Капитал Страны
09 ДЕК, 06:50 МСК
USD (ЦБ)    63,3901
EUR (ЦБ)    68,2458

«Платон» имени Ротенберга. Как власти обставили дальнобойщиков и на сколько поднимут тариф

8 Ноября 2016 11627 1 Экономика
«Платон» имени Ротенберга. Как власти обставили дальнобойщиков и на сколько поднимут тариф

Правительство собирается отменить льготный тариф для грузовиков тяжелее 12 тонн за проезд по федеральным трассам. Чиновники говорят о том, что итоги первого года работы «Платона» подтвердили их расчеты относительного малого влияния дорожного тарифа на инфляцию, а грузоперевозчики вполне адаптировались к новым правилам. С подобными оценками согласны далеко не все специалисты и участники рынка грузоперевозок. Что показал опыт применения «Платона», каков экономический эффект работы этой системы, и как реагируют перевозчики на очередные правительственные инициативы?

Что представляет собой система «Платон»

Идея взимать плату с большегрузов впервые появилась в 2010 году, но внедрили систему «Платон» (ООО «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС)) только осенью прошлого года. Согласно новым правилам, грузовики весом свыше 12 т должны платить за проезд по федеральным трассам 3 руб. за километр. Повод, который послужил причиной внедрения системы, был явно «притянут за уши». По утверждениям чиновников, именно большегрузный транспорт является главной причиной разрушения дорожного полотна и поэтому будет справедливым обязать владельцев фур платить за ремонт дорог. Беда в том, что шестиосный грузовик оказывает давление на единицу площади дороги не больше, чем легковушка. И это без учета таких деталей, как большая скорость движения легкового транспорта и использование шипованной резины. Но, как известно, охота пуще неволи, и «Платон», не пройдя тестовых испытаний, не имея достаточных систем контроля, был в спешном порядке внедрен. Половина предприятия РТИТС принадлежит сыну известного предпринимателя Аркадия Ротенберга Игорю, четвертью владеет «Ростех», остальное приходится на долю частных лиц.

Изначально предполагалось взимать с большегрузов по 3,7 руб. за километр федеральной трассы, позже эту цифру снизили до 3,06 руб. за километр. Но и в таком варианте плата эта означала разорение для большинства мелких и средних перевозчиков. По стране прошла череда протестных акций дальнобойщиков, и тариф заморозили на уровне 1,53 руб. за километр.

Граждане в блогах стали рекомендовать правительству ввести по аналогии с «Платоном» также налог на владельцев обуви на «шпильках» и налог на граждан с большим весом – и те, и другие являются главной причиной износа тротуарного покрытия.   

Что планирует правительство в отношении тарифа для большегрузов?

Введенная в прошлом году заморозка тарифа для фур должна была действовать да марта этого года, но весной эту меру решили пролонгировать на неопределенный срок. Однако миновали выборы в Госдуму, и Росавтодор стал добиваться отмены льготы на тариф для большегрузов. К этому процессу подключился Минтранс, его глава Максим Соколов на открытии моста в Уфе в начале октября заявил, что тестовый режим системы «Платон» по взиманию средств с большегрузов к концу года будет завершен. Позже на сайте министерства появился план поэтапного повышения тарифа для грузовиков свыше 12 тонн. Согласно плану, тариф на «Платон» должен быть повышен с февраля 2017 года с нынешних 1,53 руб. за километр до 2,6 руб. за километр, а с июня 2017 года он будет составлять 3,06 руб. за километр. Кроме того в более ранних решениях правительства по этому вопросу предусматривалась ежегодная индексация этого тарифа с поправкой на величину фактической инфляции, исходя из фактического изменения с 15 ноября 2015 года индекса потребительских цен.

Свои усилия по пересмотру тарифа Росавтодор объясняет нехваткой средств для финансирования региональных проектов по строительству платных дорог в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП).

Каких финансовых успехов достиг «Платон» за год?

Почти за год работы система собрала (на 1 ноября) немногим более 16 млрд руб. Изначально на 2016 год чиновники рассчитывали на сумму 40 млрд руб., но после заморозки тарифа планы были снижены до 20 млрд руб. В системе, по сообщению РТИТС, зарегистрировано более 700 тыс грузовиков, что составляет более трех четвертей «целевой аудитории». Число это внушительно, однако далеко не все водители соглашаются оплачивать проезд по федеральным трассам. По оценкам экспертов,«Платону» платят только крупные транспортные компании, доля которых на рынке не превышает 30%, и то лишь при проезде через Московскую область. В частности, в этом виновата и сама система, готовность которой, по утверждению специалистов, с прошлого года нисколько не улучшилась.

На вырученные средства удалось построить мот через реку Белая в Уфе, о чем тут же поспешила сообщить правительственная «Российская газета». При стоимости моста 4,8 млрд руб., средства «Платона» составили 1,5 млрд руб. Больше отчетов о столь же масштабных проектах, осуществленных за счет средств «Платона», в центральной прессе нет. Есть сравнительно небольшие «вливания» в дорожное хозяйство регионов: например, повезло Тамбовщине: там за 300 млн руб., полученных от «Платона», удалось отремонтировать 30 км дороги «Тамбов-Шацк».
Отсутствие сообщений в СМИ о крупных достижениях в дорожном строительстве за счет денег, полученных от большегрузов, вполне объяснимо: из 16 млрд руб., вырученных «Платоном» за год, 10,6 млрд руб. государство должно вернуть РТИТС по концессионному соглашению.

Как сказывается тариф для большегрузов на стоимости товаров?

Минтранс сообщает, что система «Платон» «не оказывает существенного влияния на цены доставляемых на 12-тонниках товаров, так как при включении в тариф на перевозку платы за ущерб дорогам изменение их стоимости возможно лишь на доли процента».

Однако дело в том, что стоимость товаров определяется столь многими факторами, включая сезонные, что вычислить влияние изменения транспортного тарифа крайне сложно. На этом фоне оценки Минтранса, сделанные с точностью до долей процента, особенно впечатляют. С таким же успехом ведомство могло рапортовать о нулевом влиянии изменения тарифа на рост инфляции – проверить это на практике крайне затруднительно.

По данным Минэкономразвития, стоимость перевозки после введения «Платона» возросла на четверть, а в некоторых случаях на 46%.

О том, что с «долями процента» не все так гладко, очень быстро догадались российские продовольственные союзы и обратились в правительство с просьбой отложить повышение тарифов в «Платоне».
Директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков сообщает, что рост тарифов на перевозку на 10–20% уже увеличил стоимость товаров на 3–10%. Удвоение тарифа, по мнению Вострикова, «приведет к аналогичной ситуации» в ценах на продукты. Управляющий партнер Management Development Group Inc., куда входят полтора десятка торговых сетей, Дмитрий Потапенко полагает, что повышение тарифа «Платона» увеличит стоимость товаров на 15–25%. Дело в том, что «Платон» затрагивает все звенья товаропроизводящей цепочки – производство, переработку, упаковку. А также транспортную, комплектовочную, складскую логистики. И только в конце – ритейл. Оценивать влияние тарифа, исходя только из стоимости перевозки товара от склада до магазина – не корректно.

Немного о возвышенном. О больших деньгах, то есть

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин сообщил, что все расходы федерального бюджета по дорожному хозяйству, включая госпрограмму, субвенции ГК «Атодор», превышают 500 млрд руб. Если к этой цифре добавить и соответствующие региональные деньги, то получится сумма, превышающая триллион руб. По мнению эксперта, сумма в 40 млрд руб., которую правительство планирует получить от «Платона» (минус 10 млрд руб. концессионных), будет лишь приятной прибавкой, но никакой революции в финансировании дорожного хозяйства не совершит. Специалисты говорят о том, что нужную сумму правительство могло бы получить гораздо более простым способом – незначительно увеличив акциз на дизтопливо. Вероятно, дело не только и не столько в дорожном финансировании.

Большегрузного транспорта в стране насчитывается более 2 млн единиц. Часть техники принадлежит военным, МЧС и тому подобное, и налогом не облагается. Но больше миллиона большегрузных фур под действие «Платона» подпадает. Средняя фура «накатывает» за год около 100 тыс. км.  Как нетрудно посчитать, при тарифе 3 руб. за километр выручка «Платона» составит больше 300 млрд руб. Пусть не весь маршрут фуры пролегает по федеральным трассам, но все равно в перспективе выручка обещает существенно превосходить те 40 млрд руб., о которых говорят чиновники. Кто будет оплачивать это «удовольствие», догадаться нетрудно.

Эти цифры делают гораздо более понятными то рвение, спешку и настойчивость, с которой правительство внедряет «Платон». Суммы, собираемые системой, аккумулируются на счетах частной компании, и никакого общественного контроля за ними не предусмотрено. «Платон» располагает возможностью взимания платы с любого вида транспорта, большегрузы являются лишь одним из пунктов этой системы. Губернаторы говорят о том, что не мешало бы взимать плату также и за пользование региональными дорогами.

Дальнобойщики возобновляют акции протеста

Водители фур планируют провести 11 ноября новые автопробеги и митинги по всей стране. Введение платы для большегрузов поставило на грань разорения сотни тысяч дальнобойщиков, но никакого внимания этому вопросу правительство за все время действия «Платона» так и не уделило. В итоге сегодняшние требования дальнобойщиков отличаются от тех, что были годом ранее. Один из организаторов акции протеста в Санкт-Петербурге Сергей Гуляев сообщает: «Наши требования стали жестче с прошлого года. Мы будем требовать не только полной отмены «Платона», но и отставки правительства, а также выразим свое недоверие президенту. 24 ноября прошлого года, когда мы впервые заявили о необходимости отставки, многие дальнобойщики сказали, мол, они вне политики и это их не касается. Сейчас же настроения людей изменились. Все понимают, откуда гниет эта рыба».

Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
15:23, 08.11 0 0
Зритель:

>> 24 ноября прошлого года, когда мы впервые заявили о необходимости отставки, многие дальнобойщики сказали, мол, они вне политики и это их не касается. Сейчас же настроения людей изменились. Все понимают, откуда гниет эта рыба» Наконец стало доходить. Русские долго запрягают, но зато потом ооочень быстро едут. Так что ждем когда наконец все шины накачают и наконец заведуться.

Статьи

«Создавать рынки — задача государства». Как прошел форум малого бизнеса регионов стран-участниц ШОС и БРИКС в Уфе

«Создавать рынки — задача государства». Как прошел форум малого бизнеса регионов стран-участниц ШОС и БРИКС в Уфе
События и факты

Образовательные центры имени Путина. Зачем президент создает элитные школы для одаренных детей

Образовательные центры имени Путина. Зачем президент создает элитные школы для одаренных детей
Новые возможности

Путинская молодежь во власти. Что поменяет Орешкин во главе Минэкономразвития?

Путинская молодежь во власти. Что поменяет Орешкин во главе Минэкономразвития?
Политика

Очередная катастрофа «Прогресса». Куда и зачем лететь «Роскосмосу»?

Очередная катастрофа «Прогресса». Куда и зачем лететь «Роскосмосу»?
Наука и технологии 1

Узнай, страна

Немецкие компании посетили Ульяновскую область в поисках новых партнёров

Немецкие компании посетили Ульяновскую область в поисках новых партнёров

В Сочи Парке покажут светографическое шоу

В Сочи Парке покажут светографическое шоу

Новости компаний

Президент ТПП РФ Сергей Катырин Бизнес и налоговики попытались найти точки соприкосновения

Президент ТПП РФ Сергей Катырин Бизнес и налоговики попытались найти точки соприкосновения

Взгляд из Вены на русский лес

Взгляд из Вены на русский лес

Разное

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте