Капитал страны
Капитал Страны
ENGLISH
20 АПР, 21:43 МСК
USD (ЦБ)    61,3222
EUR (ЦБ)    75,6532
Подпишись на рассылку КС
ИЗМИР

Запрет на импорт автомобилей в Россию – бесполезная санкция против ЕС и США?

20 Августа 2014 13979 0 Экономика
Запрет на импорт автомобилей в Россию – бесполезная санкция против ЕС и США?

Российское правительство готовит ряд дополнительных ответных мер на санкции Запада. Одной из них может стать запрет на импорт автомобилей в Россию. За ним стоит желание нанести экономический ущерб западным странам, но также помочь российским производителям. Получится ли?

Год назад европейских дипломатов возмущал утилизационный сбор, де-юре распространяющийся на все автомобили в России, но де-факто – исключительно на импортные машины, произведенные в Европе и других странах. Российские же производители, в том числе локализованные заводы европейских концернов, пользовались привилегией и брали заботу об утилизации на себя, не выплачивая государству пошлины.

Спор о подрыве конкуренции и дискриминации европейских производителей грозил перерасти в судебное разбирательство в соответствующих инстанциях ВТО. Летом 2013 года тема казалась наиострейшей, но на ее фоне возможные «автомобильные санкции» или запрет России на ввоз иномарок прекрасно демонстрирует глубину и следствия украинского кризиса, а также необратимые перемены в международном сотрудничестве.

После введения продовольственного эмбарго в отношении стран, инициировавших или присоединившихся к экономическим санкциям против России, в правительстве начали продумывать дополнительные меры. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подтвердил информацию о готовящемся ответе в случае, если Запад продолжит разговаривать с Россией на языке санкций, но не уточнил, каким он может быть. До этого федеральные чиновники на условиях анонимности рассказали газете «Ведомости», что правительство склоняется к тому, чтобы частично или полностью запретить импорт автомобилей из «недружественных» стран, ограничить ввоз промышленных товаров и, возможно, даже медикаментов.

Самым вероятным из списка выглядит запрет на импорт автомобилей. Прежде всего, в силу явного протекционизма в прошлом и необходимости государства поддержать, а то и спасти отечественных производителей, охваченных кризисом спроса. Он уже вынудил АвтоВАЗ перейти на выпуск автомобилей по предзаказу, а ряд других производителей останавливать конвейеры, например, Ford, продажи которого в первом полугодии упали на 38% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В июле премьер-министр Дмитрий Медведев запретил госзакупку машин и техники иностранного производства, подчеркнув – иностранные компании, располагающие производством в России считаются отечественными. Также периодически возникают предложения поддержать автопром с помощью закупки автомобилей для нужд различных ведомств или принятием программ льготного автокредитования, чему препятствует общее удорожание кредитов с поднятием ЦБ ключевой ставки до 8%.

Опасения вызывают и прогнозы, согласно которым, к 2020 году многим производителям будет выгоднее импортировать автомобили в Россию, вместо того, чтобы производить их на ее территории. Доля импорта может вырасти с 29% в 2013 году до 67% в 2020 году, предполагает «Соллерс». Еще в июле правительство думало о субсидировании производителей, но в условиях, когда под санкциями средства потребовались практически всем и сразу, запрет на импорт претендует стать простым и легким решением сложной дилеммы.

Российский автомобильный рынок в 2014 году, по разным оценкам, может упасть на 10-15% (на 15% уже упал АвтоВАЗ). По расчетам консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers продажи сократятся в среднем на 12%, в цифрах – 2,3 млн штук против 2,61 млн в 2013 году. При этом импорт автомобилей, попадающий в зону риска, может составить от 659 до 690 тыс. штук, а продажи иномарок российского производства – 1,24-1,27 млн автомобилей. Сильнее всего – до 20% – могут упасть продажи импортных машин. Связано это с девальвацией рубля, которая бьет по импорту сильнее утилизационного сбора.

Несмотря на то, что аналитики не ожидают скорого восстановления рынка, Россия по-прежнему привлекательна для европейских автопроизводителей, в частности для немецких, которые на своем рынке (2,95 млн проданных автомобилей в 2013 году) так же сталкиваются с отрицательной динамикой. В прошлом году немецкие автопроизводители реализовали в России 585,8 тыс. автомобилей (всего произвели 14 млн), 132,4 тыс. из которых были импортированы, пишет Die Presse. Доля России в мировых продажах Volkswagen достигла 3,3%, у Mercedes – 3%, BMW – 2,7%, Audi – 2,3%, Porsche – 2,3%.

Тем не менее, большинство немецких производителей локализовали производство в России, что в сегодняшней ситуации страхует их риски. В этой связи можно с уверенностью говорить, что «автомобильные санкции» России не коснуться промышленной («отверточной») сборки на территории страны. Также под запрет не попадет импорт автокомпонентов, так как глубина локализации далека от самодостаточного производства и иногда не превышает 50%.

В большей степени от санкций выиграют крупные международные концерны – Volkswagen, GM и Toyota. С одной стороны, они уже работают в России, где производят бюджетные автомобили, а с другой, они могут поставлять свою продукцию из стран, не входящих в число «недружественных», против которых и будут направлены санкции. Тяжелее придется менее крупным европейским концернам – Peugeot, Citroen и Renault. Безусловно, санкции подкосят продажи автомобилей премиального класса, но из-за экономической неопределенности в текущем году основные продажи и так приходятся на низкий и средний ценовой сегмент.

В июле по продажам лидировали южнокорейские компании Hyundai и Kia – главные конкуренты российских автомобильных марок. По итогам семи месяцев АвтоВАЗ опережает корейских производителей всего на 0,6%. И настоящая конкуренция разворачивается именно в этом сегменте. Тем более, на российском рынке укрепляются и китайские производители, стремительно наращивающие свою долю. О потенциальной угрозе отечественному автопрому с Востока говорит недавний спор России с Белоруссией о поставках автомобилей Geely белорусско-китайского производства, разрешившийся, конечно же, в пользу поставок, которые «не обрушат» рынок. Тем не менее, как показал запрет на госзакупки импортных автомобилей, производители премиальных моделей отказываются или не спешат открывать их производство в России, сомневаясь в перспективах как рынка, так и сохранении стандартов качества.

Учитывая все это, «автомобильные санкции», если они и будут в ближайшее время приняты, не помогут российским автопроизводителям. Во-первых, иностранные концерны компенсируют импорт увеличением выпуска на локализованных предприятиях в России или станут импортировать свою продукцию из нейтральных стран. Во-вторых, временное, но, возможно, решающее преимущество получат китайские и южнокорейские компании, и без того поджимающие АвтоВАЗ. Однако экономическая ситуация от этого не изменится и автомобильный рынок продолжит сокращаться. Для всех заинтересованных сторон в долгосрочной перспективе это может быть большей головной болью, чем запрет на импорт.

Александр Мельников

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий

Статьи

А избы горят и горят: почему всенародная скорбь у нас так бесчеловечно избирательна

А избы горят и горят: почему всенародная скорбь у нас так бесчеловечно избирательна
Редакционные статьи 1

Обанкротить и втянуть в гонку вооружений. Вызовут ли санкции США крах сырьевой модели России?

Обанкротить и втянуть в гонку вооружений. Вызовут ли санкции США крах сырьевой модели России?
Экономика 1

«Санкционный принтер не останавливается». Скольких жизней россиян будут стоить ответные санкции России

«Санкционный принтер не останавливается». Скольких жизней россиян будут стоить ответные санкции России
Экономика

Сотворение мира за семь дней. Как наука подтвердила библейский миф

Сотворение мира за семь дней. Как наука подтвердила библейский миф
Наука и технологии 3

Узнай, страна

Князь Александр Невский стал на западном рубеже России

Князь Александр  Невский  стал на  западном  рубеже  России

В «Царский путь» и «Великую Северную экспедицию» отправился турбизнес на форуме в Екатеринбурге

 В «Царский путь» и «Великую Северную экспедицию» отправился турбизнес на  форуме в Екатеринбурге

Новости компаний

Процессам коммерциализации интеллектуальной собственности в науке требуется общественный мониторинг

Процессам коммерциализации интеллектуальной собственности в науке требуется общественный мониторинг

Со «100 надеждами бизнеса» ТПП РФ попала прямо в точку, считает Владимир Гищенко

 Со «100 надеждами бизнеса» ТПП РФ попала прямо в точку, считает Владимир Гищенко

Новости СМИ

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter