Капитал Страны
30 МАР, 19:56 МСК
USD (ЦБ)    56,3779
EUR (ЦБ)    60,5950

«Рождественская история» в XXI веке: технологи против артистов

9 Декабря 2009 15594 49 Рецензии на книги и фильмы
«Рождественская история» в XXI веке: технологи против артистов

Совсем недавно – 3 ноября 2009 г. – состоялась мировая премьера нового фильма Роберта Земекиса «Рождественская история». Этот фильм во многом является знаковым. Но что же в нем особенного? Является ли он шедевром или дешевой поделкой? Что он нам говорит?

        1. Кризис жанра и отсутствие сценария? Совсем недавно – 3 ноября 2009 г. – состоялась мировая премьера нового фильма Роберта Земекиса «Рождественская история» («A Christmas Carol»). Следом за этим событием фильм пришел и к российскому зрителю. В главной роли выступил знаменитый Джим Керри. Бюджет очередного голливудского чуда составил 200 млн. долларов, но уже сейчас сборы с него по всему миру составляют 233 млн. долл., то есть фильм уже окупился с прибыльностью в 16,5%. Учитывая, что триумфальное шествие фильма только началось, можно предположить, что его рентабельность скоро взлетит еще выше и фильм станет одной из коммерческих изюминок Голливуда.

        Все эти факты в совокупности с другими «наворотами» фильма требуют, чтобы о нем хотя бы немного поговорить. Что же о нем стоит сказать?

        Прежде всего, сразу оговоримся, что абсолютному большинству зрителей этот фильм понравился, а некоторые из них просто в восторге. Данное творение имеет блестящие коммерческие параметры и нравится потребителю – вопрос закрыт. Поэтому оценка в плоскости «хорошо-плохо» не имеет смысла и стоит поговорить лишь о некоторых глубинных аспектах картины.

        Прежде всего, это, конечно же, сценарий. Надо сказать, что здесь просматривается все тот же мировой кризис сценариев, который наблюдается уже лет 10-15. Как же иначе тогда оценить то, что режиссер вынужден был обраться за помощью к Чарльзу Диккенсу (1812-1870), с которым он и разделил пополам славу сценариста этого фильма? Зачем Роберт Земекис позаимствовал сюжет почти архаичного и почти детского произведения, действие которого происходит почти 200 лет назад?

        Мне кажется, что это связано с тем, что ничего лучшего современные сценаристы предложить просто не могут. Все сюжеты сегодня давно известны, и все они изъезжены и замызганы. В такой ситуации «сценаристского вакуума» отступление назад к классике в лице Диккенса, быть может, даже было очень уместным и ловким ходом. И, действительно, уйдя по шкале времени назад, Земекису удалось сделать вполне свеженький и оригинальный фильм. Можно лишь поаплодировать Земекису!

        И все-таки основной тезис остается в силе: кризис жанра в голливудском кинематографе налицо. С генерированием идей что-то слабовато у законодателей киношной моды. Наверное, именно поэтому примитивный сюжет «Рождественской истории» воспринимается вполне нормально, если не сказать с симпатией. А то, что сюжет примитивен – это факт. Сварливый старикан, больше всего на свете любящий деньги. А его оппоненты настаивают, что не в деньгах счастье. И вроде как именно оппоненты оказываются правы. Все это, конечно, мило, но деньги никто не отменял и, как показывает опыт, без них счастье как-то не очень-то выстраивается. Похоже, что Земекис очень тонко уловил ауру современного общества, где все оголтело стремятся к богатству, и высмеял его в рамках диккенсовской схемы.

        Каков итог? Смысловой пафос фильма хорош… для детей. Правда, смотрят его в основном взрослые.

        2. Маски-шоу. В фильме есть еще один специфический момент, который, по-видимому, разделяет людей на две группы – противников и почитателей. Речь идет о том, что на экране мы видим уже не художественный фильм с живыми людьми, а мультик с мертвыми масками, надетыми на очень правдоподобные, но все же нарисованные тела. Впечатление, мягко говоря, неоднозначное. Лично я предпочитаю живых людей, а не эти маски-трупы.

        Есть во всем этом и что-то нелогичное. Например, главный герой Эбенезер Скрудж сделан просто гениально. Он живой, настоящий, пластичный. Значит и маски можно оживлять! Но тогда почему второстепенные герои сделаны в виде подкрашенных трупов? Наверное, режиссер под этим что-то подразумевал, но я этого не понял. Как говорится, дело вкуса. Кстати, и Скрудж имеет тот же изъян – у него фигура, которой в реальности просто не может быть. Здесь фарс доведен до такого предела, что это уже начинает резать глаз. В целом получается что-то среднее между художественным фильмом и мультиком, причем перевес идет в сторону мультика.

        Хочется надеяться, что со временем эти пресловутые маски будут постепенно оживать. Например, в фильме «Беовульф», снятом тем же Земекисом, рожи героев были, если так можно выразиться, еще более мертвыми. В «Рождественской истории» просматривается определенный прогресс. Наверное, все эти анимационные чудеса представляют собой некую промежуточную форму фильма будущего, но пока невольно и воспринимаешь в этом фильме все как нечто промежуточное.

        3. Программисты добивают артистов. Главное, что просматривается в картинах Земекиса – и в «Рождественской истории», и в «Беовульфе», и в «Полярном экспрессе» – это стремление заменить современными компьютерными технологиями артистов. И, надо сказать, он в этом направлении медленно, но верно продвигается. Например, в «Беовульфе» он воспользовался физиономией Энтони Хопкинса, с которой он снял маску и натянул на кого-то урода. Маска была неподвижна и ужасна, а самого Хопкинса не было и в помине. Тем самым от актера был взят только некий внешний образ; больше от него уже ничего не требовалось. Все, что мог дать Хопкинс – это узнаваемость. И это было взято от него.

        Итак, в «Беовульфе» от актера осталось два параметра – имя (логотип) и портрет лица (визуальный бренд). В «Рождественской истории» Земекис пошел дальше – он от Джима Керри, якобы играющего Скруджа, оставил только фамилию. Лицо же Керри настолько изменено, что узнать его нет практически никакой возможности. Следовательно, теперь и физиономия голливудских звезд уже по сути дела не нужна. Компьютерщики-аниматоры справляются с фильмом и без этого. Они уже могут создавать гораздо более выпуклые и интересные образы, чем те, которые им предлагают актеры.

        Забавно, что в некоторых случаях актеры в такого рода фильмах иногда ухитряются сохранить хотя бы еще и свой голос, озвучивая нарисованного человечка. Наверное, так было и в этом случае, но при дублировании фильма на русский язык и этот параметр исчез. Вместо всех героев говорил Александр Филиппенко, который и заменил нам голос Джима Керри. Кстати, я узнал о Филиппенко уже после просмотра – и это никак не повлияло на восприятие фильма. Следовательно, и узнаваемость Филиппенко тоже не особо требуется.

        Что изо всего этого следует?

        А то, что фильм  «Рождественская история» является знаковым и показывает нам, что время тупых актеров, получающих баснословные гонорары за некое мнимое искусство, прошло или, по крайней мере, подходит к концу. Их успешно заменяют современные интеллектуалы в лице креативных компьютерщиков и программистов. И это есть незыблемый закон эволюции: развитие идет в сторону идеализации всех процессов и избавления от избыточной материи. Пришло время освободиться от актерского балласта, а с ним, разумеется, и от остальных ребят: операторов, каскадеров и т.п.

        4. 3d – триумф объемности и скорости. Нельзя не сказать хотя бы пару слов о самой компьютерной графике «Рождественской истории». Здесь есть несколько интересных находок.

        Первая – бешеная скорость перемещения главного героя в пространстве. Скорость настолько велика, что достигается новый эффект, когда в ряде случаев почти начинает кружиться голова. Это, разумеется, создает свой особый и неповторимый шарм при просмотре.

        Вторая – проход камеры сквозь предметы. Это неожиданно и очень эффектно. Когда на бешеной скорости камера (а зритель вместе с ней!) летит прямо на дом, то невольно замираешь. И при подходе к дому камера не огибает его, а проходит сквозь него. В жизни такого не бывает, а потому это очень необычно и щекочет нервы. В тандеме первая и вторая находки дают потрясающий эффект.

        Третье – воссоздание архитектуры Англии 200-летней давности. Сделано это настолько умело и убедительно, что невольно начинаешь наслаждаться этими правдоподобными патриархальными пейзажами с высоты птичьего полета.

        Перечисленные находки создают мощную базу фильма. Заслуга же Роберта Земекиса состоит в том, что он смог в эту базу очень органично вписать немного юмора, немного лирики, немного философии – и получилось здорово.

Евгений Балацкий

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
31.05.2010 0 0
Абазова Диана:

"Рождественская история" полностью оправдала мои ожидания. К сожалению, книгу я не читала, но много слышала об этом мульте, и все говорили в один голос, что это замечательное творение! Начав просмотр, я не могла даже отвлечься! Меня просто затянуло в эту прекрасную рождественскую атмосферу! Я не могу передать впечатления, которые остались после просмотра. В нем все прекрасно, хочется вновь и вновь пересматривать его. На мой взгляд, это один из самых лучших мультфильмов, вышедших за последнее время!

29.05.2010 0 0
Валерия Ионова:

Когда увидела терйлер к фильму решила, что обязательно пойду в кино, а когда услышала имя Роберта Земекиса решение было неоспоримо. Да, фильм, точнее сюжет фильм-мульта банален, но было интересно в какой же интерпритации он будет подан широкой публике. Мульт превзошел все ожидания. Краски, мелочи, эмоции, музыка - все это сделало свое дело, сыграло на эмоциях тысяци людей и моих в том числе., ну а 3D эффект увеличил эффект погружения в историю, можно было почувствовать себя одним из героев сказки пусть и всего навсего наблюдающим.

27.05.2010 0 0
Зайцева Евгения:

Первое что хотелось бы сказать, при всем уважении к режиссеру, фильм получился каким-то мрачным, а некоторые эпизоды даже пугают. Видимо режиссер не учел того что на фильм придут и дети, которые могут испугаться в итоге они могут не получить рождественского настроение. Разработчики очень старались, это видно. Главный герой Скрудж получился на славу. Его образ, выражение лица и мимика, с первых минут внушают отвращение к нему как к человеку и личности,…В принципе графика, постановка и идея вполне удалась…

25.05.2010 0 0
Катерина Лишик:

«Рождественская история» выполнена в лучших традициях анимационных фильмов «Уолта Диснея». В первую очередь впечатляет великолепная компьютерная графика: такого качества, наверное, еще не было в кинематографе никогда. Модели персонажей выглядят, как настоящие, живые, двигаются очень реалистично. Не отстает и внешний вид города — сооружения Викторианской эпохи, убранства помещений, шастающие по улицам жители города — все прорисовано настолько детально и красиво, что художникам-аниматорам хочется вручить вагон Оскаров. Поведение мнимой «камеры» тоже выглядит весьма кинематографично. Порадовало и отличное музыкальное оформление: музыкальные композиции очень хороши, подобраны с умом. Фильм заслуживает на внимание и хорошие отзывы о графике, постановке и идее. Но, это не тот фильм, что может подарить «праздничное настроение», и не тот фильм, который можно назвать благородным словом — Сказка. После того как я вышла из кинозала, я не подумала о том, что скоро Рождество и даже не обратила внимания на снег, что спокойно ложился мне на плечи… я думала лишь об одном… как ужасно, что есть люди, которые в этот праздничный вечер могут быть одни.

19.05.2010 0 0
Яна Колдашова:

Безумно понравилась сказка! Яркая, захватывающая, эмоциональная. Р. Земекис постарался на славу. Меня больше всего удивило то, что актеры были заменены компьютерными технологиями. Получилось необычно, своеобразно. 3d формат придал свою атмосферу реальности. Я немного не соглашусь с автором по поводу того, что "Пришло время освободиться от актерского балласта, а с ним, разумеется, и от остальных ребят: операторов, каскадеров и т.п.". Мне кажется, что ни один компьютерный персонаж, не сможет поистине передать той, настоящей эмоции (счастья, любви, страха, обиды), как это может сделать реальный актер. Да, прогресс не стоит на месте, и мы видим, как компьютерные персонажи живут своей жизнью, за которой нам, достаточно взрослым людям интересно наблюдать. И то, что Земекис позаимствовал сценарий сказки у Чарльза Диккенса, показывает лишь гениальность его творения. Ведь из старой сказки, он смог сделать что-то новое, необычное, впечатляющее.

22.04.2010 0 0
Волобуева Надежда:

Шедевр, это безусловно шедевр. Ради того, чтобы снять «Рождественскую историю», Земекису стоило помучаться и с «Полярным экспрессом» и со своей, довольно спорной, версией «Беовульфа». Мне больше нравится «классический» Земекис — те его фильмы, которые он снимал до начала своего увлечения трехмерной графикой, компьютерными движениями и тому подобными техническими новшествами. «Назад в будущее», «Кто подставил кролика Роджера», «Форрест Гамп»… — разве трехмерные художества сравнятся с этими сокровищами? И тем не менее, «Рождественская история» для меня приближается по силе воздействия к этим безусловным шедеврам. Техника тут отточена, конечно, буквально до совершенства. Каждое движение каждого героя смотрится как настоящее, и в то же время краски и очертания мира полностью создаются фантазией художников… Эффект, дополненный настоящим, а не «для галочки», трехмерным изображением и к тому же сильнейшим саундтреком, получается просто потрясающий. Ничего красивее «Рождественской истории» на экранах не было видно давно, и перебить ее сможет, наверное, уже только «Аватар».

03.02.2010 0 0
Данилюк Екатерина:

Я считаю что данный ильм просто замечателный.очень вовремя его выпустили в прокат, у людей как раз предпраздничное настроение, дети и родители,влюбленные... думаю ушли не разочарованными.Все мы были когда-то детьми и верили в сказку,да и до сих пор многие верят.. а это не просто бесмысленная сказка ни о чем,а действительно интересная,в каком-то смысле, поучительная история. В ншем мире ведь тоже часто встречается жадность,скупость и не понимание проблем других людей.Ведь что может быть хуже как жить в мире,не думая ни о ком кроме себя и денег,не считаяс с тем что тебя окружают живый люди, со своими переживаниями и проблемами... То что фильм снят в 3D и мы не видем игру живых людей мне кажется большим плюсом.Все таки этот фильм как басня,из него надо сделать выводы.А когда мы видим игру актеров,то трудно понять мораль фильма, трудно спроецировать всю ситуацию на себя, так что рисованные персонажи тут несомненный плюс. мне кажется "рождественские истории" то что нужно!!!

Показать еще комметарии (42)

Статьи

Утром пшеница – вечером помидоры, вечером пшеница – утром помидоры. Как Россия и Турция развивают торговлю

Утром пшеница – вечером помидоры, вечером пшеница – утром помидоры. Как Россия и Турция развивают торговлю
Экономика

«Движуха» против стабильности. Какие требования власти предъявило «путинское поколение»

«Движуха» против стабильности. Какие требования власти предъявило «путинское поколение»
Политика

«Фантастическая работа» Набиуллиной. С какими достижениями глава ЦБ пойдет на новый срок?

«Фантастическая работа» Набиуллиной. С какими достижениями глава ЦБ пойдет на новый срок?
Экономика 3

«Необходимо показать, что кризис пройден». Почему Росстат за «некрасивые цифры» хотят подчинить Минэкономразвития

«Необходимо показать, что кризис пройден». Почему Росстат за «некрасивые цифры» хотят подчинить Минэкономразвития
Интервью и комментарии

Узнай, страна

Победителем детского хоккейного турнира «Отцы и дети» стала сборная команда Карелии

Победителем детского хоккейного турнира «Отцы и дети» стала сборная команда Карелии

Карелия получит более 790 миллионов рублей для переселения граждан из аварийного жилья

Карелия получит более 790 миллионов рублей для переселения граждан из аварийного жилья

Новости компаний

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: Дополнительное образование даст женщинам новый шанс

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: Дополнительное образование  даст женщинам новый шанс

В.И. Матвиенко: «Без России выстроить эффективную систему европейской безопасности невозможно!»

В.И. Матвиенко: «Без России выстроить эффективную систему европейской безопасности невозможно!»

Разное

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте