Капитал Страны
24 МАР, 07:27 МСК
USD (ЦБ)    57,5228
EUR (ЦБ)    62,0959

На сцене Большого первая премьера: кричали "Браво!" и "Позор!"

03.11.2011 07:01
На исторической сцене Большого театра начался парад премьер. Открыл его в среду уважаемый русский оперный "хит" - "Руслан и Людмила" Глинки, поставленный известным режиссером-экспериментатором Дмитрием Черняковым в реалиях ХХI столетия. Спектакль, продолжавшийся четыре часа 55 минут, современными зрителями был принят неоднозначно: одни кричали "Браво!", другие - "Позор!"

"Когда под занавес пятичасового спектакля раздаются крики "Позор!", которые перекрываются возгласами "Браво!", это значит, что в Москве произошло крупное художественное событие", - поделился своим мнением с ИТАР-ТАСС заместитель председателя Попечительского совета Большого театра, спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.

Он кстати напомнил, что подобную реакцию зрительного зала вызвала драма Виктора Гюго "Эрнани", сыгранная в 1827 году в "Комеди Франсез". "И таких примеров мировая история культуры знает немало, - заметил Швыдкой. - Похоже, в этот ряд вписалась и новая постановка "Руслана и Людмилы" в Большом театре, которая наверняка вызовет много споров, касающихся режиссуры". "Но при этом ГАБТ выдал потрясающий музыкальный проект с замечательными певцами, хором и оркестром под руководством выдающегося дирижера Владимира Юровского, - считает Швыдкой. - Уверен, что об этом спектакле будут спорить, но он ни в коем случае не уронил славу главного театра страны".

Действительно, опера "Руслан и Людмила", как никакая другая, отвечает торжественности момента - открытию после 6-летней реконструкции исторической сцены Большого театра. Статусности события соответствует и оптимистичный финал, и литературная первооснова, и общепризнанная роль Глинки как отца русской музыки. К тому же в каждом из нас с детства живет сказочный стереотип восприятия этого, казалось бы, до боли знакомого произведения.

Вот и новая постановка Чернякова начинается с привычной картинки. Действие разворачивается в роскошных декорациях, на артистах - старинные национальные костюмы: меха, жемчуга, кокошники. Но эпохи будут меняться, потому что "Руслан и Людмила" - вечная история о любви. И здесь есть все: соблазны на каждом шагу, испытания, которые показаны уже в духе сегодняшнего времени.

"Я не обсуждаю работы коллег, - сказал ИТАР-ТАСС известный режиссер Василий Бархатов, - но как зритель я испытываю огромное удовольствие. Все постановки "Руслана и Людмилы", которые мне довелось посмотреть, были похожи друг на друга. А тут я впервые увидел попытку внятно представить на сцене это знаменитое произведение. А с музыкальной точки зрения это незаурядное событие, на котором непременно надо побывать".

На премьере в зале Большого было много узнаваемых лиц. Так, с интересом смотрел спектакль ведущий солист Театра оперетты, народный артист России Юрий Веденеев, который прежде пел в ГАБТе. "Двадцать лет я проработал в Большом, - с ностальгической ноткой в голосе заметил он. - Конечно, мы воспитывались на другом "Руслане". Но в век электроники спектакль, наверное, должен быть таким, каким его поставил Черняков. И я принимаю его версию. При этом особенно хочу выделить Людмилу в исполнении Альбины Шагимуратовой, которая, на мой взгляд, выше всех похвал".

"А мне бы хотелось выделить дирижера Владимира Юровского, который своей энергетикой феноменально умеет держать зал, а этим качеством обладают единицы, - включилась в диалог замечательная драматическая актриса, Народная артистка России Алла Демидова. - Режиссура тоже очень любопытная. Начинается с шутки, а потом действие разворачивается в фантастическую реальность. Немножко длинновато, немножко бессмысленно. Но есть лирическая нота. В целом мне понравилось".

Буквально взахлеб хвалили спектакль привыкшие к авангарду иностранные гости. "Это настоящая опера, тотальный театр! - восклицала худрук балета Парижской оперы Бриджит Лефевр. - Спектакль получился смелым и прекрасным". Не скупился на комплименты и стойкий поклонник современного театра, интендант Мадридской Королевской оперы "Реал" Жерар Мортье. Не исключено, что столь восторженные отклики обернутся приглашением "Руслана и Людмилы" на гастроли за рубеж.

Что же касается отечественных зрителей, то их впечатления оказались полярными. Впрочем, еще сам Михаил Глинка сильно переживал за судьбу "Руслана и Людмилы". Это была его вторая после "Ивана Сусанина" опера, написанная на сюжет юношеской поэмы Пушкина. В день премьеры композитор был далек от ликования. "Первый акт прошел довольно благополучно, - отмечал он в своих "Записках". - Второй акт прошел также недурно... В третьем акте... публика заметно охладела. Четвертый акт не произвел эффекта, которого ожидали. В конце же 5-го действия императорская фамилия уехала из театра. Когда опустили занавес, начали меня вызывать, но аплодировали очень недружно, между тем усердно шикали и преимущественно со сцены и оркестра". При всем этом опера вошла в разряд классики и продолжает жить в ХХI веке.

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий

Статьи

«Уникальное явление: работающие бедные». Как в правительстве нашли средство борьбы с бедностью россиян

«Уникальное явление: работающие бедные». Как в правительстве нашли средство борьбы с бедностью россиян
Экономика 1

«Замочен в сортире». О чем говорит смерть топ-менеджера «Роскосмоса»

«Замочен в сортире». О чем говорит смерть топ-менеджера «Роскосмоса»
Политика

Сэкономить на материнском капитале. Что власти хотят изменить в программе стимулирования рождаемости

Сэкономить на материнском капитале. Что власти хотят изменить в программе стимулирования рождаемости
Экономика

«Есть все основания их ограбить». Заберет ли Украина российские банки за бесценок?

«Есть все основания их ограбить». Заберет ли Украина российские банки за бесценок?
Интервью и комментарии 3

Узнай, страна

Более полумиллиарда рублей в этом году будет вложено в благоустройство населенных пунктов Карелии

Более полумиллиарда рублей в этом году будет вложено в благоустройство населенных пунктов Карелии

Карелия станет оператором стипендии Совета Баренцева/Евроарктического региона деятелям культуры

Карелия станет оператором стипендии Совета Баренцева/Евроарктического региона деятелям культуры

Новости компаний

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: Палата окончательно определилась с неналоговыми платежами

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: Палата окончательно определилась с неналоговыми платежами

Девять инноваций для нашей жизни

Девять инноваций для нашей жизни

Разное

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте