Бизнес-форум «Финансирование проектов реального сектора экономики: механизмы завтрашнего дня»
Россия стремится войти в число мировых технологических лидеров. Какие задачи в связи с этим стоят перед обществом и государством, что необходимо делать в первую очередь представителям политического истеблишмента и бизнес-сообщества? Об этом рассказали участники бизнес-форума, прошедшего 7 июля 2010 года в Москве.
Россия стремиться войти в число мировых технологических лидеров, вернув утраченные в годы перестройки позиции. Стратегия социально-экономического развития страны предполагает кардинальное повышение инновационной активности, увеличение доли среднего класса до 60%-70% населения, сокращение смертности в полтора раза и увеличение средней продолжительности жизни населения до 75 лет. Как достичь подобных результатов - на эти вопросы ответили участники Бизнес-Форума «Финансирование проектов реального сектора экономики: механизмы завтрашнего дня», прошедшего 7 июля 2010 года в Москве.
В первую очередь, Директор «Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии» Леонид Рошаль поделился с присутствующими своим удивлением относительно того, что здравоохранение не относится к реальному сектору экономики и финансируется по остаточному принципу в то время как «на каждый вложенный в эту отрасль рубль, государство получает 6 рублей прибыли». Он также отметил, что расходы на здравоохранение в России составляют 3,7 % ВВП. «Это позор, - отметил Леонид Михайлович, - за границей на медицину тратят не менее 7 % ВВП, а в развитых странах (Германия, Швеция) эта цифра доходит до 30 % ВВП). На что тратить деньги - это вопрос менталитета. Как семейный, так и государственный бюджет надо расходовать с умом. Прогулять или купить велосипед - каждый решает для себя сам. Вот только последствия таких действий абсолютно разные. Сегодня государство наконец приходит к осознанию значимости сферы здравоохранения. Создаются Центры здоровья в регионах.
«Главное, чтобы это программа не оказалась пиаром», - отметил Директор «Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии». Кроме того, пересматриваются вопросы сертификации медицинского персонала, вводятся системы саморегуляции профессиональной деятельности врачей. Все это должно привести к тому, что «на выходе мы получим более качественного доктора». Но никакое здравоохранение невозможно без серьезных вложений.
Анатолий Аксаков - Депутат ГД РФ, Президент Ассоциации региональных банков России рассказал о новых механизмах стимулирования реального сектора экономики посредством кредитования. Дело в том, что «сегодня деньги у банков есть, - отметил он, - но они не вкладывают их в реальный сектор экономики». Почему? Потому что у большинства компаний «плохие» балансовые отчеты. Чтобы получить кредит, такие предприятия должны оставить в качестве залога такую же сумму. Для того, чтобы изменить ситуацию, Ассоциация региональных банков России совместно с РОСНАНО выработала систему, согласно которой предприятиям реального сектора экономики выплачиваются кредиты (49 % от запрашиваемой суммы). Критерии отбора таких предприятий очень жесткие, так как РОСНАНО гарантирует возврат денежных средств. Для стимулирования развития инновационных проектов в России Анатолий Аксаков также предложил ввести квоту для банков на кредитование инновационных проектов.
Наметилась еще одна интересная тенденция относительно инновационных компаний - отметила Заместитель председателя Комитета ГД РФ по финансовому рынку, Пепеляева Лиана Витальевна. Речь идет о выходе таких компаний на биржу с целью получения дополнительного финансирования. Однако для того, чтобы осуществить это, инновационных компаниям требуются, во-первых, грамотные консультанты, а во- вторых, финансовые средства (в среднем размещение обходится в 150 млн. рублей). Как правило, инновационные компании не обладают подобными бюджетами. Здесь им на помощь приходит государство. Программа, осуществляемая совместно с РОСНАНО, позволит перспективным компаниям получить ровно половину необходимой суммы и выйти на биржу. «Положительный опыт уже есть - в прошлом году таким образом разместился «Институт Стволовых Клеток Человека», - отметила Лиана Витальевна. Региональные фонды поддержки инновационных компаний готовы рассматривать проекты и финансировать перспективные организации.
Таким образом, вопросы финансирования инновационных компаний постепенно решаются, создаются новые механизмы, организуются фонды поддержки, как федерального, так и регионального уровня. «Однако мы должны понимать, что прежде, чем говорить о модернизации, мы должны либо рожать идеи, либо быстро усваивать то, что происходит за рубежом», - отметила Алла Грязнова Президент Финансовой Академии при Правительстве РФ, Первый Вице-Президент Международной общественной организации «ГИЛЬДИЯ ФИНАНСИСТОВ». С этой целью были пересмотрены все диссертационные советы, особенно докторские. Сегодня, чтобы защитить докторскую диссертацию, необходимо не только показать «приращение» знаний, но также иметь 7 публикаций в уважаемых научных изданиях, одобренных ВАК (Высшей аттестационной комиссией). Подобный подход, по мнению Грязновой, поможет начать «производство» качественных идей, способствующих модернизации экономики не на словах, а на деле.
Тема реконструкции банковской системы была поднята в докладе Гарегина Тосуняна. Президент Ассоциации российских банков отметил, что без финансирования бизнеса не бывает. Сегодня Россия по легкости получения кредита находится между Бангладеш и Коста-Рико. Первое место в рейтинге занимает Сингапур. Банковские услуги остаются практически недоступными большинству населения РФ. Значительная часть предприятий банковского сектора сосредоточена в Центральном федеральном округе (56 %). Причем, 50 % всех банков находится в Москве и Московской области. Что касается финансовой грамотности, то и здесь цифры удручают. 56 % россиян не ведет учетов расходов, а 70 % не имеет сбережений. Россия отличается также достаточно низкой производительностью труда в банковском секторе. Так, в Канаде (в стране, где работа банковских служащих является одной из самых эффективных относительно других стран) численность регуляторов финансового рынка составляет всего несколько сотен человек. В США эта цифра достигает 12 000 персонала, в России - 71 000. В этих условиях российскому бизнесу достаточно сложно развиваться, поэтому «банковская система должна измениться, если мы говорим о модернизации экономики», - констатировал г-н Тосунян. Несмотря на некоторые позитивные тенденции, а именно то, что уровню капитализации банковской системы Россия вышла на уровень развитых стран (сегодня по этому показателю РФ уступает только Люксембургу и Австрии), необходимо вводить серьезные меры по улучшению инвестиционного климата.
Какие меры по стимулированию инновационных проектов предпринимает государство рассказал Руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин. Он акцентировал внимание собравшихся на программе эффективности расходования государственных средств. Поскольку основная часть финансовых ресурсов поступает от государства, то очень важно правильно организовать работу сферы государственно-муниципального заказа, - отметил он. Первый шаг на пути оптимизации государственных средств - введение ФЗ № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Второй шаг - создание единого сайта, в рамках которого будут собраны все государственные заказы. Подобный интернет портал заработает с января 2011 года. Он, как и упомянутый закон №94, призван обеспечить прозрачность и доступность всей системы госзаказов.
Справедливости ради необходимо отметить, что упомянутый Романом Артюхиным ФЗ № 94 вызвал многочисленные споры и осуждения. Руководители государственных учреждений, столкнувшиеся на практике с последствиями введения данного закона, прокомментировали его как «сырой» и плохо согласующийся с реальностью. Так, Алла Грязнова, являясь Президентом Финансовой Академии при Правительстве РФ, отметила, что ценовая политика, относительно которой происходит выбор организации - подрядчика, не должна являться решающей при выборе поставщика услуг или товаров, так как низкая цена, как правило, обусловливает низкое качество. А Председатель Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Орлов, рассказывая о необходимости инвестиций в природно-ресурсный комплекс страны, поведал о том, что некоторые месторождения может разведывать только одна организация (других подобных просто нет). Как привлечь ее на основании конкурса (согласно ФЗ № 94) - остается загадкой. Недовольны законом и другие руководители бюджетных организаций (см., например, интервью с В.И. Толстым - директором музея «Ясная поляна» http://www.kapital-rus.ru/articles/article/177906/). Абсолютно очевидно, что ФЗ № 94 необходимо пересматривать и вносить в него существенные поправки.
С результатами опроса крупных и средних компаний ознакомила Мария Глухова - Управляющий директор управления экономической политики и конкурентоспособности РСПП. «Те компании, которые до кризиса привлекали инвестиции и модернизировали свои предприятия, легче пережили тяжелые времена, так как оказались более конкурентоспособным», - рассказала она. Более того, часть компаний в период кризиса начала оптимизировать свои бизнес процессы, инвестируя в программы энергосбережение. Один из основных выводов исследования гласит - инновации - удел сильных и избранных компаний, которые «горят» инновационными изобретениями и готовы вкладывать в них средства.
Детально проблемы реального сектора экономики обсуждались в рамках Бизнес-Форума на дополнительных секциях, одна из них прошла под названием «Строительный комплекс и ЖКХ: реальность финансовых перспектив». В первую очередь, участники конференции коснулись законодательных актов, которые не способствуют развитию строительного комплекса. Олег Костин - Заместитель Директора Департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Министерства экономического развития РФ заявил, что одна из основных проблем, которая тормозит развитие строительного комплекса России, - это административные барьеры. Для того, что изменить данную ситуацию 15 мая 2010 года были приняты изменения в некоторые акты Правительства РФ. В первую очередь оптимизирована процедура получения земельных участков под строительство. Дело в том, что сегодня процесс получения разрешения на строительство может длиться 3 года, а количество необходимых согласований достигает 15-ти. Теперь получить землю под строительство можно будет только посредством аукциона на конкурсной основе. Муниципальная власть, по инициативе которой раньше предоставлялись земельные участки, теперь обязана по запросу заинтересованного лица оформить запрашиваемый участок и выставить его на аукцион. В связи с этим в рамках муниципалитетов будет создано специальное учреждение, отвечающее за оформление земельных участков. Кроме того, предполагается, что в скором времени появятся частные компании, которые также возьмут на себя функцию выдачи разрешений на строительство (сегодня это является монополией государства). В результате этих механизмов срок государственной и негосударственной экспертизы должен значительно сократиться и составить от 60 до 90 дней, - добавил Олег Костин.
Еще два важных нововведения, о которых рассказал Заместитель Директора Департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Министерства экономического развития РФ. Первое - возможность осуществления подготовительных работ строительной организацией (речь идет об очистке территории и прокладывании временных коммуникаций) до получения окончательного разрешения на строительство. Второе - отмена обязательной технической инвентаризации объектов. Теперь после получения проектной документации девелопер может получить право собственности на объект. Сама экспертиза может быть проведена позже.
Кроме того, участники сессии обсудили вопросы оптимизации бизнес-процессов в строительном комплексе. В частности, модернизация отрасли может выражаться в создании единой системы учета и контроля за строительством объектов, управление ресурсами в режиме онлайн, - рассказал Сергей Кузнецов - Заместитель Генерального директора Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства. В рамках данной системы каждый человек вне зависимости от своего статуса, получает свою технологическую карточку и понимает, как он связан с другими участниками процесса. Кроме того, построение подобной системы демонстрирует ответственность каждого участника, так показывает сразу всю цепочку взаимодополняющих процессов с помощью определенной системы цветовых индикаторов.
Касаясь проблем массового строительства, в своем выступлении Алексей Шепель- председатель Совета Директоров Корпорации «S.Holding» рассказал, что оно может быть осуществлено только при помощи государства, которое готово платить 30 тыс. руб. за кВ. метр. «Это вполне приличная сумма», - считает он. Однако есть более экономичные технологии, которые позволяют возводить дома, стоимость кВ. метра в которых составляет не более 15 тыс. рублей, включая полную отделку. «Мы проспали два или три поколения в развитии домостроения, необходимо их наверстывать и учиться использовать корпуса из легких конструкций», - добавил Алексей Шепель.
Об инвестициях в сферу ЖКХ рассказала Заместитель начальника отдела Департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития РФ Асия Фатахетдинова. Она отметила, что модернизация в сфере ЖКХ - процесс довольно неоднозначный и на сегодняшний момент осложненный кризисом (задолженность сферы ЖКХ составляет 500 млрд. руб.). Также она отметила, что все инвестиционные движения обусловлены финансовой структурой тарифов, которая на сегодняшний момент применяется повсеместно. Из 100 % получаемой денежной массы 80 % идет на покрытие текущей деятельности (электроэнергия плюс фонд заработной платы) и только оставшиеся 15 % - доходная часть может быть пущена на модернизацию. Это мало, чтобы осуществлять качественные инвестиции и ожидать возврата денежных средств, - подытожила Асия Фатахетдинова.
В результате участники пришли к выводу, что строительный комплекс России оживет только при условии устранения значительного количества административных барьеров и сокращения сроков получения разрешения на строительство. Кроме того, необходимо, чтобы банки развивали программы проектного финансирования и грамотно оценивали и кредитовали перспективные проекты.
В первую очередь, Директор «Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии» Леонид Рошаль поделился с присутствующими своим удивлением относительно того, что здравоохранение не относится к реальному сектору экономики и финансируется по остаточному принципу в то время как «на каждый вложенный в эту отрасль рубль, государство получает 6 рублей прибыли». Он также отметил, что расходы на здравоохранение в России составляют 3,7 % ВВП. «Это позор, - отметил Леонид Михайлович, - за границей на медицину тратят не менее 7 % ВВП, а в развитых странах (Германия, Швеция) эта цифра доходит до 30 % ВВП). На что тратить деньги - это вопрос менталитета. Как семейный, так и государственный бюджет надо расходовать с умом. Прогулять или купить велосипед - каждый решает для себя сам. Вот только последствия таких действий абсолютно разные. Сегодня государство наконец приходит к осознанию значимости сферы здравоохранения. Создаются Центры здоровья в регионах.
«Главное, чтобы это программа не оказалась пиаром», - отметил Директор «Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии». Кроме того, пересматриваются вопросы сертификации медицинского персонала, вводятся системы саморегуляции профессиональной деятельности врачей. Все это должно привести к тому, что «на выходе мы получим более качественного доктора». Но никакое здравоохранение невозможно без серьезных вложений.
Анатолий Аксаков - Депутат ГД РФ, Президент Ассоциации региональных банков России рассказал о новых механизмах стимулирования реального сектора экономики посредством кредитования. Дело в том, что «сегодня деньги у банков есть, - отметил он, - но они не вкладывают их в реальный сектор экономики». Почему? Потому что у большинства компаний «плохие» балансовые отчеты. Чтобы получить кредит, такие предприятия должны оставить в качестве залога такую же сумму. Для того, чтобы изменить ситуацию, Ассоциация региональных банков России совместно с РОСНАНО выработала систему, согласно которой предприятиям реального сектора экономики выплачиваются кредиты (49 % от запрашиваемой суммы). Критерии отбора таких предприятий очень жесткие, так как РОСНАНО гарантирует возврат денежных средств. Для стимулирования развития инновационных проектов в России Анатолий Аксаков также предложил ввести квоту для банков на кредитование инновационных проектов.
Наметилась еще одна интересная тенденция относительно инновационных компаний - отметила Заместитель председателя Комитета ГД РФ по финансовому рынку, Пепеляева Лиана Витальевна. Речь идет о выходе таких компаний на биржу с целью получения дополнительного финансирования. Однако для того, чтобы осуществить это, инновационных компаниям требуются, во-первых, грамотные консультанты, а во- вторых, финансовые средства (в среднем размещение обходится в 150 млн. рублей). Как правило, инновационные компании не обладают подобными бюджетами. Здесь им на помощь приходит государство. Программа, осуществляемая совместно с РОСНАНО, позволит перспективным компаниям получить ровно половину необходимой суммы и выйти на биржу. «Положительный опыт уже есть - в прошлом году таким образом разместился «Институт Стволовых Клеток Человека», - отметила Лиана Витальевна. Региональные фонды поддержки инновационных компаний готовы рассматривать проекты и финансировать перспективные организации.
Таким образом, вопросы финансирования инновационных компаний постепенно решаются, создаются новые механизмы, организуются фонды поддержки, как федерального, так и регионального уровня. «Однако мы должны понимать, что прежде, чем говорить о модернизации, мы должны либо рожать идеи, либо быстро усваивать то, что происходит за рубежом», - отметила Алла Грязнова Президент Финансовой Академии при Правительстве РФ, Первый Вице-Президент Международной общественной организации «ГИЛЬДИЯ ФИНАНСИСТОВ». С этой целью были пересмотрены все диссертационные советы, особенно докторские. Сегодня, чтобы защитить докторскую диссертацию, необходимо не только показать «приращение» знаний, но также иметь 7 публикаций в уважаемых научных изданиях, одобренных ВАК (Высшей аттестационной комиссией). Подобный подход, по мнению Грязновой, поможет начать «производство» качественных идей, способствующих модернизации экономики не на словах, а на деле.
Тема реконструкции банковской системы была поднята в докладе Гарегина Тосуняна. Президент Ассоциации российских банков отметил, что без финансирования бизнеса не бывает. Сегодня Россия по легкости получения кредита находится между Бангладеш и Коста-Рико. Первое место в рейтинге занимает Сингапур. Банковские услуги остаются практически недоступными большинству населения РФ. Значительная часть предприятий банковского сектора сосредоточена в Центральном федеральном округе (56 %). Причем, 50 % всех банков находится в Москве и Московской области. Что касается финансовой грамотности, то и здесь цифры удручают. 56 % россиян не ведет учетов расходов, а 70 % не имеет сбережений. Россия отличается также достаточно низкой производительностью труда в банковском секторе. Так, в Канаде (в стране, где работа банковских служащих является одной из самых эффективных относительно других стран) численность регуляторов финансового рынка составляет всего несколько сотен человек. В США эта цифра достигает 12 000 персонала, в России - 71 000. В этих условиях российскому бизнесу достаточно сложно развиваться, поэтому «банковская система должна измениться, если мы говорим о модернизации экономики», - констатировал г-н Тосунян. Несмотря на некоторые позитивные тенденции, а именно то, что уровню капитализации банковской системы Россия вышла на уровень развитых стран (сегодня по этому показателю РФ уступает только Люксембургу и Австрии), необходимо вводить серьезные меры по улучшению инвестиционного климата.
Какие меры по стимулированию инновационных проектов предпринимает государство рассказал Руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин. Он акцентировал внимание собравшихся на программе эффективности расходования государственных средств. Поскольку основная часть финансовых ресурсов поступает от государства, то очень важно правильно организовать работу сферы государственно-муниципального заказа, - отметил он. Первый шаг на пути оптимизации государственных средств - введение ФЗ № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Второй шаг - создание единого сайта, в рамках которого будут собраны все государственные заказы. Подобный интернет портал заработает с января 2011 года. Он, как и упомянутый закон №94, призван обеспечить прозрачность и доступность всей системы госзаказов.
Справедливости ради необходимо отметить, что упомянутый Романом Артюхиным ФЗ № 94 вызвал многочисленные споры и осуждения. Руководители государственных учреждений, столкнувшиеся на практике с последствиями введения данного закона, прокомментировали его как «сырой» и плохо согласующийся с реальностью. Так, Алла Грязнова, являясь Президентом Финансовой Академии при Правительстве РФ, отметила, что ценовая политика, относительно которой происходит выбор организации - подрядчика, не должна являться решающей при выборе поставщика услуг или товаров, так как низкая цена, как правило, обусловливает низкое качество. А Председатель Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Орлов, рассказывая о необходимости инвестиций в природно-ресурсный комплекс страны, поведал о том, что некоторые месторождения может разведывать только одна организация (других подобных просто нет). Как привлечь ее на основании конкурса (согласно ФЗ № 94) - остается загадкой. Недовольны законом и другие руководители бюджетных организаций (см., например, интервью с В.И. Толстым - директором музея «Ясная поляна» http://www.kapital-rus.ru/articles/article/177906/). Абсолютно очевидно, что ФЗ № 94 необходимо пересматривать и вносить в него существенные поправки.
С результатами опроса крупных и средних компаний ознакомила Мария Глухова - Управляющий директор управления экономической политики и конкурентоспособности РСПП. «Те компании, которые до кризиса привлекали инвестиции и модернизировали свои предприятия, легче пережили тяжелые времена, так как оказались более конкурентоспособным», - рассказала она. Более того, часть компаний в период кризиса начала оптимизировать свои бизнес процессы, инвестируя в программы энергосбережение. Один из основных выводов исследования гласит - инновации - удел сильных и избранных компаний, которые «горят» инновационными изобретениями и готовы вкладывать в них средства.
Детально проблемы реального сектора экономики обсуждались в рамках Бизнес-Форума на дополнительных секциях, одна из них прошла под названием «Строительный комплекс и ЖКХ: реальность финансовых перспектив». В первую очередь, участники конференции коснулись законодательных актов, которые не способствуют развитию строительного комплекса. Олег Костин - Заместитель Директора Департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Министерства экономического развития РФ заявил, что одна из основных проблем, которая тормозит развитие строительного комплекса России, - это административные барьеры. Для того, что изменить данную ситуацию 15 мая 2010 года были приняты изменения в некоторые акты Правительства РФ. В первую очередь оптимизирована процедура получения земельных участков под строительство. Дело в том, что сегодня процесс получения разрешения на строительство может длиться 3 года, а количество необходимых согласований достигает 15-ти. Теперь получить землю под строительство можно будет только посредством аукциона на конкурсной основе. Муниципальная власть, по инициативе которой раньше предоставлялись земельные участки, теперь обязана по запросу заинтересованного лица оформить запрашиваемый участок и выставить его на аукцион. В связи с этим в рамках муниципалитетов будет создано специальное учреждение, отвечающее за оформление земельных участков. Кроме того, предполагается, что в скором времени появятся частные компании, которые также возьмут на себя функцию выдачи разрешений на строительство (сегодня это является монополией государства). В результате этих механизмов срок государственной и негосударственной экспертизы должен значительно сократиться и составить от 60 до 90 дней, - добавил Олег Костин.
Еще два важных нововведения, о которых рассказал Заместитель Директора Департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Министерства экономического развития РФ. Первое - возможность осуществления подготовительных работ строительной организацией (речь идет об очистке территории и прокладывании временных коммуникаций) до получения окончательного разрешения на строительство. Второе - отмена обязательной технической инвентаризации объектов. Теперь после получения проектной документации девелопер может получить право собственности на объект. Сама экспертиза может быть проведена позже.
Кроме того, участники сессии обсудили вопросы оптимизации бизнес-процессов в строительном комплексе. В частности, модернизация отрасли может выражаться в создании единой системы учета и контроля за строительством объектов, управление ресурсами в режиме онлайн, - рассказал Сергей Кузнецов - Заместитель Генерального директора Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства. В рамках данной системы каждый человек вне зависимости от своего статуса, получает свою технологическую карточку и понимает, как он связан с другими участниками процесса. Кроме того, построение подобной системы демонстрирует ответственность каждого участника, так показывает сразу всю цепочку взаимодополняющих процессов с помощью определенной системы цветовых индикаторов.
Касаясь проблем массового строительства, в своем выступлении Алексей Шепель- председатель Совета Директоров Корпорации «S.Holding» рассказал, что оно может быть осуществлено только при помощи государства, которое готово платить 30 тыс. руб. за кВ. метр. «Это вполне приличная сумма», - считает он. Однако есть более экономичные технологии, которые позволяют возводить дома, стоимость кВ. метра в которых составляет не более 15 тыс. рублей, включая полную отделку. «Мы проспали два или три поколения в развитии домостроения, необходимо их наверстывать и учиться использовать корпуса из легких конструкций», - добавил Алексей Шепель.
Об инвестициях в сферу ЖКХ рассказала Заместитель начальника отдела Департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития РФ Асия Фатахетдинова. Она отметила, что модернизация в сфере ЖКХ - процесс довольно неоднозначный и на сегодняшний момент осложненный кризисом (задолженность сферы ЖКХ составляет 500 млрд. руб.). Также она отметила, что все инвестиционные движения обусловлены финансовой структурой тарифов, которая на сегодняшний момент применяется повсеместно. Из 100 % получаемой денежной массы 80 % идет на покрытие текущей деятельности (электроэнергия плюс фонд заработной платы) и только оставшиеся 15 % - доходная часть может быть пущена на модернизацию. Это мало, чтобы осуществлять качественные инвестиции и ожидать возврата денежных средств, - подытожила Асия Фатахетдинова.
В результате участники пришли к выводу, что строительный комплекс России оживет только при условии устранения значительного количества административных барьеров и сокращения сроков получения разрешения на строительство. Кроме того, необходимо, чтобы банки развивали программы проектного финансирования и грамотно оценивали и кредитовали перспективные проекты.
Написать комментарий
жду новых постов! +1читатель