Капитал страны
Капитал Страны
ENGLISH
18 ЯНВ, 13:19 МСК
USD (ЦБ)    56,7597
EUR (ЦБ)    69,2582
Подпишись на рассылку КС
ИЗМИР

Региональные механизмы стимулирования инновационной деятельности

8 Мая 2009 21881 0 Политика
Региональные механизмы стимулирования инновационной деятельности

В России, несмотря на кризис, продолжает реализовываться курс на инновационное развитие страны. Какие меры предпринимаются в отношении инновационной экономики регионов? Какие инструменты уже действуют? Насколько широк спектр используемых инновационных мер?

1. Недоиспользованные возможности. Достижения в области науки и технологий в последнее время все в большей степени определяют динамику экономического роста, уровень конкурентоспособности территорий в национальном и мировом масштабе, степень обеспечения национальной безопасности. Как свидетельствует мировой опыт, эффективность национальной, региональной и муниципальной экономики определяется степенью развития инновационных процессов, для которых в равной мере важными компонентами являются как получение новых знаний, так и передача их в производственные сектора и социальную сферу. Особенную актуальность развитие и продвижение инноваций приобретает в условиях преодоления кризисных явлений и дальнейшего развития территорий и находящихся на ней предприятий и организаций.

Специфика сложившейся в настоящее время ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные фундаментальные и технологические разработки, уникальная научно-производственная база. В то же время крайне слаба ориентация существующего инновационного потенциала на реализацию научных достижений в производстве и других сферах деятельности. Кроме этого, инновационная деятельность в России не имеет четкой концепции развития. Основной правовой базой на федеральном уровне, регулирующей инновационный процесс, в настоящее время является законодательство в области интеллектуальной собственности. При этом вопросы стимулирования инновационной деятельности и поддержки инновационного бизнеса имеют фрагментарный, не до конца проработанный характер. Подчас они слабо увязаны между собой, отдельные нормы изложены недостаточно четко, не стимулируют использование достижений научно-технического прогресса в развитии отечественного производства, защиту отечественного товаропроизводителя и потребителя. Инновационная сфера остается малопривлекательной для отечественного банковского капитала, иностранных инвесторов и частного капитала. Необходимо не только формирование прогрессивного технологического уклада, но и использование всего арсенала инструментов прямого и косвенного государственного регулирования для инвестирования инновационной деятельности.

2. Правительственные инновационные программы как основа инновационной политики. Одним из основных механизмов стимулирования развития инновационной деятельности является участие организаций в федеральных, региональных и муниципальных целевых программах. Например, в 2009 году действуют следующие целевые программы:

1) на федеральном уровне:

- ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы»;
- ФЦП «Национальная технологическая база» на 2007-2011 годы
- ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации» на 2008-2010 годы;
- ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы;

2) на региональном уровне:

- городская целевая комплексная программа создания инновационной системы в городе Москве на 2008-2010 гг.;
- программа инновационно-технологического развития промышленности Санкт-Петербурга на 2009-2011 гг.;
- республиканская целевая инновационная программа республики Башкортостан на 2008-2010 годы;
- областная целевая программа «Развитие инновационной инфраструктуры Брянской области» (2007-2010 годы);
- региональные целевые программы развития инновационной деятельности, принятые в Удмуртской республике (на 2005-2009 гг.), республике Тыва (на 2009-2010 гг.), Пензенской области (на 2009-2013 гг.), Томской области (на 2009-2010 гг.), Челябинской области (на 2008-2010 гг.), Воронежской области (на 2009-2012 гг.), Самарской области (на 2008-2015 гг.), Кемеровской области (на 2008-2011 гг.), Магаданской области (на 2009-2011 гг.), в Ямало-Ненецком автономном округе (ведомственная ЦП на 2009-2011 гг.);

3) на муниципальном уровне:

- городская целевая программа «Развитие инновационно-инвестиционной деятельности и взаимодействие мэрии города Новосибирска с научно-промышленным комплексом по решению задач социально-экономического развития города Новосибирска» на 2009-2011 годы;
- целевая инновационная программа муниципального образования «город Томск» на 2009-2011 годы;
- муниципальная целевая программа «О поддержке и развитии научно-технической и инновационной деятельности в городе Орске на 2007-2009 годы»;
- муниципальная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в городе Иркутске» на 2009-2012 годы.

3. Дополнительные меры поддержки региональных инноваций. В настоящее время важная роль в поддержке инновационного бизнеса отводится региональным и муниципальным органам властям, которые в связи с близостью к субъектам хозяйствования, расположенным на соответствующей территории, способны наиболее эффективно управлять, проводить текущий мониторинг, контролировать их деятельность и оценивать их вклад в социально-экономическое развитие региона. Наряду с прямым финансированием и налоговыми методами стимулирования инновационной деятельности в регионах применяются и другие формы поддержки субъектов инновационной деятельности. Систематизируем их по следующим направлениям.

1. Создание условий для развития инновационной деятельности:

1.1) содействие техническому перевооружению производства и внедрению инновационных технологий:

1.1.1) предоставление субсидий организациям для возмещения части затрат, связанных со следующими процессами:

- уплата процентов по банковским кредитам на закупку технологического оборудования;
- приобретение технологического оборудования в лизинг;
- приобретение высокотехнологичного оборудования и приборов в целях оснащения созданных на их базе инновационно-технологических центров;

1.1.2) разработка механизма формирования трансфера инновационных технологий;

1.1.3) размещение государственного заказа в целях проведения следующих мероприятий:

- технологический мониторинг организаций для целей трансфера инновационных технологий;
- обслуживание и актуализация электронной системы мониторинга ключевых технологических компетенций для целей трансфера инновационных технологий;

1.2) содействие кадровому обеспечению высокотехнологичных отраслей промышленности:

1.2.1) разработка, утверждение и реализация программы подготовки и переподготовки кадров для работы в высокотехнологичных отраслях промышленности;

1.2.2) предоставление субсидий организациям для возмещения части затрат, связанных с расходами на повышение квалификации кадров;

1.2.3) организация подготовки и переподготовки высококвалифицированных руководителей высшего и среднего звена для промышленных организаций;

1.2.4) обеспечение ежегодной корректировки перечня специальностей начального, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с потребностями промышленных организаций;

1.2.5) организация проведения конкурсов по выявлению лучших специалистов в высокотехнологичных отраслях промышленности;

1.2.6) размещение государственного заказа с целью реализации мероприятий, направленных:

- на повышение качества подготовки кадров рабочих специальностей для высокотехнологичных промышленных организаций, в том числе для организаций ОПК, автомобильной промышленности, приборостроения, энергомашиностроения
- на проведение мониторинга уровня оплаты труда в промышленных организациях;
- на повышение престижности профессий в промышленности;

1.3) создание условий для реализации инновационных проектов и повышения эффективности производства:

1.3.1) организация внедрения инновационных проектов промышленных организаций для нужд городского хозяйства в муниципальных образованиях соответствующего субъекта РФ;

1.3.2) предоставление субсидий для возмещения части затрат, связанных с сертификацией систем менеджмента на соответствие национальным и международным стандартам;

1.4) формирование благоприятного климата для развития субъектов инновационной деятельности:

1.4.1) разработка нормативно-правовых актов региональных органов власти, направленных на создание благоприятных условий для развития субъектов инновационной деятельности;

1.4.2) размещение государственного заказа с целью реализации мероприятий, направленных:

- на сокращение административных ограничений в экономической деятельности субъектов инновационной деятельности;
- на обеспечение экономической безопасности субъектов инновационной деятельности;
- на организацию и проведение конференций, семинаров и круглых столов по вопросам инновационного развития и научно-техническим проблемам в промышленности;
- на анализ текущего положения и на разработку комплекса мер по поддержанию и развитию легкой промышленности;

1.4.3) проведение семинаров, круглых столов по инвестиционной привлекательности субъектов инновационной деятельности;

1.4.4) сопровождение крупных инновационных проектов, предполагающих привлечение средств российских и иностранных инвесторов;

1.4.5) осуществление мероприятий по совершенствованию тарифной политики, в том числе направленных на устранение системы перекрестного субсидирования в тарифах на электрическую энергию и услуги водоснабжения и водоотведения, подлежащих государственному регулированию;

1.4.6) упрощение системы кредитования субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере высокотехнологичной промышленности;

1.4.7) проведение мониторинга деятельности крупных и средних организаций промышленности.

2. Ресурсное обеспечение инновационно-технологического развития

2.1) развитие территорий производственных зон:

2.1.1) инвентаризация объектов, размещаемых в производственных зонах и территорий производственных зон в целях выявления свободных земельных участков;

2.1.2) разработка предложений по инженерной подготовке территорий производственных зон, перспективных для освоения;

2.1.3) разработка проектов планировки и проектов межевания территорий производственных зон;

2.1.4) установление льготных инвестиционных условий для инвесторов, которым предоставляются земельные участки для перебазирования промышленных организаций;

2.2) инженерное, энергетическое и транспортное обеспечение субъектов инновационной деятельности.

3. Содействие продвижению продукции высокотехнологичных отраслей промышленности:

3.1) предоставление на конкурсной основе субъектам инновационной деятельности - производителям товаров, работ, услуг, - субсидий на возмещение затрат, связанных с участием в российских и международных выставках, ярмарках, форумах, конференциях и семинарах;

3.2) размещение государственного заказа и организация проведения межотраслевых промышленных выставок (в том числе по достижениям высокотехнологичных отраслей промышленности), форумов, профессиональных праздников, фестивалей.

4. Взаимодействие исполнительных органов государственной власти субъекта РФ с организациями при формировании инновационной и промышленной политики:

4.1) организационное обеспечение и координация деятельности региональных органов власти в области экономической, научно-технической, инновационной и промышленной политики;

4.2) заключение соглашений с федеральными органами исполнительной власти о сотрудничестве в области проведения экономической, научно-технической, инновационной и промышленной политики;

4.3) совместная работа с некоммерческими организациями предпринимателей и работодателей, с территориальными организациями отраслевых профсоюзов, другими общественными организациями по текущим и перспективным вопросам инновационной и промышленной политики.

5. Информационная поддержка инновационно-технологического развития:

5.1) размещение государственного заказа на подготовку информационных и аналитических материалов о текущем положении и перспективных вопросах инновационно-технологического развития промышленности, а также о работе исполнительных органов государственной власти в области инновационной и промышленной политики.

Региональная инновационная политика реализуется в виде мер региональной поддержки, формирования благоприятного инновационного климата, повышения инновационной активности и инновационной восприимчивости регионов. В современных условиях задачей первостепенной важности является сохранение и последующее усиление инновационно-промышленного потенциала региона, повышение степени его воздействия на экономическую эффективность производства. Без этого недостижимо обеспечение устойчивости регионального развития.

Ирина Милькина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий

Статьи

Из России деньги не берут. Как Telergam создает конкурента Visa и MasterCard

Из России деньги не берут. Как Telergam создает конкурента Visa и MasterCard
События и факты

«Шальных денег, кроме бюджета, нет». О чем спорили участники Гайдаровского форума

«Шальных денег, кроме бюджета, нет». О чем спорили участники Гайдаровского форума
События и факты 1

Подложили свинью. Чем России грозит «свиной спор» с ВТО?

Подложили свинью. Чем России грозит «свиной спор» с ВТО?
Экономика

«Надеяться на свои силы». Россия проела Резервный фонд – что дальше?

«Надеяться на свои силы». Россия проела Резервный фонд – что дальше?
Интервью и комментарии

Узнай, страна

25 некоммерческих организаций из Удмуртии получат 44 миллиона рублей из президентского фонда

25 некоммерческих организаций из Удмуртии получат 44 миллиона рублей из президентского фонда

Тамбовская область обновила автопарк в сферах здравоохранения и образования

Тамбовская область обновила автопарк в сферах здравоохранения и образования

Новости компаний

На Ильинке, 6 традиционно отметили Рождество

На Ильинке, 6 традиционно отметили Рождество

Вице-президент ТПП РФ Максим Фатеев: Экспертная группа по криптовалютам – это ответственный шаг

 Вице-президент ТПП РФ Максим Фатеев: Экспертная группа по  криптовалютам – это ответственный шаг

Новости СМИ

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter