Представление проекта инвесторам как искусство.
Кто знает больше о том, как представить инвестиционный проект, чем сами инвесторы? На состоявшемся 21 февраля в Санкт-Петербурге семинаре «Искусство представления проекта инвесторам», организованном Центром предпринимательства США-Россия и газетой «Ведомости» управляющие «РТФ менеджмент» Дмитрий Лисенков и Евгений Евдокимов поделись со слушателями своим видением того, как сделать презентацию проекта инвесторам эффективной.
Опыт профессиональных оценщиков инвестиционных перспектив того или иного проекта, позволил выступающим вывести несколько правил, которые необходимо учитывать при подготовки презентации.
Во-первых, надо четко идентифицировать инвестора. Не все формально подходящие под эту категорию компании или лица могут соответствовать Вашим целям. Можно выделить несколько категорий инвесторов – это фонды прямых/венчурных инвестиций, стратегические инвесторы, банки и другие кредитные организации, частные лица и портфельные фонды. Для каждой категории инвестора есть собственные приоритеты, принципы инвестирования, формальные и неформальные требования к реципиентам. Например, фонды прямых инвестиций предпочитают приобретение блокирующих пакетов акций на срок 5-7 лет с последующей продажей, а их отраслевые предпочтения часто прописаны в Уставе. Поэтому прежде, чем обращаться в такой фонд необходимо выяснить работает ли он вообще на вашем рынке и какой минимальный уровень инвестиций принимается к рассмотрению (как правило, у крупных фондов определяется минимальный уровень инвестиций по проекту – например, 10 млн. долларов).
Во-вторых, у каждой категории инвестора существуют и свои приоритеты в информации об объекте инвестиций. Для инвестиционного фонда наиболее принципиальным является вопрос о том, кто является акционерами бизнеса (кстати, если среди них есть институциональные инвесторы – это уже плюс), кто и как осуществляет менеджмент на предприятии. Так же актуальными являются стратегия развития компании и перспективы ее роста. Это вполне естественно, ведь инвестиционные фонды зарабатывают свою прибыль на росте стоимости компании с момента «входа» и до момента «выхода» из проекта. Существенным для оценки инвестора является также вопрос о перспективах спроса на продукт и состоянии самого рынка. Для инвестиционного фонда принципиальное значение имеет и репутация компании. Так как возможности прямого управления бизнесом при этой форме партнерства имеет ограниченный характер, инвестор хочет снизить свои риски при принятии решения об инвестировании и учесть не только финансовые, но и нематериальные параметры бизнеса.
Для стратегического инвестора акцент смещен в сторону оценки возможных эффектов (синергии), которые может получить его основной бизнес в случае покупки контрольного пакета акций новой компании. Здесь важны вопросы интеграции, комплементарности активов, технологий и, что немаловажно, возможности прямого управления и контроля. Что касается кредитных учреждений, то в наших условиях ключевой вопрос для них – возможность залогового обеспечения, как правило, в виде недвижимости. Поэтому подобные сделки, в основном, ограничены строительным и девелоперским рынком.
Но, знание этих и других нюансов работы с инвестором недостаточно для успеха, если не подойти к презентации творчески. Нельзя не учитывать множество психологических факторов. Лучше, если Вы предоставите рекомендациии или заранее познакомитесь с теми, кому будет адресована презентация. Личные отношения в этой сфере подчас имеют решающее значение. В этом случае на Вашей стороне будет благоприятный фон и некоторое представление о том, на чем стоит делать акцент. Но есть общие правила, которые всегда позволят выглядеть на презентации более выигрышно. Это – наличие образцов и моделей продукта, данных исследований, отзывов и рекомендаций потенциальных потребителей, экспертов, а так же собственная убежденность в перспективах проекта, эмоциональная вовлеченность и вдохновение.
Еще одним выводом, который можно сделать из выступления Дмитрия Лисенкова и Евгения Евдокимова является и то, что на оценку инвестиционного проекта влияет множество субъективных факторов. Поэтому – оценки стоимости компаний могут отличаться в разы у разных оценщиков, а прогнозы перспектив бизнеса - быть вообще противоположными. И в конкуренции проектов очень часто выигрывают те, кто сумел наиболее эффективно донести до инвестора ключевые сообщения, которые будут сигнализировать ему о предпочтительности вложения инвестиции именно в этот проект перед десятками другими при прочих равных условиях.
Редакция журнала КАПИТАЛ СТРАНЫ
Написать комментарий