Капитал Страны
30 МАЙ, 02:07 МСК
USD (ЦБ)    56,7106
EUR (ЦБ)    63,3684

Создание российско-белорусского автомобильного холдинга под вопросом?

16.05.2011 11:46
Расхождение экономических и политических интересов руководства РФ и РБ может свести на нет все усилия по созданию альянса автопроизводителей двух стран. На фоне нынешних экономических неурядиц состоявшееся 5 мая на Минском автозаводе совещание в рамках российско-белорусской рабочей группы по созданию автомобильного холдинга с участием производителей Беларуси и России не вызвало практически никаких откликов в экспертном сообществе. Да и официальные сообщения по этому поводу были весьма скромными по содержанию. Из них следует, что российские интересы на совещании представлял генеральный директор ОАО "Ростехнологии-Авто" государственной корпорации "Ростехнологии", генеральный директор ОАО "КамАЗ" Сергей Когогин, а белорусские - первый заместитель министра промышленности Иван Демидович и генеральный директор ОАО "МАЗ" Александр Боровский. По всем основным обсуждаемым вопросам стороны нашли взаимопонимание. "Согласован план по взаимодействию, изучению и дальнейшему обсуждению принципиальных подходов". Согласно данным неофициальных источников на МАЗе, консультации действительно прошли конструктивно, за основу обсуждения были взяты предложения белорусских экспертов. Более того, по ряду ранее спорных вопросов российская сторона выразила готовность пойти им навстречу. Чтобы хотя бы отчасти восполнить пробелы в информации, обратимся к истории вопроса. Известно, что в соответствии с программой стратегического развития ОАО "КамАЗ" на период до 2020 г. предприятие с целью снижения затрат при организации выпуска новых изделий, обновления и локализации компонентной базы намеревается вступать в альянсы с другими производителями большегрузной автотехники. К этому его побуждает активная экспансия ведущих мировых производителей тяжелых грузовиков на постсоветское пространство, что вкупе с перспективой прихода китайских автогигантов обещает резкое обострение конкурентной борьбы, несмотря на большую емкость этого рынка. В качестве стратегического партнера руководство КамАЗа рассматривает не только МАЗ. Например, сотрудничество Камского автозавода с автомобильной корпорацией Daimler на данный момент продвинулось достаточно далеко. Немецкий концерн сегодня владеет 11% акций российского предприятия (госкорпорация "Ростехнологии" - 49,9%, "Тройка-Диалог" - 27,26%, ЕБРР - 4%). Но при всем желании немецкий концерн не может помочь КамАЗу в быстром (и за приемлемую цену) обновлении модельного ряда бюджетных грузовиков тяжелого класса. Чем, собственно, и объясняются неоднократные попытки руководства не только Камского завода, но и российского государства (учитывая значение этого предприятия) создать совместную производственно-сбытовую структуру с Минским автозаводом. Подобное предложение, в частности, было сделано в ходе прошедших в августе 2008 г. двусторонних встреч на высшем уровне. А в ноябре 2008 г. для изложения российской позиции по данному вопросу к президенту Беларуси приезжал глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов. Идея состояла в том, чтобы на основе обмена акциями создать стратегический автомобильный альянс и разделить инвестиционные затраты предприятий, дабы каждое из них специализировалось на производстве определенного перечня агрегатов с учетом технической и коммерческой целесообразности. Например, минчанами разработана очень удачная кабина, налажено производство хороших ведущих мостов и т. д. Объединение потенциалов обеих сторон позволило бы каждой из них в полной мере использовать достижения партнера и повысить ценовую конкурентоспособность своей продукции как на постсоветском пространстве, так и за его пределами. Минскому автозаводу при этом обещали беспрепятственный доступ к разветвленной дилерской сети Камского завода и к казенным российским заказам. КамАЗ же, в свою очередь, за счет производственных мощностей и конструкторско-технологических разработок МАЗа уже через небольшой промежуток времени смог бы не только обновить модельный ряд, но и выйти на уровень ведущих мировых автоконцернов по объему выпуска продукции. Однако образованию подобного рода корпорации до недавнего времени препятствовали коренные разногласия между сторонами относительно принципов ее организации: российские переговорщики требовали обязательной передачи контрольного пакета МАЗа КамАЗу, а собственник белорусского завода в лице государства настаивал на создании СП с равными долями участников или структуры, основанной на перекрестном владении акциями. Но законы рыночной конкуренции действуют неумолимо. И в конце прошлого года стартовал новый тур переговоров об объединении крупнейших производителей тяжелых грузовиков на постсоветском пространстве. По мнению высокопоставленных менеджеров Минского автозавода, сегодня у двух предприятий общих интересов гораздо больше, чем противоречий и разногласий. И главный интерес - это совместное противостояние растущей экспансии крупных мировых производителей тяжелых грузовиков на постсоветском пространстве. Однако сохраняющаяся разница в подходах сторон дала основания многим экспертам говорить о нежизнеспособности проекта. Свет в конце туннеля забрезжил лишь 15 февраля этого года - после личной встречи Сергея Чемезова с вице-премьером Беларуси Владимиром Семашко. По ее итогам последний заявил, что объединенная автомобильная бизнес-структура, получившая название "Росбелавто", все-таки будет создана. Причем Россия и Беларусь должны будут передать под ее контроль паритетные по суммарной стоимости пакеты акций ряда предприятий. В проектируемый холдинг с белорусской стороны, помимо МАЗа, могут войти Борисовский завод автотракторного электрооборудования, "Белшина", Минский моторный завод и завод "Гидроусилитель", с российской стороны - кроме КамАЗа, возможно, Ярославский и Тутаевский моторные заводы, а также некоторые другие предприятия, в собственности которых компания "Ростехнологии" имеет свою долю. Для обеспечения равноценности вклада обеих сторон предусматривается проведение оценки рыночной стоимости передаваемых РФ и РБ пакетов акций независимой международной компанией, привлекаемой на конкурсной основе. Для распоряжения этими активами будет создана управляющая компания, в капитале которой каждое из предприятий получит долю 50%, и, следовательно, любые решения в консорциуме могут приниматься только на основании консенсуса. Что же касается отношения компании Daimler к возможному альянсу КамАЗа и МАЗа, то в данной ситуации немецкий автоконцерн как акционер российского предприятия выступает потенциальным участником этого проекта. Тем не менее нельзя не принять во внимание тот факт, что с момента достижения принципиальной договоренности до первого предметного разговора прошло без малого 3 месяца. Это, очевидно, объясняется все еще сохраняющимися расхождениями в позициях сторон. В частности, как следует из высказываний источников на Камском автозаводе, наиболее спорным является вопрос стоимости передаваемых активов, поскольку белорусы оценили МАЗ в 2,5 млрд. USD, то есть дороже КамАЗа. А посему, как заявил 20 апреля генеральный директор ОАО "КамАЗ" С. Когогин, нет сомнений, что объединение займет достаточно длительное время. Так как только для проведения аудита обеих компаний потребуется не менее 6 месяцев. От себя добавим, что на длительности, характере и результатах переговорного процесса могут сказаться и перемены настроений в верхних эшелонах власти. Ведь не секрет, что в роли главного лоббиста КамАЗа выступает премьер-министр РФ Владимир Путин, а интересы МАЗа (так, как он их понимает) отстаивает президент РБ Александр Лукашенко. Последний, в частности, 21 апреля на совместном заседании обеих палат парламента (говоря о МАЗе, БелАЗе и МТЗ) заявил, что не исключает их вхождения в альянсы с транснациональными корпорациями, поскольку у них есть рынки сбыта. Но только если те будут действовать в наших интересах и дадут возможность развиваться тракторному заводу или МАЗу. "Но таких дураков в мире нет. Конкуренция была, есть и будет".

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий

Статьи

«Разовая выдача наличных». Зачем Путин поручил поднять зарплаты кадровикам и уборщикам

«Разовая выдача наличных». Зачем Путин поручил поднять зарплаты кадровикам и уборщикам
Интервью и комментарии

Схватка алхимиков. Почему одна экономическая программа для Путина – хорошо, а три – плохо

Схватка алхимиков. Почему одна экономическая программа для Путина – хорошо, а три – плохо
Экономика 5

Вирусы-вымогатели и старое ПО. Почему Россия оказалась не готова к кибератакам

Вирусы-вымогатели и старое ПО. Почему Россия оказалась не готова к кибератакам
Наука и технологии

«Театральное дело». Почему следователи пришли к Серебренникову в «Гоголь-центр»

«Театральное дело». Почему следователи пришли к Серебренникову в «Гоголь-центр»
Политика 1

Узнай, страна

В Орловской области стартовал основной этап ЕГЭ для выпускников 11-х классов

В Орловской области стартовал основной этап ЕГЭ для выпускников 11-х классов

Тургеневская девушка в Орле

Тургеневская девушка в Орле

Новости компаний

Олег Нумеров: отрасль совершила экспортный прорыв

Олег Нумеров: отрасль совершила экспортный прорыв

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: О празднике, инвестициях и самозанятых

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: О празднике, инвестициях и самозанятых

Разное

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте