Капитал Страны
30 МАР, 23:43 МСК
USD (ЦБ)    56,3779
EUR (ЦБ)    60,5950

По следам «Червя» Джона Фаулза

7 Июля 2009 21654 21 Рецензии на книги и фильмы
По следам «Червя» Джона Фаулза

Имя Джона Фаулза уже вошло в золотой фонд мировой литературы. В 2005 году в России в издательстве «АСТ» вышла его книга «Червь». Является ли этот манускрипт очередным шедевром автора? Или это редкая неудача маститого писателя? И, вообще, о чем эта книга?

        В 2005 году в России в издательстве «АСТ» вышла книга Джона Фаулза «Червь» [1]. Хотя мнение об этой книге, может быть, и несколько запоздало, но, тем не менее, значительность автора оправдывает возврат к ней сегодня. Итак, о чем это произведение? Насколько оно удачно? Что в нем ценного? И, наконец, если его читать, то на что следует обратить внимание?

        Попытаемся разобраться с этими вопросами.

        1. Специфика стиля. Итак, речь идет о неком неоготическом романе. Действие происходит в первой половине 1700-х годов. Само по себе это интригующий ход писателя, но… Дело в том, что, по-видимому, стараясь придать книге колорит описываемой эпохи, автор использует специфический прием – он использует малограмотную и архаичную речь своих героев. При переводе же на русский язык эти архаизмы становятся буквально невыносимыми. Здесь коверкаются все правила русского языка, выворачиваются самые простые слова и пр. Учитывая, что вся книга переполнена этими выкрутасами, читать ее становится просто-напросто неприятно. И этот момент для читателя является раздражающим.

        Спрашивается, а стоило ли так делать?

        Безусловно, это авторское решение, но, по моему субъективному мнению, это решение далеко не оптимальное. В конечном счете, готический колорит оказался не столь сильным, а раздражающее действие весьма значительным. Мне кажется, подражание устаревшему, архаичному языку – не самый верный способ завлечь читателя. И в этом смысле роман «Червь» никак не может считаться большой удачей Фаулза.

        Второй раздражающий момент – большой объем книги (600 страниц). Все-таки великовато по современным меркам. В связи с этим читается он отнюдь не на одном дыхании и ощущается его явная затянутость. И здесь сразу хочется провести параллель с другим произведением Фаулза – с его знаменитым «Волхвом». Это произведение еще больше (более 700 страниц), но читается гораздо интереснее и главная идея книги сильнее. Поэтому если большой объем «Волхва» еще как-то можно оправдать, то большой объем «Червя» оправдать никак нельзя. В стилистическом смысле «Червя» можно считать неудачной работой Фаулза.

        2. Основная идея книги. Надо честно и откровенно признать, что Джон Фаулз явно перемудрил со своим «Червем». Дело в том, что по мере того, как разворачивается действие романа, читатель практически не продвигается в понимании того, о чем же собственно это произведение. И лишь на самых последних страницах книги автор раскрывает в весьма туманной и завуалированной форме то, о чем он хотел сказать. Главная его идея состоит в том, что «инакомыслие необходимо всегда, а в наше время – как никогда прежде» [1, с.604]. И именно инакомыслие сподвигло героев романа осуществить трансформацию собственной личности, а по ходу дела и официальной религии. А потому главная героиня романа Ребекка Ли приходит к еще одной версии протестантской доктрины.

        Любопытно, что сама идея инакомыслия Фаулзом опять-таки воспринимается в общефилософском диалектическом смысле. Именно инакомыслие является, по его мнению, стимулом к развитию. И здесь, на наш взгляд, следует приостановиться и более подробно взглянуть на это явление.

        Дело в том, что в природе существуют всегда две противоположные силы: притяжения и отталкивания, роста энтропии (хаоса) и авторегуляции. Последние наиболее значимы для процесса развития. Иными словами, если есть сила, стремящаяся разрушить этот мир и существующие системы, тем самым понизив его уровень организации, то всегда имеется и другая сила, направленная на усложнение системы, на рост ее организованности, на ее развитие и прогресс. В неживой природе проявление таких эффектов в свое время подробно изучал российский философ профессор Л.А.Петрушенко. Он, например, указывал на тот любопытный факт, что в электрической цепи всегда против тока направлена так называемая электродвижущая сила (ЭДС): если цепь замкнули, то ЭДС препятствует распространению тока по цепи; если же цепь выключили, то ЭДС мешает развороту тока в обратном направлении. В любом случае эта странная сила всегда действует против тока. Здесь мы сталкиваемся с примитивным явлением авторегуляции в природе. Даже при движении тела по инерции можно наблюдать действие силы трения, которая противостоит доминирующей тенденции движения. И таких примеров в неорганической природе можно привести множество. Главное состоит в том, что всегда имеется сила, сопротивляющаяся другой, доминирующей силе.

        Применительно к психологии отдельного индивида это явление трансформируется в дух противоречия. Пожалуй, первым, кто уделил должное внимание этому явлению, был великий американский писатель Эдгар Алан По. Он в своем рассказе «Бес противоречия» осуществил блестящее анатомическое исследование сущности и роли этого побуждения. Он указывал, что «склонность к противоречию» является фундаментальным, не сводимым ни к каким другим порывам, человеческим импульсом и жизненным принципом, имеющим первостепенное значение [2, с.379]. Сила духа противоречия огромна. Пытаясь пояснить этот тезис Э.По писал: «Мы стоим на краю пропасти. Мы заглядываем в бездну, и нами овладевают головокружение и дурнота. Первый наш импульс – скорее отойти от опасного места. Но почему-то мы остаемся… И если рядом не окажется дружеской руки, чтобы остановить нас, если нам не удастся броситься навзничь, в сторону, противоположную бездне, мы прыгнем в нее и погибнем» [2, с.381]. Такова мощь духа противоречия! Он может действовать даже вопреки инстинкту самосохранения. Но именно этот мятежный дух и есть та сила, которая ведет человека к новым рубежам познания. Именно он отрицает старое и запускает процесс поиска нового.

        В дальнейшем индивидуальный дух противоречия принимает социальную форму инакомыслия и ведет к значительным социальным сдвигам. И здесь Фаулз подводит нас к тому, что реформирование религиозных доктрин целиком и полностью базируется на этом пресловутом инакомыслии. Именно этим чувством и движимы главные герои книги, отрицая традиционные догматы англиканской церкви. Однако логическое завершение этой мысли было осуществлено в работе Фрэнсиса Фукуямы «Доверие» [3]. Он очень хорошо показал в своей книге, что именно феномен инакомыслия и индивидуализма лежит в основе протестантской ветви христианства. Именно желание отделиться от доминирующей и главенствующей религиозной системы заставляет людей создавать свои модификации протестантской конфессии. Именно этот порыв и лежал в основе эволюции всего христианства. Сначала размежевание католичества и православия, потом раскол католичества и появление его ветви в форме протестантизма, а теперь дробление протестантской ветви на все новые и новые секты. Именно сектантский характер протестантизма предопределяет его подвижность, пластичность и стремление к развитию. В противном случае религия превращается в косное образование, несущее в себе заряд регресса и деградации.

        В общем-то именно эта эволюционная линия в развитии религиозных взглядов и является самым главным героем книги закоренелого атеиста Джона Фаулза. Хотя, мне кажется, что все это писатель мог бы сформулировать более четко и ясно, а главное – не в самом конце книги, а хотя бы где-нибудь в серединке.

        3. Любопытные отклонения и философские пассажи. Надо сказать, что Фаулз вообще хорош своими философско-художественными моделями; с чисто литературной точки зрения его произведения, скорее всего, не были бы столь значимыми, если бы не заложенный в них смысл. И в «Черве» философская сущность Фаулза изредка, не часто, но все же пробивается.

        Здесь наиболее интересным представляется его стоящий особгяком пассаж относительно права собственности в Великобритании, рассмотренного в историческом ключе. Он очень точно подмечает суть британской системы права, говоря о том, что все религии для Англии – это лишь мишура, главная ее религия – право собственности. Оно для британцев всегда было священно. И что примечательно – британские власти уже в описываемое Фаулзом время рьяно, системно и бескомпромиссно отстаивали это право, независимо от того, на кого оно распространялось. Иными словами, закон всей своей мощью защищал богача, право собственности которого было нарушено. Но этот же закон столь же жестко и эффективно защищал самого мелкого, самого незначительного человечка, в отношении которого произошло нарушение священного права собственности. В этом смысле закон не делал различия между людьми, когда речь заходила о соблюдении священного права собственности. Любопытно, но именно в этой точке правовой системы Великобритании и начиналась настоящая демократия. И именно через эту особенность британской жизни только и можно понять самих британцев и их уклад жизни. Дальше уже проще: на стержень права собственности накручиваются другие права человека – и изо всего этого вырастает эффективная демократическая экономическая и правовая система.

        Забавно, что эта особенность английской жизни и английского характера имеет весьма отдаленное отношение к сюжетной линии романа, но Фаулз позволил себе вкрапить этот пассаж в тело повествования. Мне кажется, что книга от этого, по крайней мере, не проиграла.

        4. Резюме. Давать абсолютную оценку книге Фаулза, наверное, было бы не совсем правомерно. Гораздо правильнее сравнить «Червя» Фаулза с его же другими произведениями. И здесь сравнение будет явно не в пользу «Червя».

        Например, «Червь» уступает «Волхву» как в смысле законченности и оригинальности общей идеи романа, так и в смысле проработанности сюжетной линии и художественности ее воплощения. «Аристос», не имея сюжета и не претендуя на художественность, насыщен интересными мыслями, философскими обобщениями и догадками; рядом с ним «Червь» даже близко не может стоять. Даже повести Фаулза являются более цельными и компактными по сравнению с «Червем». Итог: роман «Червь» – не самое удачное произведение Джона Фаулза. Это не самая лучшая смесь истории, фантастики, мистики и философии. У тех, кто читал фаулзовских «Волхва» и «Аристос», он, скорее всего, вызовет некоторое разочарование.

 

Литература

        1. Фаулз Дж. Червь. М.: АСТ, 2005.

        2. По Э.А. Убийство на улице Морг: Рассказы. М.: Сов. Россия, 1991.

        3. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. М.: ООО «Издательство АСТ»; ЗАО НПП «Ермак», 2004.

Евгений Балацкий

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
12.01.2013 0 0
Лина:

я тоже с автором рецензии согласна: и "Волхву" уступает, и разочарование есть, и мысли "Что это было?" "Волхва" читала запоем, несколько раз, "Червя" дочитала с трудом. Перемудрил, перемудрил...

28.02.2012 0 0
Карина:

"Коллекционер" -моя настольная книга уже лет 8(из 26-ти мною прожитых.Фаулз очаровывает,играет,захватывает в плен!Помню мои первые ощущения от прочтения Фаулза...мурашки от корней волос до кончиков ногтей.Подобное я испытывала в процессе погружения в "Сто лет одиночества" Маркеса.Может я и не объективна,но все то,что Фаулз принес нам в этот мир,это сверхъестественно!Это восхитительно-опьяняюще!Я точно знаю одно-его произведения способны менять наше восприятие окружающей действительности(пусть даже на недолгий срок).

05.02.2012 0 0
Елена Шелепова:

Прочитала книжку еще в школе, от начала и до конца. Может быть тогда не все поняла, но понравилось точно. Позднее перечитывала и первое впечатление не изменилось. Читала и другие романы Фаулза: Коллекционер, Волхв, Подруга французского лейтенанта. Конечно, все на любителя, но лично мне стиль мистического реализма, сюжеты романов импонируют. Немного похож на Фаулза Грэм Джойс ("Дом утраченных грез"), хотя попроще.

22.09.2011 0 0
Антон:

Тёзки, браво! На фоне бреда, который здесь понаписали горе-рецензенты, горе-обожатели и соискатели не пойми чего, ваши посты - это два лучика света. Добавлю только, что помимо глубоких философских вопросов как то: вера, свобода и самосознание, Фаулз, по традиции, обращает наше с Вами внимание и на другие не менее интересные темы. Он мастерски рисует общество того времени - его устройство, отношения между слоями и полами. Он увлекательно рассуждает об искусстве и даже немного о политике. Ну и, конечно же, шутит. Не сложно догадаться, насколько эти вопросы интересны образованным англичанам, знакомым с историей своей страны. Ученому же рецензенту и большинству остальных (считающих, что 600 страниц - это много, полагающих, что "Червь" - это творческий кризис, а также сетующих на сложный язык и уделяющих чрезмерное внимание форме произведения и стремлению автора к мистификации) хочу пожелать научиться читать книги, а не прочитывать их.

11.08.2011 0 0
Карина:

Являюсь обожательницей творчества Фаулза.Буквально пару часов назад перелистнула последнюю страницу "Червя".Да,по части всемизвестного двигателя "WOW-эффекта","Червь",конечно же,проигрывает "Волхву"(это произведение было мною прочитано на одном дыхании,с периодическими атаками "мурашек" по коже),но сказат,что роман тягомотный (кто-то возмущался по поводу 600 страниц) я не могу.Позвольте,господа критики,это же мистификатор Фаулз-ему игрища с пролонгированием сюжета очень даже простительны!В конце-то концов 600! страниц...очнитесь,это не чтиво для садоводов,продающееся в электричках,объемом "до нужной остановки"!Сверхломанного языка,который совершенно непотребен в прочтении,я тоже особа не заметила.Ну да немного непривычные конструкции предложений,специфические слова,но не следует забывать,что речь идет о событиях,происходивших далеко даже не в 19м веке.Чего вы хотели?Сленговых слов?

29.07.2011 0 0
Екатерина:

Согласна,что мир деградирует,если здоровому человеку трудно прочитать всего 600 страниц великого прозаика!Я бы посоветовала автору рецензии читать рассказы и не перенапрягать свой слабый мозг и не оставлять таких тупых рецензий на всеобщее обозрение.

19.07.2011 0 0
Антон:

По моему мнению, роман - философская притча, разгадка которой - в названии A maggot - личинка. Таковой он и является - личинкой сомнения, червем духовного эксперимента автора. Да, атеиста, да - не верующего, но экспериментирующего с религиозной материей, допускающего к себе в душу личинку неуверенности. Так же и верующий человек - верует, но нет-нет да и прокрадется мыслишка о тщетности и сУетности веры. По поводу рецензии - ее смысл "детектив плохой, потому что затянут". Но ведь Фаулз - постмодернист, произведения его многоплановы. Проведя параллель с Воннегутом, тем еще шутником - этакая колыбелька для кошки - при этом нет ни кошки ни колыбели. Вообще - критиковать такие произведения - дело неблагодарное. Потому как автор то как раз и целился в критика тоже, потешался над серьезностью подхода его (критика) к анализу сюжета, слога, глубинной идеи. Но местами автор явно потешается над читателем - "корабль" из будущего или с другой планеты, тайнопись на фолиантах, загадочные приборы. Это тоже личинка - приманка для рыбки. Клюнешь на фантастический сюжет и уже пойман... Не получишь ни разгадки в конце, ни инопланетян, ни гостей из будущего. Потому как это морок, суть отвлечение и обман.

Показать еще комметарии (14)

Статьи

Утром пшеница – вечером помидоры, вечером пшеница – утром помидоры. Как Россия и Турция развивают торговлю

Утром пшеница – вечером помидоры, вечером пшеница – утром помидоры. Как Россия и Турция развивают торговлю
Экономика

«Движуха» против стабильности. Какие требования власти предъявило «путинское поколение»

«Движуха» против стабильности. Какие требования власти предъявило «путинское поколение»
Политика

«Фантастическая работа» Набиуллиной. С какими достижениями глава ЦБ пойдет на новый срок?

«Фантастическая работа» Набиуллиной. С какими достижениями глава ЦБ пойдет на новый срок?
Экономика 3

«Необходимо показать, что кризис пройден». Почему Росстат за «некрасивые цифры» хотят подчинить Минэкономразвития

«Необходимо показать, что кризис пройден». Почему Росстат за «некрасивые цифры» хотят подчинить Минэкономразвития
Интервью и комментарии

Узнай, страна

Победителем детского хоккейного турнира «Отцы и дети» стала сборная команда Карелии

Победителем детского хоккейного турнира «Отцы и дети» стала сборная команда Карелии

Карелия получит более 790 миллионов рублей для переселения граждан из аварийного жилья

Карелия получит более 790 миллионов рублей для переселения граждан из аварийного жилья

Новости компаний

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: Дополнительное образование даст женщинам новый шанс

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: Дополнительное образование  даст женщинам новый шанс

В.И. Матвиенко: «Без России выстроить эффективную систему европейской безопасности невозможно!»

В.И. Матвиенко: «Без России выстроить эффективную систему европейской безопасности невозможно!»

Разное

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте