Капитал Страны
23 МАЙ, 08:41 МСК
USD (ЦБ)    56,4988
EUR (ЦБ)    63,1713

Владимир Путин о расширении финансовой свободы муниципалитетов и эффективности сити-менеджеров

24.05.2011 10:18
Владимир Путин провёл в Пскове расширенное заседание Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления, сообщила правительственная пресс-служба. "В городах субъектовых центров проживет почти 54 млн наших граждан – это более чем треть населения Российской Федерации. Благополучие этих людей, качество их жизни напрямую зависят от эффективности вашей, уважаемые коллеги, работы. Ещё раз повторю: нам необходимо сильное, дееспособное самоуправление. Видим в этом залог успешного развития России, ключ к раскрытию громадного потенциала всех её территорий", - заявил Владимир Путин. "В ходе реформы местного самоуправления мы более чётко разграничили сферы ведения и источники доходов между уровнями власти. Знаю, что здесь тоже много проблем, не всё так гладко, как хотелось бы, есть ещё много в этом смысле проблем, вопросов. Многие из них, наверное, нужно ещё согласовать, что-то поправить. Но в целом решение по ключевым вопросам, связанным с распределением, разграничением сфер ведения, источниками дохода между уровнями власти… В целом этот вопрос решён. В результате за последние пять лет собственные доходы городских округов выросли почти вдове. Подчеркиваю, не только административных центров, но и менее крупных городов. В свою очередь это позволило также вдвое увеличить и расходы практически по всем основным статьям – на социальную политику, жилищно-коммунальное хозяйство, культуру и образование. Однако (и это тоже хорошо известно), даже несмотря на такой рост доходов, средств на текущие нужды и перспективные проекты, конечно, не хватает. С дефицитом формируются даже бюджеты миллионников: дефицит Новосибирска, например, 1,7 млрд рублей, Нижнего – 1,4 млрд, Ростова-на-Дону – 1,2 млрд и Самары – 0,5 млрд рублей. Между тем, численность населения административных центров растёт. Если считать от переписи 2002 года, она увеличилась почти на миллион. Укрупняется и масштаб задач, ведь процессы урбанизации требуют принципиально иных подходов к развитию городов, прежде всего региональных столиц. При этом межбюджетные трансферты составляют практически половину городских доходов, что ставит муниципалитет в позицию, как правило, просителя и, самое главное, не стимулирует их инициативу. На федеральном уровне мы выработали единый подход к порядку предоставления финансовой помощи регионам. Здесь у нас вопрос решён, а вот в связке регион–муниципалитет этого пока не сделано. Каждый субъект Российской Федерации действует по своему усмотрению. При этом регионы предпочитают использовать целевые субсидии, а не так называемые необусловленные деньги, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Понятно, что контролировать субсидии легче, однако эта практика значительно снижает финансовую автономию органов местного самоуправления. Муниципалитетам можно было бы, на мой взгляд, дать и больше свободы в использовании финансовой поддержки – естественно, при адекватном росте ответственности с их стороны. Что касается целевых субсидий, то, прежде всего, их следует направлять на софинансирование инвестпроектов, а не тратить на текущее содержание разного рода контор и тем более самих органов местного самоуправления. Считаю необходимым подготовить поправки в Бюджетный кодекс, которые установят единые требования к порядку предоставления финансовой помощи муниципалитетам. Нужен такой механизм, который не просто выравнивал бы бюджетную обеспеченность, но и играл бы роль катализатора развития городов. Конечно, главным источником доходов муниципалитетов должны быть фискальные поступления. Знаю, что существуют предложения вновь вернуться к теме перераспределения налогов. Конечно, подумать на этот счёт можно. В действующем законодательстве между тем предусмотрено уже право регионов передавать на муниципальный уровень часть поступлений от региональных налогов и сборов. Считаю, что регионы должны шире использовать эту возможность. Что же касается кардинального пересмотра принципов перераспределения налогов, то здесь, конечно, есть и риски, и вы прекрасно, уважаемые коллеги, это тоже понимаете. Риски, которые мы не можем игнорировать и не можем не учитывать в силу самых разных причин: и географических, и экономических. У нас сильна диспропорция как в развитии регионов, так и отдельных муниципальных образований. Для справки могу сказать, что в прошлом году более 60 проц налоговых доходов консолидированного бюджета страны поступило с территорий десяти субъектов Российской Федерации, и в этих субъектах проживает чуть более четверти населения страны. А на муниципальном уровне власти почти 65 проц налоговых доходов местных бюджетов аккумулируется в бюджетах городских округов. Вместе с тем согласен, что у муниципалитетов, которые активно и инициативно работают, должны быть дополнительные стимулы и ресурсы для осуществления своих планов. Именно в такой логике давайте будем действовать. В ближайшее время будут приняты поправки в Налоговый кодекс. Мы практически целиком, в объёме 90 проц, передадим муниципалитетам доходы от патентов. По предварительным подсчётам при эффективном использовании патентной системы в бюджеты местного самоуправления должны поступить миллиарды рублей. Это в десятки, а может быть, даже в сотни раз больше, чем сейчас. У муниципалитетов появится мощный инструмент пополнения бюджета. Как он будет использован, конечно, зависит только от руководителей. Где, как не на уровне муниципалитетов, развивать малое и среднее предпринимательство? Нужно помогать людям прочно вставать на ноги, обеспечивать условия для развития, тогда и городская казна будет пополняться. Кроме того, уже в недалеком будущем существенным, а возможно, и ключевым источником дохода местных бюджетов станет налог на недвижимость. Но сначала нужно очень тщательно продумать границы ставок и вычетов, чтобы в результате реформы не пострадали социально уязвимые граждане. Мы не можем с вами допустить ситуации, при которой пенсионеры, люди с ограниченными возможностями, инвалиды будут вынуждены тратить почти все свои пенсии и пособия на оплату налога на недвижимость за единственную квартиру или скромный садовый участок. Что бы ещё хотел подчеркнуть? Расширение финансовой свободы муниципалитетов, передача дополнительных источников доходов не будут служить целям развития без качественного управления и жёсткой бюджетной дисциплины. Понятно, что вопрос эффективности управления городским хозяйством не решить за счёт бесконечных визитов проверяющих органов – это, конечно, так. На деле часто получается обратный эффект от этих проверок. Муниципалитеты тратят время не на реальные проблемы граждан, а на составление справок для прокуроров и контролёров. И я прошу Минрегион, Минэкономразвития совместно с Генеральной прокуратурой подготовить предложения по сокращению количества необоснованных проверок деятельности органов местного самоуправления. Что произошло? Мы ограничили проверочную деятельность в бизнесе, и все проверяющие организации сразу кинулись на новые площадки. Надо проверять, конечно, надо, но всё должно быть в рамках здравого смысла. Один из путей повышения эффективности решения городских вопросов – это приглашение профессиональных управляющих. Почти в половине административных центров с такими ситуация удаётся справляться. Заключаются контракты с так называемыми сити-менеджерами, уже функционирует эта система, и работает неплохо. Представительные органы власти фактически от имени граждан нанимают профессиональных управленцев и, конечно, должны эту работу контролировать: требовать строгого исполнения возложенных обязанностей. Я хочу подчеркнуть: это норма закона. Хочу, чтобы и руководители представительных органов власти тоже услышали, они здесь присутствуют: это можно и нужно делать, но с соответствующим контролем за деятельностью этих управленцев, сити-менеджеров", - подчеркнул глава Правительства.

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий

Статьи

Ни кнутом, ни пряником. Как государство проигрывает борьбу с самозанятостью населения

Ни кнутом, ни пряником. Как государство проигрывает борьбу с самозанятостью населения
Экономика

«Снова перепутали Россию и "Роснефть"». Зачем России стратегия экономической безопасности до 2030 года

«Снова перепутали Россию и
Интервью и комментарии 1

Усманов против Навального. Зачем миллиардер подался в видеоблогеры

Усманов против Навального. Зачем миллиардер подался в видеоблогеры
Политика 6

«Заплати, сколько считаешь нужным». Как правительство пытается получить дивиденды с госкомпаний

«Заплати, сколько считаешь нужным». Как правительство пытается получить дивиденды с госкомпаний
Экономика 1

Узнай, страна

Республика Карелия и Владимирская область подписали соглашение о сотрудничестве

Республика Карелия и Владимирская область подписали соглашение о сотрудничестве

Во Всероссийский день посадки леса в Карелии высадили более 14 тысяч штук сеянцев сосны

Во Всероссийский день посадки леса в Карелии высадили более 14 тысяч штук сеянцев сосны

Новости компаний

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: О празднике, инвестициях и самозанятых

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: О празднике, инвестициях и самозанятых

Бизнесу для хорошей работы нужна стабильность

Бизнесу для хорошей работы нужна стабильность

Разное

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте