Капитал Страны
20 ЯНВ, 05:04 МСК
USD (ЦБ)    59,3521
EUR (ЦБ)    63,1803

Технологические платформы и инновационная активность

8 Февраля 2012 22852 2 Экономика
Технологические платформы и инновационная активность

Российское правительство продолжает гонку за высокой задачей – построением инновационной экономики. Для этого оно использует массу изощренных инструментов государственного регулирования. Сегодня к ним добавляются так называемые технологические платформы. Что это такое? Как их следует формировать и чего от них можно ожидать?

1. Что такое технологическая платформа?

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 №1662-р, в рамках повышения национальной конкурентоспособности, развития науки, национальной инновационной системы и технологий предполагается развитие инструментов стимулирования взаимодействия научных, образовательных организаций и бизнеса в инновационной сфере, в том числе путем формирования технологических платформ. Делается это в целях обеспечения взаимодействия бизнеса и науки по определению и развитию перспективных направлений технологического развития, развития механизма софинансирования расходов компаний на проведение исследований и разработок с применением системы предоставления грантов, софинансирования реализации сетевых инновационных проектов, поддержки долгосрочных инновационных партнерств по приоритетным для развития экономики технологическим направлениям. Таким образом, технологические платформы выступают перспективными объектами инновационной инфраструктуры, позволяющими обеспечить интеграцию науки и бизнеса, сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях научно-технологического развития страны. Анализ опыта функционирования технологических платформ в Евросоюзе позволяет идентифицировать технологическую платформу как саморегулируемое сетевое объединение передовых научных организаций, лидирующих в отрасли производственных компаний, авторитетных некоммерческих организаций. Участником технологической платформы может выступать и государство в лице своих представителей. Технологические платформы образуются для решения стратегических задач научно-технологического развития, и они рассматриваются как один из механизмов развития приоритетных научно-технологических направлений, определенных в рамках долгосрочного научно-технологического прогноза по методике Форсайта. История развития технологических платформ в Евросоюзе сравнительно небольшая. Первая европейская технологическая платформа по аэронавтике была образована в 2001 году. Тем не менее, на сегодняшний день накоплен значительный опыт деятельности европейских технологических платформ, который в целом показал не только жизнеспособность данного формата сотрудничества науки, бизнеса и государства, но и продемонстрировал его результативность. Учитывая три группы условий формирования технологических платформ (стратегические вызовы, потребности в создании научно-производственных связей, преодоление отраслевых и ведомственных барьеров), наиболее перспективными являются те технологические платформы, которые, во-первых, становятся ответом на наиболее сильный вызов, во-вторых, когда наиболее ярко выражена потребность в создании новых научно-производственных связей для решения стратегических задач, в-третьих, позволяют преодолевать наиболее существенные отраслевые (ведомственные) барьеры. Наконец, перспективность технологических платформ определяется уровнем ожидаемых выгод от кооперации их участников. В Российской Федерации вопросы развития технологических платформ отнесены к ведению Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. В соответствии с п.2 «Порядка формирования перечня технологических платформ», утвержденного решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г., протокол №4, технологическая платформа – это коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития. Формирование и реализация технологических платформ направлена на решение следующих задач:
  1. усиление влияния потребностей бизнеса и общества на реализацию важнейших направлений научно-технологического развития;
  2. выявление новых научно-технологических возможностей модернизации существующих секторов и формирование новых секторов российской экономики;
  3. определение принципиальных направлений совершенствования отраслевого регулирования для быстрого распространения перспективных технологий;
  4. стимулирование инноваций, поддержка научно-технической деятельности и процессов модернизации предприятий с учетом специфики и вариантов развития отраслей и секторов экономики;
  5. расширение научно-производственной кооперации и формирование новых партнерств в инновационной сфере;
  6. совершенствование нормативно-правового регулирования в области научного, научно-технического и инновационного развития.
В ходе реализации деятельности технологических платформ осуществляется:
  • разработка стратегической программы исследований, предусматривающей определение средне- и долгосрочных приоритетов в проведении исследований и разработок, выстраивание механизмов научно-производственной кооперации;
  • формирование программ обучения, определение направлений и принципов развития стандартов, системы сертификации, реализация мер по развитию инновационной инфраструктуры;
  • разработка программы по внедрению и распространению передовых технологий в соответствующих секторах российской экономики, определяющей различные механизмы и источники финансирования, обязательства участников технологической платформы;
  • создание организационной структуры, обеспечивающей необходимые условия реализации взаимодействия между предприятиями, научными и образовательными организациями.
В рамках технологических платформ обеспечивается разработка предложений, направленных на совершенствование регулирования в научно-технологической и инновационной сфере.

2. Опыт построения технологических платформ в России

В 2011 году Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям утвержден перечень 27 технологических платформ по приоритетным направлениям развития науки и технологий. При этом необходимо отметить, что региональная принадлежность организаций-координаторов технологических платформ весьма не диверсифицирована (табл.1).

Таблица 1. Региональная структура организаций-координаторов технологических платформ.
Региональная принадлежность организаций-координаторов Количество технологических платформ, ед.
Томская область 1
Красноярский край 2
Москва – Ярославская область 1
Москва – Московская область 2
Москва – Санкт-Петербург 1
Москва – Московская область – Санкт-Петербург 1
Москва 19
ИТОГО 27
Источник: оценено на основе данных протокола №2 заседания Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 01.04.2011.

Данные табл.1 позволяют сделать вывод о том, что Москва по-прежнему остается центральным регионом в ходе реализации инновационной политики государства. Вместе с тем, выглядит достаточно странным, что промышленный Приволжский федеральный округ в части технологических платформ не представлен ни одной организацией-координатором. Безусловно, в технологические платформы, координируемые организациями из Москвы, могут быть включены организации других регионов, и, более того, сам перечень технологических платформ дополняем. Однако первая очередь технологических платформ, одобренная Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям, показывает низкую степень включенности регионов страны в данный процесс.

3. Принципы формирования технологических платформ

На наш взгляд, территориальная привязка технологических платформ к 6 регионам страны (преимущественно ЦФО и в значительно меньшей степени к СФО и СЗФО) свидетельствует о непродуктивности самого подхода инициирования технологических платформ, осуществленных на федеральном уровне по принципу «сверху – вниз». Более результативным представляется принцип формирования заявок на создание технологических платформ «снизу – вверх», когда инициативы исходят из регионов в федеральный центр (рис.1).

Рис.1. Предлагаемый механизм сбора предложений о создании технологических платформ с привлечением субъектов РФ.
Конечно, сбору заявок от субъектов РФ должна предшествовать подготовительная, в том числе разъяснительная, работа. Тем не менее, не исключено, что некоторые предложения регионов были бы формальными, однако в целом региональные инициативы об образовании и координации технологических платформ учитывали ли бы реальный потенциал и возможности соответствующих научно-исследовательских и производственных организаций, который более объективно можно оценить на местах. В ближайшее время возникнет потребность в оценке перспективности технологических платформ с точки зрения ожидаемой результативности их функционирования. Для этого потребуется система критериев, которые можно условно разделить на внутренние и внешние. Среди внутренних критериев предлагается выделить следующие (перечень не исчерпывающий):
  1. численность и состав участников технологической платформы (производственные организации, научные организации, ассоциации и иные некоммерческие организации, представители государства в лице органов государственной власти);
  2. ресурсный потенциал участников технологической платформы (кадровый потенциал, технологический потенциал, финансовое обеспечение деятельности технологической платформы, формируемое за счет средств ее участников);
  3. уровень потребности и готовности потенциальных участников технологической платформы к кооперации;
  4. ожидаемые потенциальными участниками технологической платформы выгоды и издержки от кооперации;
  5. виды ожидаемой наукоемкой продукции, ее потребительские характеристики и конкурентные преимущества.
Анализ технологических платформ по внутренним критериям позволит оценить их сильные и слабые стороны. Среди внешних критериев оценки перспективности технологических платформ представляется возможным указать следующие:
  1. степень приоритетности в долгосрочном аспекте отраслевых направлений деятельности технологической платформы с точки зрения государства (развитие приоритетных направлений и критических технологий, поддержка определенных отраслей, координация государственных программ) и мирового рынка;
  2. характеристики потенциального рынка для наукоемкой продукции технологической платформы (емкость рынка, темп его роста и др.);
  3. состояние конкурентной среды и ее ожидаемый уровень.
В целом анализ показателей внешних критериев по определению наиболее перспективных технологических платформ позволяет установить потенциальные возможности и вызовы для технологической платформы. Аккумулирование результатов анализа внутренних и внешних критериев (сильных и слабых сторон технологической платформы, ожидаемых возможностей и угроз) позволит использовать SWOT-анализ как инструмент для ранжирования технологических платформ по уровню перспективности. На сегодняшний день детализированные параметры технологических платформ в открытом доступе не представлены. Вместе с тем, предложенный подход к оценке их перспективности позволит рационально использовать инструменты их финансовой поддержки, которые в настоящее время только прорабатываются.
Ха Ле Минь

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
09.02.2012 0 0
Игорь Лавровский:

Да найдите десяток американских венчурных капиталистов, заманите как-нибудь в Россию, и отвалите от них со своими идиотскими познаниями в "организации инновационного бизнеса". Создаётся впечатление, что одни балбесы вычитывают благоглупости в учебниках, а другие балбесы тут же начинают это внедрять. Детсад, да и только...

08.02.2012 0 0
Владимир:

Может следовало бы дать пример технологической платформы? В статье это понятие не получило раскрытия.

Статьи

«Кому вершки, а кому корешки». Как вырастут зарплаты россиян в этом году

«Кому вершки, а кому корешки». Как вырастут зарплаты россиян в этом году
Экономика 1

Вмешательство Хирурга. Зачем власти послали байкера к либералам Гайдаровского форума

Вмешательство Хирурга. Зачем власти послали байкера к либералам Гайдаровского форума
Политика 2

Недоступный алкоголь. Как государство зарабатывает на здоровье россиян

Недоступный алкоголь. Как государство зарабатывает на здоровье россиян
Экономика

«Приукрашивая картину происходящего»: закончился ли в России экономический кризис?

«Приукрашивая картину происходящего»: закончился ли в России экономический кризис?
Интервью и комментарии 1

Узнай, страна

ТЕХНОПАРКИ ШАГАЮТ ПО СТРАНЕ

ТЕХНОПАРКИ ШАГАЮТ ПО СТРАНЕ

Что волнует орловцев?

Что волнует орловцев?

Новости компаний

Сергей Катырин: Неналоговые платежи и поборы с МСП продолжают расти, как грибы после дождя

Сергей Катырин: Неналоговые платежи и поборы с МСП продолжают расти, как грибы после дождя

Генпрокуратура поможет реформировать систему госконтроля

Генпрокуратура поможет реформировать систему госконтроля

Разное

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте