который по определенным предметам демонстрирует отставание от нормы, превосходит своих сверстников в другой сфере, то есть еще на начальном этапе он определяется со своим будущим направлением и начинает совершенствоваться в нем. Таким образом, на выходе мы получаем пусть и узкоспециализированного, но грамотного специалиста. А если студент демонстрирует высокие показатели во всех отраслях и по всем предметам, то это указывает, лишь на высокую степень его кругозора, но не профессионализм в какой-либо области. Им намного сложнее сделать выбор среди множества направлений. Так что же лучше: масса людей с широким кругозором, или же присутствие специалистов в своих отраслях? Ведь студент, который не демонстрирует высоких результатов в учебе, как правило, работает, то есть получает необходимый практический профессиональный багаж знаний и навыков. Так что я не согласна с вашим высказыванием о том что «современное массовое высшее образование без преувеличения плодит будущих дебилов, не способных осваивать новую сложную информацию».

И
25.01.2010 0 0
Ибраимов Артур:

Эта статья абсолютно правильно подчёркивает недостатки российского высшего образования, но, господа хорошие, где же хоть пара фраз о преподавателях? Я согласен, поколение за поколением население России да и некоторых развитых стран деградирует. Потребительское мышление, одебиливающие формы массовой культуры и т.д. и т.п. Но это было во все времена! Вопрос в том, регулируются ли эти процессы, и, если да, то как эффективно? Большинство людей сейчас между простым и интеллектуальным досугом выбирает простой (и юмор, и отдых, и СМИ, и ТВ). Так может не стоит осталять выбора? Завысить-таки планку, а не долбить в темечко зрителей канала "Культура" за критику небезызвестных экстрапопулярных передач? На этом сайте многие авторы и комментаторы - преподаватели. Так господа, ни для кого не секрет, что уровень подготовки ведущего технического ВУЗа страны - МГТУ им. Баумана столь высок из-за того, что преподаватели давят на студентов, заставляют их учиться, или, по крайней мере, хоть на экзаменах строги. "Легко поступить - тяжело удержаться" - вот девиз МГТУ. Многие мои знакомые учатся в этом вузе - так двое вылетели на первой же сессии - поступали через год. Не скрою, закончив физмат класс, имел возможность поступить в МГТУ - до сих пор жалею об отказе. А заведомо зная студенческую натуру, искушать вседозволенностью - это, на мой взгляд, уже безответственность преподавателей. Я знаю, что отвечай я на тех предметах, где удалось получить "автоматы" на общих основаниях - не выше четвёрки бы ушёл с большей части. А получающих тройки из жалости отчислять надо, а не жалеть... А то услуга получается медвежья... Вот и ждём, когда же безразличию людей, имеющих возможность фильтровать входной мателиал в индустрии повышения качества человеческого капитала, придёт конец...

З
30.12.2009 0 0
Зинаида Богаева:

Нельзя не согласиться с тем, что образование в нашей стране с каждым годом всё хуже и хуже. Опять-таки получается, что дело в деньгах. У кого они есть, того хоть и ущербным принимают в школу/ВУЗ, а кого их нет – на нет и суда нет. Пока государство не предпримет действенные шаги по истреблению коррупции в сфере образовательных услуг, то совсем бессмысленно говорить о будущем нашей страны. Что посеем, то и пожнём.

К
30.12.2009 0 0
куртова варвара:

Мне кажется, что приток молодых людей желающих получить высшее образование, связан с оттоком желающих получить средне-специальное образование или те у которых оно уже есть идти учиться дальше. Причин этому может быть несколько: нежелание служить в армии, престижность (даже обязательное наличие) высшего образования и тд... И я не думаю, что в наших физ-техах учиться очень уж просто, большинство студентов там просто ночуют -вот налицо будущее страны, в престижных ВУЗах к сожалению большинство мест расписано, но нет ничего невозможного и талантливые поступают и туда! В медицинских ВУЗах, поверьте еще остались фанаты своего дала, сама видела таких, и не надо забывать, что как раз на начало 90-х в России появились платные места в ВУЗах. Может я конечно не права, но дети с умственными отклонениями в университетах- это как слепая Диана Гурцкая в первых рядах модного показа! Но это уже вопрос к родителям.

Ф
30.12.2009 0 0
Филиппова Анастасия:

Ситуация довольно печальная, но надо верить небезнадежная. Дебилизация страны наблюдается не только в образовании – но и во многих других сферах жизни. Средства массовой информации и политика подают «отличный» пример к подражанию. Если в этих кругах творится неразбериха, то чего уж ждать от образования… Дополнительные проблемы создает низкий уровень образования нынешнего взрослого поколения – многие родители решают за своих детей, что для них будет лучше. Популярность юридической специальности вряд ли можно объяснить внезапно возникшем интересом одиннадцатиклассников к праву и юриспруденции в целом. Решающую роль играет схожее со стереотипом мнение о состоятельности юристов, бытующее в головах взрослых граждан. Они из лучших намерений отправляют свое чадо учиться на экс-специальность – это может быть не только юрист… Но заниматься тем, что студента не интересует – это продолжение школьной скамьи, которая успела ой как надоесть за 11 лет, проведенных в общеобразовательном учреждении. Это приводит к потере мотиваций в своем личном прогрессе по специальности – а это дает нам никаких специалистов. Тенденций к улучшению пока не наблюдается, но подход к критической точке должен обратить взоры людей на данную проблему. Взоры людей, которые могут решить эту проблему. Взоры образованных людей.

В
29.12.2009 0 0
Вероника Иванова:

"Россия постепенно превращается в страну всеобщего высшего образования" - как это верно сказано. На мой взгляд, этому очень способствует нынешняя реформа образования, в частности ЕГЭ. А в этом году вообще доводилось слышать о совсем нелепых ситуациях - у одного родственника брат поступал в университет, как это водится отправил результаты ЕГЭ (причем мягко говоря средненькие) сразу в несколько ВУЗов, среди них был и Бауманский; там, как выяснилось потом, был недобор. В итоге ему лично позвонили и пригласили учиться! Парадокс - оказывается, чтобы стать студентом главного технического ВУЗа страны совсем не обязательно обладать какими-то выдающимися способностями. Число студентов растёт, а уровень образования падает!

Р
24.12.2009 0 0
Рамазанова Эльмира:

Мы уже не раз убеждались, что организация в нашей стране оставляет желать лучшего. С каждым днем уровень образования в нашей стране снижается, а пародокс заключается в том, что численность поступающих в Вузы увеличивается. Но все прекрано понимают, что в нашей стране поступить в какой-либо Вуз очень просто, особенно на договорной основе. А кто поступает в Вуз -это не важно, либо школьники с отклонениями развития, либо обычные школьники. Смотря на статистику численности учащихся в дневных общеобразовательных учреждений в России, можно предположить что численность учащихся с отклонениями развития увелится вновь, но это далеко не самое страшное. Ведь учащиеся, которые не имеют отклонений, просто отсиживаются в Вузах и количество знаний у них не увиличивается. Даже не знаю, что страшнее увеличение численности учащихся с отклонениями и дальшейшая их деятельность в сфере экономики или учащиеся, которые на выходе(при получении диплома) будут имень уровень знаний и навыков равных 0. В итоге страна получет, то чего заслуживает. Она не беспокоится об образовании в нашей стране, а студенты и молодые специалисты не беспокоятся о работе и развититии страны в дальнейшем.

Показать еще комметарии (36)


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more