Капитал Страны
28 МАР, 20:59 МСК
USD (ЦБ)    56,9364
EUR (ЦБ)    61,8102

«Россия-Европейский союз: рост взаимной торговли и упреков»

29 Октября 2007 5129 0 Архив
«Россия-Европейский союз: рост взаимной торговли и упреков»

26 октября 2007 года в Португалии (г. Мафра) состоялся ХХ саммит Россия-Европейский Союз.

071029_portug26_big_400


ПОРТУГАЛИЯ, МАФРА. Пресс-конференция по итогам встречи на высшем уровне Россия – Евросоюз. Слева направо: Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, Президент России Владимир Путин, Премьер-министр Португалии Жозе Сократеш, Верховный комиссар ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана.

26 октября 2007 года в Португалии (г. Мафра) состоялся  ХХ  саммит Россия-Европейский Союз, в котором принимали участие: Президент РФ В.В.Путин, Председатель Ев-рокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, Премьер-министр Португалии Жозе Сократеш, Верховный комиссар ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана

Во вступительном слове на 20-м саммите Россия – Европейский союз В.В.Путин, в частности, сказал:

Сегодня мы проводим юбилейный, двадцатый саммит Россия–ЕС. И эту пусть и небольшую по историческим меркам, но важную веху мы встречаем с неплохими результатами по многим ключевым направлениям.

Прежде всего отмечу беспрецедентные темпы роста взаимной торговли. Несмотря на наши пререкания по поводу некоторых вопросов тактического характера либо тех, которые мы называем вопросами политического характера, товарооборот растет очень быстрыми темпами: с 2000 года он вырос не на какие-то проценты, а в разы – почти в пять раз! И объем в абсолют-ных величинах уже очень приличный – 180 миллиардов евро. Россия стала третьим партнером Евросоюза по объему экономических связей, а Евросоюз стал первым по этому же объему партнером для России.

Сумма накопленных инвестиций из стран ЕС в экономику России составляет 30 милли-ардов евро. Не знаю, большая эта цифра или нет, по-моему, не очень большая. Хочу отметить, что российские инвестиции тоже имеют место в странах Евросоюза, но эта цифра на порядок меньше – в десять раз меньше, всего три миллиарда. Поэтому, когда мы в некоторых странах ЕС слышим какие-то соображения о том, что сейчас придут русские со своими страшными деньгами, с какими-то ужасными инвестициями и все скупят, – это как минимум смешно. Повто-ряю, в десять раз меньше наших инвестиций в странах Евросоюза по сравнению с европейски-ми инвестициями в российскую экономику. И мы, кстати говоря, по этому поводу не плачем, а наоборот, приветствуем. Сегодня предлагаю обсудить, что необходимо сделать, чтобы эти по-казатели были еще более значимыми и более сбалансированными.

Вновь повторю: российские инвестиции носят частный характер. Вот мы и от американских наших друзей, а часто и от европейских слышим, что Россия накопила огромные государственные средства и сейчас намерена их вкладывать, чтобы скупать всю экономику Европы.

Действительно, в России большие золотовалютные резервы, по данным на вчерашний день, они достигли нового исторического максимума – 445,1 миллиарда долларов. Это третье место после Китая и Японии, к Японии мы уже приближаемся совсем близко. Но наши золото-валютные резервы и Стабилизационный фонд Правительства являются инструментом макроэкономической политики. Мы вкладываем эти деньги в различные финансовые ин-струменты на западных рынках, в надежные инструменты, и не используем их для целей инвестирования, тем более за границей. Часть газовых, нефтяных доходов мы действительно намерены использовать для решения определенных задач, с тем, чтобы не навредить макроэкономическим показателям – это пенсионная система, это создание институтов развития внутри страны, – но они не предусмотрены (и мы не собираемся этого делать) для инвестиро-вания за границей. Наши инвестиции за границей носят практически исключительно частный характер. Даже когда «Газпром» инвестирует, давайте не будем забывать: 49 процентов «Газпрома» принадлежит частным инвесторам, в том числе не менее 25 процентов, по нашим оценкам, иностранным инвесторам.

26 октября состоялась пресс-конференция участников XX cаммита Россия–Евросоюз.

В заявлении для прессы В.В.Путин, в частности, сказал:
Прежде всего, мы отметили, что за десять лет после подписания базового соглашения Россия–ЕС сделано действительно многое. Такой вывод справедлив и для сферы политики, экономики, и для гуманитарного сотрудничества. Об этом же свидетельствуют и постоянно расширяющиеся контакты по линии гражданских обществ. Господин Премьер-министр упоминал о развитии экономических связей, при всех спорах, иногда несовпадении позиций по тем или иным вопросам, я обращаю ваше внимание на то, что с 2000 года по 2007 год, объем нашего экономического сотрудничества увеличился не на какие-то проценты, а в разы – почти в 5 раз! Это самое яркое свидетельство того, насколько важны отношения Евросоюза для России и насколько важным партнером Россия является для ЕС. Мы для Евросоюза по объему экономических связей прочно заняли третье место, Евросоюз для нас является партнером номер один. Объем нашего торгового сотрудничества составляет сегодня 180 миллиардов евро.

Как мы и договаривались в Самаре, на прошлом саммите в середине октября открылся диалог по инвестициям. Европейские компании традиционно занимают ведущие позиции по объемам капиталовложений в российскую экономику. В свою очередь российские предприниматели сегодня также готовы вкладывать свои средства в экономику европейских государств. Хочу обратить ваше внимание, что совокупный объем накопленных европейских инвестиций в России составляет около 30 миллиардов евро, а российских – в экономику России – всего три. Так что слухи о скупке всех активов европейских за счет наших нефтедолларов сильно преувеличены. Даже одна наша компания в один удар, в одну сделку в других регионах мира вкладывает денег больше, чем все накопленные инвестиции России в Евросоюзе.

Продвинулись мы вперед и в плане реализации программ приграничного сотрудничест-ва. И здесь должен отметить, что это сотрудничество впервые стало опираться на принципы софинансирования и равноправия сторон в отборе приоритетных проектов. В ближайшие пять лет Россия готова выделить на эти программы необходимые средства. Мы на первом этапе предусматриваем где-то 122 миллиона евро.

ВОПРОС (ИТАР-ТАСС): У меня один общий вопрос ко всем участникам встречи. Вы уже гово-рили, что сегодня обсуждалась тема вступления России во Всемирную торговую организацию. Хотелось бы узнать более подробно, есть ли какие-то продвижения в этих аспектах.

Ж.СОКРАТЕШ, Премьер-министр Португалии: Я кратко отвечу по поводу вступления России в ВТО. Российское желание вступить в ВТО имело всегда поддержку со стороны ЕС. Мы сегодня довольно долго обсуждали эту тему. Президент Путин объяснил нам, какие проблемы еще остаются на пути продвижения России к вступлению в ВТО. Также Министр экономического развития и торговли Российской Федерации нам сообщила о последних подвижках в этой об-ласти. Думаю, что процесс этот завершается постепенно. Поэтому я отвечу таким образом. Да, мы видим прогресс, и, кроме того, мы видим политическую волю России для того, чтобы дейст-вительно продвинуться вперед. Остаются некоторые проблемы технического характера. Они не очень большие и могут быть решены. Что касается Европейского союза, то мы всесторонне поддерживаем Россию в решении оставшихся проблем технического характера. Мы считаем, что вступление России в ВТО будет полезно как для России, так и для ЕС и всего мира, потому что Россия является огромной, мощной экономической системой. И, в общем-то, это не совсем правильно, что она не является членом ВТО. Мы, в общем-то, согласны, что это общая наша цель – вступление России в ВТО. Да, действительно, есть еще препятствия на этом пути, но на этом саммите мы сделали шаги вперед.

Ж.М.БАРРОЗУ, Председатель Еврокомиссии: Как только что сказал Премьер-министр, мы дей-ствительно добились прогресса. У нас осталась еще буквально пара проблем. Я думаю, мы сумеем добиться решения этих проблем. Проблемы, которые существуют (об этом говорил член комиссии господин Мандельсон), думаю, будут решены. Собственно, мы, ЕС и Россия, договорились в 2004 году. Я думаю, мы решим эту проблему, не открывая вновь наши перего-воры. Российский Президент действительно продемонстрировал дух конструктивности в реше-нии этого вопроса. Евросоюз и Европейская комиссия поддерживают идею вступления России в ВТО, здесь сомнений нет.

В.В.ПУТИН: Теперь что касается вступления в ВТО. Переговоры идут непросто, но конструктив-но. Действительно, за последние годы наши усилия по изменению структуры российской эконо-мики приносят определенный результат. Принято считать, что весь рост экономики у нас осуще-ствляется за счет энергетики. Это уже не так. Во-первых, по объему экономики Россия стала больше одной из стран «большой восьмерки» – мы обогнали Италию по этому показателю. Это объективные данные международных экономических организаций. Если мы сохраним такие же темпы роста, то в 2009 году по объему экономики Россия обгонит Францию. И, конечно, присоединение России к ВТО – это естественный процесс. Но, несмотря на вот этот впечатляющий рост экономики Российской Федерации, все-таки мы констатируем, что, хотя две трети роста у нас приходится сегодня не на энергетику, а на перерабатывающие отрасли экономики, все-таки продукция этих отраслей пока еще недостаточно конкурентоспособна. И как только у нас повышаются реальные доходы населения, сразу же растет импорт, в том числе – и, может быть, прежде всего – из европейских стран. Так что, вступая в ВТО и открывая свои рынки, мы принимаем непростое для себя решение, и мы рассчитываем, что понимание этих обстоятельств будет учитываться нашими переговорщиками по присоединению России к ВТО. В целом диалог идет позитивно, мы рассчитываем на то, что он завершится положительным результатом. Разумеется, мы окончательное решение будем принимать только в том случае, если достигнем таких параметров вступления, которые будут соответствовать нашим национальным интересам.


Источник: сайт «Президент России» 


Источник Российская газета 26.10.2007


ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ 


Уважаемые дамы и господа!


Источник: сайт МЭРТ


Благодарю Вас за приглашение принять участие в работе «круглого стола».  Диалог с рос-сийским и зарубежным бизнесом, обмен позициями и координация действий являются важным механизмом повышения эффективности экономической политики в России. Европейский бизнес – основной партнер России на международных рынках, и дальнейшее развитие сотрудничества на европейском направлении - это один из краеугольных камней российской внешнеэкономической политики.
С начала ХХI века Россия демонстрирует высокие и, что не менее важно, устойчивые темпы экономического развития, за январь-сентябрь прирост ВВП, составил 7,4% против 6,3% за тот же период 2006 года.
Эти темпы роста выше, чем в большинстве стран мира, и, по нашим оценкам, подобная си-туация сохранится и в следующем десятилетии. Таким образом, на ближайшую перспективу Рос-сия останется одним из лидеров мирового экономического развития.
Однако, хотя темпы экономического роста и являются одним из наиболее важных показателей успеха экономической политики государства и повышения благосостояния населения, важно обеспечивать качественный рост.
Во-первых, необходимо достижение экономического роста в долгосрочном периоде;
во-вторых, высокие темпы роста должны сопровождаться структурными сдвигами: диверсификацией экономики, ослаблением зависимости от топливно-энергетического сектора, ускоренным развитием высокотехнологичных секторов экономики. 
Следует помнить, что экономический рост без структурных сдвигов относительно легко достижим путем государственного администрирования, однако такой рост не может быть устойчи-вым, так как он не делает экономику эффективнее.
Таким образом, главная задача текущего этапа развития заключается в том, чтобы, ис-пользуя результаты достигнутой макроэкономической и финансовой стабильности, обеспечить стимулы для роста инвестиций в основной капитал на внутреннем и внешнем рынках в целях ди-версификации российской экономики и повышения конкурентоспособности российских предпри-ятий.
Сегодня можно констатировать, что  период восстановительного роста российской эконо-мики, когда она росла, преимущественно, за счет увеличения загрузки существующих производст-венных мощностей, закончился. Для обеспечения дальнейших высоких темпов роста необходим инвестиционный рост, основанный на модернизации и изменении структуры экономики. И признаки перехода на такой тип роста у нас имеются. Прирост инвестиций в основной капитал за 9 месяцев 2007 г. составил 21,2%, что вдвое  выше  показателей прошлого года. Растущее число российских компаний делает ставку на повышение эффективности и конкурентоспособности, в первую оче-редь, за счет инвестиций в модернизацию производства, новые технологии и оборудование. Лиде-рами промышленного роста становятся предприятия обрабатывающей промышленности и строи-тельство.
Что может и должно сделать государство для закрепления этих тенденций?
 Назвала бы три основных блока. Это, во-первых, создание комфортной среды для бизне-са, для чего необходимо продолжение институциональных реформ. Во-вторых, - развитие финан-совых рынков. И в-третьих, - выстраивание системы государственных институтов развития, на-правленных на стимулирование инноваций и на реализацию механизмов частно-государственного партнерства в приоритетных секторах и сферах деятельности, - системы институтов развития.
 Что необходимо сделать в области институциональных реформ? Речь идет уже не о кар-динальных изменениях, которые происходили в конце 1990-ых – начале 2000-ых гг., а о завер-шающих, может быть, даже точечных преобразованиях, но они от этого не становятся менее важными. В последние годы усилия были сосредоточены на административной и земельной реформах, а также на совершенствовании корпоративного законодательства. Необходимо завершить налоговую реформу.
По-прежнему актуальны вопросы защиты прав собственности, в том числе интеллектуаль-ной собственности, и здесь необходимо реализовать ряд мер в области развития корпоративного законодательства, реформирования судебной системы, защиты прав инвесторов.
Необходимо совершенствование механизмов государственных инвестиций.
Наконец, огромное внимание уделяется развитию конкуренции, так как именно конкуренция является главным стимулом к модернизации для предприятий всех видов собственности.
Теперь о российском финансовом рынке. Он демонстрирует высокие темпы роста – так, ка-питализация российского рынка акций увеличилась с 2000 года по 2006 год более чем в 12 раз, к концу 2006 года она сравнялась с годовым объемом ВВП. Общая сумма IPO российских компаний только в первой половине 2007 года составила более 25 млрд.долл. и в 1,4 раза превысила весь объем IPO 2006 года. Таким образом, фондовый рынок все в большей мере выполняет свою ос-новную функцию – выступает источником инвестиционных ресурсов для реального сектора эконо-мики. Высокие темпы роста демонстрирует также банковская система.
Более того, начал складываться социальный слой массовых инвесторов и акционеров сре-ди населения.
Что необходимо сделать для того, чтобы российский фондовый рынок был конкурентоспо-собен в глобальном масштабе, чтобы Россия могла играть роль регионального финансового цен-тра? Основные рецепты известны, и дело только в последовательной и эффективной их реализа-ции. Это создание конкурентоспособной национальной фондовой инфраструктуры, для чего необ-ходимо обновить законодательство о биржах, о клиринге и об учетной системе рынка ценных бу-маг. Это выстраивание законодательной и правоприменительной системы защиты прав инвесто-ров, как российских, так и иностранных, без какой бы то ни было дискриминации, для чего требует-ся, в том числе, совершенствование корпоративного законодательства. Наконец, это обеспечение прозрачности фондового рынка, достижение высокого уровня раскрытия информации.
Теперь об институтах развития. Есть целый ряд существенно важных для национальной экономики секторов и сфер, где частному бизнесу сложно самостоятельно финансировать капита-лоемкие проекты с длительным сроком окупаемости, а также проекты с высокими рисками, напри-мер, проекты в сфере разработки и внедрения инноваций, инфраструктурные проекты. Государст-во создает финансовые институты для работы в этих сферах, но не для того, чтобы они подменя-ли частный бизнес, а для обеспечения сотрудничества с частным бизнесом, для обеспечения при-тока частных инвестиций в эти приоритетные сектора и сферы путем создания необходимых сти-мулов и гарантий.
Софинансированием капиталоемких и инновационных проектов занимаются такие институ-ты развития, как Инвестиционный Фонд, Банк Развития, Российская венчурная компания и др. Строительство объектов инфраструктуры ведется с использованием инструментов частно-государственного партнерства, таких как концессии.
Кроме того, в целях усиления инвестиционной активности создаются нефинансовые ин-ституты развития. Их задача – формирование инфраструктуры предпринимательской дея-тельности. К нефинансовым институтам развития относятся особые экономические зоны (технико-внедренческие, промышленно-производственные, туристско-рекреационные, в скором будущем - портовые), технопарки, промышленные парки, «бизнес-инкубаторы» и др.
Российские институты развития готовы софинансировать проекты российских и иностран-ных инвесторов на равных условиях. Это, кстати, относится и к программам строительства объек-тов в ходе подготовке к олимпиаде в г. Сочи в 2014 году. Как вы знаете, на эти цели федеральный бюджет собирается направить более 7,5 млрд. долл., и около 4,8 млрд.долл. мы бы хотели при-влечь в виде частных инвестиций.
Хотелось бы отметить роль иностранных инвестиций для экономики Российской Федерации. В прошлом, 2006 году в России впервые в истории наблюдался чистый приток иностранного капита-ла, который составил 41 млрд. долларов, а прямые инвестиции выросли до 18 млрд., по сравнению с 12.1 млрд. в 2005 году. В этом году ситуация выглядит еще более убедительной: в первом полуго-дии приток иностранных инвестиций составил 60 млрд. долларов, из них прямые инвестиции соста-вили 15.8 млрд. долларов.
Более подробно я бы хотела остановиться на тенденциях в российской внешней торговле и внешнеторговой политике. Россия глубоко интегрирована в глобальную экономику: доля внешней торговли в ВВП  составляет около 50% ВВП.  В начале 2000х годов рост экспорта опережал рост импорта. Но теперь ситуация изменилась. Прирост экспорта (в стоимостном выражении) за ян-варь-сентябрь 2007 года относительно соответствующего периода 2006 года составил 11,4% (за тот же период 2006 года – 29,5%), а рост импорта составил 37,4%, что превышает прошлогодний показатель (27,7%). Замедление темпов роста экспорта связано, прежде всего, с тенденциями в мировых ценах на нефть. А существенный вклад в рост импорта вносит не столько рост потреби-тельского спроса, сколько импорт оборудования инвестиционн активными предприятиями. То есть сегодня интеграция в мировую экономику является для России, прежде всего, средством реализа-ции инновационных проектов.
Важнейшей задачей Правительства России во внешнеэкономической политике в настоя-щий момент является создание условий и стимулов для расширения номенклатуры и объемов экс-порта в несырьевых отраслях. Для этого мы продолжим работу по дальнейшему совершенствова-нию таможенного и налогового законодательства, приведение процедур таможенного администри-рования в соответствие с современной международной практикой документального оформления перевозок и логистических операций. В частности, будет осуществлен переход на электронный документооборот и международные форматы. Вводится принцип одного окна для оформления внешнеторговых операций на границе и упрощаются таможенные формальности. Первостепенное внимание уделяется совершенствованию законодательной базы налогового администрирования в сфере ВЭД, в первую очередь, в части повышения эффективности системы возврата НДС при экспорте. Особое внимание уделяется улучшению правоприменительной практики в сфере со-блюдения прав интеллектуальной собственности в Российской Федерации.
Преодолению инфраструктурных ограничений и снижению транзакционных издержек во внешней торговле должно способствовать создание агентства, главной задачей которого станет создание, развитие и обеспечение деятельности пограничных пунктов пропуска, в том числе та-моженных.
Центральное место в реализации планов социально-экономического развития Российской Федерации принадлежит наращиванию и диверсификации экономического сотрудничества с на-шим стратегическим партнером - Евросоюзом. Исторически Европа – крупнейший внешнеторговый партнер России и крупнейший прямой иностранный инвестор. На страны Европы приходится почти 60% российского товарооборота и 3/4 привлеченных в 2000-х годах прямых иностранных инвести-ций.
Многие европейские компании стали «пионерами» с точки зрения инвестиций в Россию в своем секторе. Это такие компании как «Метро» и «Ашан» в розничной торговле, «Рено» -  в про-мышленной сборке автомобилей, «Нестле» и «Юнилевер» - в сфере производства продовольст-венных товаров. О крупнейших инвестиционных проектах в России с участием европейских компа-ний уже говорил Сергей Евгеньевич Нарышкин. Но  Европа – это и тот регион, куда пошли первые прямые инвестиции российских компаний.
В 2007 г. группа компаний "Ренова" впервые в истории двусторонних отношений стала сов-ладельцем (32% акций) крупной швейцарской машиностроительной фирмы "Зульцер" (станко-строение, машиностроение, приборостроение), объем инвестиций - более 1 млрд. долл. Компания получила прямой выход в единое экономическое пространство ЕС.
В 2007 г. компания «Мечел», владелец металлургического комбината «МЕЧЕЛ Тырговиш-те» в Румынии, инвестировала в модернизацию производства - более 14 млн. долл. 
В 2002 г. Новолипецкий металлургический комбинат приобрел датскую компанию «Дан-стил» за 11 млн.долл.
В 2006 г. российская компания ”Агромашхолдинг” выкупила у датского концерна «Хедел-скабет» 80% акций его дочерней компании ”Силватек” – производителя машин и оборудования для лесозаготовок. Объем сделки – около 10 млн. евро (13,6 млн. долл.).
В августе 2006 года Внешторгбанк приобрел за 1 млрд.евро 5% акций концерна ЕАДС.
8 февраля 2007 г. российско-венгерская компания ЗАО «Эйр Бридж Мадярорсаг» (Air Bridge Magyarorszag Zrt.), которая представляет интересы российского авиаперевозчика «Красно-ярские авиалинии», стала победителем в тендере на приватизацию пакета из 99,95% акций вен-герской национальной авиакомпании «Малев» (Malev).
Именно европейский рынок и европейские методы и культура ведения бизнеса наилучшим образом знакомы российским бизнесменам и специалистам. Верно и обратное: у европейских биз-несменов и специалистов существует хорошее понимание особенностей российской культуры ве-дения бизнеса и технологических возможностей России. Немаловажно и то, что народы Европы и России симпатизируют друг другу. Согласно опросам, 80% россиян позитивно относятся к евро-пейским странам, в то время как к Западу в целом позитивно относится лишь 50% населения. С другой стороны, свыше 60% европейцев позитивно воспринимают долгосрочную перспективу ин-теграции России и ЕС. Все это создает хорошую базу для дальнейшего развития торгово-инвестиционного сотрудничества обеих стран.
Сегодня основу российско-европейской торговли составляет торговля энергоносителями. Хочу еще раз подчеркнуть, что Россия была, есть и будет ответственным поставщиком энергоно-сителей в Европу.
Если говорить о перспективах, то очевидно, что торговля энергоносителями далеко не ис-черпывает весь потенциал, который существует в российско-европейских экономических отноше-ниях. В России  есть широкий набор факторов производства, которые пока еще не достаточно эффективно используются. Это  высококвалифицированная рабочая сила, большой накопленный научный и исследовательский потенциал, и, в конце концов, одни из самых больших в мире запа-сов плодородных земель. Российским компаниям не всегда хватает современных технологий и компетенций в сфере ведения бизнеса для того, чтобы полностью реализовать существующие возможности. И партнерство с европейскими компаниями, в том числе за счет взаимных прямых инвестиций и контрактных отношений, является важнейшим фактором, который позволит поднять конкурентоспособность российского бизнеса. Хочу  подчеркнуть, что это партнерство будет вы-годно и европейским компаниям, которые получат более широкий доступ к российскому потреби-тельскому рынку и рынку факторов производства, а также смогут оптимизировать производствен-ную структуру и снизить издержки. 
Между Россией и ЕС уже существуют и продолжают разрабатываться новые форматы взаимодействия, направленные на создание стратегического партнерства. Это, прежде всего, Со-глашение о партнерстве и сотрудничестве от 1994 года, а также Дорожные карты создания Общих пространств и планы по их реализации.
В преддверии завтрашнего саммита, и в России, и в странах ЕС оживились дискуссии о том, как будут развиваться наши торгово-экономической сфере.
Многие российские компании, их партнеры в ЕС считают необходимым разработку нового экономического соглашения, которое заменило бы устаревшее Соглашение о партнерстве и со-трудничестве (СПС).   
Логика проста – простой трансграничный обмен товарами между Россией и ЕС сменился сложными формами взаимодействия, включающими совместные проекты и взаимные инвестиции. Это взаимодействие нуждается в новых правовых рамках.
Действующая система непреференциальных отношений в рамках СПС, которая была про-грессивной десять лет назад, уже не несет в себе предпосылок дальнейшего укрепления наших связей, и полностью исчерпает себя, когда между нами будут действовать правила, нормы и усло-вия взаимной либерализации рынков в рамках ВТО. С другой стороны, классическая схема вы-страивания схемы либерализации торговых отношений ЕС с соседними странами, рассчитанная на дальнейшую полную экономическую интеграцию, для отношений между ЕС и Россией не рабо-тает.
Тем не менее, новые правовые рамки, отвечающие современным реалиям наших отноше-ний, до сих пор не разработаны.
Главная причина – незавершенность процесса присоединения России к ВТО. Именно усло-вия нашего членства в ВТО должны стать отправной точкой в будущих переговорах. Бесполезно договариваться о чем-либо, пока не вступили в силу и не начали работать условия нашего при-соединения к ВТО.
Проведение переговоров  заняло недопустимо много времени, и каждый месяц промедле-ния с присоединением России к ВТО приносил и продолжает приносить реальные убытки евро-пейскому и российскому бизнесу – в виде упущенной прибыли и задержки с реализацией инвестиционных проектов.
Сейчас мы находимся в ситуации, когда на многосторонних переговорах осталось лишь не-сколько нерешенных вопросов. Ни один из них не требует серьезной дополнительной проработки – переговорные досье формировались годами. Их можно решить быстро, в течение нескольких недель.
Попытки отдельных стран и компаний решить «под присоединение» свои частные пробле-мы, рассчитывая, что на заключительном этапе Россия на все согласится – бесперспективны и только замедляют общий переговорный процесс.
Российскому и европейскому бизнесу надо оценить реальный экономический вес остав-шихся вопросов. На этой стадии переговоров не осталось никаких тайн и секретов. Все известно: проблемы, интересы отдельных стран и секторов бизнеса, экономическое значение каждого из вопросов. Полагаем, что бизнесу надо быть максимально прагматичным в этой оценке и сделать правильный вывод, к которому мы, со своей стороны, пришли уже давно: преимущества скорейше-го завершения процесса в реальном экономическом выражении во много раз перевешивают зна-чимость оставшихся вопросов. Если Вы сделаете такой же вывод – очевидно, необходимо четко сказать об этом.
Я надеюсь, что сегодня вместе с комиссаром Мандельсоном мы сможем обсудить времен-ные и субстантивные параметры завершения наших переговоров. И если эта идея будет поддер-жана другими ключевыми членами ВТО – а я уверена, что так и будет – мы сможем в следующем году вплотную заняться решением наших «континентальных» торговых проблем, в интересах на-шего бизнеса и наших граждан.
Как Вы знаете, сегодня в России сложное, но интересное время: мы вступаем в новый по-литический цикл. Но это и время определения потенциальных направлений развития российской экономики и стратегии действий правительства. В настоящее время Министерство экономического развития и торговли разрабатывает Концепцию долгосрочного экономического развития Россий-ской Федерации. По нашим расчетам Россия уже к 2020 году сможет достичь уровня развитых стран по уровню ВВП на душу населения, и стать современной постиндустриальной инновацион-ной экономикой.
Реализация этого сценария невозможна без дальнейшей интеграции России в глобальную экономику, а также без тесного сотрудничества государства и бизнеса, в том числе международно-го. Выработать инструменты взаимодействия бизнес-сообществ обеих сторон с Правительством России и органами Евросоюза по вопросам, которые требуют государственных решений в процес-се интеграции российского и европейского экономических пространств – так мы видим нашу об-щую задачу, задачу «круглого стола» промышленников и предпринимателей России и Евросоюза.


Министра экономического развития и торговли


 Российской Федерации


Э.С. Набиуллиной


на годовом заседании


Круглого стола промышленников России и ЕС


( Лиссабон, 25 октября 2007 г.)

 

Наш бизнес-план для Европы
НАКАНУНЕ саммита России и Евросоюза в конгресс-центре Лиссабо-на на "круглом столе" промышленников еще раз обсудили "точки кипе-ния" и проблемы, которые беспокоят бизнес.

Цель — донести мнение предпринимателей до президента России и председателя Европарламен-та.

Как заметил корреспонденту "РГ" вице-премьер правительства РФ Сергей Нарышкин, от этого тоже будет зависеть решение стратегической задачи сегодняшнего диалога Владимира Путина и Жозе Сократиша. А она состоит в том, чтобы подтвердить намерения сторон о формировании об-щего экономического пространства.

Дело в том, как позже пояснил "РГ" президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, что сегодня у бизнеса России и Европы отношения складываются гораздо интенсивнее и энергичнее, чем у политиков, которым надо поспевать за предпринимателями, чтобы не допустить стагнации.

Открывая "круглый стол", глава РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс заметил: если ничего не предпринимать, то Россия и ЕС скоро окажутся между двумя разъезжающимися векторами: либо в ситуации сдерживания торговых инвестиционных и деловых процессов, обусловленных политиче-скими отношениями стран, либо сделают рывок вперед.

То, что Россия уже созрела для такого рывка, взялась доказать глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина. И обратила внимание иностранных коллег на то, что в лидерах роста российской эко-номики уже "числится" не топливно-энергетический сектор, а сфера строительства, обрабатывающая, пищевая промышленность.

Дальнейшее их развитие зависит от частных, в том числе иностранных инвестиций, для которых государство создает комфортные правила игры. Заметим, что Набиуллина впервые по-новому прокомментировала якобы растущую зависимость России от импорта.

По словам главы минэкономразвития, сегодня этот рост в большей степени связан с увеличением импорта машин и оборудования для обновления предприятий. И призвала Евросоюз иначе по-смотреть на структуру экспорта.

Таким образом, Набиуллина расширила главный тезис выступления вице-премьера Сергея Нарышкина, который предложил европейскому политическому истеблишменту отказаться от мифов и стереотипов по отношению к России при создании общего экономического пространства. По его мнению, несмотря на наличие таких проблем между Россией и Евросоюзом, как транзит энергоносителей, поставки польского мяса, торговля ядерными материалами, разногласиями в ключевой сфере — энергетике — отношения России и ЕС не находятся в точке замерзания. И обозначил основные сферы экономических альянсов — энергетика, добыча и транспортировка энергоносителей, авиастроение, освоение космоса.

Впрочем, вице-президент Еврокомиссии Гюнтер Ферхойген в ответ на это заметил, что в ХХI веке Европа намерена развивать в том числе и свою промышленную базу в России. И готова "пустить" Россию на свою территорию. Однако при этом г-н Ферхойген не преминул заметить, что такие раз-вивающиеся страны, как Россия, для того чтобы адаптироваться к Евросоюзу, должны следовать его жестким правилам, стандартам и нормам. В свете этого выступления весьма показательной становится проблема, связанная с новыми энергетическими инициативами ЕС по так называемому "либеральному пакету по энергетике", который будет предложен России 1 января 2009 года. ЕС, например, требует соблюдения жестких стандартов и правил при транспортировке энергоносите-лей, доступа к нашим сетям. Сегодня со многими требованиями европейцев Россия не согласна.

Например, есть предложение еврокомиссара по энергетике "Газпрому" работать с Евросоюзом по такой же схеме, что и РАО "ЕЭС России" (то есть раздробиться на компании, которые владеют га-зом, сетями, маршрутами поставок). На что глава минпромэнерго Виктор Христенко озвучил не-преклонную позицию России: "Газовый и электроэнергетический рынки — очень разные. И дробить "Газпром" в России не собираются". Позже Виктор Христенко пояснил корреспонденту "РГ", что некорректно с точки зрения рисков демонстрировать один и тот же подход в сфере электроэнерге-тики и газа. Сергей Нарышкин по этому вопросу выразился еще прямее: в том виде, в каком суще-ствует "Газпром", для России выгодно, так как это создает "подушку безопасности". При этом Вик-тор Христенко заметил, что жесткие нормы, которые предлагает Евросоюз, при игнорировании особенностей "развивающихся стран" как раз и могут привести к рискам и снижению энергобезо-пасности Европы. 

Алексей Качалов

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий

Статьи

«Фантастическая работа» Набиуллиной. С какими достижениями глава ЦБ пойдет на новый срок?

«Фантастическая работа» Набиуллиной. С какими достижениями глава ЦБ пойдет на новый срок?
Экономика 1

«Необходимо показать, что кризис пройден». Почему Росстат за «некрасивые цифры» хотят подчинить Минэкономразвития

«Необходимо показать, что кризис пройден». Почему Росстат за «некрасивые цифры» хотят подчинить Минэкономразвития
Интервью и комментарии

Ликвидация перебежчика. Что стоит за убийством Вороненкова в Киеве?

Ликвидация перебежчика. Что стоит за убийством Вороненкова в Киеве?
Политика

Цивилизационный кризис либерализма. Что отняли у России 25 лет реформ?

Цивилизационный кризис либерализма. Что отняли у России 25 лет реформ?
Экономика 2

Узнай, страна

Артур Парфенчиков вручил театральную премию «Онежская маска»

Артур Парфенчиков вручил театральную премию «Онежская маска»

Жителям Карелии доступны бесплатные юридические услуги

Жителям Карелии доступны бесплатные юридические услуги

Новости компаний

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: Дополнительное образование даст женщинам новый шанс

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: Дополнительное образование  даст женщинам новый шанс

В.И. Матвиенко: «Без России выстроить эффективную систему европейской безопасности невозможно!»

В.И. Матвиенко: «Без России выстроить эффективную систему европейской безопасности невозможно!»

Разное

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте