Капитал Страны
23 ОКТ, 06:12 МСК
USD (ЦБ)    57,5118
EUR (ЦБ)    67,8927
ИЗМИР

Транспортная революция. Зачем Москва взялась за общественный транспорт

29 Сентября 2017 7269 1 Новые возможности
Транспортная революция. Зачем Москва взялась за общественный транспорт

В Москве грядут революционные изменения в работе городского наземного транспорта. Нескольких десятков маршрутов автобусов, троллейбусов и трамваев будут изменены – многие из них будут проходить через центр города. Как теперь будет работать схема наземного транспорта, и зачем нужно перекраивать транспортную систему столицы? Попробуем разобраться.

Метро – наше все

Московский общественный транспорт состоит из нескольких компонент: это – метро, автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутные такси. Во всем этом многообразии в рамках одной статьи досконально разобраться невозможно. Тем более что и сведения о функционировании этой гигантской системы весьма противоречивы. Но давайте расставим некие реперные точки.

Мы все привыкли к тому, что в Москве у общественного транспорта есть «наше все» – метро, куда на экскурсии водят иностранных туристов. Стоят они, на свои гаджеты все красоты подземных станций снимают – любо-дорого смотреть. Нет у них, у буржуинов, ничего подобного.

А теперь строительство московской подземки разворачивается немереными темпами – третье транспортное кольцо, продление радиальных линий в новые спальные районы за МКАД.

Мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что третий пересадочный контур московского метро может быть запущен в ноябре этого года (первая очередь). В завершении строительства он будет включать 31 пересадочную станцию. Общая протяженность линий составит 67 километров. Но и это еще не все.

10 сентября 2016 года состоялось открытие регулярного пассажирского движения электропоездов (городская электричка) по Малому кольцу Московской железной дороги (МКЖД). Проект предполагает строительство 31 транспортно-пересадочного узла, обеспечивающих пересадку с радиальных линий метрополитена, а также с действующих линий подмосковных электричек. Для осуществления перевозок будет спроектирован и закуплен современный подвижной состав, учитывающий специфику этой транспортной системы. Предполагается, что, начиная с 2016 года, МКЖД ежегодно будет перевозить до 285 млн пассажиров в год, что сопоставимо с пассажиропотоком на активных ветках метро.

Притча во языцех

Конечно, транспортные проблемы в Москве есть, наши пробки стали уже «притчей во языцех». Так, по сведениям ГИБДД, количество автомобилей, зарегистрированных в московском регионе, превысило восемь миллионов (4,88 млн в столице и 3,17 млн в области). 6,72 млн из них – легковые машины. Ежедневно в Москве за руль садится около 3,5 млн человек.

Проблема с московским трафиком как была, так и осталась, хотя, как рапортует Мосгортранс, все лучше жить нам становится. «Нам удалось увеличить скорость движения на столичных дорогах более чем на 13% – с 45 км/ч в 2010 году до 51 км/ч в 2016 году», – пояснил заместитель мэра по транспорту Максим Ликсутов. Все эти цифры – «средняя температура по больнице». А что происходит на самом деле.

Начнем с того, что в Москве очень много подмосковных машин, на которых люди из ближнего и «среднего» Подмосковья каждый день ездят на работу в Москву, а на выходные – по магазинам и центрам развлечений, зачастую в центр города. А москвичи – на дачи и обратно. Поэтому скорость движения ночью и в час-пик – вещи совершенно разные. Да и в разных районах они могут отличаться на порядок

И еще один момент. Так называемые «выносные» магистрали, упираются за МКАД в подмосковные шоссе, которые имеют, зачастую, вдвое меньше полос, чем их московские собратья. Вот и утыкается легковой автотранспорт в пробки перед кольцевой дорогой и за ней. Также стоит отметить кольцевую структуру города, которая никак не способствует движению этой гигантской стаи машин.

И вот в правительстве Москвы активно обсуждается новый проект – «Магистраль», касающийся принципиального изменения движения в городе наземного пассажирского транспорта. И реализация этого проекта должна, по замыслам мэрии, помочь разрешить транспортные проблемы столицы.

Проект «Магистраль»

Во-первых, все маршруты разбиваются на три категории – магистральные, районные и социальные.

Магистральных маршрутов будет по плану семнадцать. Ходить по ним будут в основном автобусы. Но, говорят, по паре штук таких маршрутов достанется трамваям и троллейбусам. Магистральные маршруты – самые длинные, они выходят из окраинных районов Москвы и приходят в центр. Далее они делятся на две категории. Маршруты первой категории разворачиваются и возвращаются в свой родной район. А маршруты второй категории пересекают центр и продолжают свой путь в спальные районы в другой части города. При этом на Лубянской и Славянской площадях будут организованы пересадочные узлы, где можно будет пересесть с одного маршрута на другой. Транспортные средства магистральных маршрутов будут ходить чаще всего, каждые 5-10 минут, и должны, по замыслу Мосгортранса, стать полноценной альтернативой метрополитену.

Теперь о районных маршрутах. Предполагается, что они будут не такими востребованными, как магистральные. Поэтому они будут ходить немного реже, раз в 10-15 минут – в интервальности и кроется основное отличие. Районные маршруты не будут локализованы только в спальных районах, а также будут проходить своим путем по центральным улицам, хотя их протяженность будет меньше чем у магистральных.

Социальные маршруты будут ходить еще реже, чем районные. Но их главная задача – не доставить пассажиров в центр, а объехать по пути максимальное количество социально значимых мест, к которым относятся поликлиники, МФЦ, управы, собесы и так далее. Они будут ходить раз в 20-30 минут.

Все новые автобусы будут разделены на три вида типоразмеров – M, L, S – по числу помещающихся в них пассажиров. Обнаружить их пока при беглом осмотре на улицах Москвы не удалось.

По планам Мосгортранса специально под «Магистраль» предполагается пустить около 370 единиц наземного пассажирского транспорта. Но и это еще не все. Транспортная революция московского наземного транспорта продолжится и дальше. К чему она приведет – жизнь покажет. А любая революция, как известно, кого-то поднимает на гребень волны, а кого-то сбрасывает в пучину. Так вот, про сбрасываемых в пучину.

Последний троллейбус плывет по Москве

«Последний троллейбус плывет по Москве

Москва, как река затухает

И Боль, что скворченком стучала в виске

Стихает, стихает»

– писал когда-то Окуджава. Ну, вот, похоже, и приплывает, этот троллейбус. Или скоро приплывет.

Тут надо сказать, что троллейбус является частью истории современной Москвы, одним из ее символов. Но вот и конкретные факты, а не просто лирика.

Итак, с чего начиналась история этого, как теперь выясняется, «транспортного динозавра».

Проектирование моделей троллейбусов началось в 1932 году. Сначала решили закупить немецкие машины, но потом стали делать свои. В 1933 году был запущен первый маршрут – от Тверской заставы до села Всехсватовского – это где сейчас станция метро «Сокол». Вот как выросла Москва!

Изначально троллейбус рассматривался как пригородный транспорт, но «рогатые животные» понравились москвичам. И их решили пустить и в центральных районах города. Вся эта история началась в 1934 году, когда единственный на то время троллейбусный маршрут был продлен до Площади Революции.

В 1935 году в Москве курсировало уже 57 троллейбусов, которые постепенно заменяли трамваи. Именно так появился уже легендарный маршрут «Б» или, как говорили в народе, «Букашка», который ходил по Садовому Кольцу.

К началу 60-х годов прошлого века, московская троллейбусная сеть становится самой протяженной в мире. Ее длина была более 1200 километров, которые обслуживали около 2000 «рогатых» машин, жившие в 7 троллейбусных парках.

Ну да ладно. Это все «дела давно минувших лет, преданья старины глубокой». А что сейчас?

Троллейбусная сеть Москвы не претерпевала существенных изменений с конца 1970-х годов до середины 2010-х годов, строительство новых линий было фактически заморожено, движение троллейбусов в центре постепенно свертывалось. И сейчас ее будущее остается неопределенным.

В январе 2014 года генеральный директор ГУП «Мосгортранс» Евгений Михайлов в интервью телеканалу «Москва 24» сообщил о том, что «приобретение меньшего количества троллейбусов связано с разработкой плана реформирования троллейбусного движения до 2020 года, предусматривающего вывод из эксплуатации троллейбусов и замену подвижного состава на автобусы».

До конца 2017 года, по неофициальным данным, будут закрыты без компенсации маршруты № 12, 30. Будут переведены на автобусы маршруты № м4, 4, 7, 8, 11, 14, 17, 20, 22, 24, 27, 28, 34, 36, 37, 38, 41, 42, 49, 52, 56, 57, 61, 65, 70, 73, 76, 80, 82, 83. К концу года планируется оставить не более 600 троллейбусов и 3 действующие площадки (бывший 1-й троллейбусный парк, 8-й троллейбусный парк и Новокосинский автобусно-троллейбусный парк).

А куда же троллейбусы девать. Говорят злые языки, на утилизацию свозят в Подмосковье. Вполне такие еще «рабочие лошадки». Ну и троллейбусные парки ликвидируют потихоньку.

И то правильно. Понастроили их в свое (советское) время на окраинах города. А теперь – это, считай, почти центр. Земля там стоит немерено, что же «рогатым» ее занимать.

Дорого обслуживать троллейбусный парк, не поворотливые эти «рогатые животные», движение затрудняют на дорогах, ну и все такое. Между тем, на современные троллейбусы ставят аккумуляторные батареи, на которых эта машина, опустив свои рога, может в автономном режиме проехать до пяти километров. Заряжаются батареи от контактной линии. Но об этом как-то никто не думает. Или не хочет думать.

И теперь правительство Москвы решило вместо «рогатых» автобусы пустить. Для начала внутри Садового кольца. И автобусы будут с двигателями стандарта Евро-5, т.е. экологию они не испортят. Что такое автобусы с двигателями стандарта Евро-5 – никому не известно. Но технологии развиваются. Глядишь, и появятся когда-нибудь они на улицах Москвы. Чего на свете не бывает!

А то, еще говорят, пустим электробусы.

Мы уже писали о том, что это за звери такие. Если коротко – то это обычный автобус, у которого двигатель внутреннего сгорания заменен на электрические батареи, которые подзаряжаются на конечных остановках. Как говорят производители, электробус примерно на 30% дороже обычного дизельного автобуса. Но зато в эксплуатации дешевле. Так что начальные затраты покроются.

На сегодняшний день претендентов на поставку электробусов в Москву – четыре. Это наш КАМАЗ, китайский Yutong, финский Linkker, и белорусские электробусы – и там их, оказывается, тоже производят. Испытания всех претендентов, по слухам, вроде проведены. Результатов нет. Да и критерии, по которым будет выбираться победитель тендера, – не определены.

Официально говорится о ликвидации троллейбусного сообщения в пределах Садового кольца. Но вот Измайлово – это такой старый спальный район на востоке Москвы, примыкающий к МКАД. Так вот там два троллейбусных маршрута 51 и 55 убрали. И заменили их на автобусные. Обычные дизели ходят. Никакие Евро-5, никакие электробусы.

Так, что, процесс, вроде бы, пошел по всей Москве, а не только в центре.

И вот что интересно: на Садовом кольце троллейбусы, тот самый знаменитый маршрут «Б» – «букашку», сначала убрали, и автобусы поставили. А теперь опять «букашку», как говорят, вернули. Вот и понимай, что происходит.

Время проходит и все меняется. Вот великий поэт писал в молодости:

«Ни страны, ни погоста не хочу выбирать,

На Васильевский остров я приду умирать»

А потом выбрал – и страну, и погост. Что выберет в итоге правительство Москвы – никому неизвестно.

Новые маршрутки

По планам Мосгортранса, привычные маршрутки с улиц города уберут. И заменят их на новые. Они будут работать не по «черным» схемам, как было ранее, когда пассажир, садясь в это транспортное средство, отдавал водителю положенную сумму наличными, никакого билета не получал и ехал по своим делам. Теперь все будет как в остальном транспорте – оплата проезда по общим московским транспортным картам всех видов. И по социальным картам на них можно будет ездить. Видел я одну такую. Синюю, каким и должен стать весь московский наземный пассажирский транспорт. От компании IVECO. Проехать, правда, не удалось. Стояла «на приколе» без водителя и пассажиров. Народ на всяких форумах матерится – мол, интервалы движения увеличились. И не синих маршруток, а обычных. Хотя это же интернет. Может быть, это и не народ пишет, а враги народа.

Светлое будущее трамвая

Сегодня протяженность московской трамвайной сети составляет 417 километров. В будние дни по 47 маршрутам проезжает более 620 трамваев. 17 марта трамвайный парк пополнили новые низкопольные составы «Витязь-М» – вместительные, удобные и тихие. За три года столица получит 300 таких вагонов российского производства, 100 из которых — в 2017 году. Так что трамваю пока ничего не угрожает. Более того, трамвайную сеть предполагается расширять.

У матросов есть вопросы

«Я наших планов люблю громадье

Размаха шаги саженьи»,

– писал Маяковский. Мы тоже любим. Но есть, есть вопросы у простых граждан. Вот, например.

Как изменится трафик в центре Москвы, когда по узким улочкам пойдет весь этот поток общественного транспорта? Ничего страшного, говорят в Мосгортрансе. Личных автомобилей в центре становится все меньше и меньше. Парковаться негде, парковочные места дорогие.

Ну, начнем с того, что для государственных учреждений, коих в центре Москвы, как грязи, конечно, ничего не изменится. Как ездили, так ездить и будут. Далее у многочисленных крупных компаний, чьи офисы находятся там же, в центре, есть служебные и подземные парковки. Так что, как ехали утром и вечером с работы – на работу, так и будут ездить. Да и в Москве полно «простых» граждан, которым за парковку заплатить, что коробку спичек купить. И где же там, в центре, поместиться магистральным автобусам? На узких улочках центра ввести выделенные полосы общественного транспорта – нереально.

А как организовать пересадочные узлы в центре Москвы, скажем на Лубянке? Инфраструктуры для этого сейчас нет. Как люди до центра площади дойдут, чтобы сесть на свои автобусы? Это что, все движение вокруг надо перекрывать? Так тогда весь центр встанет. Или новые подземные переходы рыть? На это время надо и деньги. А «Магистраль» уже в этом октябре стартует.

Ну и, конечно, экология. Нам многие годы говорили, что центр Москвы необходимо разгрузить от автомобильного транспорта. Выхлопы убивают среду обитания, а зеленых насаждений и так не осталось. А тут «Лиазы» со своими дизельными двигателями. Значит, изменилось что-то?

Кажется – да. И на эту экологическую напасть власть управу нашла. Мэр Собянин тут заявил, что скоро вся Москва пересядет на «электробусы». «К концу года мы должны доработать техническое задание и объявить первый конкурс на закупку электробусов. Мы стремимся к тому, чтобы до 2021 года начать закупать исключительно автобусы на электроприводе, так постепенно отказываться от транспорта на моторном топливе», – сказал мэр.

До 2021 года время еще есть, а там посмотрим. Или «ишак сдохнет, или шах помрет», как говаривал Ходжа Насреддин.

Но дизели, по планам мэрии, пойдут уже с октября этого года, а электробусы начнут закупать через несколько лет. Если начнут. Ох, не хотел бы я жить в пределах Садового кольца. Но, я, слава богу, там и не живу.

Надо заметить, что инвентарная численность парка автобусов ГУП «Мосгортранс» составляет более 6000 единиц. Сколько будет стоить заменить их всех на электробусы – науке не известно. Где и как они будут подзаряжать свои батареи – тоже. Как это чудо техники поведет себя в условиях московских зим и пробок – тоже вопрос.

А где деньги на автобусы, которые заменят троллейбусы? Это же не «небесная манна», за них платить надо.

В общем, внятного объяснения происходящим событиям нет. Так вот все и происходит, «в тишине и в тайне». И то правильно. Реновация на носу. А тут какие-то троллейбусы и организация движения городского транспорта в Москве.

Сергей Егорушкин

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
07:47, 16.10 0 0
иосиф:

раньше на проезд хватало 6 копеек -автобус троллейбус ,трамвай 3 коп. литр бензина от 4-до 6

Статьи

Собчак против всех. Кому выгодно выдвижение в президенты звезды шоу-бизнеса

Собчак против всех. Кому выгодно выдвижение в президенты звезды шоу-бизнеса
Политика

На здоровье! Кто подкинул Путину идею нового сбора на медицину и образование

На здоровье! Кто подкинул Путину идею нового сбора на медицину и образование
Экономика 1

Глашатаи мировой революции. Зачем Путину фестиваль левой молодежи в Сочи

Глашатаи мировой революции. Зачем Путину фестиваль левой молодежи в Сочи
Политика

Черные дыры экономики. Каким регионам больше всего повезло с дотациями

Черные дыры экономики. Каким регионам больше всего повезло с дотациями
Экономика

Узнай, страна

Гала-концерт XIX Всемирного Фестиваля молодежи и студентов в Сочи

Гала-концерт  XIX Всемирного Фестиваля молодежи и студентов в Сочи

Русский танец для детей и молодежи Китая

Русский танец для детей и молодежи Китая

Новости компаний

Ровно сто лет исполнилось российскому институту торгово-промышленных палат

Ровно сто лет исполнилось российскому институту торгово-промышленных палат

Президент ТПП РФ Сергей Катырин на «Агропродмаше-2017» отметил рост числа российских экспортеров

Президент ТПП РФ Сергей Катырин на «Агропродмаше-2017» отметил рост числа российских экспортеров

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте