В.А. Зубков: Преодолевая недостаточную инновационную активность российских компаний
21 ноября состоялось заседания правительства РФ. Рассматривались два вопроса: о стратегии развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 г. и о Федеральной целевой программе "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" По обоим пунктам повестки дня выступал министр промышленности и энергетики РФ В.Ф. Христенко.
Открывая заседание, премьер-министр В.А.Зубков, в частности, сказал.
В.А.ЗУБКОВ: Сегодня на заседании Правительства рассматриваем вопрос: "О стратегии развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года". Проект разрабатывался на основе параметров прогноза социально-экономического развития России на период 2008-2010 годы. И исходных вариантов развития экономики до 2020 года.
В основе стратегии - сбалансированность объемов производства - и спроса важнейшей химической продукции на период до 2015 года. Учтены и прогнозы развития мирового рынка в этой сфере.
Поскольку потребителями продукции химического комплекса являются практически все сектора экономики - промышленность, транспорт, сельское хозяйство, ОПК, топливно-энергетическая сфера, образование, медицина, сфера услуг и другие - при разработке стратегии учитывались действующие и создаваемые стратегии развития смежных отраслей и отдельных регионов России. А также - материалы, предоставленные отдельными предприятиями и организациями по их стратегическому развитию.
Сегодня в химической индустрии - около 1000 крупных и средних предприятий, более 100 научных и проектно-конструкторских организаций, опытных и экспериментальных заводов, общей численностью около 800 тысяч человек. В 2000-2005 годах объем производства химической продукции увеличился в 1,4 раза. Рост производства в 2006 году - к 2005 году - составил 104,2%.Однако недостаток инвестиций, особенно в 90-е годы, привел к замедлению, а местами - и к прекращению строительства производственных мощностей.
Вместе с тем, сегодня в России имеются все условия для развития химического комплекса. Это в первую очередь:
- мощная сырьевая база;
- спрос на научно-технические разработки;
- наличие квалифицированной рабочей силы.
За основу разработки проекта стратегии взят инновационный сценарий.
Главной стратегической целью отрасли является повышение ее конкурентоспособности. А также обеспечение эффективного соответствия объемов производства, качества и ассортимента химической и нефтехимической продукции - совокупному спросу российского и мировых рынков.
Что касается второго вопроса "О федеральной целевой программе "Развитие электронно-компонентной базы и радиоэлектроники на 2009-2015 гг." - то она предусматривает преодоление технологического отставания России от ведущих стран мира и недостаточной инновационной активности российских компаний. А также - создание условий для многократного увеличения объемов выпуска наукоемкой продукции и развития высокотехнологического сектора нашей экономики в целях обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности отечественных товаров.
Далее выступил министр промышленности и энергетики РФ В.Б.Христенко.
О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ХИМИЧЕСКОЙ И НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА
Основные тезисы
Сегодня мы обсуждаем Стратегию развития химической и нефтехимической промышленности, или сокращенно – химического комплекса, на период до 2015 года.
Прежде всего, хочу пояснить, что входит в химический комплекс. Следует отметить, что нефтепереработка в него не входит. Хотя ее значение, как источника сырья для него, конечно, трудно переоценить. Не включена в комплекс и фармацевтическая промышленность – она заслуживает отдельного рассмотрения.
Думаю, что никому из здесь присутствующих не нужно рекламировать место и значение химического комплекса в экономике или для населения страны. Скажу лишь, что сложности, с которыми мы столкнулись при разработке Стратегии развития, связаны с тем, что химический комплекс находится в центре двух самых главных проблем нашей экономики: проблемы углубления переработки сырья и проблемы развития высокотехнологичного сектора.
Причем, что касается химии, – это во многом проблемы, доставшиеся нам в наследство от СССР. Место химического комплекса России в социалистической системе распределения труда было определено как первичная переработка природных ресурсов. Все высшие переделы даже в рамках Советского Союза были за пределами России.
Из основных экономических показателей 2006 года приведу несколько. Доля вклада в ВВП – 1,7%. Сальдированный финансовый результат – 112,7 млрд. рублей. Рентабельность продаж – 14,7%. Экспорт – 13,2 млрд. долларов, импорт – 10,9 млрд. долларов. Инвестиции в основной капитал – 78,6 млрд. рублей.
В настоящее время российские предприятия производят чуть более 1 % мирового объема химической продукции; по общему выпуску химической продукции Россия в настоящее время занимает 20-е место в мире и находится на уровне Канады.
При этом отрасль практически полностью приватизирована. В ней уже прошли характерные для переходного периода структурные изменения. Сформировались крупные компании – Сибур, Нижнекамскнефтехим, Лукойл-Нефтехим, Еврохим и другие. Без учета корпоративных стратегий этих компаний невозможно планировать какие-либо серьезные изменения на рынке. Именно поэтому первое обсуждение проекта Стратегия развития химического комплекса мы провели совместно с РСПП.
Переходя от констатации фактов к анализу ситуации, хочу обратить ваше внимание на структуру производства химического комплекса. При общем объеме в 2006 году более чем в триллион рублей, почти 70% приходится на продукцию низких и средних переделов. Что это значит?
Это значит, что в случае увеличения глубины переработки, перевода комплекса на другую технологическую базу, отрасль на тех же сырьевых ресурсах могла бы заработать не триллион рублей, а в 2-3 раза больше.
Если посмотреть товарную структуру экспорта, то увидим, по сути, ту же картину: львиная доля – это продукция низкого и среднего передела. Лидирующими позициями экспорта традиционно являются минеральные удобрения и синтетические каучуки. И среди остальной продукции – подавляющую часть составляют, по сути, полуфабрикаты.
То есть отрасль теряет здесь возможную прибыль, которую могла бы получить при экспорте продукции конечного потребления.
При этом российские предприятия попадают на внешнем рынке под действие многочисленных ограничительных мер. По состоянию на 1 октября 2007 года в отношении наших производителей действуют 33 ограничительные меры в разных странах мира. Самое удивительное, что некоторые страны при проведении расследований до сих пор не признали Россию страной с рыночной экономикой.
Следует заметить, за счет экспорта формируется почти половина совокупной выручки предприятий отрасли, причем в отдельных секторах этот показатель превышает 80% (калийные и фосфорные удобрения, капролактам, ксилолы и др.).
С
труктура внутреннего спроса заметно иная, чем в производстве и экспорте. Превалирует спрос на продукцию высокого передела.
Динамика потребления химической продукции на российском рынке и прогнозы до 2015 года по комплексу, включающему 300 важнейших продуктов химического производства и производства резиновых и пластмассовых изделий, показывают более чем благоприятные перспективы роста внутреннего спроса на продукцию химического комплекса со стороны населения, промышленного производства, строительного комплекса, сельского хозяйства, транспорта и других отраслей–потребителей продукции химического комплекса.
Прогнозируется рост емкости внутреннего рынка к 2010 г. до 2,2 трлн. руб. (в ценах соответствующих лет), а в 2015 г. – до 4,7 трлн. руб. (против 980 млрд. руб. в 2006 году).
Следует заметить, что устойчивый рост перечисленных отраслей генерирует не только возрастание объема спроса, но и постоянное изменение его качественных характеристик в сторону новой, высокотехнологичной продукции.
Не встречая адекватного предложения со стороны отечественного производителя, они вынуждены удовлетворять свой спрос главным образом за счет импорта.
В отличие от экспорта номенклатура российского импорта многообразна и традиционно в ней превалируют высокотехнологичные товары: изделия из пластмасс, автомобильные шины, лакокрасочные материалы, химические средства защиты растений, резинотехнические изделия, катализаторы, пластификаторы, то есть товары с высокой добавленной стоимостью.
Нередко оказывается, что из страны вывозится продукция сырьевого назначения, которая за рубежом перерабатывается и в качестве товаров с высокой добавленной стоимостью возвращается на российский рынок.
Причем, если посмотреть на динамику экспорта и импорта химической продукции, то очевидно, что никаких структурных сдвигов тут не происходит. И естественным образом изменения могут произойти только к худшему: экспорт будет сокращаться, а импорт, наоборот, расти.
Действительно, возрастная структура производственных мощностей химического комплекса, а в ряде случаев и достигнутая загрузка, ставит под вопрос его способность адекватно реагировать на существующие тенденции спроса.
Более того, при существующей структуре выпуска и уровне качества большинства видов продукции российский химический комплекс в состоянии обеспечивать ценовую конкурентоспособность лишь в краткосрочной перспективе.
Обратите внимание на чрезвычайно высокую долю расходов на сырье и энергию в структура затрат. С учетом принятых решений в отношении внутреннего рынка газа и электроэнергии это становится главным источником рисков для химического комплекса.
Другим источником рисков при существующей низкой эффективности химического производства, вызванной технологической отсталостью, служит не слишком благоприятная ситуация в отношении источников собственных средств – 3,3% амортизационных отчислений и менее 14% рентабельности.
Тем не менее в 2007 году удалось обеспечить существенный рост инвестиций по сравнению с двумя предыдущими годами: почти 120 миллиардов рублей против менее 80.
Свою роль в этом сыграла, в том числе, годичная активная дискуссия по проекту предложенной вашему вниманию Стратегии, а также принятые в ходе этого решения.
Материалы Стратегии прошли обсуждение в комиссиях и комитетах Совета Федерации и Государственной Думы; на научно-практической конференции, организованной Минпромэнерго России и Российским союзом химиков с участием крупных корпораций; на выездном расширенном заседании Коллегии Минпромэнерго России совместно с РСПП в Республике Татарстан, на совещаниях в г. Туле и в г. Москве.
Таким образом, предлагаемые в проекте Стратегия меры уже доказали свою реализуемость и дали импульс развитию отрасли.
Итак, резюмируя аналитическую часть, мы определили системную проблему как разрыв между развитием рынка химической продукции и развитием химического комплекса.
Соответственно, отсюда вытекает и главная цель Стратегии: развитие конкурентоспособности химического комплекса и обеспечение эффективного соответствия производства, качества и ассортимента химической продукции спросу российского и мирового рынков.
Обращаю ваше внимание на то, что речь идет об эффективном соответствии. То есть мы не ставим задачу закрывать собственным производством все существующие товарные позиции – но только те, где это приносит нам максимальную прибыль, или обеспечивает национальную безопасность, или решает другие важные народнохозяйственные задачи.
В ходе разработки Стратегии нами были проанализированы два альтернативных сценария: инерционный и инновационный.
Инерционный сценарий базируется на показателях первого варианта развития экономики до 2020 г., рассчитанный МЭРТ, инерционной динамике инвестиционного процесса и низкой инновационной активности.
Инновационный сценарий ориентирован на второй вариант развития экономики, предполагает рост инвестиций, направленный прежде всего на радикальную модернизацию производства и развитие высоких технологий в химическом комплексе.
В том, что касается инноваций, то ставка делается как на использование собственного научно-технического потенциала, так и на сотрудничество с зарубежными компаниями, научными и инжиниринговыми центрами, закупку лицензий.
Предполагается также развитие нанохимии.
Результаты осуществления обоих сценариев показаны на слайде.
Инерционный сценарий, по сути, приводит отрасль к сворачиванию экономической активности. Это означает, что в действительности альтернативы инновационному сценарию нет.
Реализация инновационного сценария потребует решения следующих задач:
-
техническое перевооружение и модернизация действующих и создание новых эффективных и экологически безопасных производств. Развитие экспортного потенциала и внутреннего рынка химической продукции;
-
организационно-структурное развитие химического комплекса в направлении увеличения выпуска высокотехнологичной продукции;
-
повышение эффективности НИОКР и инновационной активности предприятий химического комплекса;
-
развитие ресурсно-сырьевого и топливно-энергетического обеспечения химического комплекса;
-
развитие транспортно-логистической инфраструктуры;
-
кадровое обеспечение.
Соответственно, для их решения нами разработан План мероприятий. Остановлюсь на основных мерах.
Первое. Защита российских производителей от дискриминационных мер. Напомню, что против российской продукции уже сегодня применяются 33 такие меры. Одновременно это означает нашу готовность защищать свой внутренний рынок от некачественной продукции и недобросовестной конкуренции.
Второе. Говоря о реализации инвестиционных проектов следует иметь в виду специфику химической отрасли. А именно, решающее значение для реализации Стратегии должно сыграть строительство крупных заводов по производству продуктов так называемой базовой химии. То есть тех, из которых потом делается широкая номенклатура товаров конечного потребления. Для таких проектов характерна высокая капиталоемкость, длительный инвестиционный цикл; низкая рентабельность на входе, высокая – на выходе; - это и есть, собственно, те параметры, под которые планировалось применение такого института развития, как Инвестфонд.
Первый проектов, который было принято решение финансировать, - это Нижнекамский химический комплекс.
Стоимость проекта – 130 млрд. руб., объем средств Инвестфонда - 16,5 млрд. рублей.
Другой, поддержанный нами проект, - в Новомосковске, Тульской области. Общая стоимость проекта - 46,4 млрд. руб., его химической части – 4.4 млрд. руб., из Инвестфонда – 9,3 млрд.руб.
Третье. Стимулирование внутреннего спроса на химическую продукцию осуществляется мерами по развитию других отраслей.
Одним из конкретных примеров влияния государства на увеличение емкости внутреннего рынка продукции химического комплекса является развитие отечественного автопрома в режиме промышленной сборки с использованием требований к локализации.
В течение двух лет предусматривается увеличение выпуска автомобилей на один миллион штук с применением самых современных материалов, в том числе изделий из пластмасс, резинотехнических изделий и лакокрасочных материалов. Условия локализации довольно жесткие, их очень трудно удовлетворить, не обращаясь к продукции из резины и пластмасс.
В среднем, сейчас стоимость пластика и резины в сумме составляют почти 30% стоимости автомобили.
Это потребует от химического комплекса выпуска инновационной конкурентоспособной продукции, способной заменить импортные аналоги, используемые в настоящее время.
Если говорить о транспортном машиностроении, или о программе гражданской авиации – тут всё то же самое.
Развитие авиатехники повлечет рост спроса на соответствующую химическую продукцию – композиты, полимеры – в несколько раз.
Четвертое. Стимулирование глубины переработки. Смысл в том, что полуфабрикат, должно быть, вывозить дороже, чем продукцию более высоких переделов. Для примера могу сослаться на нефтепереработку.
Сегодня, с использованием акцизов и таможенных пошлин, мы вышли на ситуацию, когда экспорт корзины нефтепродуктов выгоднее, чем сырой нефти.
Другой пример. Программа развития газовой отрасли на Дальнем Востоке предусматривает создание четырех центров газохимии. Уже к 2015 году будет произведено 1,2 млн.т. продукции химического передела, а не сырьевого.
Программа строительство ВСТО предусматривает строительство в бухте Козьмино нефтехимического завода с итоговой мощностью 20 млн. т.
Важным вопросом для химии является сырье, получаемое с нефтеперерабатывающих заводов. Принятие внесенного нами в Правительство технического регламента по топливу будет стимулировать увеличение глубины переработки нефти и, тем самым, расширять сырьевую базу химического комплекса.
Наконец, говоря о поддержке НИОКР, мы, в первую очередь, имеем в виду механизм поддержки важнейших инновационных проектов, реализуемых нами на паритетных с бизнесом (50/50) началах. Государство берет на себя финансирование самой рискованной части – НИОКР, а бизнес принимает обязательство по массовому производству и обеспечению соответствующего объема продаж. Т.е. контракт заканчивается не тогда, когда заканчивается бюджетное финансирование, а когда выполнено задание по объёмам продаж. Ожидаемый эффект – превышение в 5-8 раз дохода над бюджетными затратами.
На эти цели в трехлетнем бюджете Министерства выделены три миллиарда рублей.
В итоге этих и других мер, вошедших в План, мы рассчитываем на существенное изменение ситуации в химическом комплексе.
Более чем в три раза изменится объем, станет иной структура производства.
Соотношение продукции высоких переделов с низкими и средними станет практически диаметрально противоположной: 70% – высоких, и 30 –остальных.
Более сбалансированным станет соотношение структуры производства и структуры внутреннего рынка.
Более чем в 2 раза сократится доля импорта.
Благодарю за внимание!
Правительство РФ поручило Минпромэнерго утвердить доработанную стратегию развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 г
Правительство РФ на заседании в среду 21 ноября поручило Минпромэнерго утвердить доработанные проекты стратегии развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 г и плана мероприятий по ее реализации. Как сообщает сегодня правительственная пресс-служба, о результатах необходимо доложить в правительство РФ в 1-м квартале 2008 г.
На заседании в основном одобрены проекты стратегии развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 г и плана мероприятий по ее реализации. Доработка документов возложена на Минпромэнерго, Минобрнауки, Минэкономразвития, Минфин совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
При доработке стратегии правительство РФ требует обратить особое внимание на импортозамещение продукции химического комплекса, в том числе за счет создания и развития производств катализаторов и малотоннажной химии; стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности; обеспечение экологической безопасности и расширение использования ресурсосберегающих технологий и нанотехнологий; увязку основных параметров проекта стратегии с проектом концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г; уточнение сроков и ответственных исполнителей.
Минпромэнерго, Минсельхозу, Минэкономразвития, ФАС России с участием других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти поручено проработать поднятые на заседании вопросы о механизмах стимулирования удовлетворения потребности российских сельхозпроизводителей в минеральных удобрениях, а также о мерах по пресечению монополистической деятельности при осуществлении поставок сырья для производства минеральных удобрений. Указанные вопросы при необходимости следует учесть в проекте стратегии развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 г. Соответствующий доклад должен быть представлен в правительство РФ в 1-м квартале 2008 г.
Источник: Прайм-ТАСС
О Федеральной целевой программе "Развитие электронной
компонентной базы и радиоэлектроники"
Основные тезисы доклада
В 2002 году были приняты Основы политики Российской Федерации в области развития электронной компонентной базы (далее ЭКБ) на период до 2010 года и дальнейшую перспективу
Год тому назад на заседании Правительства обсуждалась Стратегия развития электронной промышленности. Тогда же была подготовлена и принята подпрограмма «Развитие электронной компонентной базы» на 2007-2011 годы в составе ФЦП «Национальная технологическая база» рассчитанной также на период до 11-го года.
Но с учетом критического состояния радиоэлектронной отрасли было принято еще одно решение - о создании самостоятельной программы на период до 2015 года.
Хочу подчеркнуть, что в новой ФЦП соблюден принцип преемственности по отношению к подпрограмме «Развитие ЭКБ». Мероприятия программы полностью содержат направления работ подпрограммы и учитывают интересы всех заказчиков.
В числе приоритетных направлений развития, наряду с:
твердотельной сверхвысокочастотной электроникой;
радиационно-стойкой электронной компонентной базой;
микросистемной техникой;
микроэлектроникой;
электронными материалами и структурами;
пассивной ЭКБ
появились программные мероприятия по:
вакуумной сверхвысокочастотной электронике;
унифицированным электронным модулям и базовым несущим конструкциям;
типовым базовым технологическим процессам;
развитию технологий создания радиоэлектронных систем и комплексов.
Мероприятия по вакуумной сверхвысокочастотной электронике направлены на поддержание и развитие отечественных технологий, соответствующих мировому уровню. Отмечу, что данные технологии составляют сегодня основу почти всех радиоэлектронных систем и комплексов.
Следующие три направления относятся к радиоэлектронике и являются новыми по отношению к подпрограмме.
Первым приоритетным направлением является создание унифицированных электронных модулей и базовых несущих конструкций.
Отечественный и зарубежный опыт показывает, что двукратное сокращение номенклатуры составных частей радиоэлектронной аппаратуры за счет унификации (без снижения общего объема ее производства) ведет к снижению стоимости аппаратуры на 20-25 процентов. При этом в полтора раза уменьшается продолжительность работ. Значительно снижается резервный фонд запасных частей для их замены в процессе ремонта аппаратуры.
Унифицированные электронные модули нового поколения в сочетании с базовыми несущими конструкциями отличаются высокой функциональной интеграцией и эксплуатационной эффективностью.
Вторым приоритетным направлением является создание типовых базовых технологических процессов.
Создание типовых базовых технологических процессов производства унифицированных электронных модулей, устройств и аппаратуры
является важнейшим условием снижения стоимости и повышения надежности радиоэлектронных средств различного назначения.
В настоящее время имеются все предпосылки для создания контрактного сборочного производства радиоэлектронной продукции. В рамках программы предусматривается организация ряда таких производств, на которых будут изготавливаться унифицированные электронные модули.
Третьим приоритетным направлением является развитие технологий создания радиоэлектронных систем и комплексов. В рамках этого направления планируется разработать новые технологии создания радиоэлектронных информационно-управляющих систем и комплексов, технологии обеспечения информационной безопасности, технологии обработки сигналов.
Программу предполагается выполнить в 2 этапа:
первый этап – 2008-2011 годы;
второй этап – 2012-2015 годы.
На первом этапе выполнения Программы предполагается провести разработку базовых промышленных технологий микроэлектроники и освоить в производстве к 11-му году технологический уровень 0,1-0,09 мкм, а также разработать и освоить производство новых классов электронной компонентной базы.
Одновременно планируется осуществить разработку ряда унифицированных электронных модулей, в том числе, на основе новой отечественной электронной компонентной базы. Это позволит создать широкую номенклатуру радиоэлектронных средств двойного и гражданского назначения.
Уже в 2011 году ожидается увеличение объемов производства ЭКБ и электронных моделей в 2,4 раза по сравнению с 2006 годом, качественное изменение технического уровня конечной продукции, создание разветвленной отраслевой и межотраслевой системы дизайн-центров разработки электронной компонентной базы, аппаратуры и систем.
На втором этапе реализации Программы планируется ликвидация отставания от прогнозируемого мирового уровня и выход на технологический паритет с ведущими производителями. Интеграция отечественной электроники в международные программы развития будет основана на использовании отечественных достижений в области микро и СВЧ электроники и комплексных программно-аппаратных решений в области сложных систем. Планируется построить систему сквозного проектирования радиоэлектронной продукции, в которой на первом уровне будет обеспечиваться проектирование функционально сложной электронной компонентной базы, на втором уровне - проектирование унифицированных электронных модулей и на третьем уровне - конечных радиоэлектронных изделий.
Ожидается, что в 2015 году объем выпуска отечественной радиоэлектронной продукции составит 300 млрд. рублей и увеличится по сравнению с 2006 годом в 6 раз. В структуре рынка ЭКБ и электронных модулей к 2015 году произойдут существенные изменения. За счет наращивания объемов производства отечественной гражданской продукции доля военных изделий в общем объеме производства сократится до 15 %, при этом почти на 20 процентных пунктов сократится доля импортных изделий на российском рынке.
Восстанавливать и развивать радиоэлектронную промышленность следует не только опираясь на госзаказ, но и осваивая другие сегменты рынка. По сути, необходимо целенаправленно формировать новые рынки сбыта российской электронной продукции. Без решения этой базовой задачи подъем всего радиоэлектронного комплекса невозможен.
Наряду с военной электроникой, наиболее емкие сегменты рынка в ближайшее время – это средства радиочастотной идентификации (проще говоря, электронные документы, метки), навигационно-связное оборудование, средства цифрового телевидения и связи.
Например, доля электроники в автомобилях и технологическом оборудовании сегодня составляет 8-10%, к 2010 году она возрастет до 15-18%.
Финансовое обеспечение Программы предусматривает смешанную систему инвестирования с привлечением:
средств федерального бюджета;
и внебюджетных средств, формируемых за счет собственных средств организаций - исполнителей Программы, с возможным привлечением отечественных и иностранных инвесторов, займов и кредитов.
В 2008 - 2015 годах 59% средств, предусмотренных на реализацию Программы, составят средства федерального бюджета и 41% - внебюджетные средства. Стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых за счет средств федерального бюджета, составит 60% от всех бюджетных ассигнований.
Капитальные вложения будут направляться на создание и освоение перспективных технологических процессов проектирования и изготовления электронной и радиоэлектронной продукции. Развитие производства нового технологического уровня обеспечит ускоренное наращивание объемов выпуска конкурентоспособных изделий.
Увеличение объемов финансирования Программы в части капитальных вложений обусловлено следующими факторами.
Первое. Необходимо освоение новых технологических уровней в микроэлектронике и сверхвысокочастотной технике. Это приоритетные области развития современной электроники. Они определяют облик специальной и гражданской техники. При переходе на новые технологические уровни необходима практически полная замена действующего спецтехнологического оборудования и систем технического обеспечения, контрольного и метрологического оборудования;
Второе. В рамках ранее действовавших и существующих федеральных целевых программ практически отсутствовали капитальные вложения в модернизацию технического и технологического обеспечения производства радиоэлектронной продукции;
Третье. Требуется создать принципиально новую систему проектирования конечной продукции, состоящую из сети базовых центров системного проектирования, использующих лицензионное программное обеспечение, а также создать межотраслевой центр проектирования, каталогизации и изготовления фотошаблонов. Это позволит выйти на современный мировой уровень в проектировании отечественных радиоэлектронных изделий;
Четвертое. В России полностью отсутствует производство специального технологического оборудования. Это делало необходимым закупки импортного оборудования, цены на которое на мировом рынке чрезвычайно высоки.
При общей сумме средств, составляющих 187 млрд. рублей, включая 110 млрд. рублей бюджетных ассигнований на научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы и капитальные вложения, и 77 млрд. рублей внебюджетных ассигнований, реализация Программы позволит получить в сфере производства за расчетный период ощутимый бюджетный эффект: налоговые поступления от реализации Программы с учетом бюджетных и внебюджетных ассигнований предусматриваются в размере около двухсот млрд. р
Написать комментарий