Капитал Страны
29 МАР, 16:49 МСК
USD (ЦБ)    57,0241
EUR (ЦБ)    61,5347

В МТПП прошла конференция «Современные взаимоотношения банков – кредиторов и предприятий – заемщиков

29.09.2009 15:51
Московская торгово-промышленная палата и ОАО «Меркурий» при поддержке Ассоциации российских банков организовали и провели конференцию «Современные взаимоотношения банков - кредиторов и предприятий - заемщиков» 24 сентября 2009 г. в конференц-зале МТПП. Генеральным информационным партнером конференции выступило Международное информационное агентство «Интерфакс». Как сказал заместитель генерального директора МТПП Владимир Рябов в интервью Российскому телеканалу: «Выбор темы, предложенный для обсуждения в Московской ТПП, неслучаен. Сейчас в состав МТПП входят десятки банков, поэтому проблематика развития банковского сектора для нас очень важна. Но еще больше нас волнуют проблемы реального сектора экономики, поскольку более тысячи членов МТПП – предприятия малого и среднего бизнеса. Наша задача – обеспечить их интересы, помочь разобраться в сложившейся ситуации, оценить реальное состояние взаимоотношения банков-кредиторов и предприятий-заемщиков, выработать предложения по решению обсуждаемых вопросов через прямой диалог представителей власти, бизнеса и общественных организаций». С докладом о нововведениях в антимонопольного законодательство и их влиянии на финансовый сектор на конференции выступил заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы РФ Андрей Кашеваров. Докладчик сообщил, что второй антимонопольный пакет, недавно вступивший в силу, содержит ряд существенных изменений, касающихся антимонопольного регулирования. Так, ряд новелл связаны с уточнением монопольной высокой - низкой цены. Изменен порог доминирования – менее 35%. В политике ценообразования ФАС отмечает две ситуации, которые влекут нарушения антимонопольного законодательства: рост цен, неадекватный издержкам и инфляции, в условиях спокойной рыночной ситуации; удержание или рост цен в условиях снижения цен на мировом рынке. В обоих случаях присутствуют признаки злоупотребления доминирующим положением и поддержания монопольно высокой цены. В Кодекс административных правонарушений введен ряд уточнений и штрафов. Так, в случае признания каких-либо соглашений антиконкурентными, согласно новому Закону о конкуренции субъекты соглашения подпадают не только под административную, но и уголовную ответственность (в случае неоднократного злоупотребления доминирующим положением – два раза в течение трех лет). Эта мера вступает в силу с октября этого года и, по мнению руководства ФАС, должна явиться серьезным сдерживающим фактором злоупотреблений и заключения антиконкурентных соглашений. Андрей Кашеваров разъяснил позицию антимонопольного ведомства в отношении политики господдержки в банковском секторе. По мнению докладчика, концентрация средств господдержки исключительно в банках с госучастием, ведет к удорожанию банковских продуктов и увеличению расходов на поддержание банковской системы. Представитель руководства ФАС считает, что следует формализовать правила работы банков с госучастием таким образом, чтобы ценообразование стало более прозрачным. С точки зрения руководства ФАС, процентная ставка должна складываться из ставки рефинансирования Центробанка и среднего значения маржи (составляет 3-4% при спокойном состоянии рынка). Часть, закладываемую в процентную ставку, по невозврату кредитов предлагается снять. В этой связи ФАС предлагает Правительству рассмотреть возможность государственных гарантий, чтобы снять недоверие между банками и предприятиями – заемщиками именно в кризисный период. Андрей Кашеваров заявил, что ФАС усматривает определенную опасность в политике избирательности господдержки, поскольку рынок начинает копировать модель поведения государства, предлагая своим партнерам и клиентам работать только с банками, имеющими господдержку. Одновременно с этим, участились случаи, когда банки переманивают клиентов под предлогом своего якобы более устойчивого положения в связи с наличием господдержки. Кроме того, некоторые вновь издаваемые законы также регламентируют участие только банков с госучастием. ФАС выступил с предложением Правительству РФ расширить список банков, которым будет оказана господдержка. При этом участие в программе оказания господдержки должно быть доступно любому участнику банковского сектора, основанием для исключения из программы является трехкратное предоставление неверной отчетности в госорганы, осуществляющие контроль выданных средств. Андрей Кашеваров подчеркнул, что предпринимательской среде необходима здоровая конкуренция, которая имеет и социальный аспект, выражающийся в сохранности и росте численности рабочих мест. Концентрация средств в одних руках, по убеждению докладчика, ведет к неоправданным накоплениям, в то время как остальные участники рынка не имеют достаточных средств для развития своего бизнеса. Главный специалист-эксперт Департамента корпоративного управления Минэкономразвития РФ Дмитрий Судаков предоставил аудитории информацию по реализации государственных мер поддержки финансового рынка в целом и банковской системы в частности. Он сообщил, что в соответствии с федеральным законом от 13.10.2008 г. № 173-ФЗ на поддержку банковского сектора на возвратной основе было выделено 900 млрд. руб., из них 500 млрд. руб. поступили в Сбербанк России в качестве средств поддержки по ставке 8% до декабря 2019 года, а 410 млрд. руб. были размещены на депозитах Внешторгэкономбанка для предоставления сублимированных кредитов кредитным организациям. По состоянию на первое сентября сублимированные кредиты были выданы 16 банкам на общую сумму 276 млрд. руб. Докладчик сообщил, что в рамках Постановления Правительства РФ от 22.07.2009 г. № 597 на цели реализации поддержки программ среднего и малого бизнеса предусмотрено 30 млрд. руб. Государством принимаются меры по стимулированию кредитной активности банков, в числе которых обязательства по компенсации убытков кредитным организациям; предоставление кредитов без обеспечения сроком до одного года (задолженность по данному виду кредитов на 01.09.2009 г. составила 37 млрд. руб.); включение в уплатный список Банка России акций и облигаций системообразующих предприятий (в результате задолженность этим предприятиям по ломбардным кредитам и кредитам, обеспеченным рыночными активами, в период с января по сентябрь 2009 г. составила 644 млрд. руб.); проведение ломбардных аукционов и аукционов прямого РЕПО на 3, 6 и 12 месяцев и ряд других мер. Для банков, имеющих проблемы в своей деятельности, Банком России и Государственным агентством по страхованию вкладов осуществляются меры по предупреждению банкротства банков. На сегодняшний день меры по предупреждению банкротства с использованием государственных средств реализуются в 12 банках, в 11 из них действуют планы финансового оздоровления. Как отметил докладчик, в настоящее время по некоторым кредитным организациям наблюдается рост кредитования (в основном, это касается организаций с госучастием). Вопросы кредитования малого и среднего бизнеса, включая микрокредитование, осветил директор Фонда «Российский микрофинансовый центр» Михаил Мамута. Давая оценку объемам кредитования в сфере малого и среднего бизнеса, автор доклада отметил, что спад кредитования, наблюдавшийся в первом и начале второго квартала этого года, с июля сменился незначительным ростом, который составил за июль – август 2009 г. около 40 млрд. руб. Зафиксировано, что рост обеспечен главным образом юридическими лицами, в то время как по кредитованию предпринимателями без образования юридического лица по-прежнему наблюдается спад. Поскольку основная часть малого бизнеса сосредоточена в сегменте индивидуального предпринимательства (70% ПБЮЛ от общего числа малых предприятий), то докладчик делает вывод, что рост кредитования обеспечивается за счет средних предприятий, в то время как о тенденции восстановления сектора кредитования малого бизнеса говорить еще рано. Рассуждая на тему причин данного явления, автор приходит к выводу, что проблема спада кредитования малого бизнеса кроется в падении спроса на продукцию. «Многие предприятия, которые могли бы получить кредитные ресурсы, не обладают возможностью реализовать свои товары, т.е. по сути деньги нужны только на перекредитование, а те, кому деньги на перекредитование не нужны, часто отказываются от получения кредитов, мотивируя это отсутствием спроса». Поэтому, по мнению докладчика, прежде чем привлекать кредиты на развитие, необходимо реализовать товарные запасы. Директор фонда разъяснил позицию государства по данному вопросу. Если, например, в Китае за последний год доля внутреннего спроса возросла практически вдвое благодаря активному развитию дешевого потребительского кредитования, то в России преобладает позиция, что стимулирование потребительского спроса в условиях нестабильного рынка может на уровне макроэкономики вызвать нежелательные инфляционные риски. При такой позиции, считает Михаил Мамута, не стоит ожидать быстрого восстановления экономики. Однако по его прогнозу при неизменной ситуации на мировом рынке к концу 2009 года следует ожидать определенного восстановления спроса и, как следствие, роста объемов кредитования реального сектора, включая малый бизнес. Докладчик сделал упор на утверждении, что поощрение кредитования реального сектора невозможно без роста потребительского спроса. Далее автор перешел к вопросу, связанному с диспропорциями в региональной финансовой доступности. Здесь, по мнению автора доклада, сложилась неприятная тенденция: плотность банковской инфраструктуры на 100 тыс. чел. в нашей стране явно недостаточна, по сравнению со странами Западной Европы и Северной Америки (отставание в 2-3 раза). В период с сентября 2008 г. по июль 2009 г. количество банковских филиалов в России сократилось на 4%, а дополнительные офисы стагнируют с октября прошлого года. Как пояснил докладчик, это связано с невозможностью банков в кризисное время поддерживать объем затрат, связанный с развитием территориальной сети, как в годы экономического роста. Михаил Мамута подчеркнул, что нельзя оставлять без внимания эту проблему, и предложил заняться её комплексным решением. В комплекс мер, по мнению директора Фонда, следует включить уже разрабатываемые решения, такое как развитие банковско-агентской модели. Он также предложил ускорить работу по реализации идеи Центробанка РФ о специальном регулировании деятельности малых региональных банков, которая позволит продолжить их работу в льготном режиме. Эта идея возникла в связи с новыми требованиями к уставным капиталам малых банков: по новому законодательству уставной капитал малых банков должен равняться 90 млн. руб. с 2010 года и 180 млн. руб. с 2011 года. Из 1100 существующих малых банков 300 этому требованию не соответствуют. Чтобы сберечь банки, необходимо срочное принятие нормативного акта, которое устанавливало бы щадящие условия по требованию к уставному капиталу и ряду других параметров. Особое место в докладе Михаил Мамута отвел рассмотрению вопросов микрофинансирования в контексте повышения территориальной доступности финансово-кредитных услуг. Преимущества микрофинансовых организаций заключаются как в более легкой форме их создания(не требуют лицензирования в ЦБ РФ, присутствия минимально установленного уставного капитала), так и управлении своей деятельностью (находятся в самоуправлении пайщиками). Одной из последних новаций явилось принятие Закона о кредитной кооперации, на основании которого кредитные кооперативы могут создаваться по всей территории России, консолидируя временно свободные средства населения и юридических лиц и направляя собранные средства на кредитование реального сектора экономики. Во всем мире считается, что кредитные кооперативы являются, в первую очередь, кредиторами малого бизнеса и населения. Сегодня в России реально действуют около двух тысяч кредитных кооперативов. Докладчик выразил надежду, что в силу принятого закона, произойдет укрупнение кооперативного рынка и увеличение размера кредитного портфеля этих организаций. Михаил Мамута также сообщил, что этой осенью будет доработан и внесен на рассмотрение в Государственную Думу проект закона о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях (не кооперативах), который будет направлен на регулирование деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих микрокредитование малого бизнеса и населения. Такое регулирование, пояснил докладчик, позволит частным инвесторам и банкам создавать собственные микрофинансовые сети. Идея состоит в том, чтобы сократить количество посредников между инвестором и получателем ресурсов, избегая части издержек, присущих банковскому сектору. Как объявил докладчик, в этом году Правительство России реализует специальные меры государственной поддержки в области микрофинансирования. Так, в 39 регионах России создаются микрофинансовые центры, на капитализацию которых выделено до 2,5 млрд. руб. В следующем году эта сумма предположительно может составить 4-5 млрд. руб. Внешэкономбанк реализует специальную программу поддержки микрофинансирования через Российский банк развития. В этом году около 1 млрд. руб. направлено на льготное кредитование микрофинансовых организаций. В Москве также действует Московская микрофинансовая программа – совместный проект ВТБ-24 и МЦРП. К настоящему времени в рамках этой программы выдано порядка 1800 микрозаймов на общую сумму 460 млн. руб. Михаил Мамута считает, что в Москве и других регионах России есть достаточно благоприятные условия для развития данного сегмента экономики. На конференции также прозвучали доклады вице-президента АРБ Андрея Емелина, директора программы развития ипотечного кредитования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Георгия Задонского, профессора кафедры «Банковское дело» Высшей школы экономики Александра Карминского и других участников. Пресс-служба МТПП

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий

Статьи

«Движуха» против стабильности. Какие требования власти предъявило «путинское поколение»

«Движуха» против стабильности. Какие требования власти предъявило «путинское поколение»
Политика

«Фантастическая работа» Набиуллиной. С какими достижениями глава ЦБ пойдет на новый срок?

«Фантастическая работа» Набиуллиной. С какими достижениями глава ЦБ пойдет на новый срок?
Экономика 3

«Необходимо показать, что кризис пройден». Почему Росстат за «некрасивые цифры» хотят подчинить Минэкономразвития

«Необходимо показать, что кризис пройден». Почему Росстат за «некрасивые цифры» хотят подчинить Минэкономразвития
Интервью и комментарии

Ликвидация перебежчика. Что стоит за убийством Вороненкова в Киеве?

Ликвидация перебежчика. Что стоит за убийством Вороненкова в Киеве?
Политика

Узнай, страна

Для учителей и учащихся гимназии №4 г. Курска распахнуло двери новое здание учебного заведения

Для учителей и учащихся гимназии №4 г. Курска распахнуло двери новое здание учебного заведения

Сотрудничество администрации Курской области и ООО «Ханой» будет продолжено

Сотрудничество администрации Курской области и ООО «Ханой» будет продолжено

Новости компаний

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: Дополнительное образование даст женщинам новый шанс

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: Дополнительное образование  даст женщинам новый шанс

В.И. Матвиенко: «Без России выстроить эффективную систему европейской безопасности невозможно!»

В.И. Матвиенко: «Без России выстроить эффективную систему европейской безопасности невозможно!»

Разное

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте