Капитал Страны
22 ОКТ, 11:39 МСК
USD (ЦБ)    57,5118
EUR (ЦБ)    67,8927
ИЗМИР

Авиарынок: проблема дефицита пилотов будет обостряться

23.08.2011 06:10
В России не хватает гражданских пилотов, которые могут обеспечить безопасность полетов на современных машинах. Крупные авиакомпании официально заявляют о начале кадрового кризиса – и это при том, что ежемесячные зарплаты опытных летчиков превышают 10 тыс. долл. Но даже при таких заработках проблема дефицита пилотов будет только обостряться. Подготовка летного состава за последние годы сокращена почти в 10 раз, а для эксплуатации обновляемого парка стране потребуются тысячи новых пилотов, обучать которых сегодня практически негде. Иностранные компании добиваются от России отмены запрета на аренду экипажей из других стран. Однако правительство, похоже, может снять этот запрет самостоятельно – под давлением объективной нехватки квалифицированных пилотов. Эксперты литовской компании по аренде экипажей AviationCV.com прогнозируют, что в ближайшие 20 лет странам Европы и СНГ потребуется примерно 102 тыс. новых пилотов. Такая потребность объясняется активным ростом авиаперевозок и высоким спросом на новые воздушные суда. Действительно, согласно прогнозу компании Boeing, в ближайшие 20 лет авиакомпании России и СНГ купят 1080 новых самолетов. Эти закупки будут продиктованы необходимостью замены устаревших узкофюзеляжных и региональных самолетов с низкой топливной эффективностью на модели нового поколения. Спрос на самолеты будет также стимулироваться ростом пассажиропотока на международных и внутренних воздушных линиях рынка России и СНГ. В 2010 году объем авиаперевозок в России на 26,2% превысил показатель кризисного 2008 года. С начала 2011 года российские авиакомпании снова увеличили перевозку пассажиров на 10,1% в квартальном исчислении, сообщает Росавиация. По расчетам замминистра транспорта Валерия Окулова авиакомпаниям России до 2025 года потребуется 1,6–1,8 тыс. самолетов. Для пилотирования этих машин потребуется подготовить более десяти тысяч пилотов. «Российский авиационный рынок является одним из самых динамично развивающихся в мире, поэтому дефицит на рынке пилотов является вполне предсказуемым. В отличие от западных стран российские авиакомпании не имеют права брать иностранные экипажи в аренду, поэтому ситуацию в России сегодня можно охарактеризовать как «охоту на пилотов», когда авиакомпании делают все возможное, чтобы переманить пилотов друг у друга, предлагая более выгодные условия работы. В итоге получается замкнутый круг», – объясняет гендиректор AviationCV Скаисте Кнызыйте. Опрошенные «НГ» авиакомпании отказались обсуждать уровень зарплат пилотов. Однако эксперты говорят о выравнивании заработков российских и иностранных пилотов, которые выполняют международные рейсы. «Потолок зарплат ведущих пилотов в иностранных компаниях – это около 20 тысяч долларов в месяц. Чтобы сохранить летный состав, российские работодатели вынуждены держать зарплаты на сопоставимом уровне», – объясняют знакомые с ситуацией специалисты. «Летные училища СССР выпускали около 2500 специалистов в год, а сейчас этот показатель с трудом превышает две сотни. Средний возраст пилотов в РФ уже превысил 40 лет, и сегодняшняя обстановка в российских летных училищах не позволяет полностью возместить кадровые нужды авиакомпаний», – говорит представитель «ВИМ-авиа» Елена Федорова. Действительно, представители учебного центра авиакомпании называют кадровую ситуацию кризисной и даже катастрофической. Эксперты в области гражданской авиации подтверждают, что дефицит летных кадров является серьезной проблемой, причем не только в России. Объемы авиаперевозок в мире, согласно прогнозам Международной организации гражданской авиации (ИКАО), должны были увеличиваться примерно на 4% в год, а фактически они уже сегодня достигают 6%. А в России объемы перевозок растут на 20–30% ежегодно. Отсюда и общая причина дефицита пилотов в мире и в России», – объясняет вице-президент некоммерческого партнерства «Безопасность полетов» Рафаил Аптуков. В то же время, по его словам, есть и чисто российские причины нехватки пилотов – это недостаточное государственное финансирование государством начальной подготовки пилотов, которое наблюдается последние 15–20 лет. Из-за этого российские компании вынуждены арендовать иностранные самолеты вместе с экипажами или организовывать своими силами переучивание наземных инженеров в пилотов. Однако такая политика затыкания дыр далеко не всегда соответствует требованиям безопасности. «Аэрофлот, Трансаэро, S7 (бывшая «Сибирь») и еще одна-две компании могут организовать подготовку собственных пилотов. А остальным авиаперевозчикам это явно не под силу, и они вынуждены решать проблему нехватки летного состава самыми экзотическими способами», – говорят специалисты. «Если следовать духу стандартов ИКАО, то подготовка современных пилотов должна быть унифицированной. И поэтому препятствий для использования в России иностранных экипажей формально нет. Правда наш Воздушный кодекс запрещает использовать иностранных пилотов на российских самолетах или в составе российских экипажей. То есть иностранцы могут летать в России на иностранном или на арендованном самолете. Однако иностранные государства и отдельные организации постоянно требуют отмены этого требования», – рассказывает Аптуков. Среди проблем подготовки российских пилотов есть и нефинансовые. «При переподготовке пилотов с российских на иностранные типы воздушных судов основная проблема, с которой сталкиваются пилоты, – это английский язык, в особенности для пилотов российских региональных авиакомпаний, которые выполняют только внутренние рейсы. Вторая проблема заключается в том, что экипаж российских Ту-154 состоит из 4–5 человек, в то время как в пилотировании Boeing или Airbus задействованы только 2 пилота», – отмечает Скаисте Кнызыйте. «В настоящий момент российские авиакомпании имеют право нанимать только российских граждан и граждан Белоруссии – такова государственная политика. В случае если Россия разрешит нанимать в штат иностранцев, российские пилоты окажутся в условиях серьезной конкуренции, что приведет к снижению уровня зарплаты. Однако авиакомпании могут значительно выиграть за счет снижения издержек. Я считаю, что рано или поздно Россия все-таки позволит иностранным пилотам работать в России, пусть и с некоторыми ограничениями», – прогнозирует гендиректор литовской AviationCV.

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий

Статьи

Собчак против всех. Кому выгодно выдвижение в президенты звезды шоу-бизнеса

Собчак против всех. Кому выгодно выдвижение в президенты звезды шоу-бизнеса
Политика

На здоровье! Кто подкинул Путину идею нового сбора на медицину и образование

На здоровье! Кто подкинул Путину идею нового сбора на медицину и образование
Экономика 1

Глашатаи мировой революции. Зачем Путину фестиваль левой молодежи в Сочи

Глашатаи мировой революции. Зачем Путину фестиваль левой молодежи в Сочи
Политика

Черные дыры экономики. Каким регионам больше всего повезло с дотациями

Черные дыры экономики. Каким регионам больше всего повезло с дотациями
Экономика

Узнай, страна

Гала-концерт XIX Всемирного Фестиваля молодежи и студентов в Сочи

Гала-концерт  XIX Всемирного Фестиваля молодежи и студентов в Сочи

Русский танец для детей и молодежи Китая

Русский танец для детей и молодежи Китая

Новости компаний

Ровно сто лет исполнилось российскому институту торгово-промышленных палат

Ровно сто лет исполнилось российскому институту торгово-промышленных палат

Президент ТПП РФ Сергей Катырин на «Агропродмаше-2017» отметил рост числа российских экспортеров

Президент ТПП РФ Сергей Катырин на «Агропродмаше-2017» отметил рост числа российских экспортеров

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте