29 МАР, 18:12 МСК
USD (ЦБ)    92.5919
EUR (ЦБ)    100.2704


«В корпорации "Уралвагонзавод" понимают – монопродукт всегда ущербный»

16 Октября 2013 9526 0 Интервью и комментарии
«В корпорации "Уралвагонзавод" понимают – монопродукт всегда ущербный»

В оборонно-промышленном комплексе сосредоточены огромные интеллектуальные возможности, сконцентрированы наиболее современные технологии. Заместитель генерального директора «Уралвагонзавода» Валерий Платонов рассказал о работе корпорации. Как военное предприятие проводит диверсификацию и выпускает продукцию гражданского назначения?

Недавно в Нижнем Тагиле прошла IX Международная выставка вооружения, военной техники и боеприпасов «Russia Arms Expo – 2013», где научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» была основным организатором. Можно ли говорить о том, что корпорация выступает как один из центров развития региона?

Дело в том, что в корпорацию «Уралвагонзавод» входит несколько предприятий УФО, в Свердловской области расположены как сам Уралвагонзавод, так и Уралтрансмаш, в Екатеринбурге базируется Завод № 9, в Каменск-Уральском – Кузнечно-литейный завод и проектный институт УралНИТИ. Все эти предприятия расположены в Свердловской области. В Челябинской области в состав корпорации входят Челябинский тракторный завод и предприятие «Электромашина». Безусловно, все эти предприятия занимают достойное место в экономике регионов, но они не являются ключевыми.

Для Урала ключевой отраслью является черная и цветная металлургия. Но для своего кластера предприятия, входящие в состав Уралвагонзавода, играют основную роль, можно сказать ключевую. Достаточно сказать, что сегодня Уралвагонзавод не только развивает производство военной направленности, но и выпускает гражданскую продукцию. НПК «Уралвагонзавод» притягивает не только научные и производственные кадры. Корпорация формирует вокруг себя определенную группу поставщиков, и результатом успешной стратегии становятся новые образцы военной и гражданской техники. В нашей корпорации, несмотря на огромный рост оборонного заказа и экспорта военной техники, очень серьезное внимание уделяется гражданской, или, как принято говорить, народно-хозяйственной продукции. В частности, на производстве подвижного состава в этом году предприятие продемонстрировало очень серьезные новые инновационные подходы.

Например, месяц назад в Щербинке прошел IV Международный железнодорожный салон техники и технологий «EXPO-1520». Корпорация УВЗ представила самую масштабную экспозицию. Среди них – семь натурных образцов вагонов различного класса, созданных полностью из композиционных материалов и не имеющих аналогов в мире. Это прорыв в области применения новых технологий и материалов для массового производства. Притом что загрузка предприятия по оборонной тематике вполне позволяет жить безбедно, именно интерес к гражданским отраслям дает возможность определить перспективу развития на будущее.

Вагон из композитных материалов легкий и прочный одновременно, а его характеристики на 35% выше, чем у стандартного. Тележка имеет повышенную грузоподъемность, а сам вагон может перевозить на 10 тонн больше груза, чем его стандартный аналог. При этом экономическая составляющая позволяет максимально заинтересовать потребителя эффективным соотношением «цена – качество».

В корпорации «Уралвагонзавод» прекрасно понимают, что монопродукт – он всегда ущербный. Именно поэтому диверсификация производства на наших предприятиях предполагает, что 50% должно уделяться военной составляющей, а остальные 50% – отдаваться развитию гражданских отраслей.

Как распределяются приоритеты межрегионального и международного сотрудничества в стратегии развития корпорации Уралвагонзавода?

Здесь нет определенной цели развивать только международное или только межрегиональное сотрудничество. Стратегия не определяется такой расстановкой, все зависит от продукта.

В частности, если мы говорим о новых модификациях подвижного состава, мы притягиваем заводы, которые к этому имеют отношение и, прежде всего, способны производить конкурентоспособную продукцию. В области военной техники – подтягиваем российских производителей. Если у них по какой-то причине нет комплектующих соответствующего качества, тогда УВЗ выходит на международный рынок.

Наглядный пример – тепловизионная камера для приборов ночного видения. Она разработана на основе французской камеры. Успешное сотрудничество с французскими производителями ведется уже на протяжении десяти лет. Корпорация «Уралвагонзавод» комплектует свои машины изделиями из Белоруссии, Вологодской области, а также за счет кооперации с иностранными производителями.

Но, комплектуя приборы ночного видения французской камерой, мы готовим отечественные предприятия к тому, чтобы их продукция отвечала тем высоким международным требованиям, которые сегодня предъявляет рынок заказываемой техники. Поэтому, бесспорно, ориентиры на межрегиональное сотрудничество мы со счетов не снимаем.

В корпорации «Уралвагонзавод» есть примеры сотрудничества, основанного на механизме ГЧП?

Примеров сотрудничества, основанного на государственно-частном партнерстве, у нас нет, потому что в производстве военной техники есть много ограничений, связанных и с государственной тайной, и с лицензированием деятельности. Поэтому в данном вопросе, конечно, дела обстоят хуже, это проблема для нас сегодня актуальная, но она решается не столь активно в силу вышеуказанных обстоятельств.

Как на предприятии выстраивается программа подготовки профессиональных кадров?

Сегодня подготовке специалистов уделяется первостепенное внимание. В период 90-х, когда сжималось производство, в том числе и на предприятиях ОПК, мы потеряли очень много специалистов, а главное – потеряли интерес молодежи к приобретению профессиональных навыков.

В корпорации «УВЗ» существует целая система подготовки. Есть подготовка по линии высшего, среднего и профессионального образования, а также переподготовки кадров, что осуществляется, прежде всего, через корпоративный университет, действующий в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле.

Сегодня большая армия молодежи с начальным и высшим профобразованием приходит на предприятия. В концерне и зарплаты достаточно высокие, и работа стабильная, но, чтобы достигнуть определенной квалификации, они должны поработать еще с десяток лет. Этот аспект тоже находится под пристальным вниманием.

Если сравнивать с другими отраслями ОПК, эти задачи корпорацией УВЗ более успешно решаются, чем в других отраслях. Мне трудно комментировать ситуацию в космической или авиаотросли, но на большинстве наших предприятий, наряду с договорами по подготовке кадров с учебными заведениями, существуют еще свои структуры, которые занимаются подготовкой электриков, сварщиков, машинистов электромостовых кранов, токарей, фрезеровщиков.

Предприятие может пожаловаться на отток молодежи?

Нет, мы не ощущаем оттока. Может быть, и притока такого нет, какой был в советское время, но оттока явно нет, что не может не радовать.

Вы рассматриваете сегодня возможность набора молодежи из числа менеджеров с высшим образованием?

Сегодня профессиональные кадры на предприятия приходят через специальные агентства. Их привозят и в Челябинск, и в Екатеринбург, и в Нижний Тагил. Что касается центра, то здесь сложно ответить, потому что престижность столичных мегаполисов не позволяет многим уехать в глубинку. Но, в принципе, мы готовы принимать такое пополнение штата.

Сегодня уровень жизни в Москве, конечно, выше, чем в Нижнем Тагиле.

Но, как представляется, интересная работа на ведущих предприятиях ОПК, возможность карьерного роста в такой престижной структуре вполне могут взять верх над прелестями столичных мегаполисов...

Единицы проявляют к этому интерес. Уровень жизни в Москве пока сложно преодолеть. Поэтому эта тенденция не носит массового характера.

Может быть, нужна федеральная программа, чтобы привлекать из других регионов невостребованные резервы?

Конечно, как говорил недавно премьер Дмитрий Медведев на форуме в Сочи, надо готовиться к смене места жительства и профессии. Но к этому наше общество еще не готово. У нас сразу встает масса проблем: как быть с жильем, с учебой детей. Да и сложившийся менталитет нельзя не учитывать. Это целый комплекс вопросов, поэтому и мобильности у нашего населения пока такой нет.

 Материал «ТПП-Информ»

Редакция

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more