Капитал Страны
25 МАЙ, 19:29 МСК
USD (ЦБ)    56,0701
EUR (ЦБ)    63,0116

Мегапроекты России. Свяжут ли Москву и Казань высокоскоростными поездами?

5 Февраля 2014 8356 1 Новые возможности
Мегапроекты России. Свяжут ли Москву и Казань высокоскоростными поездами?

Высокоскоростное железнодорожное сообщение Москва – Казань стало предметом обсуждений после предложения Владимира Путина вложить средства ФНБ в инфраструктуру. Но РЖД и правительство никак не могут сойтись в принципиальных моментах. Решающее слово за правительством. Почему оно может отложить проект?

Как признался представитель одной из компаний, ведущих переговоры с РЖД об участии в строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань, следить за ситуацией вокруг проекта интересно, но предметных разговор пока не ведется. Газета «Ведомости», ссылаясь на него и свои источники в РЖД, сообщила о появлении, по крайней мере, двух заинтересованных концессионеров, которые могут построить несколько из четырех участков первой высокоскоростной магистрали в России.

Впервые о проекте заговорили после того как президент России Владимир Путин на петербургском экономическом форуме в июне 2013 года предложил потратить часть Фонда национального благосостояния на объекты инфраструктуры. Речь шла о 450 млрд руб. Изначально чиновники предложили модернизировать Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали, построить в рамках государственной программы развития транспортной системы Центральную кольцевую автомобильную дорогу и открыть высокоскоростное сообщение между Москвой и Казанью (так называемое ВСМ-2, ВСМ-1 Москва – Санкт-Петербург остается на бумаге). За последним проектом стояло непосредственно руководство РЖД.

В последующем в Минтрансе определили, что Транссиб и БАМ окупятся в течение 20 лет с минимальными рисками для бюджета. На модернизацию магистралей планируется потратить 562 млрд руб. Из ФНБ государство собирается вложить 150 млрд руб., еще 110 млрд руб. предоставят за счет господдержки, а РЖД инвестирует 302 млрд руб. собственных средств. Но госкорпорацию это не совсем устроило: ее руководство, опираясь на данные угольных компаний, спрогнозировало увеличение экспорта угля из Кузбасса с текущих 32,5 млн тонн в год до 71,8 млн тонн в 2020 году. На основании этого в монополии посчитали необходимым провести дополнительные работы на магистралях, расширить их пропускную способность и поднять стоимость до 1,2 трлн руб. В Минтрансе и Минэкономразвития, видимо, эти аргументы отклонили и не стали комментировать заявления РЖД.

Средства на ЦКАД в размере 150 млрд руб. будут выделены из ФНБ, еще 155,2 млрд руб. потратят по госпрограмме. Как считают в правительстве, риски окупаемости сведет к минимуму выпуск корпоративных облигаций «Автодора». На ВСМ Москва – Казань средств потребовалось гораздо больше. Подготовкой к реализации проекта занялась «дочка» РЖД – компания «Скоростные магистрали», которую в должности генерального директора возглавляет первый вице-премьер РЖД Александр Мишарин. Первоначально стоимость магистрали общей протяженностью 770 км, призванной сократить время в пути с 11,5 часов до 3,5, оценивалась в сумму от 900 млрд до 1 трлн руб. В перспективе ветку могли продлить до Красноярска через Екатеринбург, но даже до Казани магистраль оказалась под вопросом. «Может просто стоит ограничиться скоростной [железной дорогой]», – сказал в частности Путин. Его неуверенность могла стать решающей.

Примерные цифры назывались еще летом, но уже в сентябре «Скоростные магистрали» подняли смету на 140 млрд руб. – до 1,068 трлн. Таким образом, 1 км магистрали стал стоить 1,39 млрд руб., а срок окупаемости увеличился до 40 лет. В РЖД ожидали, что вложения государства будут на уровне 62,7%  от общей стоимости, причем 40% не вернутся. В корпорации хотели, чтобы 380 млрд руб. были выделены безвозмездно. Также 150 млрд руб. предоставлялись из ФНБ, 139 млрд руб. из Пенсионного фонда, 100 млрд руб. планировалось получить под инфраструктурные облигации, на 81 млрд руб. предполагались бюджетные гранты. В подготовленном финансовом плане инвестиции РЖД не превышали 30,8 млрд руб., негосударственные компании инвестировали еще 43,4 млрд, а объем кредитов оценивался в 223,9 млрд. В Минэкономразвития и Минфине засомневались в проекте и выступили с его критикой.

На сочинском инвестиционном форуме в сентябре 2013 года министр экономики Алексей Улюкаев назвал нереалистичным прогнозы по пассажиропотоку, который к 2020 году, по расчетам РЖД, достигнет 7,4 млн человек, а к 2050 году – 14,1 млн. Он не нашел оснований для такой оценки. Министр финансов Антон Силуанов увидел бюджетные риски в строительстве магистрали. Вице-премьер Аркадий Дворкович подчеркнул, что сроки окупаемости дорогостоящего проекта могут превысить ожидаемые 40 лет. После правительственной критики «Скоростные магистрали» сократили смету на 17% – до 855 млрд руб. Об этом свидетельствовала конкурсная документация, подготовленная для проектировщиков. Цена за километр осталась прежней, из сметы РЖД исключили расходы на реконструкцию трех вокзалов в Москве, Нижнем Новгороде и Казани общей стоимостью 37 млрд руб., строительство гостиничных комплексов и расходы на покупку подвижного состава, который обойдется в 50 млрд руб.

Конкурс проектов собирались объявить 4 октября 2013 года, подвести итоги в январе 2015, затем приступить к строительству и изящно запустить магистраль к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Два международных консорциума подали заявки на участие в конкурсе. В первый вошли Deutsche Bahn (Германия), Ineco (Испания), «Ленгипротранс» и «Росжелдорпроект». Во втором консорциуме оказались китайские компании CRCC, FSDI и Thales, а также Italfeer (Италия), SNCF (Франция) и Acciona (Испания). Но до начала проведения конкурса нужно было утвердить концепцию в правительстве. Только в январе министр транспорта Максим Соколов сказал, что проект может быть одобрен весной этого года. По его словам, правительство издаст инвестиционную декларацию проекта, в которой будет прописано решение по финансированию со стороны государства. Между тем Владимир Путин обещал РЖД предоставить первый транш на 16 млрд руб. в декабре прошлого года, но РЖД ничего не получили.

16 января премьер-министр Дмитрий Медведев предложил отложить проект до более «энергичной» ситуации в экономике. Тогда глава РЖД Владимир Якунин попросил премьера о встрече, на которой он хотел представить обновленный проект по строительству магистрали. Изменения коснулись следующего: 770 км разбиваются на четыре участка от Москвы до Владимира, от Владимира до Нижнего Новгорода, от Нижнего Новгорода до Чебоксар и от Чебоксар до Казани. Во-вторых, три участка будут построены за счет концессий, но магистраль от Москвы во Владимир стоимостью 384 млрд руб. государство построит вместе с РЖД. Высокую цену в госмонополии объяснили дорогой землей в Московской и Владимирской области. После окончания строительных работ 75,6% «Скоростных магистралей» перейдут в собственность государства, инвесторы получают 14,2%, а РЖД – 10,1%.

Но, несмотря на энергию и расторопность руководства РЖД, в правительстве не спешат рисковать деньгами ФНБ и Пенсионного фонда. Обоснованность инвестиций чиновникам не очевидна, а РЖД не может ее доказать, ведь 40% от государственных вложений не вернутся. Поэтому звучат слова о всем понятной связи регионов и возрастающем потенциале взаимодействия. Если же монополия не получит 300 млрд руб., то сроки строительства будут перенесены с 2015 года на 2020. Еще летом в РЖД вели переговоры о концессии с «Трансмашхолдингом», который больше чем на половину принадлежит французской Alstom, и еще одной французской компанией Bouygues Construction. На сегодняшний день число потенциальных концессионеров пополнилось группой «Синара» Дмитрия Пумпянского и немецким концерном Siemens. Причем Siemens уже участвовали в строительстве скоростного сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом. Также участие в проекте может принять STG миллиардера Геннадия Тимченко.

Теперь РЖД выступают с новой схемой и планом: участок от Москвы до Владимира строится к 2017 году за счет государственных средств и вложений РЖД объемом 191,9 млрд руб. Три оставшихся участка достраивают к 2018 году концессионеры, имена которых будут официально названы после окончательных переговоров в начале марта. В это же время правительство должно будет рассмотреть проект РЖД еще раз и, если он будет принят, издать инвестиционную декларацию, тогда конкурс проектных работ завершится в середине 2015 года. Против РЖД, в данном случае, играет стагнация в российской экономике и подведение хозяйственных итогов Олимпиады – еще одной большой стройки.

Однако становится все очевиднее, что строительство ВСМ Москва – Казань больше в интересах РЖД, чем правительства, пытающегося сохранять стабильность и придерживающегося режима строгой экономии. До появления этой идеи в РЖД с 2010 года продвигали проект высокоскоростного сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом, который оценивали в 500-700 млрд руб., но хотя он мелькал в планах с 1987 года, реализовать его на практике до сих пор не получилось. ВСМ Москва – Казань может стать еще одним прожектом, который не поддержит высокое должностное лицо.

Александр Мельников

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
09.02.2014 0 0
коля:

короче ржд хочет получить в своё распоряжение денежки,а эффективность их расхода,ржд не интересует!

Статьи

Вирусы-вымогатели и старое ПО. Почему Россия оказалась не готова к кибератакам

Вирусы-вымогатели и старое ПО. Почему Россия оказалась не готова к кибератакам
Наука и технологии

«Театральное дело». Почему следователи пришли к Серебренникову в «Гоголь-центр»

«Театральное дело». Почему следователи пришли к Серебренникову в «Гоголь-центр»
Политика

Компьютеры и большая политика. Золотое десятилетие советских суперкомпьютеров

Компьютеры и большая политика. Золотое десятилетие советских суперкомпьютеров
Наука и технологии

Ни кнутом, ни пряником. Как государство проигрывает борьбу с самозанятостью населения

Ни кнутом, ни пряником. Как государство проигрывает борьбу с самозанятостью населения
Экономика

Узнай, страна

В Тамбовской области создаются все условия для переселения соотечественников

В Тамбовской области создаются все условия для переселения соотечественников

Александр Никитин обозначил приоритеты в региональной промышленной политике

Александр Никитин обозначил приоритеты в региональной промышленной политике

Новости компаний

Олег Нумеров: отрасль совершила экспортный прорыв

Олег Нумеров: отрасль совершила экспортный прорыв

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: О празднике, инвестициях и самозанятых

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: О празднике, инвестициях и самозанятых

Разное

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте