Капитал Страны
24 ОКТ, 14:59 МСК
USD (ЦБ)    57,5852
EUR (ЦБ)    67,6856
ИЗМИР

Современная миграционная политика России и стран СНГ

23 Мая 2010 76474 51 Политика
Современная миграционная политика России и стран СНГ

Проблема внешней трудовой миграции остается актуальной. Заканчивающийся кризис ее еще больше усугубил. Как же можно продвинуть решение назревшего комплекса проблем? Что предстоит сделать в первую очередь? Какова роль негосударственных агентств по трудоустройству?

1. Требуется унификация правил игры. Содружество Независимых Государств (СНГ) принимает активное участие в глобальных процессах перераспределения человеческого капитала в мировой экономике. Усиление конкуренции, в том числе на международных рынках труда, актуализирует в рамках СНГ вопросы совместной миграционной политики. Особого внимания заслуживает совершенствование нормативно-правовой базы государств-участников СНГ, гармонизация и сближение национальных законодательств в этой области.

Государства бывшего СССР, прежде всего, в силу исторических условий связаны между собой экономическими, политическими и социально-культурными, факторами. В рамках СНГ основными поставщиками рабочей силы являются Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Молдова, Армения, Азербайджан и ряд других стран Содружества, а главным рынком труда – Россия. Казахстан, как и Россия, является одновременно и принимающей и направляющей страной.

Учитывая значение и масштабы миграции, формирование согласованной миграционной политики государств-участников СНГ и её законодательное регулирование представляется важнейшим, ключевым звеном в процессе формирования общего рынка труда Содружества Независимых Государств. Набирающие силу процессы глобализации миграционных процессов диктуют необходимость согласованности усилий разных государств, унификации общих принципов, а в отдельных случаях даже некоторых ограничений.

Поэтому анализ формирования миграционной политики в части правовых подходов к регулированию трудовой миграции целесообразно начинать с упоминания об основных принципах и нормах соответствующего международного законодательства на региональном уровне, то есть уровне СНГ, а затем следует переходить к двусторонним договоренностям.

Трудовая миграция в странах СНГ сразу же после дезинтеграции СССР стала стремительно набирать силу. В этой связи быстро возникла потребность, прежде всего, в защите прав трудовых мигрантов, так как национальное законодательство в сфере миграции населения в государствах СНГ только начало создаваться, а в некоторых странах его вообще не было.

Одним из первых было заключено 15 апреля 1994 года Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов в странах СНГ, подписанное всеми странами СНГ в Москве и ратифицированное всеми государствами кроме Узбекистана. Соглашение носило во многом общий характер, однако это был один из первых документов Содружества по проблемам миграции населения. Было бы ошибкой отрицать важность его принятия, и оно стало отправной точкой для развития партнерского процесса между странами СНГ в области трудовой миграции, основанием для разработки много- и двусторонних соглашений, их постепенного содержательного наполнения и совершенствования. Именно это Соглашение поставило на повестку дня проблемы трудовой миграции, заставило задуматься о правах мигрантов, что в общем способствовало более гуманному к ним отношению со стороны принимающих сообществ.

Соглашение о трудовой миграции дополняет Соглашение государств СНГ о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией, подписанное 6 марта 1998 года в Москве. В основе данного Соглашения – контрольные функции. Однако в нем ничего не говорится о возможностях и каналах легализации.

Ограниченность Соглашения о трудовой миграции, принятого в 1994 г. потребовала принятия 13 мая 1995 г. постановлением Межпарламентской Ассамблеи СНГ рекомендательного законодательного акта «Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ», в котором были предусмотрены разработка согласованных подходов, сближение национальных законодательств и обеспечение гарантий прав трудящихся-мигрантов в сфере трудовых отношений.

Хотя рекомендательный акт так и не был претворен в законодательный, он обозначил более высокий стандарт документов, регулирующих трудовую миграцию, тем самым, способствуя их последующему развитию.

Программа действий по развитию СНГ, утвержденная Советом глав правительств 20 июня 2000 года, предусматривала разработку Конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств–участников Содружества Независимых Государств.

Подготовка данной Конвенция продвигалась медленно, и только 14 ноября 2008 г. в Кишиневе она была подписана. Конвенция разработана в контексте соответствующих международных конвенций и охватывает значительно более широкий круг вопросов по сравнению с Соглашением 1994 года, и она может стать хорошей основой для дальнейшего межгосударственного взаимодействия.

Необходимо отметить, что в рамках Содружества принят еще ряд важных документов по вопросам миграции. Например, 5 октября 2007 г. в Душанбе принято Соглашение «Об образовании Совета руководителей миграционных органов государств–участников СНГ», которое было подписано представителями всех стран кроме Грузии, Молдавии и Туркмении; 3 апреля 2008 г. – модельный закон «О противодействии торговле людьми».

2. Двусторонние соглашения: путь к учету национальной специфики миграционных процессов. Другой важной формой сотрудничества являются двусторонние соглашения – традиционное средство регулирования миграционных потоков и управления ими между двумя странами. Хотя заключение двусторонних соглашений не является всеобъемлющим решением имеющихся проблем, оно представляет собой эффективное средство защиты трудящихся-мигрантов в тех случаях, когда рамочные соглашения не в полной мере справляются с задачей или не касаются тех конкретных проблем, которые актуальны для двусторонних отношений. При этом представляется особенно важным, чтобы двусторонние соглашения, как и региональные, разрабатывались и реализовывались в контексте международных норм и рамочных актов с тем, чтобы предпринимаемые усилия были взаимодополняющими.

Нет сомнения, что в России проводится значительная работа по формированию миграционной политики Российской Федерации и государств-участников СНГ. Изменение процедур получения разрешений на работу в России гражданами стран СНГ является одним из принципиальных элементов реформирования российского миграционного законодательства, вступившего в силу в 2007 году. Порядок получения разрешений на работу для граждан стран СНГ, с которыми Россия имеет режим безвизового въезда, был существенно упрощен. Трудовые мигранты из этих государств получили более свободный доступ на российский рынок труда, самостоятельно оформляя разрешение на работу и получив право смены работодателя в пределах региона, где это разрешение получено.

Кардинальное изменение ориентиров российской миграционной политики в отношении трудовой миграции из стран СНГ явилось результатом пересмотра стратегической позиции государства, во-первых, в оценке роли трудовой миграции в экономическом развитии России и, во-вторых, по отношению к методам борьбы с незаконной миграцией.

Эти изменения носят, по сути, революционный характер. В значительной степени сняты чрезмерные административные барьеры, что, по единодушному мнению экспертов, и являлось основной причиной масштабной незаконной миграции и нелегального трудоустройства иностранных граждан в Российской Федерации. Таким образом, предложена такая модель управления трудовой миграцией, которая несет в себе потенциал расширения возможностей легального трудоустройства иностранных работников как альтернативы незаконной миграции. В течение 2007-2008 годов, т.е. после того, как новые законы вступили в силу, российские миграционные службы ежегодно выдавали более 2 миллионов разрешений на работу иностранным гражданам, что вдвое больше, чем в 2006 году и втрое больше, чем в 2005 году. Существенно изменился и состав иностранной рабочей силы, официально привлекаемой на работу в России, практически в три раза сократилось количество нелегальных трудовых мигрантов.

Изменения миграционного законодательства, вступившего в силу в 2007 г., обозначили новые ориентиры и кардинальное изменение российской миграционной политики, которые выразились:

  • во-первых, в четко обозначенной группе государств, на граждан которых Россия намерена ориентироваться как на своих «предпочтительных миграционных партнеров»;
  • во-вторых, в стремлении легализировать трудовую миграцию;
  • в-третьих, в регулировании трудовой миграции как приоритетном направлении государственной миграционной политики;
  • в-четвертых, в смещении направлений в борьбе с незаконной миграцией с самих мигрантов на работодателей, нарушающих миграционное и трудовое законодательство;
  • в-пятых, в повышении миграционной привлекательности России путем либерализация миграционного законодательства;

Тем не менее, ряд принятых в конце 2008 г. и в 2009 г. поспешных, на наш взгляд, решений (сокращение квот, ужесточение и увеличение контрольно-проверочных мероприятий и т.д.), может свести на нет большой положительный эффект введения новых законов и ориентиров миграционной политики России.

3. Рекомендации на перспективу. Какие могут быть приняты рекомендации на перспективу по дальнейшему развитию интеграционных процессов в СНГ в части совершенствования миграционной политики России и стран СНГ?

Прежде всего, следует продолжить и обеспечить полное выполнение постановления Межпарламентской Ассамблеи государств–участников Содружества Независимых Государств «О правовом обеспечении согласованной миграционной политики государств–участников СНГ», принятого на двадцать девятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств–участников СНГ (№ 29-5 от 31.10.2007).

В современных условиях существенно повышается значимость негосударственного сектора (частных агентств занятости, консалтинговых компаний, страховых, банковских и иных структур) в процессах трудовой миграции, а также происходит выделение этого сектора как одного из наиболее важных в деятельности объединений российских предпринимателей и работодателей. Назрела необходимость определения его места и роли, а также механизмов формирования цивилизованного рынка негосударственных услуг в сфере трудовой миграции. Необходимо в ближайшее время принятие модельного закона государств–участников СНГ «О частных службах (агентствах) занятости и трудоустройства», проект которого разработан экспертной группой по поручению Секретариата Межпарламентской ассамбли СНГ.

Также было бы целесообразно рассмотреть возможность подготовки и принятия ряда межправительственных соглашений на двустороннем уровне, в частности:

  • о порядке взаимодействия организаций государств-участников СНГ, оказывающих комплекс услуг, связанных с организованной подготовкой и выездом граждан на работу за пределы государства постоянного проживания и прибытием в принимающее государство, трудоустройством и жилищно-бытовым обустройством;
  • о дальнейшем развитии инфраструктуры трудовой миграции путем комплексирования сервисных институтов (информационных и юридических консультационных центров, оказывающих услуги по трудоустройству и жилищно-бытовому обустройству и др.), обеспечивающих легитимность, информированность и защищенность трудящихся-мигрантов;
  • о распределении действий между направляющими и принимающими трудящихся-мигрантов государствами-участниками СНГ в процессе осуществления организованного подбора, подготовки и направления граждан в принимающее государство с целью осуществления трудовой деятельности;
  • о едином порядке осуществления тестирования и сертификации граждан, выезжающих на работу за пределы государства своего постоянного проживания, на соответствие заявленным профессионально-квалификационным требованиям нанимателя в принимающем государстве-участнике СНГ;
  • о сотрудничестве государств-участников СНГ по формированию системы раннего предупреждения и предотвращения социально-политических конфликтов, следствием которых является экстренная массовая миграция населения;
  • о сотрудничестве государств-участников СНГ в решении проблем, связанных с адаптацией трудящихся-мигрантов в принимающем государстве.

Кроме того, в мероприятиях на 2010 год целесообразно предусмотреть разработку Федеральной целевой программы (ФЦП) по созданию и внедрению в практическую деятельность механизмов организованного подбора, подготовки и направления на работу за рубеж граждан государств-членов СНГ. Указанная ФЦП органично дополнит вышеуказанные международные правовые нормативные акты и позволит создать в области организованного привлечения и использования иностранной рабочей силы целостную правовую базу для реализации этого подхода на практике.

Необходимо также предусмотреть ряд мер по повышению роли образовательной миграции в социально-экономическом и демографическом развитии России и государств-участников СНГ.

Что касается совершенствования миграционной политики в Российской Федерации, то необходимо скорейшее принятия находящегося в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации», касающегося введения патента для мигрантов, работающих у физических лиц, наделения привилегиями высококвалифицированных специалистов, снижения ставки подоходного налога на трудовых мигрантов–нерезидентов в первом полугодии их работы в России и т.д.

В выработке и реализации эффективной миграционной политики в Российской Федерации, особенно в сфере трудовой миграции, на наш взгляд, большую роль должен сыграть негосударственный сектор. Необходимо сказать слова благодарности государственным органам, прежде всего, Федеральной миграционной службе, которые много делают в этом направлении. Однако, учитывая численность мигрантов, объемы миграции, которые в настоящее время существуют, только один государственный сектор не в состоянии качественно и квалифицированно решить возникшие проблемы, еще больше усугубившиеся в период финансового кризиса. В этой связи большая роль отводится институтам гражданского общества. В Российской Федерации в политических дискуссиях о проблемах гражданского общества преобладает мнение, что в России слишком громоздкое государство и слабое, развивающееся гражданское общество. Однако без сильного гражданского общества не может быть сильного государства. Поэтому надо не только укреплять государство, но и развивать институты гражданского общества.

Рассматривая развитие институтов гражданского общества в сфере миграции, необходимо отметить, что проблема миграции сложна и многообразна, а многосложность требует координации деятельности всех структур, сосредоточенных на ее решении, которые, несомненно, должны осуществляться во взаимодействии между представителями государственной власти и гражданским обществом. В этой связи важную роль в решении проблемы мигрантов играют общественные, неправительственные и другие негосударственные организации.

По нашему мнению, необходимо принять федеральный закон о частных агентствах занятости либо федеральный закон об основах деятельности по оказанию услуг в сфере трудоустройства иностранных граждан. Для этого, на наш взгляд, необходима, прежде всего, политическая воля. Безусловно, можно много дискутировать, можно находить какие-то неточности в проекте этого закона, но то, что он необходим – это наше твердое убеждение, и полагаю, что, приняв закон о частных агентствах занятости, государство во многом снимет излишние вопросы и введет эту сферу в правовое поле. На сегодняшний день не запрещается работа частных агентств занятости, но возникает ряд различных толкований в связи с отсутствием такого закона.

Безусловно, нужна стратегия, то есть, необходима Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации, я об этом говорил уже не один раз.



Литература

  1. Выступление Директора ФМС России К.О.Ромодановского// Сборник материалов расширенного заседания Коллегии Федеральной миграционной службы «Итоги деятельности ФМС России в 2007 году». М. 2008.
Владимир Волох

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
11.08.2013 0 0
Борис Несстеров:

да все вы уже потеряли человечность свою жывите на оадость каждому дню а не обсуждать мигранты не мигранты так будь те ж людми а то мы русские превращяемся не людей жывите своей жизнью

18.06.2013 0 0
Орк:

Игорь.Немного с вами согласен,работа есть всюду.В Узб-не набирают на работу в Афганистан за 700 долларов сполным пакетом,а они нет в Россию.Потомучто халявных денег в России больше.С другой стороны кладчик(кирпичей)получает 50-60 тыщ,но и работает по 14 часов,россияне там не смогут.

15.06.2013 0 0
Игорь:

как, коренное населения может конкурировать с ними если они получают здесь от 4 до 6 и более месячных зарплат которые они получают на родине. Наглая ложь, что у них на родине нет работы, проста там их зарплаты по сравнению с нашими смешны. Вот они и прут сюда на заработки, а нам куда ехать в Европу. Так таких дураков нет, свои границы они держат на замке. По тому, что там нет такой продажной власти как у нас. Миграция в таком состоянии как сейчас это преступление, давайте называть вещи своими именами.

15.06.2013 0 0
Игорь:

Миграционная политика государства - это заменить коренное населения на мигрантов... Правильно зачем нам высокотехнологичные производства у нас же есть нефть, газ, мигранты и Путин ...

14.06.2013 0 0
Игорь:

Сначала открыли страну, потом ловят их здесь и депортирует за наш с вами счет, отправляя их домой. Да … , страна дураками ни когда не оскудеет.

23.03.2012 0 0
Ирина:

Владимир Вы ни один такой ,у которого крик души,нас очень много.Сталкиваешься с таким непониманием.Мы с сыном получили РВП,документы все в порядке,прошли все бюрократические процедуры.лугализовали свое проживание в России на три года для начала.А на работу не берут.В дальнейшем перспектива получения российского гражданства.Вот скажите мне, кто-нибудь сталкивался с такой проблемой,куда ни придем так и слышим берем только граждан РФ,а зачем тогда даете людям разрешение на временное проживание? вопрос интересный,но на него никто ответа не знает.А в миграционной службе требуют отчет где работал и сколько платил налоги.Да мы рады устроиться и платить,да нас не берут,мы чужие русские.Мы имеем статус мигрантов, приехавших на ПМЖ в РФ и не можем устроиться.А если мы не предоставим справку о том,что мы работали ,платили налоги,нас просто мягко говоря, попросят обратно,нас предупредили.А там ведь уже ничего нет,все продано.И потрачено здесь немало денег.

07.03.2012 0 0
Владимир:

Российская миграционная политика не отражает заботу РУССКОГО Государства о своих соотечественниках оставшихся в странах СНГ не по своей воле.МЫ РУССКИЕ из СНГ не мигранты-МЫ РЕПАТРИАНТЫ!!!РОССИЯ не забывай своих СЫНОВЕЙ и ДОЧЕРЕЙ.ПУСТИ НАС в ДОМ РОДНОЙ.МЫ хотим УМЕРЕТЬ на земле своих ПРЕДКОВ.

Показать еще комметарии (44)

Статьи

Россия снова занимает на Западе. Что говорят данные швейцарского Банка международных расчетов?

Россия снова занимает на Западе. Что говорят данные швейцарского Банка международных расчетов?
Экономика

Власти придумали вместо повышения пенсионного возраста повысить трудовой стаж. Что это меняет?

Власти придумали вместо повышения пенсионного возраста повысить трудовой стаж. Что это меняет?
Интервью и комментарии 1

Собчак против всех. Кому выгодно выдвижение в президенты звезды шоу-бизнеса

Собчак против всех. Кому выгодно выдвижение в президенты звезды шоу-бизнеса
Политика

На здоровье! Кто подкинул Путину идею нового сбора на медицину и образование

На здоровье! Кто подкинул Путину идею нового сбора на медицину и образование
Экономика 1

Узнай, страна

Покровская ярмарка – в десятке лучших событий этой осени в стране

Покровская ярмарка – в десятке лучших событий этой осени в стране

Омских предпринимателей приглашают принять участие в конференции по внешнеэкономической деятельности

Омских предпринимателей приглашают принять участие в конференции по внешнеэкономической деятельности

Новости компаний

Ровно сто лет исполнилось российскому институту торгово-промышленных палат

Ровно сто лет исполнилось российскому институту торгово-промышленных палат

Президент ТПП РФ Сергей Катырин на «Агропродмаше-2017» отметил рост числа российских экспортеров

Президент ТПП РФ Сергей Катырин на «Агропродмаше-2017» отметил рост числа российских экспортеров

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте