Этически-ориентированная модель капитализма в католицизме
Традиционное утверждение гласит, что современный капитализм создан протестантской цивилизацией с ее характерной этикой. Однако имеются убедительные факты, свидетельствующие, что истоки нынешней экономической модели коренятся в католическом учении. Так ли это?
В обществоведческой литературе, особенно в учебниках по экономике и экономической социологии, устойчиво присутствует мысль о том, что духовные основы капиталистической системы свободного предпринимательства были созданы благодаря протестантизму. Например, профессор Е.В.Балацкий в начале своей статьи о географии мировых капиталов совершенно обыденно констатирует: «Не будет преувеличением сказать, что современная система капитализма была создана протестантами (выделено нами – С.Т.). Раскол католичества в средневековой Европе в 16 веке привел к отделению этого направления христианства и возникновению нового мощного учения с явной экономической направленностью. Именно протестанты стали наиболее квалифицированными и трудолюбивыми людьми своего времени, которые и заложили основы современного европейского богатства» [1].
Мы не собираемся «бороться» с утверждениями, что протестантская модель капитализма зарекомендовала себя как наиболее мощная и динамичная, поскольку практическая очевидность здесь подтверждена авторитетом таких величайших гуманитарных мыслителей как М.Вебер и К.Маркс. Однако мы собираемся показать, что: 1) основные духовные и этические предпосылки для формирования капиталистической предпринимательской системы хозяйствования были созданы задолго до эпохи Реформации в период существования и разложения школы схоластов; 2) заложенные лидерами католических теологов-схоластов этические принципы капиталистического хозяйства отличаются гораздо большей социальной ответственностью и моральной добросовестностью, что весьма важно сегодня в ходе попыток «морального обновления» мутировавшей протестантской модели капитализма.
1. Фома Аквинский – буржуазный революционер? Святой Фома Аквинский (1225-1774) традиционно считается продолжателем христианской школы канонистов, основанной Святым Августином Блаженным и трактующей правила хозяйственной жизни исключительно по нормативным религиозно-этическим лекалам. С.А.Бартенев указывает, что Аквинский – «автор обширного сочинения по теологии, суммировавшего канонические взгляды католической церкви». Он же отмечает, что «вопреки каноническим правилам о недопустимости взимания процентов монастыри… находили пути обхода». Но даже последователи Аквинского «опирались не на опыт, практику, а на авторитет источников…» [2].
Я.С.Ядгаров подходит к характеристике Аквинского более гибко и отмечает, что «его воззрения… существенно разнятся с положениями основателя канонизма… Августина Блаженного». Яков Семенович отмечает влияние времени на творчество Аквинского, который «учитывая реалии своего времени, изыскивает сравнительно новые «объяснения» социального неравенства». Действительно, тогда Аквинскому, проживавшему в центре глобальной либеральной торговой империи, нужно было уметь находить противоположные каноническому христианству аргументы, касающиеся оправдания растущего социального неравенства, оставаясь в лоне незыблемых принципов римско-католической церкви – даже будучи главой её теологов-схоластов, т.е. главным идеологом, М.А.Сусловым того времени. Профессор Ядгаров акцентирует внимание на используемом Аквинским принципе «двойственности оценок, позволяющим средствами софистики диаметрально изменить суть первоначальной трактовки хозяйственного явления или экономической категории» [3]. В результате у читателя возникает ощущение, что Аквинский является этаким ловким интеллектуальным жонглером («и вашим, и нашим»), профессиональным демагогом, вольным интерпретатором христианского учения. В советское время данная оценка выводилась со всей пролетарской прямотой и цементировалась непререкаемым авторитетом марксистского учения о классах – дескать, всё понятно с этим субъектом, выражал интересы нарождавшейся эксплуататорской буржуазии, да еще и охранял доходы паразитических клерикалов.
В итоге Ф.Аквинский предстает как непоследовательный и потому вредный для «победы дела капитализма» теолог, не могущий считаться идейным и моральным вдохновителем буржуазных революций, поскольку слишком де много «нормативного элемента» в его учении, мешающего этическому обоснованию капиталистического духа. Вот Мартин Лютер – совсем другое дело, это настоящий капиталистический революционер. Он не только осудил паразитическую продажность католической церкви, но и убрал воздвигнутые ею этические границы на пути капиталистическо-предпринимательского осмысления индивидом смысла жизни. «Добейся личного успеха – и ты оправдан и спасен». Этот модус поведения, открытый Реформацией, считается духовным стартом капитализма. И напрасно! Как показывает внимательное усвоение наследия Ф.Аквинского, им были разработаны все основные мотивы поведения «экономического человека» и проведено согласование христианских норм с требованиями капиталистического хозяйствования.
Религиозная система Фомы Аквинского в её основных этических основаниях способствовала становлению рыночно-капиталистических основ хозяйствования. Основная идея этики Ф.Аквинского – это рационализация жизни путем упорядочивания чувственных, т.е. нерационалистических побуждений в направлении разума. Существо законченной добродетели по мысли Аквинского заключается в том, чтобы чувственное влечение стало подчинено разуму как более нравственному началу человеческой жизни. Таким образом, основная идея рационализации оказала существенное содействие капиталистическому мышлению. Система рациональных правил хозяйственного поведения стала опираться на авторитет католической церкви.
Аквинский проложил духовный путь ментальной сублимации эротической энергии человека в хозяйственную деятельность, ибо осудил расточительное поведение человека во всех его проявлениях. Тем самым был заложен фундамент добропорядочной мещанской «экономии» (liberalitas) – разумная экономия, одинаково далекая как от скупости, так и от расточительности. Более фундаментальной духовно-нравственной подпорки для капитализма сложно придумать, ибо эротизм – сильнейшее проявление духовной энергии человеческой натуры.
Христианская этика католицизма расценивает как страшный грех праздность, начало всех пороков, т.к. это расточительство самого ценного блага человека – времени.
Важная мещанская добродетель, воспитанная католической церковью – это честность, благоприличие. Церковь с самого начала межгородских торговых отношений в средневековой Европе внушала купцам, что обманные уловки – это смертный грех.
В целом, фундаментальное учение Ф.Аквинского и его последователей ставило целью воспитание всей католической Европы в духе мещанства и благоприличия с упором на развитие таких черт как: благоразумие, память, рассудок, изобретательность, переимчивость, осмотрительность, предвидение, осторожность. Таким образом, в позднем средневековье через институт католической церкви произошло массовое ментальное переформатирование духовных установок хозяйственного поведения человека в сторону развития капиталистически-предпринимательских наклонностей. Матрица общественного сознания получила религиозно-этическое обоснование капитализма.
Отношение к проблеме богатства и обогащения в хозяйственной этике Ф.Аквинского не является однозначно антикапиталистическим. Не забудем, что раннехристианский идеал бедности во времена Аквинского исчез окончательно. С одной стороны, Аквинский оставался принципиальным традиционалистом в вопросах доходов, соответствующих сословному положению человека. Мера богатства каждого должна соответствовать его сословному положению. Прогресс и развитие человеческой личности суть внутренние отношения каждого человека с богом. И в то же время Аквинский сумел перерасти свои традиционалистские убеждения и обосновать вертикальный лифт наиболее одаренных людей, стремящихся перерасти свое сословное положение. Главное, чтобы социально-имущественный рост каждого оценивался сообразно размеру его одаренности. Тем самым предпринимательская одаренность и накопление богатства получило религиозное освящение. Но католическая этика стремилась сохранить приоритет нравственного умонаправления капиталистического предпринимателя. Именно в этом заключалась двойственность и «непоследовательность» учения Аквинского. Он выступал за «совестливый» христианский капитализм, который оказался менее конкурентоспособным по сравнению с протестантским капитализмом по скорости накопления капитала.
2. Двойственное отношение к проценту. Самая известная сегодня особенность схоластического этико-хозяйственного учения – «запрет роста» – способствовал развитию капиталистического предпринимательства, ибо фактически осуждал непроизводительные ссуды и оправдывал производительное помещение капитала с участием самого кредитора. Кредитор, намеревавшийся жить на проценты от доходов, зарабатываемых другими, подвергался моральному осуждению. Профессиональное ростовщичество рассматривалось как разновидность греховной скупости, прямо противоположной нормальному капиталистическому стремлению к наживе!!! Ростовщик олицетворяет такие качества как вялость, праздность, ленивость, а противоположный ему предприниматель олицетворяет энергичность, жизнедеятельность и жизнелюбие.
Тем самым учение схоластов о проценте сдерживало развитие тех форм финансового капитала, которые могли оказывать угнетающее воздействие на молодой промышленно-торговый капитал, перераспределяя прибыль в свою пользу.
В современной католической экономической доктрине, восходящей к учению Фомы Аквинского и средневековых схоластов, процент — это цена экономии, которая настоятельно необходима в динамичной, ориентированной на инвестиции и рост производительности экономике индустриального века. По мере развития рынка капитала, ценой которого и выступает процент, все явственнее ощущалась, по выражению М.Вебера, пропасть между деловой неизбежностью и идеалом раннего христианства, отвергавшего любой процент. Католическая нормативная мысль пыталась эту расширяющуюся пропасть нейтрализовать институциональным кредитованием. По словам кардинала Йозефа Хоффнера: «Поскольку процент — как стимул к экономии — выполняет важную народнохозяйственную функцию, он безупречен в нравственном отношении».
Вслед за средневековыми современные католические теологи признают оправданным процент в случае инвестиционной ссуды. В начале XX века иезуитский патер Ричард М.Мак Кеон даже выдвинул тезис о том, что 60 процентов работающих по найму американцев в состоянии экономить в пользу инвестиций, и тем самым существует нравственная «обязанность покупать акции предприятий». Нормативная оценка потребительского, а также иных видов кредитования в современной католической доктрине находится в диапазоне от осторожного до негативного. В целом со времен схоластов католические теологи «дифференцируют» денежную ссуду и доход от активных инвестиций. Представители новейшей католической экономической мысли критикуют в этой связи классическую экономическую теорию за то, что она «окончательно смешала» эти виды процентного дохода.
3. Рыночное ценообразование. Современные исследования этико-экономических взглядов схоластиков позволяют выделить следующие характеристики их парадигмы, касающиеся организации самого сердцевинного элемента рыночного хозяйства – организации торгового обмена:
1) рыночные связи персонализированы и направляются мотивами милосердия и справедливости;
2) намерения важны и нельзя совершить хозяйственный поступок, полагаясь только на безличные рыночные силы;
3) Каждый купец имеет обязательства перед другими купцами и обществом в целом.
Используя современную терминологию, мы можем сказать, что речь идет о хозяйствовании в условиях симметричной рыночной информации. В этом смысле разложение схоластических позиций в XV-XVI веках, даже до наступления Реформации, следует рассматривать как одобрение такой хозяйственной модели, где односторонние рыночные преимущества получаются благодаря использованию информационной неосведомленности контрагента. Именно этот вопрос стоял в центре моральной дискуссии, устроенной иезуитским моральным теологом Леонардом Лезью, проживавшим в Южных Нидерландах (1554-1623), в то время когда они управлялись Испанией.
Этот мыслитель обосновал деятельность по извлечению прибыли на основе фактически сложившегося неравномерного распределения информации, в чем он увидел проявление собственных законов рынка (предтеча А.Смита).
«Опытным полигоном» для преодоления схоластической парадигмы Леонардом Лезью послужила известная с античных времен притча о «Торговце с Крита», которую описывали в свое время такие видные мыслители, как Цицерон и Фома Аквинский. Речь в этой притче шла об одном купце, направлявшемся из Александрии на Крит с кораблем, наполненном зерном, в то время как критские жители умирали от голода из-за неурожая. В то же время этому торговцу было известно, что многие другие поставщики зерна шли за ним на Крит, но жители Крита об этом пока не знали. Притча описывает моральные терзания этого торговца, которому надлежало выбирать, либо заработать огромные барыши, не рассказав жителям о дополнительных поставках хлеба и продав свой хлеб по высокой цене, либо раскрыть информацию, продать зерно по умеренной цене, зато заслужить репутацию честного человека.
Цицерон сконцентрировался на обсуждении ложно понимаемого противопоставления «честности» и «пользы» и доказывал, что неправильно считать бесчестное поведение в данной ситуации залогом достижения материального успеха. Цицерон учил, что честность ведет к славе, которая, безусловно, является гораздо более ценным достижением, чем «краткосрочная прибыль», нацеленная на извлечение сиюминутной «пользы».
Лезью подошел к этой проблеме с иной, технической позиции ценообразования и оправдывал продажу зерна по высокой текущей цене, усматривая в этом высшую справедливость рынка. Данный подход ставил под сомнение схоластическую доктрину «справедливой цены», поскольку последняя исходила из равенства между тем, сколько получает и отдает каждый участвующий в торговле. Обсуждение этой «дилеммы торговца» в работах Лезью поставило перед поздними схоластами более общую проблему: чье знание имеет больший вес и должно определять процесс ценообразования – знание индивида или общества?
Сторонники моральной ответственности индивида, обладающего тем знанием, которое недоступно обществу, считали, что торговец должен назначать цену после того, как он раскрыл покупателям всю известную ему информацию. Иначе рыночная цена не может претендовать на статус справедливой.
Лезью и другие поздние схоласты, вставшие на путь веры в «мудрость рынка», предлагали иначе трактовать способ ценообразования. Лезью стал предлагать подход «равновесной цены», основанный на оценках благоразумных и бережливых представителей покупателей. Наиболее уважаемые и компетентные члены общины покупателей должны взвесить и оценить все достоинства и пользу товара для покупателей в текущей ситуации без дополнительной информации продавца. Тем самым моральная ответственность перекладывается на общество, и информированный индивид освобождается от моральных терзаний.
Таким образом, поздняя схоластика католической моральной философии послужил отправным пунктом завершения «эры братства» и индивидуальной моральной ответственности каждого за благополучие социума. Это произошло задолго до протестантской Реформации и послужило начальным этапом формирования «экономического человека».
4. Современные социо-экономические мотивы католицизма. Современная позиция Католической церкви в социо-экономических вопросах, проявленная в последние годы в Энцикликах Иоанна Павла II и Бенедикта XVI, противостоит как классическому, так и марксистскому мировоззрению, считая их одинаково материалистичными. Обе школы считают основной целью экономики накопление богатства. Обе школы игнорируют нормативную систему ценностей, которая противостоит рациональному подходу в социальных отношениях.
Центральные метафизические категории любви и милосердия приобретают социальное измерение. Идеи милосердия и социальной справедливости, несмотря на свою изотеричность, находят конкретное измерение в трех сферах экономики: сфера потребления (консьюмеризм), сфера труда и глобализация.
Потребление. Культ потребительства расценивается как выражение безбожного материализма, ведущего к распредмечиванию (demean) человечества и отступлению от этических норм жизни. Он апеллирует к инстинктам человека, заслоняя его качества стремления к свободе и познанию, и тем самым наносит ущерб физическому и духовному здоровью человека. Экономика сама по себе не способна отличить новые и более высокие формы человеческих потребностей от тех псевдопотребностей, которые мешают становлению личности. Поэтому от властей, гражданского общества и СМИ требуется большое чувство ответственности в пропагандировании новых потребностей, а производители и потребители нуждаются в изучении культуры потребления.
Труд, капитал, собственность. Тема труда является центральной в католической общественной мысли, т.к. церковь полагает труд центральной категорией бытия человечества. Труд людей отражает труд Бога. Этика труда состоит в том, что человек обретает собственное достоинство, укрепляет семью и общество. Центральное положение человека в процессе труда, его приоритет над капиталом обусловливает этическое основание концепций эксплуатации. Церковь однозначно выступает против эксплуатации труда капиталом, ибо капитал есть не что иное, как Дар Бога человеку, как инструмент трудового процесса, а не его цель.
Христианская мораль утверждает, что собственность на капитал морально обусловлена и не носит абсолютного и безграничного характера. Наоборот, существуют этические параметры (обязательства), ограничивающие права использования объектов частной собственности. Эти обязательства не могут быть изменены изменением формы собственности (с частной на общественную), будучи встроенными в саму природу собственности. А именно, каждый работник должен ощущать себя соучастником общечеловеческого процесса владения и пользования Даром Бога. Права частной собственности должны быть подчинены правам общего пользования, исходя из того, что блага предназначены для всех. Тем самым Католическая церковь противостоит классической догме неприкосновенности прав частной собственности. В то же время католическая мысль критикует марксистскую доктрину безусловного превосходства общественной собственности, т.к. бюрократическое воплощение коллективной организации в отсутствие этических ограничений ведет к дегуманизации общественных отношений. Лишая индивидов прав владения и использования капитала, коллективизм принижает человеческое достоинство.
Глобализация и мировой экономический порядок. Католическая церковь, как и марксизм, однозначно выступает против усиления эксплуатации труда и угнетения отдельных социальных слоев в ходе глобализации, однако этические основания их позиций разнятся. Церковь озабочена проблемой внешнего долга бедных стран, т.к. основное население не получает никаких выгод от заимствований коррумпированной элиты развивающихся стран в целях наращивания милитаризма или престижного потребления, но несет обязательства по выплате долга. Поэтому церковь поднимает вопрос об усилении моральной ответственности заимодавцев в процессе кредитования малоразвитых стран, где существующие институты коррумпированы и не служат общественным интересам. В этой связи западная модель развития, основанная на безудержном консьюмеризме, будучи экспортированной в развивающиеся страны, окончательно затмевает этические и духовные детерминанты человеческого существования.
Литература
1. Балацкий Е.В. Протестанты определяют географию мировых капиталов. http://www.kapital-rus.ru/articles/article/2571.
2. Бартенев С.А. История экономических учений. М.: Экономистъ, 2005, с.34-35.
3. Ядгаров Я.С. История экономических учений. М.: ИНФРА-М, 2004, с.56-57.
4. Wim Decock. Lessius and the Breakdown of the Scholastic Paradigm. Journal of the History of Economic Thought. Volume 31, Number 1, March 2009.
5. Larry Catá Backer. Values Economics and Theology. The Contribution of Catholic Social Thought and its Implications for Legal Regulatory Systems. Coalition for Peace & Ethics Working Paper No. 2008-1/1.
6. Лукин С.В. Некоторые заметки, касающиеся христианского нормативного учения о проценте. Проблемы современной экономики, №4(28) (электронный журнал m-economy.ru).
7. Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории развития экономического человека. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2009.
Написать комментарий
Изучив статью, я заметила важные связи с современным кризисом глобализации, особенно в контексте персонализированных рыночных отношений и социальной ответственности. Схоластики акцентировали внимание на значении таких отношений, основанных на милосердии и справедливости. Это созвучно современному глобальному капитализму, где рыночные связи стали более обезличенными и сосредоточенными на максимизации прибыли. Кризис глобализации поднимает вопрос о необходимости усиления социальной ответственности бизнеса и восстановления доверия между участниками рынка. Кроме того, схоластики критиковали использование информационной неосведомленности контрагентов для получения односторонних преимуществ. Современный кризис глобализации во многом связан с проблемами информационной прозрачности, безопасности, манипуляциями данными и недобросовестной конкуренцией. Важно восстановить доступность рыночной информации и обеспечить справедливый обмен. В заключение, идеи схоластиков о персонализированных рыночных связях, справедливом обмене и социальной ответственности бизнеса перекликаются с современными дискуссиями о необходимости "морального обновления" экономической активности в условиях кризиса глобализации. Это предполагает переосмысление ценностных основ экономической деятельности, усиление социальной ответственности бизнеса и активное участие государства в регулировании экономики. В совокупности эти меры могут способствовать устойчивому развитию в долгосрочной перспективе.
Глобализация, как отмечается в статье, часто приводит к эксплуатации труда и угнетению социальных слоев. Католическая церковь поднимает вопросы о моральной ответственности заимодавцев и негативных последствиях для населения бедных стран. Подобные критические замечания актуальны в контексте текущих процессов, когда многие развивающиеся страны страдают от долговой зависимости и не получают реальной выгоды от международных заимствований, в то время как местные элиты продолжают обогащаться. Это усугубляет социальное неравенство и экономическую нестабильность, что подрывает основы глобализации. Также можно отметить, что современное общество сталкивается с проблемой дегуманизации труда, когда рабочие становятся лишь производственными единицами. Преобразования, направленные на защиту прав трудящихся и их участие в распределении благ, могут стать важным шагом для преодоления кризиса устойчивого развития. Кризис глобализации и миропорядка, во многом связан с недостатками существующей модели капитализма. Эта модель зачастую ориентирована исключительно на максимизацию прибыли, игнорируя социальные и этические аспекты.
Статья предлагает анализ развития католической этико-экономической мысли, начиная с учения Фомы Аквинского и схоластов до современных взглядов Католической церкви. Автор показывает, как католическая доктрина со временем повлияла на формирование капиталистического духа и хозяйственной деятельности, и как эти идеи остаются актуальными в контексте современных глобализационных процессов. Основным достоинством статьи можно выделить связи между историческим развитием экономической этики католицизма и современными вызовами, стоящими перед глобализирующимся миром. Здесь можно увидеть мнение на процент, рыночное ценообразование и праву частной собственности. В статье отражена критика безудержного потребительства, которое Католическая церковь рассматривает как угрозу духовному и физическому здоровью человека. В условиях глобализации, когда потребительская культура распространяется по всему миру, эта критика приобретает особую актуальность. Вспомним элементарную «моду» или же «рекламу» с навязыванием обществу определенного мнения, которое заставляет потреблять и потреблять. Статья подчеркивает, что глобализация, ориентированная исключительно на материальное накопление, игнорирует важные этические и духовные аспекты, что, в свою очередь, ведет к деградации человеческого общества. Также статья поднимает вопрос об ответственности заимодавцев в процессе международного кредитования. В условиях глобализации, когда финансовые потоки становятся все более интернациональными, этот вопрос становится ключевым. Автор связывает исторические позиции католической мысли с современными экономическими проблемами, такими как неравенство и эксплуатация. Это можно связать уже с мировым кризисом нашего времени. В целом, статья убедительно показывает, что католическая доктрина продолжает оказывать значительное влияние на экономическую мысль и практику в эпоху глобализации. Несмотря на материальные и технологические достижения, этические принципы, заложенные католической мыслью, остаются важными ориентирами для построения более справедливого и устойчивого мира, когда сейчас страны то поворачиваются, то отворачиваются друг от друга.
Изучив статью, я заметила важные связи с современным кризисом глобализации, например, персонализированные рыночные связи и социальная ответственность: схоластики подчеркивали важность персонализированных рыночных отношений, направляемых мотивами милосердия и справедливости. Это перекликается с современным глобальным капитализмом, где рыночные связи стали более обезличенными и ориентированными на максимизацию прибыли. Кризис глобализации актуализирует вопрос о необходимости усиления социальной ответственности бизнеса и восстановления доверия между участниками рынка. Кроме того, стоит подчеркнуть, что схоластики критиковали использование информационной неосведомленности контрагентов для получения односторонних рыночных преимуществ. Современный кризис глобализации во многом связан с проблемами информационной прозрачности, безопасности, а также манипулирования данными и недобросовестной конкуренции. Восстановление доступной рыночной информации и справедливого обмена становится важной задачей в условиях кризиса. Что касается «невидимой руки» рынка, то схоластики не признавали данную идею, подчеркивая необходимость моральных ограничений и обязательств купцов перед обществом. Кризис глобализации показывает ограниченность саморегулирующихся механизмов рынка, что требует усиления роли государства в регулировании экономики. Обобщая свои мысли, хочется сказать, что идеи схоластиков о персонализированных рыночных связях, справедливом обмене и социальной ответственности бизнеса перекликаются с актуальными дискуссиями о необходимости "морального обновления" экономической активности в период кризиса глобализации последних лет. Это предполагает переосмысление ценностных основ экономической деятельности, усиление социальной ответственности бизнеса и более активную роль государства в регулировании экономики. В совокупности это поможет обеспечить устойчивое развитие в долгосрочной перспективе.
Изучив статью, я заметила важные связи с современным кризисом глобализации, например, персонализированные рыночные связи и социальная ответственность: схоластики подчеркивали важность персонализированных рыночных отношений, направляемых мотивами милосердия и справедливости. Это перекликается с современным глобальным капитализмом, где рыночные связи стали более обезличенными и ориентированными на максимизацию прибыли. Кризис глобализации актуализирует вопрос о необходимости усиления социальной ответственности бизнеса и восстановления доверия между участниками рынка. Кроме того, стоит подчеркнуть, что схоластики критиковали использование информационной неосведомленности контрагентов для получения односторонних рыночных преимуществ. Современный кризис глобализации во многом связан с проблемами информационной прозрачности, безопасности, а также манипулирования данными и недобросовестной конкуренции. Восстановление доступной рыночной информации и справедливого обмена становится важной задачей в условиях кризиса.Что касается «невидимой руки» рынка, то схоластики не признавали данную идею, подчеркивая необходимость моральных ограничений и обязательств купцов перед обществом. Кризис глобализации показывает ограниченность саморегулирующихся механизмов рынка, что требует усиления роли государства в регулировании экономики. Обобщая свои мысли, хочется сказать, что идеи схоластиков о персонализированных рыночных связях, справедливом обмене и социальной ответственности бизнеса перекликаются с актуальными дискуссиями о необходимости "морального обновления" экономической активности в период кризиса глобализации последних лет. Это предполагает переосмысление ценностных основ экономической деятельности, усиление социальной ответственности бизнеса и более активную роль государства в регулировании экономики. В совокупности это поможет обеспечить устойчивое развитие в долгосрочной перспективе.
Если говорить о связи текста статьи и современными процессами в мире в эпоху кризиса глобализации, то можно заметить следующие сходства: 1) В абзаце о глобализации 4-го пункта статьи говорится о том, что жители бедных и развивающихся стран не получают никаких выгод, но несут множество обязательств, присутствует угнетение, против чего и выступает католическая церковь. Данный процесс наблюдается и в настоящее время, когда происходит неравномерное распределение выгод, растет неравенство между странами и обществом, вызывая недовольство и напряженность. Некоторые страны могут оказаться совершенно оторванными и ограниченными от мира, не имея возможности контактировать и взаимодействовать; влиять на это могут например, санкции 2) Пункт о потреблении, 4 пункт: "Поэтому от властей, гражданского общества и СМИ требуется большое чувство ответственности в пропагандировании новых потребностей, а производители и потребители нуждаются в изучении культуры потребления. В настоящее время можно наблюдать рост потребностей людей, которые всё меньше и меньше контролируются, люди не ограничиваются первичным потребностям. Если же смотреть на проблему глобально, с точки зрения всего мира, стоит заметить, что многие крупные страны вводят торговые барьеры, повышают пошлины, ограничивают свободную торговлю, происходит рост протекционизма, страны "закрываются". Государства стремятся к всё большей независимости и импортозамещению, что также находит отражение в тексте статьи. 3) Также в статье стоит вопрос о"справедливой цене", и кто должен принимать решение о ценности товара: индивид или же общество. В настоящее время ценность товара определяется обществом: покупательная способность, спрос. Всё в данный момент зависит от процессов, происходящих в обществе, в целом, есть тенденция к тому, чтобы удовлетворить большинство.
В данной статье автор через призму старых идей рассматривает современную проблему глобализационного риска. Современное общество потребителей бездумно тратит ресурсы для удовлетворения любой своей потребности, что вызывает множество проблем. В то же время качество изготавливаемой продукции и выполненной работы отходит на второй план. Как отметил автор, девизом становится лозунг: «Добейся личного успеха - и ты оправдан и спасен», так наиболее успешным становится не тот, кто хорошо работают, а тот, кто наилучшим образом это преподносит. Излишняя рационализация жизни порой приводит к потере этических и моральных аспектов производства. Несмотря на то, что у производителей присутствует ответственность перед потребителями, как у купцов перед общество и другими купцами ранее, они находят обходные пути для минимизации убытков и получения большей прибыли. Я считаю, что в нашем обществе важно помнить о разумной экономии, отмеченной автором, подразумевающей отказ от скупости и от расточительности.
Статья наводит нас на мысли о причинах кризиса современной глобализации и миропорядка. Основная причина связана с этическим аспектом: культ потребления, эксплуатация труда капиталом, зависимость бедных стран. На это просит обратить внимания и посодействовать решению проблем католическая церковь. Данная проблема возникла из-за становления капитализма в протестантском понимании, хотя изначально капитализм был зарожден при католическом мироукладе и имел нравственные идеи, направленные на благо общества. Возможно, пойдя по иному пути(католического капитализма), вопрос о безнравственной стороне глобализации не поднимался бы.
Современный кризис глобализации проявляется в различных аспектах, включая экономические, социальные и экологические проблемы. В условиях стремительного расширения глобальных рынков наблюдается растущее неравенство, что и подрывает социальную стабильность. Экономический рост сосредоточен в руках немногих, в то время как массы остаются в бедности. Этически-ориентированная модель капитализма предлагает альтернативный подход, который акцентирует внимание на моральных и социальных аспектах экономики. Помимо стремления к максимизации прибыли, она также подчеркивает важность ответственности перед обществом и окружающей средой. Это подход может способствовать уменьшению социальной напряженности и созданию более справедливого распределения ресурсов. Роль морали в экономических отношениях становится ключевой, так как без этических оснований система рискует деградировать. Этические принципы могут помочь восстановить доверие к институтам и обеспечить более устойчивое развитие.
Автор затронул тему влияние католицизма на развитие капитализма. Особенно он выделяет фигуру Фомы Аквинского, который описывал этические основания капиталистической системы. Фома был сторонником «совестливого»христианского капитализма, который основывается на религиозных ценностях, нетерпимости к ростовщичеству Стоит отметить, что в последнее время все отчетливее проявляется кризис глобализации. Проблема социального неравенства и неравномерного развития стран в мире, про этом можно заметить, как более развитые государства просто используют ресурсы и возможности менее развитых, при этом совершенно не заботясь об их жителях. К тому же, глобализация способствует развитию «культа потребления», который явно не соответствует религиозным этическим нормам. Церковь, в свою очередь, пытается противостоять этому влиянию, поднимая вопросы о кредитовании малоразвитых стран, в которых полученными материальные средствами распоряжаются коррумпированные элиты в своих интересах, а долг ложится на плечи населения, которое не получает никакой выгоды. Однако, западная модель развития, основанная на культе потребления, противится этому, насаждая свои идеалы в развивающихся странах
Автор затрагивает важную тему, а именно истоки современного капиталистического строя, в ходе прочтения легко проследить, исходя из учений Фомы Аквинского и в целом исследования исторических событий, то что моральные и духовные принципы католицизма оказали должное влияние на зарождение капитализма, но с более общественной и милосердной стороны, что в конечном итоге проиграло протестантскому строю. Хочется отметить, что также статья тесно связана с современным кризисом глобализации, ведь сегодня мы наблюдаем как бедные страны находятся в некой зависимости (а значит и отдалении) от более богатых развитых стран, которые предоставляют им крупные деньги взаймы, однако развитая бюрократия и расслойка общества (между бедными и богатыми) подобных стран приводит к тому, что множество людей остаются в безграничной нищете и неспособсности из нее выбраться, как раз таки в этом аспекте принципы и догмы католицизма смогли бы честно и гуманно решить эти проблемы, ведь изначально по задумке экономическая деятельность (в католицизме) была направлена на благо общества и некое милосердие, честное предпринимательство, эти принципы смогли бы разрешить эту зависимость и разорвать подобные отношения (зависимости) между странами, отсюда возникла бы положительная тенденция глобализации, от которой мир бы развивался равномерно и общество жило в неком благополучии, придерживаясь принципов любви и милосердия. Возможно это бы восстановило «эру братства», о которой было упомянуто в статье!
Статья предлагает свежий взгляд на исторические и этические основы капитализма, оспаривая традиционное мнение о том, что современный капитализм возник исключительно благодаря протестантской этике. Автор утверждает, что корни капиталистической модели можно также найти в католических учениях, особенно в трудах схоластов. Особое внимание уделяется вкладу Фомы Аквинского, католического теолога, который сыграл ключевую роль в интеграции христианской этики с экономическими принципами. Он представлен как сложный мыслитель, который умело балансировал между религиозной доктриной и экономическими реалиями, предлагая глубокий взгляд на социальное неравенство и экономическое поведение. Статья также сравнивает Аквинского с Мартином Лютером, подчеркивая, что хотя Лютера часто считают основоположником капиталистической мысли, работы Аквинского также значительно повлияли на формирование этических основ капитализма. Подводя итог, можно сказать, что статья делает важный вклад в понимание взаимодействия экономики и этики..
В ходе рассуждений автор затронул такую важную тему как глобализация, указав при этом одну из причин ее настоящего кризиса: угнетение бедных слоев развивающихся стран. Католическая мораль во многом перекликается с критикой «агрессивной» глобализации, которая учитывает и навязывает интересы западных государств и богатых слоев населения. Еще одной точкой соприкосновения экономических воззрений в католицизме и современной реальности кризиса глобализации является критика культа потребления, который во многом был основной причиной быстрого развития глобализации. Как было отмечено в статье культ потребления- это проявление «безбожного материализма», в то же время, призыв к рациональному потреблению является одним из основных тезисов противников глобализации
Статья охватывает важный аспект истории капитализма, предлагая альтернативный взгляд на его духовные основы. Основная мысль заключается в том, что этические и моральные принципы, сформированные католическими теологами-схоластами, стали основой для капиталистической системы еще до протестантской реформации. Это подчеркивает сложность взаимоотношений между религией и экономикой. Можно выделить следующие плюсы статьи: глубокий анализ исторических и философских аспектов возникновения капитализма, способствующий более полному пониманию его корней; привлечение мнений авторитетных исследователей, таких как Фома Аквинский, что добавляет научную обоснованность. Также хочется добавить, что в условиях, когда мир сталкивается с множеством кризисов — от пандемии до геополитических конфликтов — вопрос о будущем глобализации становится особенно актуальным. Статья подчеркивает, что глобализация не только способствовала экономическому росту, но и привела к серьезным социальным и экологическим проблемам. Автор справедливо указывает на то, что церковь негативно относится к глобализации, так как она способствует усилению эксплуатации труда и угнетению отдельных социальных слоев. Это приводит к социальной напряженности и недовольству, которое мы наблюдаем в различных уголках мира.
Современный кризис глобализации анализируется в контексте этически-ориентированной модели капитализма, предложенной католической церковью. Эта модель подчеркивает важность нравственных ценностей в экономической деятельности и призывает к служению обществу, а не просто к максимизации прибыли. Исследование указывает на то, что текущая глобализация, основанная на неолиберальных принципах, вызвала увеличение социального неравенства, экологические проблемы и другие негативные последствия. Католическая церковь высказывает критику в адрес такого подхода и призывает к более сбалансированному и ответственному экономическому развитию. Альтернативная модель капитализма, предложенная католической доктриной социального учения, опирается на этические принципы, такие как солидарность, субсидиарность и приоритет общего блага. Эта модель также предполагает более активную роль государства в регулировании экономики и социальной сфере, а также большее вовлечение бизнеса в решение социальных и экологических проблем.
Кризис глобализации в последние годы стал предметом активных дискуссий, и вопрос о корнях современного капитализма (с точки зрения протестантской цивилизации и католического учения) имеет особую актуальность. Факты, указывающие на влияние католического учения, подчеркивают важность социальной справедливости и общего блага, что может противоречить индивидуализму, присущему протестантской модели. В условиях кризиса глобализации, когда неравенство и социальная напряженность достигают предела, стоит задуматься о том, какие существуют альтернативные пути для устойчивого развития и создания более справедливой экономической системы. Я полагаю, что это исследование истоков капитализма через призму католического учения может открыть новые горизонты для понимания современных вызовов и поиска решений в условиях глобальных изменений.
Статья поднимает важный вопрос о происхождении капиталистического экономического порядка. Традиционно считается, что протестантизм был его идейным основоположником, однако в статье убедительно аргументировано, что католическое учение сыграло более существенную роль. Статья расширяет понимание того, как экономические системы создаются и развиваются, подрывая традиционные воззрения. Она показывает, что католическое учение оказало значительное влияние на формирование капитализма и предлагает пересмотреть роль религии в экономической истории. Связь с современными процессами В период глобального кризиса, когда традиционная капиталистическая модель сталкивается с серьезными проблемами, статья предлагает свежий взгляд на то, как этические принципы могут формировать экономическую систему. Она подчеркивает, что протестантская модель капитализма может быть не настолько морально чистой, как это считается, и что католические принципы социальной ответственности и добросовестности могут предложить более устойчивую основу для экономического роста. В период глобального кризиса традиционный капитализм подвергается критике за недостаток этики и социальную несправедливость. Идеи поздней схоластики могут быть полезны для рассмотрения способов решения этих проблем. Принцип социальной ответственности может ограничить чрезмерную прибыль и привести к более справедливому распределению. Идея "равновесной цены" может помочь предотвратить манипуляции рынком и обеспечить более прозрачные и честные сделки.Изменение акцента с индивидуальной на общественную мораль может способствовать более устойчивому и этичному экономическому развитию. Современная католическая церковь продолжает выступать против чрезмерного накопления богатства и призывает к экономике, служащей общему благу. Кризис глобализации представляет собой возможность переосмыслить этические основы капитализма и рассмотреть принципы поздней схоластики как потенциальное руководство для создания более справедливой и устойчивой экономической системы.
В данной статье рассматривается связь между протестантизмом и капитализмом, поднимается ряд глубоких вопросов, касающихся этических основ капиталистической системы, а также ее истории и эволюции. Особое внимание уделяется утверждению, что протестантизм сыграл ключевую роль в формировании современного капитализма, однако подчеркивается, что этические предпосылки были заложены еще в период существования католической схоластики, в частности, в работах Фомы Аквинского. Эти обсуждения становятся особенно актуальными в свете текущих мировых кризисов глобализации. Глобализация, которая на протяжении последних десятилетий укреплялась благодаря экономической свободе, проникающей капиталистической системе, сталкивается с заметными угрозами. Мы наблюдаем рост экономического неравенства, социальную поляризацию и даже антикоррупционные протесты, что ставит под сомнение не только устойчивость нынешних экономических моделей, но и сами этические нормы, на которых они основаны. Данная статья является важным вкладом в обсуждение текущих мировых кризисов. Она позволяет не только пересмотреть исторические парадигмы, но и задуматься о том, как этический подтекст может помочь в формировании устойчивой экономики в условиях глобальных изменений. Основы, заложенные раньше, могут стать основой для новых подходов к управлению, которые будут способны учитывать интересы общества и справедливости в глобальном масштабе.
Кризис глобализации часто ассоциируется с неравенством, экологическими проблемами, политической нестабильностью и угнетением бедных стран. Как католическая церковь видит эти проблемы и какие решения предлагает? Церковь не предлагает конкретную экономическую систему, но стремится ввести моральные принципы в экономическую жизнь. Она подчеркивает важность труда как центральной категории человеческого бытия, основанного на творчестве и достоинстве. Церковь также отмечает, что богатство — не цель жизни, а средство для реализации моральных ценностей и помощи нуждающимся. Церковь может использовать свой авторитет и влияние для пропаганды моральных ценностей в экономической сфере, поддерживать проекты по борьбе с нищетой и неравенством, проводить образовательные программы о социальной справедливости и ответственном потреблении, и влиять на политику государств в направлении более справедливых и устойчивых моделей развития. Католическая церковь предлагает важную моральную перспективу на кризис глобализации. Она отмечает опасность материализма и неравенства, призывая к переосмыслению экономических отношений в духе любви и милосердия. В контексте кризиса глобализации статья подчеркивает озабоченность католической церкви проблемой внешнего долга бедных стран и неравенством в глобальной экономике. Она призывает к усилению моральной ответственности заимодавцев в процессе кредитования малоразвитых стран. Католическая этика также подчеркивает важность глобальной солидарности и ответственности за бедные страны. Церковь призывает к усилению моральной ответственности заимодавцев в процессе кредитования малоразвитых стран и к обеспечению справедливого распределения богатства в глобальном масштабе. Глобализация привела к увеличению доступности товаров и услуг, что стимулировало бесконечный рост потребления. Однако это приводит к истощению ресурсов, загрязнению окружающей среды и увеличению неравенства. В контексте современного кризиса глобализации и ситуации в современном мире католическая этика предлагает важные моральные принципы для переосмысления экономических отношений и поиска более справедливых и устойчивых моделей развития.
Данная статья, особенно последний абзац весьма точно подчёркивает, какие изменения произошли в понимании капитализма и его практической реализации в современном мире. Тенденции к глобализации и её уже прослеживаемые последствия демонстрируют большую разницу между представлениями о правильном экономическом мироустройстве с точки зрения католической церкви и тем, что происходит на самом деле. Церковь как видно из статьи ещё давно выступала и продолжает выступать против чрезмерного потребления, угнетения тех или иных социальных слоёв и кредитования под процент (ростовщичества). Именно эти моменты и наблюдаются сейчас в глобальном масштабе, то есть по отношению одних стран к другим. Такая проблема так и называется «Север-Юг», то есть страны Европы и Северной Америки богатеют, а например, Африки беднеют, даже не смотря на выданные им кредиты. Конечно, с течением времени католическая церковь начала искать, так скажем, оправдания для использования ссудного процента, но так или иначе изначально была против. Таким образом, исчезновение сложившихся в Средние века представлений о правильности ведения экономической деятельности и привели современный процесс глобализации в ту форму, которая есть, то есть с капитализмом, основанном на эксплуатации сил бедных стран, а не на взаимной помощи в развитии производства и взаимном обогащении.
Перемещение ссудного капитала и сегодня является довольно-таки спорным явлением. С одной стороны, ростовщический заработок является способом сколотить капитал, используя интеллектуальные способности , чем не принебрегают многие люди. Признанно необходимый элемент капитализма ссуда учавствует во многих экономических процессах. С другой стороны, часть современного общества до сих пор видит в кредитах сугубо капиталистический способ разбоготеть, используя труд других людей. Отсюда вытекает кризис глобализации: тенденция навязывания капиталистического строя встречает яростный отпор в омновном в лице мусульманского мира, где существует понятие "риба", запрещающее ростовщичество. Исторически на территориях, где распространен ислам сложилось мнение противоположное христианскому миру, что проявляется как в экономической, так и в других сферах бытия. Помимо этого, участники ссудных сделок подвергаются давлению со стороны "угнетаемого общества", То есть людей, недовольных процентными ставками, невыгодными условиями, обременяющими их жизнедеятельность. Потому, думаю, что спор о вреде или полезности ростовщичества останется неразрешенным, но мнение будет склоняться на разные стороны весов, в зависимости от социально-политической обстановки в мире.
Более того - яйцо было снесено клюнийскими монахами, в 10 веке начавшими интерпритации и с толкованием Евангелия,стараясь дать нравственную богословскую подоплеку в уже непростых отношениях Папы и Константинопльского Патриарха. Начали с филиокве а потом и не убий только христианина- вот и крестовые походы против неверных, мало награбили и далеко грабить- не убий католика- и вперед на Константинополь,а потом на альбигойцев,протестантов и прочих схизматиков...Идеологическое обслуживание целей власти- стала каменем преткновения развития католического богословия. Дитя католицизма пошло по тому же пути - создание религиозного мировоззрения ,удобного разным социальным группам населения- но это уже не Христианство- а идеология.
Отдельное спасибо за то что имя Творца написано с большой буквы. Видела на сайте статью, в которой слово Бог написали с маленькой, как в старое, «доброе» советское время. Признаюсь, сильно раздражает. Что касается статьи то по моему мнению, «убедительные факты, свидетельствующие, что истоки нынешней экономической модели коренятся в католическом учении» не совсем убедительны. До недавних пор считалось, что нынешнюю банковскую систему с ее «чек-наличные», придумали флорентинцы. Оказалось, до них, тамплиеры уже обналичивали чеки для паломников и иных путешественников. При этом взимали за оказанную услугу проценты. Не много не мало 60 процентов. Они же впервые среди христиан давали большие деньги в кредит. Так почти все монархи Западной Европы и даже сам Папа оказался у них в должниках. Дальнейшую историю, чем все это закончилось, думаю все знают. В Средневековой Европе деньги в рост в основном можно было получить у евреев. Монархи Европы им тоже задолжали. И начиная с 1492-го года, география задолжавших ростовщикам этой общины, монархий заметно переместилась на север и северо-восток. Т.е с августа 1492-го года, с того дня, когда евреи были изгнаны из Испании. Спустя 100 с лишним лет Амстердам стал первым капиталистическим городом. Возможно я многословна ,но хочу закончить свою мысль. Дело в том что, историки, социологи, экономисты, говоря о роли протестантизма, мягко говоря, боятся обвинения в «антисемитизме» или же быть высмеянным из за «зараженности» «теориями заговора». Если сказать, что капитализм создан протестантами, то надо добавить «…и евреями». Не говоря о том, что сам протестантизм «пропитан иудаизмом». На самом деле «протестантский эксперимент» в Европе начал не Лютер в Германии, а Виклеф в Англии. Дальше его идеи поддержал Ян Гус, который познакомился с его сочинениями в Пражском университете ( по правилам, бакалаврам разрешалось читать в унив. лекции только по запискам парижских, оксфордских или пражских магистров). В советских учебниках истории, оба восстания преподносились как « крестьянские восстания». Но умалчивается о религиозной подоплеке этих восстаний. Замалчивается о учителях и Виклефа и Гуса, которые вообще то были каббалистами и талмудистами. Так же умалчивается о Рейхлине, о дяде и учителе Лютера, которого и сейчас считают христианским каббалистом. Так же стоит вспомнить Эразма(1), идейного отца Лютера, гуманиста и каббалиста. И Лютер и его учителя знали древнееврейский язык ( Рейхлин даже составил учебник). И Виклеф, и Гус, и тем более Лютер были под мощным влиянием еврейской традиции. Фундаментальным религиозным источником католицизма являлась Евангелие. От этого многое зависело, так как Евангелие обращается больше к душе человека и видит спасение в духовном воспитании (правда у католиков, особенно у отцов церкви, это «не очень» получалось). Евангелие говорит, о тленности мира и о вечной жизни после смерти и отводила верующих от чрезмерной привязанности этому миру. Католическая церковь пренебрегала Ветхим Заветом и разными путями, отвергала некоторые части то теологи протестантизма Теологи протестантизма в отличии от католической церкви не считали «богоизбранность» евреев аннулированным и плюс не считали их «богоубийцами». Протестантизм вернулся к В.Завету. Теологи протестантизма приняли принцип повиновения требованиям В.Завета без каких либо комментариев. Итог: Возвращение к мышлению предающей «этой жизни» большего значения, стремление к не духовному, а материальному и забвение значения жизни после смерти. Это и есть момент зарождения капиталистической морали. Некоторые секты протестантов зашли так далеко что даже стали называть своих детей еврейскими именами, соблюдать шаббат, обрезание, носить такую же одежду и внешне подражать им. В России таких называли «жидовствующими». Только вот в такой ситуации Кальвин мог позволить себе прямо противоположно комментировать главный стих одной из Евангелий, который запрещает рост (Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. (Лука глава 6 стих 35)). После всего этого не считаю, правильным заявлять о том что корни капитализма надо искать в католицизме. (1). Некоторые историки (социологи) утверждают что это именно Эразм снес яйцо а Лютеру осталось только высиживать.