Капитал Страны
23 МАЙ, 02:35 МСК
USD (ЦБ)    56,4988
EUR (ЦБ)    63,1713

Пик борьбы за нефть

26 Апреля 2012 7245 26 Экономика
Пик борьбы за нефть

Продолжится ли нефтяной век в истории человечества? Почему мы никак не можем пройти «пик нефти»? Почему альтернативные виды энергетики развиваются столь медленно? И при чем тут Восточная Африка? Кто включился в борьбу за «новую» нефть на африканском континенте? И что из этого вытекает в долгосрочной перспективе?

«Большая игра» времен расцвета империй снова разворачивается в постколониальных странах Африки. На этот раз борьба будет вестись за восточноафриканскую нефть, опровергая теорию «пика нефти» американского геофизика Кинга Хабберта. Похоже, нас ожидает вторая волна изобилия ресурсов, в частности «черного золота» и сжиженного газа. Открытие новых месторождений и пересмотр запасов уже имеющихся превратили эффектную теорию Хабберта в научное заблуждение. Выводы, сделанные на основе американской добычи и пройденный ею пик в 1971 году, не раз вызывали сомнения нефтяных компаний, экономистов и аналитиков в части их экстраполяции на мировой опыт.

Нефтяная добыча по миру так и не достигла предсказанного теоретиком пика в 2000-м году и, по всей видимости, этот пик следует отсрочить еще на какое-то время. Так, например, разработка новых месторождений в Северном море еще обещает энергетическую независимость Европе, а Арктические залежи могут значительно увеличить нефтяное богатство России. Но карту месторождений полезных ископаемых, которая казалась окончательной и выверенной, в очередной раз перекроила Восточная Африка со своими внезапно обнаруженными месторождениями углеродов. Таким образом, западные сторонники теории «пика нефти» потерпели сокрушительное поражение. В не лучшем положении находятся и альтернативные источники энергии: пока в достатке имеется нефть, нет никакой нужды серьезно говорить об альтернативах.

Чего и следовало ожидать после накала на Ближнем Востоке, в Восточной Африке столкнулись интересы Запада и Востока: Европейский Союз, США, Индия и Китай могут в ближайшее время заняться делением активов в нефтяных и газодобывающих компаниях. После дестабилизации ближневосточного региона для Пекина и Дели в силу близкого географического расположения было бы удобно получать энергоресурсы из Восточной Африки танкерами через Индийский океан. С другой стороны, крупные европейские и американские компании, так же пострадавшие от ряда событий на Ближнем Востоке и в Северной Африке, обладая существенными долями, претендуют на то, чтобы устанавливать цены и диктовать свои условия восточным партнерам.

Кения, Танзания, Мозамбик, Мадагаскар, Эфиопия, Уганда и Судан в одночасье стали приоритетным регионом для европейских супермейджеров. Мадагаскар еще в начале 2000-х годов был занят Exxon’ом и норвежской Statoil. BG Group занимается исследованием газовых месторождений в Танзании. Итальянская ENI работает в Мозамбике и т.д. Все идет наилучшим образом, но главным вопросом для всех этих компаний остается то, где размещать новые экспортные заводы, чтобы монетизировать только что приобретенные выгоды.

Британская независимая компания Tullow обнаружила нефтяное месторождение на Озере Альберта в Уганде, по предварительным данным, объемом в миллиард баррелей. Предполагается, что уже в следующем году начнется добыча. В свете этого можно сказать, что Китай потерпел поражение, сделав ставку на Судан, разделение которого на Северную и Южную части резко снизило нефтедобычу в стране, которая держалась в районе 350 тысяч баррелей в день. Тем не менее, настоящее противостояние Запада и Востока обострится в Кении.

Недавно в Найроби нашли собственную нефть: тридцать месторождений в наземных и морских районах уже лицензированы и еще восемь глубоководных массивов в скором времени уйдут с аукциона. При этом Кения хочет быть не только страной добычи, но и транзитным государством между восточноафриканским рынком энергоресурсов и зарубежными рынками. Стратегическое расположение в регионе дает ей это право по умолчанию.

Исходя из этого, Китай может вернуть себе сильную позицию в регионе, инвестируя в инфраструктурные проекты, так или иначе, связанные с добычей полезных ископаемых. Восточная Африка предлагает множество таких проектов: Судану нужен нефтепровод в Уганду и к границам Кении, Эфиопия имеет все предпосылки стать транспортным коридором, а кенийский экспорт можно привязать к присутствию китайского морского флота в Индийском океане.

Как бы то ни было, каждая сторона старается зацементировать свои доли в регионе. Африканские страны при этом получают свои выгоды из соперничества Европы, США, Индии и Китая, повышая налоги на прирост капитала нефтедобывающих компаний. Это становится такой же проблемой, как угроза нестабильности и пираты. Но игра стоит свеч и иностранные компании, предвидя грандиозные прибыли, готовы идти на определенные риски и уступки, чтобы надолго закрепиться в регионе.

Открытие новых месторождений, какая бы борьба за них не велась, всегда хорошо сказывается на мировой экономике. Сегодня фьючерсы на нефть резко дешевеют, на рынке энергоресурсов ожидается много предложения, изобилие позволит уверенно двигаться дальше – не удачный ли это выход из сложной ситуации, которую повлекли за собой государственные перевороты на Ближнем Востоке? Но если общий оптимизм может подкрепляться только этим, то восточноафриканским странам еще предстоит выяснить, кто будет заниматься добычей нефти и газа на их территории, а это определит исход «большой игры».

Александр Мельников

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
27.09.2012 0 0
максим:

да уж быстрей бы всё вырубили и высосали и начали третью мировую!!!

05.05.2012 0 0
Михаил:

Вот попалось видео: речь Жака Фреско в Стокгольме http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=BmRp7WV8RQk#! Согласен с Жаком процентов на 70-80%. Многое пересекается с тем, о чем я писал выше в комментариях. Есть люди, которые задумываются над собой и еще не полностью превратились в роботов. Человечеству уже пока бы выбираться из подростковых штанишков и позврослеть.

04.05.2012 0 0
Михаил:

(О.): "К сожалению, Вы не смогли убедительно объяснить свою позицию, многое было "иносказательно". Игра на понятиях типа "отношение к дому", бессмысленна, если за ней нет конкретики." (М.): Отлично! Представьте, вы идете по дороге. Прошли крутой поворот и видите: навстречу несется автомобиль. Водитель не видит, что поворот крутой, но вы то о нем знаете и понимаете, что автомобиль может не вписаться в поворот. Ваши действия? Скорее всего вы будете ему каким-то образом сигнализировать, махать руками например, чтобы он срочно остановился или сбавил скорость. Вы же не будете начинать с "конкретики" и кричать ему: "Этой дорогой ехать на такой скорости не надо, здесь можно не вписаться в поворот...". Вот если он увидит ваши сигналы, притормозит и спросит: "Что ты тут машешь, ворон пугаешь, чего конкретного ты хочешь мне сказать?". Вот теперь вы уже вполне конкретно можете ему пояснить что стояло за вашими сигналами. А когда вы расстанетесь, то возможно, вы поставите на этом месте табличку для будущих водителей: "Осторожно, крутой поворот". Я рад, что "вы слегка притормозили" и спросили о конкретике. Но одновременно, вы предложили: "Давайте закончим." Не совсем понятно, переходить к конкретике или заканчивать... (О.): А я против того, чтобы в России вообще отправляли нефть на продажу - самим не хватает, потому и бензин дороже, чем в США. Россия ещё не созрела для экологически чистой добычи; в России извлечение нефти, действительно, дешево, но доставка нефти к местам отгрузки за рубеж ст0ит сжигания до двух баррелей нефти на галлон доставленной (себестоимость добычи - 3 доллара на галлон, себестоимость в месте отправки - 12 долларов на галлон). Сколько же углекслого газа отравляет планету только из-за того, что российским олигархам выгодно продавать нефть по цене 100 долларов за галлон? Если же нефть будут добывать там, где выделяется меньше побочных продуктов, а цена на нефть резко снизится, то и человечество, и "мать", только выиграют. (М.): Здесь я отчасти с вами согласен. Не можем жить совсем чисто, так хотябы научиться снимать обувь на пороге. Т.е. оптимизировать процессы. Это та часть, с которой я с вами согласен. А не согласен с тем, что не обязательно перекладывать вину на олигархов, правительсва тех или иных стран. Перекладывание вины не есть конкретика, им эти "вопли" только поддадут "задора" и больше прославят имена. Никакое правительство вовсе не правительство без народа. Никакой олигарх вовсе не олигарх без потребителя. Все начинается со спроса. Маркетинг. Мы уже это проходили чуть выше по тексту. Вы, я, каждый - часть этого спроса, формирующая его часть. С собственной трансформации из "человека-потребителя", которого так долго выращивали идеологи рекламных рынков, начинается трансформация общества. Вам нужен автомобиль 3.0л для поездок офис-дом? Вряд-ли. Сможете перейти на 1.0л? Или вовсе отказаться от него и пользоваться общественным транспортом? Так ли он вам необходим? Это пример направления, не принимайте лично. Я ведь не знаю какой у вас автомобиль и есть ли он вообще. Сначала мы пичкаем себя отравами, пиво, алкоголь, сигареты, непомерное питание, делая "очередные заказики" для олигахров, а после еще на бОльшие суммы тратим в кабинетах врачей, чтобы помогли избавиться от последствий: язв, опухолей, ожирения, сердечных заболевай, заболеваний легких, печени и так далее можно продолжать до бесконечности. Ведь всегда, если захотеть, можно заглянуть в причины и не допускать этого. Мы сами "кормим" олигархов, сначала табачных, после медицинских. Так зачем их ругать? А на все эти наши с вами "странные движения" тратиться энергия, качается нефть и пр. Каждый вносит свою малую лепту в построение новых больших труб и танкеров. А после возникают идеи вроде: "на Луну за гелием". Недавно с телеэкранов просзвучало, не помню фамилии: "Если бы все население мира сейчас оказалось на уровне обеспеченности США, то уже сейчас понадобилось бы порядка 5 планет Земля с их ресурсами для поддержания этого уровня ближайших несколько лет". "Выздоровление" индивида - это и выздоровление общества - как следствие. Организм болеет не сам по себе, а потому что каждая клеточка в нем больна. Начинают выздоравливать клетки одна за другой и организм становиться здоровым. Стать "здоровой клеточкой" - это самое полезное, что может сделать каждый. (О.): "Как видите - позиции у нас разные." (М.): У собаки есть хвост, у меня нет хвоста. Разные мы. Я вполне могу собак презирать. Извините конечно за эту иронию, но никак не могу понять логику концовки вашего позапрошлого высказывания :)

04.05.2012 0 0
А.И.Оксанов:

В виде справки. Россия добывает нефти ныне примерно столько же, сколько её добывалось в РСФСР. За счёт новых месторождений. Добыча нефти даёт примерно четверть ВВП России. Россия экспортирует примерно две трети добываемой нефти, преимущественно в Европу. Общая мощность отгрузочных терминалов ныне меньше 300 миллионов тонн в год. Россия планирует увеличение строительства нефтепроводов и терминалов, что позволит увеличить экспорт нефти. Для функционирования экономики России в нынешнем объёме вполне достаточно того количества нефти, которое остаётся в стране. Оксанов.

04.05.2012 0 0
А.И.Оксанов:

Михаил. Давайте закончим. К сожалению, Вы не смогли убедительно объяснить свою позицию, многое было "иносказательно". Игра на понятиях типа "отношение к дому", бессмысленна, если за ней нет конкретики. И в данном конкретном случае открытиие новых запасов нефти никак не повод для стенаний по поводу плохого отношения к "матери". Ваш пыл оказался пылью. И очень показательно, что следующей статьёй Мельникова стало описание заторможенных в России альтернативных источников энергии и о продолжении "дорогого" бурения морского дна Баренцева моря. Вот так: Васька слушает Вас, и ест. А я против того, чтобы в России вообще отправляли нефть на продажу - самим не хватает, потому и бензин дороже, чем в США. Россия ещё не созрела для экологически чистой добычи; в России извлечение нефти, действительно, дешево, но доставка нефти к местам отгрузки за рубеж ст0ит сжигания до двух баррелей нефти на галлон доставленной (себестоимость добычи - 3 доллара на галлон, себестоимость в месте отправки - 12 долларов на галлон). Сколько же углекслого газа отравляет планету только из-за того, что российским олигархам выгодно продавать нефть по цене 100 долларов за галлон? Если же нефть будут добывать там, где выделяется меньше побочных продуктов, а цена на нефть резко снизится, то и человечество, и "мать", только выиграют. Как видите - позиции у нас разные. Зато Вы только развешиваете таблички... ВСЁ. Спасибо за прояснение позиций тех, кому дорог только свой домик и запах цветов. Оксанов. Оксанов не протесткууете

04.05.2012 0 0
Михаил:

Могу более цельно и другими словами привести смысл тех слов "про негодяев": Дураку не обязательно умнеть среди умных, а умному не обязательно глупеть среди дураков. Каждый определяет сам кем ему быть, всегда и везде.

04.05.2012 0 0
Михаил:

Оксанов (О.): "Итак у Вас в союзниках уже не только Сайфуллаев, в тайге испытывающий новое оружие, но и Славак, осуждающий верность граждан своей стране (что понятно: именно в СССР все те, кто приносил присягу своей стране и своей партии, оказались предателями). Продолжайте..." Михалил (О.): Вы всегда воинственны? Возможно у кого-то совпадают мнения с вашим, у кого-то с моим, но разве это повод создавать союзы и враждовать? Я с вами воевать не собираюсь, будьте в этом уверены :) (О.): "Теперь Вы уже против "построить дом, посадить дерево, родить сына". (М.): Будьте пожалуйста боле корректны или укажите то место, где я был против. (О.): "А у Вас самого есть рождённые дети, построенный дом и посаженные деревья?" (М.): Вопрос считаю бессмысленным. Если приведете аргумент для чего вам это знать - отвечу, не приведете - отвечать на вопрос не вижу смысла. (О.): "Или Вы из тех утончённых "нюхателей", которые живут "шерочка с машерочкой" только в своё наслаждение? Вы ныне за нюхание цветочков." (М.): Ну что же вы так все буквально восприниматете, как будто в Советских школах не учились. Неужели вам неведомо "изобразительное сказание"? (О.): "Такие очень нужны именно в России: не случяайно Вас поддержали те, кто славит российский путинский фашизм." (М.): Мне думается что здесь не меня поддержали, а судя по вашей переписке с этими господами в других статьях, у них есть опыт общения с вами и они нашли здесь возможность его продолжить. В поддержке же я не нуждаюсь. Меня не шатает чтобы держаться за кого-либо. Могу спокойно аргументировать всякое свое высказывание, потому как вижу смысл в том, что пишу. (О.): "Вы знаете, что негодяй - сложное понятие: если поэт написал бы после лиссабонского землятрясения стишок о красоте щебетания пташек, даже талантливый стишок, его сочли бы негодяем." (М.): "Негодяй" - конечно же это условно :) Не стоит воспринимать все так буквально. В том контексте, в котором я применил это слово оно несло следующий смысл: "человек или группа лиц, которая возмущает своим поведением другого человека или другую группу лиц". Мне удалось более полно раскрыть смысл прежде сказанного? (О.): "Вот и Вы отреагировали на статью Мельникова о том, что новые открытия запасов нефти - это не благо цивилизации, а новая борьба между странами, отреагировали худшим: стенаниями о том, что бедная природа копила эту нефть миллионы лет, а люди её используют. Разве это не негодяйство?" (М.): Не совсем так. Уж позвольте предупредить, что буду говорить изобразительно, чтобы при очередном прочтении снова не воспринималось буквально. Я говорил о том, что если мать долгую жизнь собирала состояние, а один из сыновей решил что это все для него: "А, сегодня буду тратить, а завтра, когда закончится, что-нибудь новенькое придумаю" - так не стоит поступать. Не единственный он сын в том доме и не все только для него. (О.): Надо понимать, где и что говорить, но для этого нужно не только уметь нюхать цветы, но ещё иметь ум и такт. (М.): Я так понимаю, что чувство такта имеет тот, кто понимает что он не единственный в доме проживает. Не согласны? Приведите свои примеры. (О.): "Вот в чём суть нашей "дискуссии". Вы влезли неуместно. Поэтому-то (выгодно) Ваш пост опубликовали, а мой, где я писал не о борьбе, а о благе для человечества - забанили. " (М.): Мне не сложно замолчать. Замолчать? (О.): "Т.е. Вы оказались и с Мельниовым, апологетом путинизма и совковости." (М.): Спасибо за награды. Я теперь буду знать, что я "зеленый", "путинист" и "совковый". Откуда такая привычка награждать эпитетами? (О.): "Так чего же ст0ит Ваш "задор"? Он работает на пользу тем, кто готов сжечь планету, предварительно спрятавшись в подземных бункерах, кто ограбил свой народ, кто обрушил страну в далёкое прошлое (Россия ныне отстаёт по душевому ВВП от США точно так, как и в 1913 году, а в СССР отставние удалось сократитьь вдвое, хотя и США не дремали, и были войны, был политический беспредел). Между прочим, всё что сделали в СССР лучшим по сравнению с Россией прошлого, сделали ЛЮДИ. Те самые, кто строил дома, сажал деревья, рожал детей. А Вы только нюхали цветочки?И Вы смеете осуждать!" (М.): Осуждать не смею. Еще раз повторюсь, тот кто хочет уничтожить свой дом - пожалуйста, я не против. Мое дело лишь предупредить, что жить будет негде, уважаемые. За руку хватать вас и останавливать я не собираюсь. Еще раз повторюсь: для меня такое поведение - безумство, для вас - то что я пишу - безумство, я это отлично понимаю, потому что раньше точно также "бегал со спичками" и "поджигал собственный дом". И повторюсь: мы уже бывали там где сейчас вы и есть с чем сравнивать. Человек в основном так устроен: пока сам не споткнется, слушать не станет. Но я все-таки считаю целесообразным "рисовать таблички": "Осторожно, камень - не споткнитесь". Последние предложения содержали "изобразительный сказ", вынужден теперь по тексту напоминать об этом, а то действительно подумаете что буквально бегаю с мелом и таблички рисую, как получилось с "цветочками и полянкой". (О.): "Вы ничего не поняли из нашего "спора"." (М.): Я полагаю, это не спор, а разговор. Доказывать мне вам ничего не хочется, рассказывать - пожалуйста. (О.): "И, дай Бог, чтобы поменьше таких тупых "нюхателей" было на планете, и побольше тех, кому хватает ума использовать громадные запасы планеты (возможно, накопленные именно для людей) во благо людям и не в ущерб природе. Я - за такое. (М.): Вы действительно просите Бога "дать"? Если это так, то неужели ваш Бог такой невнимательный, замешкался там бедолага в своих делах весь и вам чего-то недодал? (О.): "Поэтому я не "нюхатель", а активный созидатель. Не грабитель природы, а человек, пытающийся познать её цели, и сберечь то, что она смогла сделать совершенным." (М.): Вы ранее писали о том, что вы за "балансы". "Активно созидать" - это уже нарушение баланса. Можно спокойно ко всему относиться, без надрыва. Например, если вы посадите картофель и чтобы он быстрее вырос станете "активно созидать" - тянуть за куст, то вырвете его с корнем и останетесь без урожая. И ежели наоборот: не будете поливать, ухаживать, то также рискуете остаться без урожая. Вот что-то посередине, на мой взгляд и есть "спокойное созидание" или "баланс". Так что активничать вовсе не обязательно, это только звучит громко и красиво, а на деле такой "героизм" приводит как правило к обратным последствиям. Я никоим образом здесь не ставил задачей что-то высмеять. Пытался пояснить свое понимание. Если вернуться к строке "Не грабитель природы, а человек, пытающийся познать её цели...", то на словах, в общем, во всех комментариях к этой статье, конечно вы пишете именно о "грабительском познании", а ведь познавать можно не обязательно разрушая. Если же на делах вы действительно таков "Не грабитель природы, а человек,...", то мой низкий вам поклон. (О.): "И цветочки я могу любить, и красотой закатов любовться. Вот нюхать мне сложно: отравился, работая. Разные мы. Я вполне могу Вас презирать." (М.): Каково бы ни было ваше отношение ко мне, планете и другим комментаторам, не вижу смысла отвечать "такой же взаимностью". Наоборот, поднимая такие базисные вопросы как отношение человека к тому дому в котором он живет и решая их - тянет за собой решение множества проблем, с которыми сегодня люди сталкиваются. Поэтому за обсуждение вам благодарен.

Показать еще комметарии (19)

Статьи

«Снова перепутали Россию и "Роснефть"». Зачем России стратегия экономической безопасности до 2030 года

«Снова перепутали Россию и
Интервью и комментарии 1

Усманов против Навального. Зачем миллиардер подался в видеоблогеры

Усманов против Навального. Зачем миллиардер подался в видеоблогеры
Политика 5

«Заплати, сколько считаешь нужным». Как правительство пытается получить дивиденды с госкомпаний

«Заплати, сколько считаешь нужным». Как правительство пытается получить дивиденды с госкомпаний
Экономика 1

Порошенко не «ВКонтакте». Почему запрет российских соцсетей на Украине – отход от европейских ценностей

Порошенко не «ВКонтакте». Почему запрет российских соцсетей на Украине – отход от европейских ценностей
Политика 1

Узнай, страна

Республика Карелия и Владимирская область подписали соглашение о сотрудничестве

Республика Карелия и Владимирская область подписали соглашение о сотрудничестве

Во Всероссийский день посадки леса в Карелии высадили более 14 тысяч штук сеянцев сосны

Во Всероссийский день посадки леса в Карелии высадили более 14 тысяч штук сеянцев сосны

Новости компаний

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: О празднике, инвестициях и самозанятых

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: О празднике, инвестициях и самозанятых

Бизнесу для хорошей работы нужна стабильность

Бизнесу для хорошей работы нужна стабильность

Разное

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте