Капитал Страны
22 ОКТ, 19:09 МСК
USD (ЦБ)    57,5118
EUR (ЦБ)    67,8927
ИЗМИР

Тушение пожара бензином. Зачем президент снова повысил акцизы на топливо

3 Марта 2016 12436 5 Экономика
Тушение пожара бензином. Зачем президент снова повысил акцизы на топливо

С 1 апреля этого года повысятся ставки акцизов на автомобильное топливо. Соответствующий документ президент РФ Владимир Путин подписал в минувший понедельник. Глава Минфина Силуанов заявляет, что данное решение на стоимости бензина скажется слабо и поводов для беспокойства у автомобилистов быть не должно, зато повышение акцизов позволит привлечь в бюджет дополнительно около 80 млрд руб. Однако, эксперты полагают, что подобная борьба с бюджетным дефицитом не сильно поможет решить текущие финансовые проблемы, зато принесет вред экономике в целом. К каким же последствиям может привести рост топливных акцизов, кто выиграет и кто проиграет от этого закона?

На сколько повышаются акцизы?

С 1 апреля ставка акциза на литр бензина вырастет на 2 рубля, на литр дизтоплива – на 1 рубль. В текущем году это уже второе повышение акцизов на топливо – в январе этого года сборы на бензин были увеличены на 36,1%, на дизтопливо – на 20%. В последний раз дважды за год топливные акцизы повышали в 2013 году.

Чем объясняет правительство необходимость повышения акцизов?

На заседании Госдумы замминистра финансов Юрий Зубарев сообщил, что повышение акцизов является мерой вынужденной. По оценкам чиновников, к концу года, при текущей стоимости энергоносителей и сохраняющемся курсе рубля, объем выпадающих доходов может превысить 2 трлн руб., а это около 20% расходной части бюджета. Ситуация является более чем серьезной, поэтому, по заявлению замминистра, правительство вынуждено задействовать все возможности для сокращения дефицита госбюджета. Еще один источник в Минфине ранее объяснял необходимость повышения акцизов тем, что эта мера является единственной возможностью пополнить дорожные фонды и обещал, что при росте стоимости нефти Минфин предложит ставки акциза снизить. Специалисты полагают, что на подобные обещания слишком рассчитывать не следует.

При проведении «налогового маневра» год назад было понятно, что цены на бензин вырастут, и поэтому правительство планировало снизить топливный акциз. Но вместо этого он только вырос. При его повышении опять же планировали отменить транспортный налог, но снова ситуация не позволила. Очень хотели отменить транспортный налог большегрузам при внедрении «Платона», но снова «забыли».

Как скажется повышение акцизов на стоимости бензина?

Замглавы Минфина Зубарев полагает, что возможный рост цен на бензин будет находиться в рамках прогнозируемой инфляции – 7–8%. В Минэнерго полагают, что рост стоимости бензина будет находиться в пределах 10%, такой же оценки придерживаются и вице-премьер Дворкович и глава ЛУКОЙЛа Алекперов. Глава ФАС Игорь Артемьев полагает, что из-за увеличения стоимости акцизов цена бензина вырастет на 2–3%, и объясняет это ограниченным платежеспособным спросом со стороны населения. По мнению главы Минфина Силуанова, розничная цена бензина останется на прежнем уровне. Зампред комитета Госдумы по налогам и сборам Глеб Хор сообщает, что расчета влияния стоимости акциза на цену бензина и величину инфляции нет вовсе.

Эксперты чаще всего оценивают рост цены на бензин от нововведения величиной в 15%, вице-президент ЛУКОЙЛа Владимир Некрасов сообщал ранее, что с новогодним повышением акцизов компания потеряла около 30 млрд руб., и при очередном росте акцизов будет вынуждена поднять цену на бензин в рознице на 2 рубля.
Когда в 2013 году дважды повышали акцизы, цена на бензин вырастала примерно на 1,5 рубля на каждый 1 рубль акцизного повышения.

Повлияет ли повышение акцизов на рост цен на товары?

По расчетам экспертов, если цены на бензин вырастут, согласно прогнозам Минфина, на 7%, то рост акцизов увеличит инфляцию на 0,3–0,4%. Председатель комитета Госдумы по бюджету Андрей Макаров полагает, что рост акцизов скажется на затратах сельского хозяйства и армии, однако величина этих затрат неизвестна – правительство соответствующих расчетов не представило.

Экономисты считают, что рост акцизов добавит к инфляции несколько процентов и в итоге она может вырасти до 20%.

Депутаты от ЛДПР подсчитали, что повышение топливного акциза обойдется гражданам России в 300 млрд руб.

Помогут ли топливные сборы решить проблему бюджетного дефицита?

По данным Минфина, «дыра» в бюджете может составить 2–2,6 трлн руб. Предполагаемый доход от повышения топливного акциза оценивается в сумму, близкую к 80 млрд руб. То есть, около 3% бюджетного дефицита. По мнению многих экспертов и депутатов ГД, компенсации сельхозпроизводителям для покрытия их потерь от роста акцизов превысят этот предполагаемый доход многократно. Если же этих компенсаций не делать, то программа импортозамещения в сельском хозяйстве потеряет всякий смысл.

Как повлияет рост акцизов на состоянии дорожных фондов?

Если предполагаемую сумму дохода бюджета от роста акцизов разделить на число субъектов федерации, то каждому из них достанется менее 800 млн руб. Дорожный фонд, к примеру, Иркутской области на 2016 год составляет почти 8 млрд руб. То есть прибавка ничего кардинально изменить не сможет. При текущей цене строительства (в среднем по России около 150 млн руб. за километр двухполосной автодороги) на вырученные от роста акцизов средства можно построить немногим более 500 км автотрасс.

Как скажется повышение топливных сборов на автолюбителях и автоперевозчиках?

По данным опроса, проведенного «Агентством нефтегазовой информации», более 70% граждан возмущены увеличением акцизов на топливо. По данным аналитического агентства «Автостат», за прошлый год 40% автолюбителей стали пользоваться автомобилем только по мере нужды, а 37% отказались от дальних поездок. Повышение топливных сборов только усилит эти тенденции.

Вряд ли обрадует рост акцизов и автоперевозчиков. По сей день продолжаются акции протеста дальнобойщиков, связанные с внедрением системы «Платон». Рост акцизов на бензин способствовать снижению протестного движения явно не будет.

Кстати, с осени прошлого года система «Платон» собрала в дорожный фонд около 3,5 млрд руб., затраты на ее внедрение составили около 30 млрд руб. Государство должно в этом году перечислить «Платону» концессионную плату в размере около 8млрд руб.

Кто выиграет от повышения топливных акцизов?

По сообщениям экспертов, крупные нефтяные компании, владеющие всей производственной цепочкой от скважины и до бензоколонки, имеют прибыль от розницы более 20%. Мелкие участники рынка нефтепродуктов такой прибыли не имеют. Отдельно взятая бензозаправка зарабатывает в пределах 15% от стоимости бензина. При повышении акциза и одновременном сдерживании розничных цен усилиями ФАС, мелкие игроки уйдут с рынка, после чего цены на бензин будут отпущены.

Некоторые эксперты полагают, что повышение акцизов могли пролоббировать крупные импортеры сельхозпродукции, как российские, так и иностранные. Подобное повышение акцизов перед посевной без субсидий на приобретение топлива (а программ субсидирования пока нет), приведет к разорению многих фермерских хозяйств.

Как долго может продолжаться рост цен на бензин?

В 2000 году нефть стоила примерно столько же, как и сегодня. Бензин на российских заправках стоил около 8 руб. за литр. Сегодня его цена почти в 5 раз выше. Делается это с помощью системы налогообложения нефтяной отрасли. Сегодня цена в Европе на бензин в пересчете на рубли примерно в 2 с лишним раза выше российской. Российским нефтяным компаниям гораздо выгоднее торговать нефтепродуктами и сырой нефтью на европейском рынке, нежели на российском. Очень способствовал такому положению дел и пресловутый «налоговый маневр». Торговля бензином на отечественном рынке для крупных нефтяных компаний является скорее чем то вроде «социальной нагрузки». А социальная сфера у нас в стране стремительно сокращается.

Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
01.04.2016 0 0
я:

Надо гнать клику медвопутов сраной метлой, как неспособных наладить условия жизни в богатейшей стране мира

09.03.2016 1 0
Толя2:

Когда смотришь на бесконечные пробки, состоящие в основном из "членовозов" (по Лужкову), "кушающих" от 20 л. на сотню, понимаешь, что неплохо было бы поднять бензин и до 50 руб./л. Свободней будет на дорогах - меньше бензина будет уходить на маршрут. Что касается фермеров, то им должна быть предусмотрена компенсация пропорционально сданному товару...

07.03.2016 2 0
Дмитрий:

Последние штаны хотят снять с народа.Нашим думцам то какое дело до нас? Им главное зарплату свою сберечь(400000). А ведь можно установить им зарплату на общероссийском уровне, вот тогда они подумают, а как же это можно прожить на 25000р. Да еще и машину надо заправить и застраховать. Это-же касается и наших великих топ-менеджеров типа Миллера. Это надо каким (умом) обладать, чтобы работая в госкомпании получать 25млн долларов в год. СКОТСТВО ДА И ТОЛЬКО. И вся эта гоп-компашка плевать хотела на нас с Вами.

04.03.2016 0 0
Сергей:

Председатель партии "Справедливая Россия" С.М.Миронов верно заметил: «В пятницу коллеги из "Единой России" сразу в трех чтениях приняли закон о повышении акцизов на моторное топливо. Мы, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", голосовали против этого решения. Мы считаем, что ежеквартальный рост поборов – это вовсе не "антикризисная", а антинародная мера правительства, которую, как по команде, поддержало думское большинство». Топливные акцизы уже выросли с 1 января 2016, следующее повышение произойдет с 1 апреля. В Минфине рассчитывают получить в бюджет около 90 миллиардов рублей, но разве нет других источников? Например, введение прогрессивной шкалы подоходного налога могла бы принести в бюджет изрядные средства. Почему на нее не переходят?

03.03.2016 3 0
key:

а как же конституция где недра принадлежат народу. Все кто имеет с продажи ресурсов должны 97% прибыли перечислять на социалку а 3% им за глаза хватит а то как жирные коты уже не знают что можно хотеть.

Статьи

Собчак против всех. Кому выгодно выдвижение в президенты звезды шоу-бизнеса

Собчак против всех. Кому выгодно выдвижение в президенты звезды шоу-бизнеса
Политика

На здоровье! Кто подкинул Путину идею нового сбора на медицину и образование

На здоровье! Кто подкинул Путину идею нового сбора на медицину и образование
Экономика 1

Глашатаи мировой революции. Зачем Путину фестиваль левой молодежи в Сочи

Глашатаи мировой революции. Зачем Путину фестиваль левой молодежи в Сочи
Политика

Черные дыры экономики. Каким регионам больше всего повезло с дотациями

Черные дыры экономики. Каким регионам больше всего повезло с дотациями
Экономика

Узнай, страна

Гала-концерт XIX Всемирного Фестиваля молодежи и студентов в Сочи

Гала-концерт  XIX Всемирного Фестиваля молодежи и студентов в Сочи

Русский танец для детей и молодежи Китая

Русский танец для детей и молодежи Китая

Новости компаний

Ровно сто лет исполнилось российскому институту торгово-промышленных палат

Ровно сто лет исполнилось российскому институту торгово-промышленных палат

Президент ТПП РФ Сергей Катырин на «Агропродмаше-2017» отметил рост числа российских экспортеров

Президент ТПП РФ Сергей Катырин на «Агропродмаше-2017» отметил рост числа российских экспортеров

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте