Капитал Страны
25 МАР, 07:07 МСК
USD (ЦБ)    57,4247
EUR (ЦБ)    61,8636

Секреты удорожания бензина: почему цены на нефть падают, а на бензин растут?

28 Октября 2014 35258 22 Экономика
Секреты удорожания бензина: почему цены на нефть падают, а на бензин растут?

Почему бензин в России продолжает дорожать даже при дешевеющей нефти? Как обстоят дела в других странах? Чем обусловлены регулярные бензиновые кризисы? Что предпринимает государство? Каковы прогнозы экспертов?

Удручающая стабильность

Рост цен на бензин обсуждается в России с тем же неизменным постоянством, что и смена погоды в Англии. Вот только обусловлен он явно не природными особенностями климата и потому вызывает гораздо больше эмоций и вопросов. Возмущаются не только автовладельцы – ведь очевидно, что с подорожанием бензина растут и остальные цены, поскольку значительная доля в ценообразовании приходится на транспортную составляющую.

Рост цен на бензин при этом всегда обгоняет инфляцию. В 2011 году инфляция составила 6,1%, а бензин подорожал на 15%; в 2012 году при инфляции в 6,6% средняя стоимость бензина выросла на 7,6%. 2013 год стал исключением: при инфляции в 6,5% бензин подорожал «всего» на 5,9%. В текущем году Росстат и ЦБ прогнозируют инфляцию в 8% и более. Бензин при этом уже подорожал на 7,9%, а оптовые цены на топливо выросли на 33-36%. На стабильное подорожание не повлияло даже беспрецедентное падение цен на нефть: марка Brent подешевела с июня более чем на 25%.

Динамика цен в разных странах

В странах ЕС с падением мировых цен на нефть бензин понемногу дешевеет. За 2013 год цены на нефть опустились на 4,5%, а цена на бензин снизилась в среднем на 2,6% (сильнее всего в Венгрии – на 5,1%). Среди стран европейской части света бензин, кроме России, подорожал только в Болгарии (3,6%), Норвегии (на 3,5%), Финляндии (на 1,2%), на Кипре (на 2,6%) и в Белоруссии – почти на 22%.

На середину октября 2014 года, дороже всего стоил бензин в Норвегии (2,33 доллара за литр), на втором месте – Италия (2,26 доллара), на третьем – Нидерланды (2,23 доллара). Таким образом, российская цена на бензин в 0,87 доллара по-прежнему остается меньше, чем в остальных странах Европы и даже чем в США (0,9 доллара). Правда, до Туркменистана (0,22 доллара) и Венесуэлы, с ее 0,01 доллара нам очень далеко. Но венесуэльские цены на нефть стабильно не повышаются уже на протяжении 17 лет только за счет значительных государственных субсидий. Интересно, что наиболее дорого бензин стоит в европейских странах с развитой нефтедобычей (Норвегия) и нефтепереработкой (Нидерланды). Эксперты объясняют высокие цены на бензин в странах ЕС весьма значительной долей налоговой составляющей (свыше 60%) в ценообразовании. При этом целевое назначение этих налогов может быть разным. В Норвегии, например, за счет них реализуется долгосрочная стратегия государства по поддержанию социального равенства и решению экологических задач. В Италии же рост налогов связан с текущими экономическими проблемами – и еще три года назад цена бензина на Апеннинах была примерно такой же, как в Германии и Франции.

Чтобы представить реальную картину «ценовой доступности бензина», стоит рассматривать все же не абсолютные цены, а «количество топлива, которое может приобрести на среднюю "чистую" (после вычета налогов и социальных выплат) заработную плату гражданин государства». По этому показателю та же самая Норвегия на начало 2014 года занимала второе место в мире после Люксембурга: норвежцы на среднюю зарплату могут приобрести 2,3 тыс. литров топлива в месяц. Россия, граждане которой могут позволить себе лишь 717 литров бензина в месяц, находится между Грецией и Словенией. В тройке замыкающих среди европейских стран оказались Украина, Румыния и Болгария (215 литров 95-го бензина в месяц).

От Белоруссии до пожаров

Рост цен на бензин ежегодно объясняется стандартным уже набором причин: от недопоставок из Белоруссии до трудностей с НПЗ. В прошлом году упор делался на Белоруссию. В этом – очень «вовремя» случился пожар на Ачинском НПЗ и ремонт еще нескольких заводов. Действительно, Белоруссия, поставляющая всего 1% всех импортируемых Россией нефтепродуктов, вряд ли может существенно повлиять на российские цены, даже сократив поставки. Во всяком случае, обратный шаг Белоруссии – увеличение поставок бензина в 1-м полугодии 2014 года на 35%, по сравнению с годом ранее, – не остановил роста цен. И это при том, что поставки из Белоруссии в июне на 120 тыс. тонн перекрыли те объемы, которые внутренний российский рынок недополучил из-за аварии на Ачинском НПЗ, а доля белорусского бензина на российском рынке, по оценке Reuters, в I полугодии выросла до 5,1% против 3,7% в тот же период прошлого года.

Плановые ремонты НПЗ не вызывают дефицита топлива, поскольку перед началом работ создаются необходимые резервы нефтепродуктов на нефтебазах, пояснял еще в прошлом году директор Московского НПЗ Аркадий Егизарьян. Тем не менее именно в ежегодной остановке заводов видит причину роста цен Федеральная антимонопольная служба (ФАС). «Если бы не было вывода в ремонт, мы сейчас не имели бы никакой ситуации на рынке, и просто отслеживали бы снижение цен по мировому тренду», – заявил глава ФАС Игорь Артемьев.

Запасов, сделанных нефтекомпаниями на время ремонта НПЗ, хватает лишь для обеспечения поставок на их собственные АЗС, независимые АЗС из-за этого вынуждены работать с перебоями, заявил глава Российского топливного союза Евгений Аркуша, объясняя причины бензинового кризиса, разразившегося в октябре в Сибири. Виноватых в создавшемся локальном дефиците так и не нашли. «Газпром» и «Роснефть» утверждают, что продолжали в октябре отгружать топливо независимым сетям, а отдельные случаи непоставок связаны с поздней подачей заявок. Евгений Аркуша возражает, что «даже поданные по всем правилам заявки не удовлетворяются в полном объеме, а нефтяники используют ситуацию для борьбы за клиента». Минэнерго же обвиняет в нагнетании ситуации владельцев независимых АЗС, которые в условиях высоких оптовых цен хотят дешевого бензина.
При этом каждый из участников спора по-своему прав (вот только по поводу «Газпрома» и «Роснефти» есть сомненья). Остановка заводов на ремонт действительно вызывает ажиотаж на рынке, поскольку каждый раз оказывается сюрпризом для тех оптовых и мелкооптовых покупателей, которые не аффилированны с крупными нефтяными компаниями. «График ремонтов НПЗ отсутствует в свободном доступе и распространяется ЦДУ ТЭК по платной подписке, стоимость которой настолько высока, что позволить себе ее могут лишь крупные нефтяные компании. На наш взгляд, отсутствие у участников рынка исчерпывающей информации о запасах, экспорте и сроках плановых ремонтов на НПЗ провоцирует различные спекуляции на тему возможного дефицита нефтепродуктов, что дестабилизирует рынок и грозит необоснованным ростом цен», – заявляет генеральный директор некоммерческое партнерство «Совет по товарным рынкам» (НП СПТР) Александр Гудков. На предложение НП СПТР размещать статистические материалы ЦДУ ТЭК по производству и экспорту нефтепродуктов, а также сроки плановых ремонтов на НПЗ в открытом доступе Минэнерго, однако, ответило отказом.

Идя навстречу пожеланиям правительства, компании готовы перенести ремонт НПЗ на более позднее время, хотя и предупреждают о возможных технологических проблемах из-за того что запускать производство потом придется в морозы. Непонятно только, что до сих пор мешает им произвести давно обещанную модернизацию и реконструкцию, так чтобы заводам не требовался ежегодный ремонт. Пока перейти на четырехлетний межремонтный пробег с 2015 года пообещало лишь руководство Московского НПЗ.

Все зависит от монополий – и от государства

Российский топливный рынок является классической олигополией: ситуация на нем зависит от действий пяти крупнейших компаний, поясняет эксперт независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов. Этим компаниям гораздо выгоднее экспортировать нефть, мазут и даже тот же бензин, чем производить бензин для внутреннего рынка – особенно с учетом роста курса доллара и снижения экспортных пошлин, в том числе и на бензины. Как ни парадоксально, бензин дорожает, в том числе из-за падения цен на нефть. Чтобы компенсировать «выпадающую прибыль», российские компании увеличивают экспорт нефти, уменьшая тем самым поставки бензина на внутренний рынок, отмечает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев.

По данным Минэнерго, общий объем поставок бензина на внутренний рынок за первые 9 месяцев 2014 года оказался меньше запланированного на 1 млн тонн – «что можно объяснить авариями лишь частично». ФАС открыто назвала действия нефтекомпаний сознательной недопоставкой топлива на рынок. Однако вместо активного расследования антимонопольщики до сих пор ограничиваются лишь мониторингом, видимо, не получив соответствующих санкций со стороны правительства.

Для прекращения роста цен необходимо увеличить штрафы за недопоставку бензина на внутренний рынок, так чтобы они перекрывали прибыль, которую нефтяные компании извлекают в случае ценовых скачков, считает Михаил Турукалов.

Справиться с произволом монополий только силами ФАС вряд ли удастся, полагает завкафедрой регулирования и управления сырьевыми отраслями НИУ ВШЭ Валерий Крюков. В России сложилась псевдорыночная система распределения: всего 27 НПЗ (для сравнения, в США – более 200), а вся технологическая инфраструктура, включая дистрибуцию, осталась еще с советских времен. Поэтому «правильней было бы регулировать наш рынок нефтепродуктов, исходя из существующих технологических ограничений: в Башкортостане и центральной России, где имеются избыточные нефтеперерабатывающие мощности – мерами рыночного воздействия, в других регионах НПЗ должны получать элементарные балансовые задания», – считает эксперт.

Потребитель платит за все

В конечной цене на бензин порядка 54-56% составляют налоги. Однако в объяснении остальных 44% эксперты расходятся. По оценке исполнительного директора Московской топливной ассоциации (МТА) Григория Сергиенко, 5,37% составляет себестоимость добычи нефти, 9,37% – переработка и транспортировка, 15,68% – маржа при реализации бензина на оптовом рынке.

Директор же Института энергетической политики Владимир Милов отмечает, что маржа крупнейших компаний в окончательной цене составляет гораздо больше – порядка одной трети.

К такому выводу он пришел, изучив финансовую отчетность «Роснефти». По данным компании, в 2012 году средняя цена реализации высокооктановых бензинов на внутреннем рынке составила 30 тыс. руб. за тонну. Из них порядка 17 тыс. руб. пришлось на налоги. Сумма же всех операционных расходов компании составила чуть более 2 тыс. руб. за тонну (600 руб. – геологоразведка и добыча, 700 руб. – переработка, маркетинг и сбыт, еще 600 руб. – транспортировка нефти по трубопроводам и примерно столько же – общеадминистративные расходы). Таким образом, после вычета всех налогов и расходов разница с ценой реализации составила 10 тыс. руб. Сегодня, в отсутствие конкуренции, размер прибыли, зарабатываемой нефтяными компаниями на реализации нефти на внутреннем российском рынке, явно чрезмерен, заключает Владимир Милов.

В конечную стоимость бензина закладывается и так называемая инвестиционная составляющая. Сегодня, когда компании не могут уже больше откладывать модернизацию, поскольку должны в обязательном порядке перейти на выпуск топлива Евро-5, эти обязательные инвестиции могут стать дополнительной причиной роста цен на бензин, признает начальник управления по стратегическим исследованиям в энергетике аналитического центра при правительстве России Александр Курдин.

И, конечно же, потребитель заплатит за очередные инициативы Минфина. В ходе так называемого налогового маневра в 2015 году правительство собирается поднять НДПИ и одновременно снизить экспортные пошлины. «По осторожным оценкам Минфина, в результате перераспределения налоговой нагрузки розничные цены на бензин могут подняться на 1,5–3 рубля. Но только в результате соответствующего снижения вывозных пошлин», – сообщает исполнительный директор МТА.

Неутешительные прогнозы

В рамках налогового маневра планируется за 3 года поэтапно сократить вывозные таможенные пошлины на нефть (в 1,7 раза) и нефтепродукты (в 1,7-5 раз в зависимости от их вида) и при этом увеличить ставку НДПИ на нефть (в 1,7 раза) и газовый конденсат (в 6,5 раз). По предварительным оценкам, налоговая нагрузка на нефтяников вырастет примерно на 300 млрд руб. Очевидно, что из-за снижения экспортных пошлин и роста НДПИ экспорт станет еще выгоднее – в отличие от переработки для внутреннего рынка. Так что эксперты прогнозируют рост дефицита сырья и, соответственно, рост цен.

При этом уже в 2013 году рост цен на топливо, по оценкам аналитиков, «достиг вершины платежеспособного спроса; в результате потребление бензина стало падать». Дальнейшее продолжение этой тенденции может привести к серьезным проблемам в экономике, предупреждает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев.

Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
29.05.2016 0 0
Ичеп:

Хахахаха Да мы всю жизнь живем в кризисе.Я серьезно - вспомните всю вашу жизнь , вспомните когда по ящику, радио, инету говорили что то подобное - "Сегодня наша страна процветает, у нас все хорошо, все довольны, правительство считает что не нужно ничего делать ибо и так все хорошо и т.д." За всю историю человечества еще никогда и ничего не стоило сегодня дешевле чем вчера и стоить никогда не будет, а завтра оно будет стоить еще дороже. У нас всегда кто то и что то виновато на протяжении всеи истории, это говорит о том что люди не могут создать эффективную модель мира. Чертовы рабы систем, все хотят рожу потолше и говорить остальным как надо в туалет по феньшую ходить. Прошло 5 тыс лет а так ничего и не изменилось - хлеба и зрелищ.

29.01.2016 0 0
Иван:

Отлично спел Слепаков "про нефть" https://www.youtube.com/watch?v=CIrBgRfksLU

07.01.2016 6 0
Алексей.:

Бензин в России 0.87 доллара в США 0.90 доллара-разница не большая. Зарплата врача в России 25 т рублей в США 450 т рублей! А вот здесь разница огромная, и хватит нам лапшу на уши вешать и ориентироваться на цены Европы и США. Лучше бы на зарплаты ориентировались.

06.01.2016 3 0
Андрей:

Я полностью согласен с тем ,что наши депутаты зажрались,так же как и вся наша власть.К моему сожалению они не знают ,что значит прожить на зарплату в 12000 руб. , заплатить за крартиру 3000-3500 за малосемейку,и что осталось поделить на детей и питание.Но наши депутаты упорно твердят о дефиците бюджета,но каждую сессию повышают себе зарплату,когда уже у них брюхо лопнет и куда смотрит наш многоуважаемый В.В. Путин

07.10.2015 8 0
Алексей:

Народ это просто не выносимо с каждым цены на бензин растут не зависимо от цен на нефть, будь она дороже или дешевле, становится очевидно что это спекуляция ресурсами страны, ожиревших кабанов которые набивают свои карманы! Ресурсы уже народу не принадлежат, они принадлежат уродам, которые ими торгуют! Государство пытается их давить налогами, в итоге они давят налогами обычных людей, которые зарабатывают копейки +инфляция в стране, зарплаты не увеличиваются+сокращения. Приходится просто выживать! Я владелец малого бизнеса, пытаюсь развиваться и расти, но как мне честно жить, люди подскажите?! Если я плачу налог с дохода+налог с зарплаты+транспортный налог и т.д да я просто чувствую себя рабом системы, у меня чувство огромного возмущения и не годования! Русские так жить не должны! А цены на бензин, конечно им выгодней продавать за границу, фас это не остановить потому что с этого верхушки кормятся! Это так и будет продолжаться и дальше будет только хуже! До тех пор пока мы народ не возьмём это в свои руки! Ресурсы страны должны принадлежать всем гр России, а не каким то отдельным подразделениям!!! Создаю группу вк "резонанс России" можете найти меня в контакте под всевдонимом Алексей Брежнев 1988 г.Москва. Добавляйтесь ко мне в друзья вступайте в группу и вместе мы будем создавать резонанс недовольные люди экономическим положением в нашей стране!

24.09.2015 3 0
народ:

Я согласен с тем что надо посадить всю нашу думу на зарплату15000т.р и все льготы убрать приравнять так сказать с простым народом и посмотреть что они скажут.Просто уже зажрался чиновник сидя на кресле незнают что еще придумать как деньги себе во все щели запихать.

10.08.2015 2 0
Олег:

Срочно необходимо запретить экспорт нефти. Вместо неё экспортировать только её переработанные продукты: бензин, масла, смазки. Это вызовет резкий скачок мировых цен на нефть, а за ней и рост мировой цены на бензин что выгодно станет для нашего государства, наших нефтяных магнатов. А избыток бензина на внутреннем рынке снизит внутреннюю цену на бензин чему обрадуются простые россияне. Итог: и волки сыты и овцы целы.

Показать еще комметарии (15)

Статьи

Ликвидация перебежчика. Что стоит за убийством Вороненкова в Киеве?

Ликвидация перебежчика. Что стоит за убийством Вороненкова в Киеве?
Политика

Цивилизационный кризис либерализма. Что отняли у России 25 лет реформ?

Цивилизационный кризис либерализма. Что отняли у России 25 лет реформ?
Экономика

«Уникальное явление: работающие бедные». Как в правительстве нашли средство борьбы с бедностью россиян

«Уникальное явление: работающие бедные». Как в правительстве нашли средство борьбы с бедностью россиян
Экономика 1

«Замочен в сортире». О чем говорит смерть топ-менеджера «Роскосмоса»

«Замочен в сортире». О чем говорит смерть топ-менеджера «Роскосмоса»
Политика

Узнай, страна

Омские ремесленники продемонстрировали свое мастерство в областном Экспоцентре

Омские ремесленники продемонстрировали свое мастерство в областном Экспоцентре

Кировский завод «Росплазма» возродят после 12-летнего простоя

Кировский завод «Росплазма» возродят после 12-летнего простоя

Новости компаний

Петрозаводский государственный университет приглашает на День открытых дверей

Петрозаводский государственный университет приглашает на День открытых дверей

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: Палата окончательно определилась с неналоговыми платежами

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: Палата окончательно определилась с неналоговыми платежами

Разное

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте