Капитал Страны
22 МАЙ, 22:41 МСК
USD (ЦБ)    56,4988
EUR (ЦБ)    63,1713

Средний класс за стойкой «Макдональдс»

7 Августа 2013 7805 4 Экономика
Средний класс за стойкой «Макдональдс»

В США проблемы на рынке труда нарастают: в июле этого года Конгресс установил минимальный уровень оплаты труда, а экономисты размышляют, могут ли сети быстрого питания и супермаркеты дать рабочие места для среднего класса?

В первые годы своего существования крупнейшая в мире розничная сеть Walmart открывала вакансии преимущественно для замужних женщин и домохозяек, которые обычно подыскивали себе работу с частичной занятостью, чтобы повысить доход семьи или покрыть расходы на пятничную вечеринку. Главным американским налогоплательщиком и работодателем в 60-е годы прошлого века оставалась General Motors. А вместе с ней индустриальные гиганты: Форд, Standard Oil, Bethlehem Steel и другие. К сегодняшнему дню это сотни тысяч рабочих мест, которые Америка безвозвратно потеряла. На фоне жесткого и одновременно слабого рынка труда в Конгрессе США задумались о минимальной заработной плате, хватавшей раньше на вечеринку или покупку безделицы, а сегодня ставшей единственным источником дохода для тысяч американских семей.

В США сотрудникам супермаркетов, розничных сетей и кафе быстрого питания платят по минимальной ставке 7,25 долларов в час. Это ниже прожиточного минимума плюс ко всему рабочего времени на одного сотрудника приходится немного, да и премии раз в три месяца не компенсируют работникам низкую зарплату. Конгрессмены не прошли мимо сгущающейся напряженности в растущем секторе экономики. Для начала в Конгрессе подняли минимальную оплату труда до 10,1 долл. на три последующих года. Хотя затеявшие забастовку сотрудники фастфуда требовали от работодателей увеличить зарплаты минимум до 15 долл. в час. Тем не менее, даже 10 долл. за час неквалифицированного труда могут сильно ударить по бизнесу, построенному на тотальной экономии издержек. В этом усомнился студент из Канзасского университета Арибио Мореликс.

Спор вокруг Бигмака и маржи

Издание The Huffington Post опубликовало исследование студента, в котором он на примере своих расчетов утверждает, что если всему персоналу и сотрудникам корпорации «Макдональдс» от кассиров до гендиректора равномерно поднять зарплату в два раза, то Бигмак – основное блюдо сети ресторанов – подорожает всего на 68 центов. При этом кассиры на текущий момент получают 7,25 долл., а главе «Макдональдс» Дональду Томпсону в 2012 году выплатили компенсацию в размере 8,75 млн долл. Соответственно, Бигмак должен будет стоить не 3,99 долл., как сейчас, а 4,67. Ко всему прочему рост зарплат повлечет удорожание «долларового меню» на 17 центов. Исследование вызвало резонанс, но его выводы быстро опровергли экономисты со стажем.

При детальном рассмотрении пришлось разобраться как со структурой корпорации, так и с объемом прибыли. Так, «Макдональдс» управляет лишь 20% всех ресторанов под этим брендом, остальные работают на условиях франшизы. Согласно данным Janney Capital Markets, прибыль ресторанов под управлением «Макдональдс» с доллара составляет 6 центов до уплаты налогов. Во франшизах этот показатель ниже – не более 5%. Различаются и затраты на персонал: 17% в оригинальных заведениях и 25% в работающих по лицензии. Однако в корпорации есть отдел по работе с франшизами. Если учитывать издержки на его содержание, то в целом корпорация отдает 22% своей прибыли на зарплаты сотрудников. На страницах издания Columbia Journalism Review экономисты пришли к тому, что двукратное увеличение зарплат приведет к поднятию цены Бигмака на 1,28 долл. – до 5,27 за штуку. Правда, вмешался колумнист журнала Forbes и снова все перевернул с ног на голову.

Тим Уорстолл отказался включать расходы на зарплаты в конечную стоимость продукта. Цена Бигмака определяется не затратами, а спросом на него – постулировал журналист и заметил куда более важную вещь: постепенное удорожание рабочей силы приводит производителя к мысли о переходе на автоматическое производство. Конвейер и автоматика позволяют существенно экономить на человеческих ресурсах и не переносить издержки на потребителя. Но в автоматизации ритейла и фастфуда в Америке 2010-х не заинтересован никто. За последние 50 лет ключевыми налогоплательщиками в стране закономерно стали сети супермаркетов и быстрого питания. Но доходность у них в разы меньше прежних промышленных столпов. Если в «Макдональдсе» с доллара сеть имеет 6 центов, то в Walmart от 3 до 4 центов. Журнал Fortune 500 отмечает, что чистая прибыль американских ритейлеров и ресторанов быстрого питания вместе взятых уступает доходам одной только корпорации Apple. По данным того же издания, Walmart за прошедший финансовый год получила 16,9 млрд долл. прибыли, а Apple 47,1 млрд. Правда, Apple с трудом можно назвать крупным работодателем. В корпорации трудится 76 тыс. сотрудников, тогда как на низкой заработной плате в США работают 5,6 млн человек. Нет никаких сомнений в том, что правительство столкнулось с тектоническим сдвигом в экономике. Однако решения проблемы нет и у экономистов.

Тяжелая судьба среднего класса

Экономика США завершает дрейф от индустриальной мощи к постиндустриальным сервисам и торговли. Дискуссия о средней заработной плате в ритейле и фастфуде была бы абсолютным нонсенсом еще сорок лет назад. Но в наши дни Конгресс хочет, чтобы Walmart платил своим сотрудникам 12,5 долл. в час. Стремительный рост ритейлера в 1968 году позволял платить работникам в сегодняшних ценах 10,7 долл. в час. Но со снижением прибыльности оплата труда упала более чем на 30%. Изменилось и еще кое-что. Семейные бюджеты среднего класса почти не зависели от небольших доходов за несколько часов, проведенных на складе или у полок магазина. Обслуживанием в ресторанах фастфуда были заняты в основном тинэйджеры.

Однако в 2013 году количество рабочих мест для среднего класса оказалось на порядок меньше чем в 60-х, когда еще была всесильной американская мечта. Теперь сотрудники ритейла и фастфуда обеспечивают до 46% поступлений в бюджеты своих семей. На зарплату в 7,25 долл. в час содержатся семьи, а по наблюдению экономистов Джона Шмитта и Джанелль Джонс – работники с низкой зарплатой все чаще старше и образованней чем когда-либо.

В США 5 из 6 быстрорастущих секторов экономики предлагают зарплаты ниже средней. Проблема принимает политический и экономический оборот. Конгресс уже установил минимальную оплату труда в размере 10,1 долл. Но экономисты считают, что это далеко не выход. Такое решение неизбежно ведет к одному из негативных сценариев: снижение маржи при повышении расходов на рабочую силу сделает ритейл и сети быстрого питания малоприбыльным и непривлекательным бизнесом. Потому что сама его природа состоит в предоставлении дешевых продуктов за счет низких издержек. Супермаркеты и рестораны с фастфудом остаются прибыльными только благодаря тому, что они стараются на всем экономить и быть доступными потребителю. Платить вместо низких зарплат «профсоюзные», как это называлось в General Motors или Форд, бизнес другого типа просто не в состоянии.

Второй сценарий, который обсуждается экономистами – перекладывание издержек на потребителя и удорожание услуг и товаров, аналогичен поведению российских монополий, и его с трудом можно считать долгосрочным решением существенного перекоса в экономике предприятий. Также звучат предложения по введению льгот на налоги с низкой зарплатой – это то, чем может пожертвовать государство, несколько сократив налогооблагаемую базу. Еще один вариант предлагают аналитики McKinsey – не оказывать давления на ритейл и фастфуд, а инвестировать на государственном уровне в течение пяти лет 1 трлн долларов в обновление инфраструктуры США. Это даст ускорение экономическому росту и рабочие места для среднего класса. Но опять же, где взять такие инвестиции? Запустить печатный станок?

Александр Мельников

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
01.09.2013 0 0
А.А. Зимин:

"5-6 центов на доллар затрат - доход американских фирм." Мойша, эти гои опять учат нас делать дела... (C)

31.08.2013 0 0
А.И.Оксанов:

Естественно, никто из читателей журнала "Капитал страны" не удосужился посмотреть на цифры - им это ни к чему. А цифры говорят, и говорят громко. Минимальная зарплата низкоквалифицированного работника в США в 7,25 доллара уже признана низкой. Будет 10,1 доллара в час. И это означает, что американский низкоквалифицированный работник станет ещё лучше, чем такой же российский: разрыв в 7,25 раза увеличится до 10,1 раза. Иными словами, российский работяга оказывается безкукее и безголовее по сравнению с американским уже в 10 раз. Один американский подметальщик оказывается чуть лучше, чем 10 российских работников метлы. Зато Россия умнее всех. И другое... 5-6 центов на доллар затрат - доход американских фирм. В России всё намного лучше: по данным Росстата прибыль экономики в России 30% ВВП. Прибыль - 30% ВВП, а рост ВВП меньше 3%. Это означает, что в российской экономике существует ЧЁРНАЯ ДЫРА, куда ежегодно уходит 27% ВВП. И понятно, почему российский ВВП в долларовом эквиваленте ниже ВВП РСФСР 1990 года в современных долларах. Кстати, ниже, примерно, на ту самую треть, которая уходит в чёрную дыру. И это означает и то, что 20 лет Россия вовсе не продавала своё богатство, выворачивая наизнанку свои недра и уничтожая труд своих работников - Россия ДАРИЛА окружающему миру и ресурсы, и труд. Вот о чем нужна следующая статья уважаемого Александра Владимировича Мельникова. Оксанов.

08.08.2013 0 0
Александр Мельников:

Поживем -- увидим. Будет повод еще одну статью написать.

07.08.2013 0 0
А.А. Зимин:

Любо! Одно Александр Владимирович не принял во внимание: Конгресс, поднимая wage, тем самым расширяет доходную базу того самого "фастфуда" и дискаунт-ритейла. Так что снижение маржи вполне может оказаться временным явлением -- будет на кого "переложить издержки". А вот устранить нехватку "тинейджеров" конгрессменам будет "слабо" ;)

Статьи

«Снова перепутали Россию и "Роснефть"». Зачем России стратегия экономической безопасности до 2030 года

«Снова перепутали Россию и
Интервью и комментарии 1

Усманов против Навального. Зачем миллиардер подался в видеоблогеры

Усманов против Навального. Зачем миллиардер подался в видеоблогеры
Политика 5

«Заплати, сколько считаешь нужным». Как правительство пытается получить дивиденды с госкомпаний

«Заплати, сколько считаешь нужным». Как правительство пытается получить дивиденды с госкомпаний
Экономика 1

Порошенко не «ВКонтакте». Почему запрет российских соцсетей на Украине – отход от европейских ценностей

Порошенко не «ВКонтакте». Почему запрет российских соцсетей на Украине – отход от европейских ценностей
Политика 1

Узнай, страна

Республика Карелия и Владимирская область подписали соглашение о сотрудничестве

Республика Карелия и Владимирская область подписали соглашение о сотрудничестве

Во Всероссийский день посадки леса в Карелии высадили более 14 тысяч штук сеянцев сосны

Во Всероссийский день посадки леса в Карелии высадили более 14 тысяч штук сеянцев сосны

Новости компаний

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: О празднике, инвестициях и самозанятых

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: О празднике, инвестициях и самозанятых

Бизнесу для хорошей работы нужна стабильность

Бизнесу для хорошей работы нужна стабильность

Разное

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте