В избранное
RSS
Главная > ОБЩЕСТВО / Эволюция и человек

Особенности социальной, коммунальной и общинной экономик

Смена общественных формаций имеет свою периодичность и логику сменяемости. Причем сменяемость эта зависит от особенностей человеческого мышления. Какова эта зависимость? Чем детерминирован переход от одной формации к другой? Закончится ли когда-нибудь череда формаций или этот процесс бесконечен? Куда движется человеческое общество?

Краткость изложения экономической теории общественного развития в статье «Диалектика экономики» требует дополнительных разъяснений и уточнений. Начнем с социальной формации. Ее принято считать переходной от Капитализма к Коммунизму. Если Капитализм развивается правильно с точки зрения новой теории, о чем шла речь в предыдущей статье «Некоторые особенности капитальной экономики», то Социализм наступает тогда, когда хозяином общества становится активный труженик. Это когда в руках бывших и настоящих наемных работников сосредотачивается больше половины платежеспособной инициативы общества, когда на их плечи (зарплаты) ложатся не только финансовые проблемы постепенно переходящих в их собственность предприятий, но и все остальные проблемы общества. Это они решают, какая исполнительная «власть» им нужна, и как начислять зарплату каждому служащему. Слово власть здесь совершенно неуместно, т.к. речь идет о конкретных платежеспособных инициативах, которые проявляют исполнительные органы в рамках выделенных из своих зарплат средств конкретными членами общества именно на эти цели. Такой строжайший контроль характерен для начальной фазы Социализма. Дело в том, что только на этой стадии развития общественного сознания возможность личного участия в управлении производством и распределением признается очередным актуальным шагом к свободе. Именно эта составляющая часть сознания двигает бытие в Социализм. Здесь верхняя точка развития сознания по части морали.

Дальше начинается разложение морали ленью и прагматизмом. Вот как это происходит. Начинается с передачи управления производством наемным профессионалам, т.к. они действительно могут лучше управлять. Потом появляется желание освободиться от проблем, связанных с владением средствами производства. Речь идет о добровольной безвозмездной и временной передаче права владения, создаваемым по инициативе снизу, местным органам управления и планирования. Временность заключается в том, что в конфликтных случаях средства производства, как и любое другое имущество и деньги, переданные управляющей структуре, могут быть возвращены обратно по инициативе любой из сторон. Причем состав возвращаемого имущества по взаимной договоренности может быть изменен частично или полностью. Мотивацией передачи права владения, потом и управления и распоряжения, является ленивое желание избавиться от части хлопот и проблем и прагматичное понимание выгодности и удобства внешнего планирования и управления.

Человек добровольно освобождается от управления производством, становится по этой части бездельником. Уменьшается его роль и значимость, он теряет былую квалификацию по управлению производством, т.е. немного деградирует. Само производство от этого только выигрывает из-за преимуществ централизованного планирования. Получается, что социальная экономика и, как потом выяснится, еще в большей степени коммунальная и общинная настроены на деградацию личности.

Успешная и добросовестная работа местных планирующих органов приводит к пониманию желательности их объединения и укрупнения. Отпадает необходимость досконального контроля снизу. Так возникает централизованное планирование. Характер производства вполне может быть нетоварным, если зарплата будет поставлена в зависимость от эффективности использования «своих» средств производства. Тем более что все средства производства добровольных участников этого проекта принадлежат центральному управляющему органу.

Тема развития социальной, коммунальной и общинной экономик кратко изложена в статье «Диалектика экономики»; повторение представляется не желательным, а вот некоторые детали требуют уточнения.

Данная теория признает схожесть коммунальной и рабской экономик. И там, и там характер производства и потребления нетоварный. Нет экономических законов. В обоих случаях ничем не ограниченная  власть – диктатура, живет по понятиям, только в разных местах. Власть рабовладельца расположена сверху, а диктатура потребителя – снизу. Не волнуйтесь, сейчас объясню присутствие диктатуры в «светлом будущем человечества». Власть – это возможность безвозмездного распоряжения чужим трудом. У потребителя она есть, это его конкретные потребности. Любая потребность любого человека в коммунальной экономике воспринимается как счастливый повод активации производства для ее удовлетворения. Любой каприз потребителя общество с радостью и энтузиазмом стремится выполнить. Других поводов для применения производительных сил нет, нет другой возможности человеку, как участнику производственного процесса, реализовать свою потребность в труде. Радость труда подкрепляется успехами в конкурентной борьбе с друзьями-соперниками по соревнованию за право на работу по удовлетворению потребностей. Конечно, удовлетворяться будут только реальные по исполнению потребности. А в остальном власть потребителя над участниками производства (в том числе и над собой, если он участник производства) ничем не ограничена – диктатура.

Власть и богатство (экономическая форма власти – возможность распоряжаться чужим трудом на возмездной основе) почти во всех случаях опускают моральную составляющую сознания, ведут к завышенной самооценке по части значимости и вседозволенности. Продолжительное бытие в таком состоянии ведет к закреплению данного изменения сознания, т.е. к формированию и закреплению очередной порции предрассудка. В коммунальной экономике неограниченная власть потребителя оказывает разрушительное воздействие на моральную составляющую его сознания.

Человек чувствует себя полноправным хозяином коммунальной экономики и даже диктатором. Единственным неудобством и очередной проблемой, от которой надо освободиться, является необходимость САМОМУ формировать свои потребности. Это несколько ущемляет достоинство диктатора в его глазах. Не царское это дело. К тому же, лень не дремлет – зачем самому напрягаться. И прагматизм шепчет: специалисты-профессионалы лучше знают твои скрытые потребности и могут организовать более качественное их удовлетворение. Так человек добровольно освобождается от необходимости и возможности самому организовывать свое потребление. Так исчезает главная категория коммунальной экономики – потребность, а вместе с ней и сама формация общественного устройства меняется на общинную.

Человек добровольно полностью отстранился от дел организации производства и потребления. В этом смысле он бездельник. От него не исходит никакой инициативы. Он уже не может ничего требовать. Его желания могут учитываться, а могут игнорироваться структурами распределения потребления. Такое унизительное бытие отрезвляет сознание, человек начинает осознавать свое бесправное состояние. Вот она нижняя точка развития сознания на данном витке формационного развития общества. Дальше под руководством жадности и эгоизма и под знаменем борьбы за свободу пойдет поэтапное формационное развитие общества до высшей точки развития сознания в капитальной экономике следующего витка спирали.

Выпустив инициативу из своих рук, человек перестает быть хозяином экономики. В общинной экономике хозяина нет и не будет до тех пор, пока поднявшаяся наверх к распределительным структурам инициатива не будет узурпирована в форме власти руководителями этих структур. А это уже другая, рабская экономика. Это тоже интересная тема, но пока не актуальная. К ней можно вернуться при любом проявлении желания ее обсудить.

Мы сделали хороший теоретический экскурс по формациям от капитальной до общинной, от верхней точки развития сознания до нижней. Может возникнуть вопрос о причине ясности и стройности суждений и выводов, характерных для данной теории общественного развития. Две основные причины. Использование открытых в рамках этой теории законов: основного – закона взаимного развития бытия и сознания и временного – закона цикличности  формационного развития. Этот закон прекратит свое проявление, когда общество дорастет до отказа от скитаний по формационным виткам спиралей общественного развития. Вторая причина – ориентация на малозаметный, но принципиальный недостаток нашего мышления. Речь о том, что человек упорно стремится освободиться лишь от очередных проблем. Он почему-то не хочет предвидеть ситуацию на несколько шагов вперед. Из-за этого приходится быть уверенным, что после очередного изменения сознания, оно будет напрягать бытие в направлении освобождения именно от очередных проблем. Бытие меняется, что приводит к соответствующему изменению сознания уже с новыми очередными проблемами и т.д.

Эту теорию можно применять для анализа и выдачи рекомендаций в любой экономической ситуации. Надо провести социологический и экономический анализ уровня и динамики развития местного бытия и сознания. Предстоит распутать сплетение признаков всех присутствующих формаций, и оценить динамику их развития с учетом взаимного влияния. Это позволит дать конкретные рекомендации по каждому региону. Изменения могут быть предложены для структуры руководства, системы налогообложения и распределения (новые формы и принципы торговли и социальной поддержки), по организации региональных органов рекомендательного планирования и т.д. Это достойное занятие для серьезных специалистов. Вопрос лишь в том, кто проявит платежеспособную инициативу по организации таких работ.



АВТОР:
21 Мая 2012г.
3887
Комментарии
Написать свой комментарий к этой статье...


Яндекс.Метрика