Капитал Страны
15 ДЕК, 05:58 МСК
USD (ЦБ)    58,7082
EUR (ЦБ)    69,4048
Подпишись на рассылку КС
ИЗМИР

В Москве проходит выставка «В гостях у Родченко и Степановой»

22 Декабря 2014 4224 0 Культура
В Москве проходит выставка «В гостях у Родченко и Степановой»

Александр Родченко – одна из ключевых фигур в советском искусстве 20-30х годов. Живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино, этот чрезвычайно плодотворный человек стал одним из основоположников конструктивизма и фактически является родоначальником дизайна и рекламы в СССР. Недавно в ГМИИ имени Пушкина открылась масштабная выставка «В гостях у Родченко и Степановой».

Варвара Степанова – жена Александра Родченко и его многолетний партнер по работе. Выставка в Пушкинском открыта к 120-летию со дня ее рождения. Экспозиция занимает 9 залов и зрелищно описывают всю многогранную деятельность одаренной супружеской четы. В центре внимания – конечно, сам Родченко, фигура поистине леонардовского масштаба.

Его значение в искусстве 1-й половины двадцатого века и влияние на советский дизайн в целом трудно переоценить: культура и стиль официального дизайна страны Советов, начиная с середины 20-х годов и на несколько десятилетий вперед, опираются и развивают новаторские идеи Александра Родченко.

Поскольку в СССР слово «дизайн» было под запретом фактически до 1987 года, рекламы официально не существовало, а тяга к украшательству считалась кичем и мещанством, стиль Родченко - строгий, лаконичный, тяготеющий к прямым линиям и минимуму цвета – был чуть ли ни единственным источником, откуда дизайнеры советской эпохи могли черпать идеи. Это касалось всех сфер – от оформления художественного уголка до промышленного дизайна.

На выставке можно в подробностях изучить многогранный талант Художника: она состоит из девяти тематических разделов и охватывает период с начала 1910-х до середины 1930-х годов. 
В одном из залов воссоздана атмосфера, в которой работали и жили художники. Их дом – это конструктор различных видов и жанров искусства. Здесь грунтовали холсты, пилили доски для подрамников и конструкций, чертили, вырезали из картона, делали переплеты книг, клеили коллажи, обсуждали проекты с коллегами и друзьями. Родченко вел непрерывные эксперименты в искусстве от живописи до скульптуры, от фотографии до графического дизайна.

В 1923–1925 годах Родченко тесно сотрудничал с журналом «ЛЕФ» и лично с Владимиром Маяковским. Все обложки журналов и более десяти книг Маяковского, вышедших в этот период, выполнены Родченко. Именно Родченко ввел плакатный сигнальный стиль в оформление обложек художественной и технической литературы, и многие его плакаты – например, с Лилей Брик, и сегодня известны широкой публике. В журнале «Новый ЛЕФ» Родченко писал о школе дизайна, созданной им во ВХУТЕМАСе, помещал свои первые экспериментальные фотографии. Тогда же родились знаменитая марка «Реклам-конструктор: Маяковский-Родченко» и рекламный слоган «Нигде кроме, как в Моссельпроме». Именно Родченко создал декорации к пьесе Маяковского «Клоп» в театре Всеволода Мейерхольда.

Вторая область, благодаря которой Александр Родченко известен широкой публике – фотографии. Здесь он тоже был новатором: его видение объектов живой и неживой природы – резкое, гротескное, напряженное – показывало новый градус, иную энергетику, дерзкую, неклассическую подачу материала. Не случайно его называют «творцом новой фотографии». В экспозиции представлены авторские отпечатки из знаменитых серий: «Московские дворы», «Студенческий городок в Лефортово», «Цирк»; фотографии демонстраций 30-х годов, спортивных парадов на Красной площади. Особую ценность представляют его ракурсные фотографии архитектуры и портреты.

Александр Родченко принимал участие в многочисленных выставках русского авангарда второй половины 1910-х–1920-х, в том числе знаменитой выставке 1921 года «5х5=25». От выставки к выставке он последовательно демонстрировал результаты своих художественных экспериментов. Мировое признание творчества Родченко началось с выставки в 1925 году в Париже. проходила Здесь на «Международная выставка декоративного искусства и художественной промышленности» броские, остроумные рекламные плакаты Родченко произвели на публику большое впечатление.

Имя жены художника, Варвары Степановой, включено в название выставки не случайно: она была тылом Родченко. Вела деловую переписку, переговоры, собирала и хранила документацию. Часто она воплощала идеи мужа: превращала эскизы и наброски в законченную обложку или рекламный плакат. Степанова, как вспоминают современники, была в тени Родченко, но ее присутствие в этом совместном пространстве было необходимо. Она поддерживала, была первым зрителем и оценщиком всего, что создавалось в мастерской.

В Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина хранится наследие Родченко и Степановой, переданное в дар потомками Родченко.

Выставка продлится до 8 марта 2015 года.

Редакция

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий

Статьи

«Конкуренция между двумя видами газа». Зачем России налаживать производство СПГ

«Конкуренция между двумя видами газа». Зачем России налаживать производство СПГ
Экономика

Победа в Сирии как предвыборный шаг. Почему опыт войны лучше оставить в третьем сроке Путина

Победа в Сирии как предвыборный шаг. Почему опыт войны лучше оставить в третьем сроке Путина
Политика

Секреты против санкций. Какую информацию правительство и Госдума закроют от Запада

Секреты против санкций. Какую информацию правительство и Госдума закроют от Запада
Экономика 1

«Бизнес вряд ли останется в минусе». Вернут ли санкции США миллиарды долларов в Россию

«Бизнес вряд ли останется в минусе». Вернут ли санкции США миллиарды долларов в Россию
Интервью и комментарии

Узнай, страна

Куряне вносят большой вклад в экономический рост страны

Куряне вносят большой вклад в экономический рост страны

Площадь неиспользуемых сельскохозяйственных земель в Тамбовской области стремительно сокращается

Площадь неиспользуемых сельскохозяйственных земель в Тамбовской области стремительно сокращается

Новости компаний

Вызов, которому надо отвечать жестко

Вызов, которому надо отвечать жестко

Целлюлозно-бумажная промышленность России-это один из важнейших драйверов развития экономики страны

Целлюлозно-бумажная промышленность России-это один из важнейших драйверов развития экономики страны

Новости СМИ

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter