Капитал Страны
17 ОКТ, 09:21 МСК
USD (ЦБ)    57,0861
EUR (ЦБ)    67,2988
ИЗМИР

Игорь Юргенс. Мы можем наладить более элегантные отношения с НАТО

09.09.2010 16:14
Игорь Юргенс. Мы можем наладить более элегантные отношения с НАТО ыступление на секции " Региональные системы глобальной безопасности" Мирового политического форума "Современное государство: стандарты демократии и критерии эффективности", 9 сентября 2010 года Российская Федерация не является ни врагом НАТО, ни его частью. Сегодня мы бы хотели рассмотреть вопрос о том, какова будущность этих отношений в евроатлантическом пространстве. Те ценности, о которых говорил лорд Робертсон, более уже не разделяют Запад и Восток, никаких идеологических препятствий к более тесному сотрудничеству нет. Целый ряд экспертов, как в Российской Федерации, так и за рубежом, говорят о новом этапе сотрудничества между двумя крупнейшими акторами на евроатлантическом пространстве. Логика строительства особых отношений между Россией и НАТО, в конечном счете, ориентируется на стратегическое партнерство. Мы в Институте современного развития считаем, что нужно нацеливаться на союз России и НАТО, на интеграцию России в обновленное НАТО, а также на членство в НАТО – в долгосрочной перспективе. Во-первых, вскоре предстоит Лиссабонский саммит НАТО, где будет приниматься стратегическая концепция Альянса, и НАТО должно высказаться по поводу заявленной им собственной трансформации. Во-вторых, мы заявили на высшем политическом уровне о том, что мы стремимся к изменению архитектуры евроатлантической безопасности. В-третьих, наш внутрироссийский консенсус состоит в том, что Россия имеет особый статус великой державы в Евроатлантике, и поэтому присоединиться к НАТО мы можем только на особых условиях. В начале 2000 года Президент Путин разговаривал с Джорджем (Бушем) и тот приватно сказал, что у России есть условия, которые удовлетворяют критериям членства: встаешь в очередь и вступаешь в НАТО. Это не подходило Путину, и не подходило России в тот момент. Мне кажется, что мы подошли к тому моменту, когда можно наладить какие-то более элегантные отношения. Мы анализируем несколько этапов сценария интеграции. Остановиться на одном из них – дело политического руководства. В настоящее время приоритетный и наиболее реалистичный вектор дискуссии состоит в формировании союзнических отношений между Россией и НАТО. Это долгосрочный вектор, мы не должны упустить окно возможностей по ряду направлений, и должны использовать то время, которое оно у нас есть, для улучшения наших отношений. Это было продекларировано президентом Российской Федерации, президентом США и генеральным секретарем НАТО. Мы должны, по крайней мере, начать размышлять о том, как именно будет организован этот «союз союзов», как может быть реализован так называемый «французский вариант» присоединения России к этой политической организации. *** Мы разделили наш доклад, который будет представлен в конечном виде несколько позже, на несколько глав. Краткосрочные и среднесрочные задачи обновления; восстановление того, что уже существовало до 2008 года. Актуальной задачей является активизация усилий по содействию операции НАТО в Афганистане. В условиях принятия новой стратегической концепции Альянса следует активизировать обсуждение военных доктрин России и НАТО. Всего десять вопросов, которые есть у них нам и у нас к ним. Нужно ориентировать задачи взаимодействия по военной линии в благоприятных направлениях для самих вооруженных сил, с учетом того, что происходит в Российской Федерации в ходе реформы. Расширение сотрудничества в сфере миротворчества и конкретное регулирование в миротворчестве; перспективы коллективных военных операций для реагирования на реальные угрозы. В области пиратства и в нескольких других областях НАТО и Россия действуют совместно. Миротворческий корпус, в принципе, можно сформировать. По мере развития этих форм сотрудничества возникнут новые. Мы размышляем о практической совместимости вооруженных сил России и НАТО. До 2008 года, до конфликта на Кавказе, происходили совместные военные учения. Можно заявить о прекращении всех учений, которые бы предполагали имитацию операций против Росси и НАТО, включая морские и воздушные пространства. Учений «враждебного» по духу характера. Мы рассматривали возможность и приемлемость перехода к интеграции систем противовоздушной обороны; они совместимы. Мы рассматривали вместе с российскими военными вопрос об отработке взаимодействия оперативной совместимости войск и сил России и НАТО, дислоцированных вне национальных территорий. Второй большой вопрос – это противоракетная оборона. К августу 2008 года наши военные подошли к идее доверия, которая, с одной стороны, отражала понимание общих угроз и общих интересов в их сфере, а с другой – определяла принципы, в соответствии с которыми эта задача может быть решена. Мы считаем, что целесообразно возродить проект Центра обмена данными о пусках ракет и ракетоносителей. Решение о создании такого Центра было принято руководителями России и США еще в конце 1995 года. Возможно, сделать это в формате России НАТО – США. Мы предлагаем подумать о целесообразности отказа от борьбы за первенство в обладании правом контролировать так называемую «красную кнопку». В отличие от стратегических ударных средств, противоракетная оборона функционирует в автоматическом режиме. Все решения и возможности систем уже прошиты заранее созданными алгоритмами. Отменять решение о применении системы ПРО в условиях скоротечного противоракетного боя – задача очень непростая, так как, по словам военных, она может привести к пропуску ракетой цели. Вряд ли какое-нибудь должностное лицо возьмет на себя такую ответственность. Наиболее важным элементом участия в принятии решения на применении системы ПРО являются именно алгоритмы, боевые программы. Здесь с нашими американскими коллегами нам надо говорить об обмене информацией о существующих возможностях в этом отношении. Я уже говорил о миротворчестве. Задача Росси и НАТО – сделать шаг навстречу друг другу, потому что пока наши миротворческие действия порой противоречат друг другу. Мы предлагаем создать Евразийский Координационный Совет региональных организаций в составе ОДКБ, НАТО, Евросоюза, с участием ОБСЕ и под эгидой ООН для согласования и распределения функций и ответственности между организациями в решении кризисных проблем международной безопасности. Хотя бы такой ситуации, как произошла в Киргизстане. Вторая идея - продвижение в качестве российской инициативы проекта прямого сотрудничества ОДКБ и НАТО, включая возможность использования двух компонентных смешанных миротворческих сил и сил по реагированию на чрезвычайные ситуации. Взаимодействие в борьбе с наркоугрозой. Более тесное масштабное сотрудничество России с евроатлантическим сообществом, проведение на основе общего мандата Совета безопасности мер, касательных реконструкции в Афганистане; со своей территории и с территории стран Центральной Азии, без направления российских контингентов в состав коалиции. Разработка принятия комплекса соглашения по совместному кризисному реагированию – имея в виду сотрудничество по линии Россия–НАТО–ЕС. У нас есть неплохие идеи по поводу военно-технического сотрудничества. Компонентная база отдельных вооружений Российской Федерации в настоящий момент до 30 процентов состоит из компонентов, получаемых из стран НАТО, Израиля и других стран. Представляется целесообразным активизировать работу по формированию сначала нормативно-правовой базы, затем можно будет осуществлять более серьезное сотрудничество в этой линии. Мы считаем, что нужно обратить очень серьезное внимание на работу соответствующей партгруппы в совете Россия–НАТО, которая занимается возможностями военно-технического сотрудничества. Правовое обеспечение. С учетом политически обязывающих базовых документов России и НАТО нужно задуматься о том, как сделать свое сотрудничество более юридически обязательным, хотя бы по отдельным направлениям. Я уже упомянул ВТС и миротворчество – они нуждаются, конечно, в большей конкретизации. В свое время основополагающим актом сотрудничества Россия – НАТО была политическая декларация, без юридически обязывающих положений. Если мы продвинемся по вышеназванным направлениям, а также по вопросу совместной противоракетной обороны, нам нужны юридически обязывающие документы. Об этом надо думать. Специалистов не так много. Такого рода совместные группы надо готовить. Два слова по поводу Совета России и НАТО. Безусловно, Совет имеет определенный потенциал для того, чтобы стать более эффективным инструментом предотвращения конфликтов и сохранении стабильности в регионе. Очень важно, чтобы в Совете (я напоминаю, он создавался в национальном качестве), государства работали по-прежнему в режиме работы в национальном качестве. Довольно сложно, когда остальные 20 с лишним стран уже приняли свои решения и ставят Россию перед фактом. Нужно, чтобы это было прописано особенно. Наш доклад – это многостраничный документ, который мы представили руководству страны, и будем дорабатывать с западными коллегами. *** Я хотел сказать два слова об Общественном совете, своего рода, о «форуме Россия – НАТО». Такая идея выдвигалась, и мы считаем, что такой форум надо создать. В него должны были войти представители политического, военного, экспертного, бизнеса общества, общественных организаций. Люди всех точек зрения. Я смотрю на Максима Шевченко, моего друга. Он обязательно должен быть там, как человек, с понятной подозрительностью относящийся к НАТО. Люди, имеющие твердую, обоснованную позицию, основанную не на эмоциях, а на знании предмета, должны войти в такой Общественный совет Россия – НАТО, чтобы рассматривать эти вопросы. Лорд Джордж в своем вступительном слове о различии так называемых «ценностей». Мы можем на этом остановиться и об этих ценностях говорить очень много. На самом деле, кардинальных различий в ценностях среднего россиянина, среднего шведа или среднего поляка я не знаю. Идти вперед надо, и для этого нужен очень большой экспертный потенциал. Одна бюрократия, брюссельская и московская, не решит вопросов кардинального сближения систем безопасности Евроатлантики. Игорь Юргенс председатель правления Института современного развития, профессор Государственного университета - Высшая школа экономики, модератор секции "Региональные системы глобальной безопасности" Мирового политического форума "Современное государство: стандарты демократии и критерии эффективности" Мировой Политический Форум 2010

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий

Статьи

РосКриптоНадзор. Зачем России выпускать крипторубль и будут ли ими выплачивать запрлаты чиновникам

РосКриптоНадзор. Зачем России выпускать крипторубль и будут ли ими выплачивать запрлаты чиновникам
Интервью и комментарии

«Мы ищем таланты». Зачем Кремлю понадобились новые кадры

«Мы ищем таланты». Зачем Кремлю понадобились новые кадры
Политика

Рейтинги – «международная афера». Зачем министр образования пытается сократить число «передовых» университетов

Рейтинги – «международная афера». Зачем министр образования пытается сократить число «передовых» университетов
Наука и технологии 1

Незнайка в современной России. Как книга о пороках капитализма стала подрывной

Незнайка в современной России. Как книга о пороках капитализма стала подрывной
Политика 1

Узнай, страна

Орловское предприятие ЗАО «Санофи-Авентис Восток» получит государственную поддержку

Орловское предприятие ЗАО «Санофи-Авентис Восток» получит государственную поддержку

Орловцы приняли участие в открытии XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов

Орловцы приняли участие в открытии XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов

Новости компаний

Президент ТПП РФ Сергей Катырин на «Агропродмаше-2017» отметил рост числа российских экспортеров

Президент ТПП РФ Сергей Катырин на «Агропродмаше-2017» отметил рост числа российских экспортеров

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: Деловое сообщество считает знаковым визит короля

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: Деловое сообщество считает знаковым визит короля

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте