Россия ограничивает выход товаров машиностроения на рынок госзакупок
Правительство России приняло постановление № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Документ существенно ограничивает выход иностранных машин и другой продукции машиностроения на российский рынок госзакупок. В реализации правительственного решения важная роль отводится Торгово-промышленой палате Российской Федерации.
Ее президент Сергей Катырин дал интервью нашему корреспонденту.
Сергей Николаевич, чем вызван выход этого постановления, и как оно соотносится с нашими обязательствами перед ВТО?
Постановление позволяет поддержать отечественных производителей в условиях жесткой конкуренции и обеспечить постепенный переход от так называемой «отверточной сборки» к полному производственному циклу на предприятиях с иностранным капиталом, расположенных на нашей территории. При этом мы не нарушаем правил Всемирной торговой организации. По заключенному между Россией и ВТО соглашению система госзакупок регулируется только российскими нормативными документами.
Надо также добавить, что ограничения, налагаемые правительственным постановлением, не распространяются на продукцию машиностроения, перечисленную в приложении к постановлению, произведенную в других государствах Таможенного союза – Белоруссии и Казахстане.
Но ведь существует множество способов выдать зарубежные изделия за отечественные. Один из самых простых способов такой коммерческой маскировки президент России Владимир Путин продемонстрировал своим коллегам по переговорам в Минске, показав фотографии, на которых польскую этикетку просто заклеили белорусской.
Действительно, в таких условиях особую роль играет точное определение страны происхождения товаров. Эту задачу доверено решать торгово-промышленным палатам.
В постановлении предусмотрена выдача соответствующих документов двух видов. Подтверждением того, что определенная продукция (краны-трубоукладчики на тракторах, бульдозеры и другая в основном тяжелая техника) произведена на территории стран-участниц Таможенного союза, должен стать сертификат о происхождении товаров формы СТ-1. Критерии его выдачи определены в Соглашении о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств. Здесь у ТПП не должно возникнуть каких-то трудностей, потому что такие документы торгово-промышленные палаты выдавали и до правительственного постановления при осуществлении экспортных операций.
Для легковых и грузовых автомобилей, троллейбусов и иных механизмов документом, удостоверяющим, что товары отвечают установленным требованиям и могут быть допущены для госзакупок, в постановлении определен акт экспертизы. Он будет выдаваться каждому участнику закупок на основании годовых актов экспертизы, подготовленных для производителей техники. Право проведения этой экспертизы ТПП РФ доверило территориальным палатам по месту размещения производства.
Здесь надо учитывать одну очень важную деталь. Она связана с глубиной локализации производства. От того, что на российском заводе к поступившему из-за рубежа автомобилю, скажем, прикрутят колеса, он не станет отечественным. Процесс сборки автотехники иностранных брендов на российских предприятиях должен соответствовать требованиям, прямо предусмотренным правительственным постановлением. В частности, для легковых автомобилей определено минимальное число производственных операций, которое должно осуществляться на этих заводах. Сейчас, наверное, нет смысла вдаваться в детали, потому что они достаточно подробно описаны в правительственном документе. Достаточно сказать, что к 2017 году этих операций должно быть не менее одиннадцати, включая, например, окраску кузова. То есть, предприняты серьезные меры, направленные на углубление локализации производства автомобилей. Такие же правила распространяются на аналогичную продукцию предприятий, работающих в других странах Таможенного союза.
А как выглядит сам механизм подготовки таких документов?
Эксперты торгово-промышленных палат проверяют номенклатуру выпускаемых этими производителями товаров. Если они отвечает всем предъявляемым требованиям - составляется годовой акт экспертизы. Этот документ направляется в центральную базу данных ТПП РФ (ЦБД ТПП РФ). Но так как годовой акт экспертизы содержит, в том числе и конфиденциальную информацию, в открытом доступе его не будет. Поэтому для практической работы участникам госзакупок будет доступен другой документ. Это – информация о годовом акте. Именно она и будет размещаться на интернет-ресурсе ТПП РФ. Здесь можно узнать, какие марки и модели могут рассматриваться в качестве объекта госзакупки. Сейчас мы работаем над сервисом, в котором можно, выбрав, например, модель автомобиля, определить - есть на него положительное экспертное заключение или нет. И вся информация: какой годовой акт на товар составлен, кем составлен, какие критерии к нему применялись, - все это будет в открытом доступе. А годовой акт экспертизы будет храниться у нас в центральной базе и использоваться только в спорных ситуациях или по запросу компетентных государственных органов.
Хочу подчеркнуть, что получение такого акта - дело добровольное. предприятие само вправе решать: участвует его продукция в закупках, или нет. Но если учесть емкость рынка госзакупок, то здесь, как мне кажется, решение напрашивается само собой.
В центральную базу данных ТПП России посредством специальных программных коплексов будут также направляться в электронном виде все документы, выдаваемые палатами в соответствии с постановлением, и таким образом ТПП России будет располагать полной информацией о них, что важно при проведении проверок и осуществлении контроля.
Требует эта работа каких-то дополнительных действий со стороны ТПП России? Нужна ли специальная подготовка экспертов, создание дополнительной материально-технической базы и т.п.?
Эксперты с соответствующим уровнем подготовки в системе российских торгово-промышленных палат есть. Мы ведь и раньше занимались выдачей сертификатов СТ-1. Вместе с тем мы, конечно, проведем дополнительное обучение экспертов палат с учетом специфики выполнения работ по выдаче документов, предусмотренных принятым постановлением Правительства РФ. Алгоритм работы нам понятен. Для писем, документов, связанных с этим процессом в ТПП РФ создан специальный почтовый ящик goszakupki@tpprf.ru. Так как постановление вышло сравнительно недавно, работа над ними идет пока в ручном режиме. Но сейчас мы доработаем наши программы, и в самом скором времени большая часть операций будет осуществляться в автоматическом режиме.
Есть ли различие в работе ТПП РФ и территориальных торгово-промышленных палат по реализации этого постановления?
По существу, наши функции аналогичны. Более того, в постановлении фигурирует только ТПП РФ. А мы делегируем территориальным палатам свои полномочия. Они самостоятельно будут выдавать предусмотренные постановлением документы, однако при этом ТПП России будет осуществлен полный контроль за такой деятельностью палат. В случае, если в их работе будут выявлены серьезные нарушения, эти права можно и отозвать. Такой механизм у нас тоже существует.
Добавлю еще то, что выдача актов экспертизы и сертификатов происхождения осуществляется на платной основе по единым тарифам, утвержденным приказом ТПП РФ. Сегодня тарифы утверждены и на выдачу актов экспертизы, и сертификатов происхождения, и на составление годовых актов.
Работа началась, и палаты уже выдали первые документы в целях обеспечения закупок для государственных и муниципальных нужд. Кстати, хочу заметить, что на части предприятий уже осуществляются те одиннадцать, (а кое-где и больше) обязательных операций, которые отнесены постановлением к 2017 году.
И в завершение нашей короткой беседы хотелось бы узнать, как вы оцениваете значение этого постановления правительства?
Полагаю, что такой подход – это реализация инициативы ТПП РФ, с которой мы вышли к президенту и правительству страны. Суть нашего предложения заключалась в том, чтобы изменить порядок определения страны происхождения товаров для целей госзаказа с декларативного уровня на уровень документального подтверждения. Это нужно, в том числе и для того, чтобы обеспечить правомерность предоставления участникам государственных и муниципальных закупок предусмотренных законодательством льгот.
Но главное, на мой взгляд, заключается в том, что постановление создает хорошие условия для поддержки отечественного производителя и повышения эффективности работы по импортозамещению.
22 Мар: | |
7 Мар: | |
7 Мар: |
22 Апр: | |
18 Апр: | |
16 Апр: |
15 Апр: | |
12 Апр: | |
12 Апр: |
Здравствуйте!
Похоже, что наша публикация Вас заинтересовала.
Рады предложить Вам выгодное сотрудничество с нашим Интернет Изданием.
Получите условия выгодного сотрудничества
Заполните форму ниже и мы предоставим Вам специальные, выгодные условия сотрудничества:
Благодарим за обращение!
В ближайшее время ожидайте выгодного предложения от нашего менеджера.
Написать комментарий