Капитал Страны
20 ЯНВ, 15:27 МСК
USD (ЦБ)    59,6697
EUR (ЦБ)    63,7272

Рынок обучения в сфере эмоционального интеллекта

16 Сентября 2011 6653 0 Экономика
Рынок обучения в сфере эмоционального интеллекта

Понятие эмоционального интеллекта стало чрезвычайно популярным. Его теперь уже преподают на различных бизнес-тренингах. Что же представляет собой этот рынок? Кто заказывает такие программы? Кто их выполняет? Как сегментирован рынок услуг? Как соотносятся спрос, предложение и цена на такие тренинги?

Аналитический отдел Международного центра «Консалтинг. Тренинг. Коучинг» (МЦ КТК) провел анализ рынка программ по развитию эмоционального интеллекта (ЭИ) в России и СНГ. Первичные данные были собраны из материалов печатных и электронных деловых и специализированных изданий, аналитических обзоров рынка, Интернет-сети, материалов маркетинговых и консалтинговых компаний, а также из интервью участников рынка, телефонного опроса поставщиков и потребителей услуг бизнес-образования. Выборочная совокупность потребителей тренинговых услуг составила 327 компаний. Методика исследования (случайная выборка из 16000 компаний) позволила обобщить полученные результаты на все компании постсоветского пространства.

Каковы же итоги проделанной работы?

1. Итог первый: кто заказчик?

Итоги исследования интересны и узнаваемо парадоксальны.

Итак, кто заказывает программы по развитию ЭИ?

В проведённом исследовании были опрошены компании различных сфер деятельности: консалтинг, финансы, производство, реклама, фармацевтика, рекрутинг, банковское дело, строительство и т.д.

Компании, принявшие участие в исследовании, можно условно разделить на три группы: компании малого бизнеса (с численностью персонала, не превышающей 100 сотрудников); компании среднего бизнеса (работают от 100 до 1000 сотрудников), компании крупного бизнеса (более 1000 сотрудников). В исследовании доля крупного бизнеса составила 26%, среднего – 42% и 32% изученных компаний относились к малому бизнесу.

По результатам исследования 66% организаций пользуются услугами тренинговых компаний. Причем интенсивность сотрудничества с тренинговыми компаниями зависит в некоторой степени от размера бизнеса. 43% компаний малого бизнеса используют услуги тренинговых компаний. Доля компаний среднего и крупного бизнеса, сотрудничающих с тренинговыми организациями, равна 65% и 72% соответственно.

Любопытная деталь: многие компании заказывали тренинги для развития ЭИ, не понимая, что такое эмоциональный интеллект. В результате нашего опроса HR–директоров выяснилось, что лишь 15% опрошенных понимают, что такое ЭИ (из них 5% активно интересуются этой темой). Оставшиеся 85% сказали, что впервые слышат это словосочетание (рис.1).


Рис. 1. Знание понятия эмоционального интеллекта.

2. Итог второй: чему и как учат?

Чему же и как учат?

Согласно данным российского портала «treko.ru», украинского «trn.work.ua», белорусского «b2b.by» и подобных порталов других стран СНГ, на территории постсоветского пространства насчитывается порядка 6550 компаний, предоставляющих краткосрочное бизнес-образование. Из них 5056 располагаются на территории РФ, что составляет примерно 77% от общего числа. Второе место занимает Украина – 710 (10,8%), третье место принадлежит Белоруссии – 275 (3,2%). Остальные страны, входящее в состав СНГ (Казахстан, Молдова, Киргизия, Таджикистан, Азербайджан, Узбекистан, Армения), в совокупности насчитывают 509 компаний, что составляет 7,8% от общего количества (рис.2).


Рис. 2. Состав тренинговых компаний по странам.

При этом на рынке краткосрочного бизнес-образования представлено огромное количество тренинговых программ из различных областей: финансы, маркетинг, юриспруденция, налоги, управление персоналом, психология, коучинг, лидерство, личностный рост и др. Развитие ЭИ – достаточно молодое направление, которое делает только первые шаги на рынок бизнес-образования.

Программы по развитию Эмоционального интеллекта наряду с другими программами предоставляют лишь 55 компаний, что составляет 0,8% от общего числа тренинговых компаний на территории России и СНГ. Еще 33% компаний предлагают программы, так или иначе соприкасающиеся с развитием ЭИ, – лидерские программы (18,3%) и коучинг (14,5) (рис.3).


Рис. 3. Сегментация рынка компаний по видам услуг.

Тема эмоционального интеллекта на сегодняшний день относительно новая, но, несмотря на высокую конкуренцию тренинговых программ, ЭИ уже закрепился на данном рынке (доля рынка на июнь 2010 г. составляет 3,7%). В ходе анализа клиентской аудитории было выяснено, что большая часть компаний предлагает услуги в данной области без направленности на какую-либо определённую группу клиентов, например: «Развитие эмоциональной компетентности», «Управление эмоциями: как перестать беспокоиться и начать жить спокойно», «Эмоциональная компетентность как ресурс эффективной коммуникации» и т.д. На втором месте находятся тренинги, посвящённые развитию эмоционального интеллекта руководителей, например: «Эмоциональная компетентность руководителя», «Эмоциональная компетентность: искусство управлять». Чуть меньше тренингов компании посвящают эмоциональной компетентности в бизнесе, и совсем маленькая доля приходится на специалистов по работе с клиентами и специалистов по продажам: «Эмоциональная компетентность в продажах», «Эмоциональные продажи», «Эмоциональная компетентность как основа ориентации на клиента». Также существуют некоторые специфические тренинги, ориентированные на женщин-руководителей, и программы для развития Эмоционального интеллекта в период кризиса.

Если рассматривать предлагаемые программы развития эмоционального интеллекта для разных групп, то выводы следующие: в России наиболее полно представлены тренинги для различных групп (исходя из профессиональной принадлежности); на Украине большая часть тренингов проводится без определённой направленности, оставшаяся же часть – для руководителей и бизнесменов. В Киргизии же мы обнаружили всего одну тренинговую компанию, занимающуюся эмоциональным интеллектом, которая предлагает программу «Как направлять энергию эмоций на реализацию своих планов».


Рис.4. Направленность тренингов.

3. Итог третий: цена вопроса?

Средняя стоимость участия в тренинге одного человека при группе в 15 человек для корпоративных тренингов составит 3328 рублей за тренинговый день или 416 рублей за час. Если же рассматривать открытые тренинги, то стоимость одного дня занятий для одного участника варьируется по городам в пределах от 1500 до 9300 руб. Средняя стоимость одного дня занятий для одного участника составляет 5700 рублей, что выше, чем в случае корпоративных тренингов. Средняя стоимость в России – 5794 рубля, на Украине – 4608 рублей, в Киргизии – 1600 рублей.

Стоит отметить, что предложение открытых тренингов в области развития эмоционального интеллекта примерно в 3 раза выше, чем корпоративных. Соответственно, средняя стоимость одного часа занятий составляет 713 рублей, в России – 724 рубля, на Украине – 576 рублей, а в Киргизии – всего 200 рублей.

Для сравнения следует отметить, что в США, например, стоимость трёхдневного тренинга составляет 2500$, т. е. около 25000 рублей в день за каждого участника, что в 5 раз больше средней стоимости по России.

Любопытная деталь: пока на рынке СНГ величина предложения превышает величину спроса. Однако эта ситуация стремительно меняется: по данным портала Yandex количество запросов «эмоциональный интеллект» по России и странам СНГ с июля 2008 года по июнь 2010 увеличилось в 4 раза (с 1500 до 6000 в месяц). При этом количество компаний, предоставляющих тренинги в области эмоционального интеллекта, увеличивается за год примерно в полтора раза. Таким образом, при сохранении текущих параметров состояние равновесия между величиной спроса и предложения будет достигнуто в конце 2012 – начале 2013 года, после чего спрос превысит предложение, что может спровоцировать увеличение цен на данный продукт.

4. Итог четвертый: профессиональный срез специалистов

Авторы и ведущие программ по развитию эмоционального интеллекта получали своё основное образование в ВУЗах стран СНГ – 83%, остальные 17% – в зарубежных ВУЗах. Что же касается специальностей, по которым обучались тренеры, то для 46% – это психология и психотерапия, для 21% – педагогика, для 12% – экономика и управление, для 9% – иностранный язык и литература, оставшиеся 12% – выпускники других направлений: история, журналистика, химия, биология и т. д.

Примерно 6% тренеров, занимающихся развитием эмоционального интеллекта, имеют учёную степень в области психологии, 3% – в области педагогики и 1% – в области экономики; у 90% тренеров наличие ученой степени в какой-либо из областей науки отсутствует.

Проведенное исследование не касалось качественной стороны обучения. Поскольку эмоциональный интеллект становится «модной» темой в бизнес-образовании, ситуация осложняется широким распространением популистских представлений об этом научно обоснованном направлении. В некоторых появившихся концепциях, как остроумно заметила белорусская исследовательница И.Н.Андреева, эмоциональный интеллект превратился в феномен популярной психологии, полумифическое неопределенное понятие. Планируя обучение своих коллег или собственное развитие, полезно будет уточнить: эмоциональный интеллект либо что-то другое вам будут давать с помощью обучающих программ, бизнес-тренингов или других форм обучения и консалтинговой поддержки?

Елена Хлевная

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий

Статьи

В ожидании «большой сделки». Променяет ли Россия ядерное оружие на снятие санкций США

В ожидании «большой сделки». Променяет ли Россия ядерное оружие на снятие санкций США
Политика

«Кому вершки, а кому корешки». Как вырастут зарплаты россиян в этом году

«Кому вершки, а кому корешки». Как вырастут зарплаты россиян в этом году
Экономика 1

Города-миллионники в статусе городов федерального значения: бюджетные эффекты

Города-миллионники в статусе городов федерального значения: бюджетные эффекты
Исследования

Вмешательство Хирурга. Зачем власти послали байкера к либералам Гайдаровского форума

Вмешательство Хирурга. Зачем власти послали байкера к либералам Гайдаровского форума
Политика 2

Узнай, страна

Орловские полицейские подвели итоги года

Орловские полицейские подвели итоги года

В 2016 году в Орловской области отмечен рост оборота оптовой торговли

В 2016 году в Орловской области отмечен рост оборота оптовой торговли

Новости компаний

ЭКОЛОГИЯ РАЗВИВАЕТ ТЕХНОЛОГИИ

ЭКОЛОГИЯ РАЗВИВАЕТ ТЕХНОЛОГИИ

Сергей Катырин: Неналоговые платежи и поборы с МСП продолжают расти, как грибы после дождя

Сергей Катырин: Неналоговые платежи и поборы с МСП продолжают расти, как грибы после дождя

Разное

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте