Хай-тек: новый тип инвестора
Становление рынка хай-тека не может идти на старой кадровой основе и предполагает формирование класса инвесторов совершенно нового типа. Но означает это высказывание? Что подразумевается под новым инвестором? Какими конкретными новыми качествами он должен обладать?
Хай-тек – чрезвычайно заманчивая сфера для инвестирования. Но не для всех. Рынок высоких технологий таит в себе огромные возможности, но одновременно с этим требует от инвестора соблюдения многих условий. Выполнение таковых не носит сугубо формального характера, а предполагает совершенно новую деловую этику. Можно смело утверждать, что высокотехнологичный бизнес формирует особый тип инвестора, качественно отличающийся от традиционного меркантильного дельца, гоняющегося за пресловутой прибылью.
Сегодня инвесторов нового типа, способных работать в хай-теке и IT-бизнесе, в России мало, но они уже есть. Каковы же их качества и принципы работы?
Первый, основополагающий принцип, на котором зиждется весь высокотехнологичный бизнес: главная ценность это знания и люди, создающие эти знания (так называемые нолидж-мейкеры, knowledge-makers). При таком подходе деньги и все, что на них приобретается (квартира, машина, дача и т.п.), перестают быть доминирующей задачей и основным ресурсом. Генеральной целью хай-тек-инвестора становится творческая самореализация, заключающаяся в продвижении оригинального творческого решения в форме успешно реализованного проекта. Без преувеличения можно сказать, что в мире высоких технологий у людей другие мечты. Как правило, мечты людей, делающих деньги на выкачивании нефти, добыче золота и алмазов, продаже спиртных напитков и т.п. не совпадают с устремлениями «новых инвесторов».
Реализация сформулированного принципа ведет к тому, что критерием успеха IT-проектов становится не просто рост доходов компаний, а такой их рост, который сопровождается увеличением уровня образования людей, участвующих в проекте. Без инвестирования в людей такой результат получить нельзя. Соответственно главное направление вложения денег при реализации инновационных программ – человеческий капитал их участников.
Вполне резонно задать следующий вопрос: а не приведут ли рано или поздно такие альтруистичные принципы ведения бизнеса к падению его доходности? Как ни странно, но представители хай-тека являются самыми богатыми и самыми оплачиваемыми людьми планеты. Можно сказать, что высокие заработки являются побочным, но непременным следствием успешной реализации IT-проекта.
Второй принцип: в хай-теке не выгодно быть нечестным. Основа сферы высоких технологий – открытые системы, распространение которых ничем не ограничено. Высококачественный продукт способен беспредельно «размножаться» в пространстве и завоевывать все новых потребителей. В свою очередь расширение рынка сбыта ведет к росту репутации бизнеса, расчищая тем самым пространство для дальнейшей глобализации потребителя. Любая халтура, брак и обман могут нарушить процесс всемирной экспансии товара и подорвать репутацию его изготовителя. Потери от такого «прокола» будут неисчислимы, что и генерирует высокую этическую составляющую сферы исследований и разработок.
Ряд авторитетных ученых считает, что основой экономического преуспевания многих стран является феномен доверия. Чем выше взаимное доверие членов общества, тем эффективнее формы его экономической организации и тем выше темпы экономического роста. Пожалуй, основным адептом данной позиции выступает всемирно известный социолог Фрэнсис Фукуяма. Соответственно этический принцип честности является основой не только преуспевания самого рынка хай-тека, но и всей экономики. В этом смысле инновационная сфера идет впереди всех остальных отраслей и формирует благоприятную почву для конструктивных технологических и экономических идей.
Третий принцип: инвестор должен находиться на том же интеллектуальном уровне, что и разработчик проекта. Представление об инвесторе как о мешке с деньгами здесь не работает. Бездумное вложение денег в сомнительный проект по чьей-то рекомендации характерно для традиционных видов бизнеса; для хай-тека этот подход не приемлем. Инвестор сам является экспертом высшего класса, что и позволяет ему запускать и курировать сложные проекты.
Любопытно, что данный принцип является одним из столпов кибернетики и широко известен в качестве закона Р.Эшби или закона необходимого разнообразия. Его формулировка такова: сложность управляющей подсистемы должна быть не меньше сложности управляемой подсистемы. Несмотря на свою простоту и естественность, данный принцип в традиционных видах бизнеса все чаще нарушается. Именно поэтому можно встретить нефтяного короля без высшего образования, не умеющего говорить газового короля, примитивного банкира без каких-либо интересов, главу торгового дома с лицом уголовника и т.п. В высокотехнологичном бизнесе это исключено. Можно сказать, что сфера информационных технологий превращается в последний оплот настоящего управления, которое начинается с высококвалифицированного инвестора.
Четвертый принцип определяет психологию инвестора: инвестор сам по себе представляет некую ценность и не должен бояться остаться без куска хлеба. Учитывая повышенный риск высокотехнологичного бизнеса, обычный инвестор, трясущийся над своим капиталом, не может спокойно войти в сферу информационных технологий. Страх потерять свои деньги и остаться, мягко говоря, в двусмысленном положении не способствует притоку инвестиций в такой бизнес. В связи с этим новый инвестор – это человек, который, даже потерпев неудачу в реализуемом им инновационном проекте, способен вернуться к творческой деятельности на любом уровне. На худой случай он может снова стать разработчиком, а может начать реализацию нового проекта. И это возможно потому, что руководители старт`апов прекрасно ориентируются в информационном и деловом пространстве. В любом случае они лишены биовыживательного беспокойства, которое присуще традиционному инвестору.
Здесь также можно задать резонный вопрос: а что если этот пресловутый иммунитет к страху у IT-инвестора обернется все-таки крахом его проекта? И опять-таки, как это ни парадоксально, такие люди не остаются на улице – за очень большие деньги их с удовольствием нанимают на аналогичные проекты. Можно сказать, что инвесторы, даже неудачно прошедшие горнило старт-апа, ценятся на вес золота.
Есть и еще одно качество у нового инвестора. Он почти всегда интегрирован в высшие государственные интересы. Даже в России сейчас ее президент В.Путин публично ориентирует экономику не на покупку футбольных клубов типа английского «Челси», а именно на хай-тек. Аналогичные идеи провозглашает премьер М.Фрадков. И IT-бизнес хорошо вписывается в это стратегическое направление. Причем с минимумом средств и с максимальной пользой для государства. А, следовательно, новый инвестор пользуется и будет пользоваться явной или негласной поддержкой правительства. Это и понятно: в новом мире центры – это не места, где много оружия, а где много «мозгов», ноу-хау. И если Россия хочет стать одним из центров мира, то ей надо создавать свои «мозги». Система ценностей меняется и в этот процесс надо цивилизованно вписываться. Опорой для властей при формировании соответствующей траектории развития служит новый инвестор.
Написать комментарий