Капитал Страны
21 СЕН, 22:20 МСК
USD (ЦБ)    58,2242
EUR (ЦБ)    69,2635
ИЗМИР

Совершенствование структуры экономики регионов в условиях ВТО: интеграционный аспект

15 Ноября 2010 12356 0 Исследования
Совершенствование структуры экономики регионов в условиях ВТО: интеграционный аспект

Сегодня возникла интересная ситуация во внешнеэкономической сфере. Украина уже стала участников ВТО, а Россия – по-прежнему нет. Что из этого следует? Можно ли этот факт использовать предприятиям двух стран для повышения своей эффективности и конкурентоспособности? Как это сделать?

1. Введение: внешнеэкономическая деятельность. Согласно украинскому законодательству внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) – система взаимоотношений украинских и иностранных субъектов хозяйствования, построенная на необходимости проведения экономических операций между ними, осуществляемая на территории Украины и за ее пределами.

В отличие от внешнеэкономических связей ВЭД проводится на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий и т.д.) с полной самостоятельностью выбора иностранного партнёра, номенклатуры товара для экспортно-импортной сделки, определения цены и стоимости контракта, объёма и сроков поставки. Исходным принципом ВЭД предприятий служит коммерческий расчет на основе хозяйственной и финансовой самостоятельности с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей. Внешнеэкономическую деятельность и внешнеэкономические связи не следует рассматривать как две раздельных сферы функционирования и государственного регулирования. Они тесно переплетены как на уровне хозяйствующих субъектов, так и на уровне институтов. Основные задачи государства по регулированию ВЭД следующие:

  • таможенный контроль товаров, перемещаемых через государственную границу;
  • нетарифное регулирование экспорта и импорта отдельных товаров общегосударственного значения (лицензирование и квотирование);
  • меры оперативного регулирования внешних экономических связей, включая тарифное регулирование (налоги, пошлины и сборы).

Хозяйственный Кодекс Украины определяет основные понятия и категории ВЭД следующим образом [1].

Статья 377. Понятие внешнеэкономической деятельности.

  1. Внешнеэкономической деятельностью субъектов хозяйствования есть хозяйственная деятельность, которая в процессе ее осуществления требует пересечения таможенной границы Украины имуществом и/или рабочей силой.
  2. Внешнеэкономическая деятельность ведется на принципах свободы ее субъектов добровольно вступать во внешнеэкономические отношения, осуществлять их в любых формах, не запрещенных законом, и равенства перед законом всех субъектов внешнеэкономической деятельности.
  3. Общие условия и порядок осуществления внешнеэкономической деятельности субъектами хозяйствования определяются этим Кодексом, законом о внешнеэкономической деятельности и другими нормативно-правовыми актами.

Статья 378. Субъекты внешнеэкономической деятельности.

1. Субъектами внешнеэкономической деятельности являются:

  • участники хозяйственных отношений, которые осуществляют хозяйственную деятельность, реализуя хозяйственную компетенцию (совокупность хозяйственных прав и обязанностей), имеют отделенное имущество и несут ответственность по своим обязательствам в пределах этого имущества, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
  • хозяйственные организации – юридические лица, созданные соответственно Гражданскому кодексу Украины, государственные, коммунальные и прочие предприятия, созданные соответственно этому Кодексу, а также другие юридические лица, которые осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированы в установленном законом порядке;
  • граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированные соответственно закону как предприниматели;
  • филиалы, представительства, другие отделенные подразделы хозяйственных организаций (структурные единицы), образованные ими для осуществления хозяйственной деятельности.
  • подразделения (структурные единицы) иностранных субъектов хозяйствования, которые не являются юридическими лицами по законодательству Украины (филиал, отделение и т.п.), но имеют постоянное местонахождение на территории Украины и зарегистрированные в порядке, установленном законом.

2. Во внешнеэкономической деятельности могут принимать участие также внешнеэкономические организации, которые имеют статус юридического лица, образованные на Украине соответственно закону органами государственной власти или органами местного самоуправления.

3. Государство гарантирует одинаковую защиту всех субъектов внешнеэкономической деятельности.

Статья 379. Виды внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономические операции

1. Все субъекты внешнеэкономической деятельности имеют право на осуществление любых видов внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономических операций, если другое не установлено законом.

2. Виды внешнеэкономической деятельности, перечень внешнеэкономических операций, которые осуществляются на территории Украины, условия и порядок их осуществления субъектами внешнеэкономической деятельности, а также перечень товаров (работ, услуг), запрещенных для экспорта и импорта, определяются законом.


Статья 380. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.

1. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности направляется на защиту экономических интересов Украины, прав и законных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности, создание равных условий для развития всех видов предпринимательства в сфере внешнеэкономического отношения и использования субъектами внешнеэкономической деятельности доходов и инвестиций, поощрение конкуренции и ограничение монополизма субъектов хозяйствования в сфере внешнеэкономической деятельности.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в оперативную деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности, кроме случаев, предусмотренных законом.

3. Перечень и полномочия органов государственной власти, которые осуществляют регулирование внешнеэкономической деятельности, а также формы ее государственного регулирования и контроля определяются этим Кодексом, законом о внешнеэкономической деятельности (959-12), другими законами.



2. Интеграция Украины в ВТО. 16 мая 2008 года Украина официально стала полноправным членом Всемирной торговой организации. За время 14-летнего периода вступления в стране произошел переход от административно-плановой к рыночной экономике, осуществлены масштабные экономические и структурные реформы. По результатам переговоров со странами-членами ВТО было принято более 50 Законов Украины, необходимых для адаптации национального законодательства к требованиям этой международной торговой организации.

С момента вступления Украины в ВТО страна получила такие преимущества, как улучшение условий торговли со 151 страной мира, на долю которых приходится свыше 95% мировой торговли. Кроме того, такой шаг ведёт к уменьшению тарифных и нетарифных ограничений доступа украинских товаров на рынки стран-членов ВТО, к приобретению официального статуса переговорного процесса по созданию зоны свободной торговли с ЕС.

Присоединение к ВТО окажет на экономику положительное влияние, поскольку предполагает отмену квот на экспорт украинских металлов в ЕС и обеспечивает недискриминационный транзит товаров и услуг. Ожидается рост доходов государственного бюджета от ВЭД и дополнительное ежегодное увеличение экспорта продукции на 7-10%, повышение конкурентоспособности производства товаров за счет увеличения иностранных инвестиций.

Статус Украины как члена ВТО дает ей дополнительные преимущества в сфере транснациональной интеграции хозяйственных структур.

3. Постановка задачи. Рассмотрим процесс совершенствования структуры экономики регионов в условиях интеграции Украины в ВТО с одновременным расширением экономических отношений с Российской Федерацией.

В настоящее время Украина открыла свой внутренний рынок для товаров из стран-участниц ВТО. Принятые международные обязательства ослабляют функции государства, регулирующие рыночные отношения. Вместе с тем украинские товаропроизводители пользуются преимуществами ВТО в части сокращения трансакционных издержек экспортных операций, что можно расценивать как положительный фактор.

Российская Федерация не является участником ВТО и в связи с продолжающимся мировым экономическим кризисом не собирается вступать в эту организацию. В результате российские товаропроизводители-экспортеры испытывают на себе дискриминационные меры от законодательно неурегулированной торговли и от протекционизма государства в странах поставки. Однако при этом внутренний российский рынок остается в достаточной мере закрытым для иностранных товаров и поддается регулированию со стороны государства, что является положительным фактором, работающим на укрепление внутреннего экономического пространства. Теневой импорт работает против стабильности российского рынка, но с ним также можно бороться государственными мерами.

Современные глобализационные процессы стимулируют интеграцию финансового и промышленного капиталов, создание объединенных структур с вертикальной, горизонтальной и смешанной ориентацией, создание транснациональных корпораций и аффилированных структур со смешанным капиталом, что улучшает условия ВЭД.

В данной связи практический интерес представляет создание таких структур, в которых российские предприятия, интегрируясь с предприятиями Украины и (или) других стран-участниц ВТО, получают не только эффективную систему управления, но и соответствующие преференции ВТО как интегрированной структуре страны-участницы.

Такой подход обеспечит следующие преимущества:

  • откроет международные рынки для российского экспорта;
  • усилит интеграционные процессы в экономиках России и Украины;
  • повысит эффективность взаимодействия финансового и промышленного капиталов;
  • увеличит долю реального сектора в структуре экономики двух стран;
  • создаст дополнительные рабочие места в экономиках России и Украины;
  • сохранит государственное регулирование и степень открытости российского внутреннего рынка.

Цель исследования состоит в создании межгосударственных интегрированных хозяйственных структур и обеспечения недискриминационных условий для российского экспорта товаров на мировой рынок.

Поставленная цель достигается решением следующих задач:

  • исследования возможностей эффективной интеграции предприятий в межгосударственные ФПГ;
  • экономического анализа вариантов прямого экспорта российских товаров и варианта экспорта через интегрированную хозяйственную структуру страны-участницы ВТО;
  • разработки процесса совершенствования структуры экономики, страны, региона, в части межгосударственной интеграции в ФПГ;
  • создания организационно-экономического механизма совершенствования интегрированных межгосударственных хозяйственных структур в условиях интеграции экономик в ВТО.

4. Общая схема взаимодействия. Рассмотрим схему взаимодействия интегрированных структур Украины и России в рамках ВТО, представленную на рис.1.

Схема включает: институциональную единицу Украины, институциональную единицу России, рынок ВТО, механизмы, инструменты межсекторного взаимодействия, потоки: экспорта и импорта, совместных операций, совместного продукта.

Как видно из представленной схемы экспорт 1 российской институциональной единицы неэффективен, так как облагается дополнительными пошлинами, квотами, антидемпинговыми штрафами и т.д. При этом импорт 1 российской институциональной единицы находится под контролем государства, что не позволяет развиваться кризисным явлениям в системе.

Институциональная единица Украины связана с рынком ВТО потоками экспорта 2 в режиме наибольшего благоприятствования и импорта 2, который не регулируется государством.

Процесс взаимодействия интегрированных структур Украины и России, представленный на рис.1. осуществляется следующим образом.

Институциональные единицы России и Украины создают интегрированную структуру типа ФПГ с управляющей компанией-резидентом на территории Украины. Произведенная совместная продукция в данной структуре поступает на рынок ВТО с украинской территории и таможенном оформлении в режиме наибольшего благоприятствования, что значительно сокращает трансакционные издержки. В результате повышается конкурентоспособность совместной продукции и эффективность рыночных отношений, заявленная при постановке общей задачи исследования.

Подобная схема возможна при интеграции российских предприятий с предприятиями других стран-участниц ВТО.



Рис.1. Схема взаимодействия интегрированных структур Украины и России в рамках ВТО


5. Механизм совершенствования структуры внешнеэкономической деятельности. В экономической теории понятие “механизм” используется в сочетании со словами “экономический”, “хозяйственный”, “организационный” и др. При этом перечисленные понятия ассоциируются с управлением (что является терминологически неверным).

Слово “механизм” в прямом смысле применяется в техническом значении, толкование его связано с внутренним устройством машины.

В переносном значении это слово трактуется как “система, устройство, определяющее порядок какого-нибудь вида деятельности, например, государственный механизм”.

Понятие “механизм” сочетается с эпитетом “механический”. Последнее означает “сознательно не регулируемый”. Следовательно, при использовании понятия “механизм” предполагается создание такой системы (экономической, хозяйственной, организационной), которая обеспечивает постоянное управляющее воздействие, направленное на обеспечение определенных результатов деятельности [2].

Наиболее точным понятием, определяющим экономический механизм, является следующее: "Механизм – это совокупность ресурсов экономического процесса и способов их соединения" [3]. Таким образом, механизм однозначно определяется как ресурсное обеспечение процесса. При этом сам механизм является "обездвиженным", то есть работающим только при функционировании процесса, от которого берет управление.

Данное понятие близко к методологии процессного подхода IDEF0, согласно которой механизм является составной частью одноименного процесса. Формулировка процесса по IDEF0 следующая: "Процесс – это преобразование входов в выходы под действием управления и при помощи механизма" [4].

Так как механизм является совокупностью ресурсов процесса и способов их соединения, рассмотрим его схему, представленную на рис.2.

Схема формирования механизма включает четыре блока:

  • процесс механизма. Процесс — последовательная смена состояний объекта во времени. Процесс механизма – такая смена состояний объекта, которая обеспечивается данным механизмом в качестве ресурсной основы. Бизнес-процесс – логичный, последовательный, взаимосвязанный набор мероприятий, который потребляет ресурсы, создаёт ценность и выдаёт результат;
  • принцип действия и структура механизма. Принцип (лат. principum - начало, основа, происхождение, первопричина) – основание некоторой совокупности фактов или знаний, исходный пункт объяснения или руководства к действиям. Принцип действия указывает основные элементы и их логические взаимосвязи в механизме, образующие структуру, благодаря которым происходит выполнение процесса;


Рис.2. Схема формирования механизма.

  • ресурсы механизма. Составные элементы ресурсов механизма, включают организационные, материальные, трудовые, финансовые, инфраструктурные, информационные и прочие ресурсы;
  • способы соединения ресурсов в механизме, определяют характер взаимосвязей ресурсов в механизме, их взаимодействия. Определяют структуру механизма, его основные характеристики и идентичность самому себе.

Рассмотрим механизм процесса совершенствования структуры внешнеэкономической деятельности регионов, целью которого является сокращение трансакционных издержек на мировом рынке за счет интеграции хозяйствующих субъектов в систему ВТО.

Процесс совершенствования структуры межгосударственной финансово-промышленной группы (ФПГ) включает следующие этапы:

  • разработка совместных технологических цепочек как основы для вертикальной интеграции предприятий группы;
  • позиционирование предприятий группы на сегментированном рынке как основы для горизонтальной интеграции предприятий группы;
  • формирование структуры межгосударственной ФПГ;
  • создание управляющей компании со статусом страны участницы ВТО;
  • создание структур информационного и интеллектуального обеспечения ФПГ в условиях ВТО;
  • разработка оптимальной системы регулирования экспорта и импорта межгосударственной ФПГ в условиях ВТО.

Механизм процесса совершенствования структуры включает организационную и экономическую составляющие. Следует различать механизм (ресурсы) процесса от ресурсов входа, выхода. Например, финансовые ресурсы механизма – это ресурсы, необходимые для обеспечения работоспособности определенной системы отношений, реализованной в механизме. При этом финансовые ресурсы процесса, поступающие на его вход и преобразующиеся в выход, многократно превосходят финансовые ресурсы механизма. Аналогичные рассуждения применяются и в отношении остальных ресурсов механизма.

Состав организационного механизма представлен в табл.1.


Таблица 1. Организационный механизм реструктуризации.
Элементы механизмаРаботы элементов механизма
1. Системные ресурсы Формировать систему управления структурой экономики регионов.
Разработать структурную экономическую политику государства.
2. Структурные ресурсы Перестраивать формат целей в зависимости от экономической ситуации.
Усиливать организационный потенциал структуры экономики регионов.
Интегрировать субъекты хозяйственной деятельности в региональные и межгосударственные ФПГ.
3. Административные ресурсы Сформировать систему управления структурой экономики регионов.
Осуществлять программно-целевое планирование и прогнозирование.
Внедрить систему качества, стандартизировать и сертифицировать ресурсы.
Производить стимулирование процесса реструктуризации экономики регионов.

Приведенные в табл.1 элементы организационного механизма представляют собой ресурсы, которые обеспечивают процесс совершенствования структуры экономики регионов. Работы элементов механизма, указанные в табл.1, соответствуют процессам жизненного цикла совершенствования структуры экономики регионов. Перечень работ необходим для осуществления декомпозиции основного процесса реструктуризации экономики регионов.

Состав экономического механизма представлен в табл.2.


Таблица 2. Экономический механизм реструктуризации.
Элементы механизмаРаботы элементов механизма
1. Трудовые ресурсы Обеспечить номенклатуру специалистов механизма структуры.
Повышать квалификацию и профессиональный уровень аналитического персонала.
Подготовить кадровый резерв специалистов.
2. Материальные ресурсы Обеспечить производственно-аналитическую структуру ресурсами.
Обеспечить информационную инфраструктуру ресурсами.
3. Нематериальные ресурсы Обеспечивать оперативной и фундаментальной научно-технической информацией.
Внедрять инновации.
Анализировать маркетинговую ситуацию.
Обеспечить рефлексивное взаимодействие предприятий.
4. Финансовые ресурсы Формировать банки и фонды реструктуризации экономики регионов.
Создавать целевые программы инвестирования проектов реструктуризации экономики.
Формировать систему финансовых показателей, нормативов реструктуризации экономики регионов.
Обеспечить финансовый контроль и аудит проектов реструктуризации.
5. Инфраструктура Разработать стратегию и программу развития инфраструктуры экономики регионов.
Совершенствовать инфраструктуру интегрированных хозяйственных образований.

В табл.2 раскрыты поэлементно ресурсы экономического механизма, что позволяет конструировать его как соответствующее решение государственной структурной политики. Элементы экономического механизма приведены как достаточные, однако их перечень может быть расширен или сокращен в зависимости от содержания процесса, который обслуживают данные механизмы.

Особенностью представленных таблиц является возможность структурирования ресурсов механизма и присвоения им строго определенных функций, что позволяет реализовать процесс совершенствования структуры экономики регионов за счет создания межгосударственных ФПГ. Кроме этого представленный методологический подход позволяет эффективно рассчитывать процессы совершенствования структуры и формировать планы совершенствования структуры экономики регионов.

В данном случае такое решение позволяет улучшить процессы государственного управления структурой на основе укрупнения предприятий и создания межгосударственных ФПГ.

В качестве актуальных сфер интеграции предприятий Украины и Российской Федерации можно привести авиапромышленность, автомобильную промышленность, нефтепереработку, сельское хозяйство, другие отрасли, где имеется дискриминация экспортеров, основанная на отсутствии статуса страны-участницы ВТО.

6. Выводы и предложения. Какие принципиальные выводы вытекают из проведенного анализа?

1. В результате проведенного исследования обоснована возможность создания интегрированных хозяйственных структур типа ФПГ, холдинга, включающих хозяйствующие субъекты нескольких стран, из которых одна является участником ВТО. Это позволяет использовать преимущества ВТО для предприятий стран, которые не являются участниками этой организации.

2. Межгосударственные интеграционные процессы с целью работы в ВТО будут способствовать научно-техническому прогрессу в странах интеграции, развивать системы контроля качества и сертификации, так как правила ВТО опосредовано влияют на всех участников ФПГ.

Использование статуса страны-участницы ВТО в создаваемой ФПГ позволяет укрупнить создаваемое объединение, что повысит общую конкурентоспособность интегрированной структуры на мировом рынке.

Создание межгосударственной ФПГ позволит оптимизировать внутригрупповые товаро-финансовые потоки, улучшит финансовую отчетность, сократит теневую экономику.

Межгосударственная интеграция с выходом в ВТО обеспечит более эффективное использование нематериальных активов, патентов на изобретения, "ноу-хау", совместных торговых марок, брендов и т.д.

Создание крупных межгосударственных ФПГ обеспечит повышение занятости населения обеих стран, повысит качество и квалификацию трудового потенциала предприятий группы.


Литература

  1. Хозяйственный Кодекс Украины/ Ведомости Верховной Рады (ВВР), 2003. №18, №19-20, №21-22.
  2. Страхова О.П. О методах организации управления (http://www.cfin.ru/press/management/1998-5/01.shtml?printversion).
  3. Чаленко А.Ю. О неопределенности термина "механизм" в экономических исследованиях (http://www.kapital-rus.ru/articles/article/176697).
  4. Рубцов С. IDEF0 и опыт разработки. Секреты моделирования и проектирования бизнес-процессов/ Опыт использования стандарта IDEF0// Открытые системы, 2003, №1.
Александр Чаленко

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий

Статьи

Итоги работы делегации РФ на 86-й Измирской международной ярмарке

Итоги работы делегации РФ на 86-й Измирской международной ярмарке
Видеолента

Дороговизна машин и отсутствие сети. Имеют ли будущее электромобили в России?

Дороговизна машин и отсутствие сети. Имеют ли будущее электромобили в России?
Новые возможности 4

«Консервация негативных тенденций». Какой бюджет приняло правительство на 2018-20 годы

«Консервация негативных тенденций». Какой бюджет приняло правительство на 2018-20 годы
Аналитика

Учения «Запад-2017». Почему Европу напугала атака России на сепаратистов Вейшнории

Учения «Запад-2017». Почему Европу напугала атака России на сепаратистов Вейшнории
Политика

Узнай, страна

Минсельхоз отметил вклад Тамбовской области в производство мяса птицы

Минсельхоз отметил вклад Тамбовской области в производство мяса птицы

В Тамбовской области переходят на здоровый образ жизни

В Тамбовской области переходят на здоровый образ жизни

Новости компаний

II Международная конференция «Социальные инновации: определяем будущее» пройдет в Москве

II Международная конференция «Социальные инновации: определяем будущее» пройдет в Москве

Министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев провел рабочую встречу с Главой Карелии

Министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев провел рабочую встречу с Главой Карелии

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте