Капитал Страны
30 МАР, 12:30 МСК
USD (ЦБ)    56,3779
EUR (ЦБ)    61,5347

Обновленный «Шерлок Холмс»

7 Января 2010 26610 79 Рецензии на книги и фильмы
Обновленный «Шерлок Холмс»

В 2010 году на российских экранах появился фильм Гая Ричи «Шерлок Холмс». Данный фильм не имеет практически ничего общего с героем Артура Конан Дойла. И все же новая экранизация известного произведения впечатляет. Можно ли говорить о новых мегатрендах в мировом кинематографе?

        1. Реконструкция и ребрендинг классических образов. В 2010 году на экранах российских кинотеатров появился фильм Гая Ричи «Шерлок Холмс» («Sherlock Holmes»). Данный фильм во многом является знаковым, фиксирующим целый ряд новых мегатрендов в мировом кинематографе. Каковы же они? И как следует оценивать новую экранизацию Артура Конан Дойла?

        Прежде всего, надо сразу сказать: у нового Шерлока Холмса нет ничего общего с его классическим образом, нарисованным Конан Дойлом.

        Во-первых, сюжет фильма является новым, современным и не содержит в себе ни капли из наследия великого английского писателя. Тем самым создатели фильма использовали лишь некую самую общую оболочку произведений о великом сыщике, наполнив содержание фильма совершенно другим и весьма оригинальным сюжетом.

        Во-вторых, сами литературные образы обрели новое дыхание, ибо герои Гая Ричи полностью рвут связь со своими прототипами. Внешность и поведение новоявленного Шерлока Холмса и его друга доктора Ватсона ничем не напоминают книжных героев. Более того, некоторые герои Конан Дойла режиссеру вообще не потребовались. Например, могущественный и ужасный профессор Мориарти даже не появился на экране – он сохранил свое инкогнито, постоянно находясь в тени какого-нибудь закутка, из которого до зрителя доносился только его голос. Таким образом, не только сюжет, но и сами образы литературного произведения были отброшены создателями фильма и заменены своими современными аналогами.

        Примечательно и то, что в фильме не снимались суперзвезды, которые могли бы снабдить новую экранизацию громкими именами и только за счет этого «вытянуть» его в глазах зрителя на более высокий уровень. В этом смысле «Шерлок Холмс» Рая Ричи идет гораздо дальше совсем недавно снятого фильма Роберта Земекиса «Рождественская история» («A Christmas Carol»). Например, Земекис полностью позаимствовал сюжет книги английского классика Чарльза Диккенса, а Ричи отверг сюжет Конан Дойла; Земекис с поразительной точностью воспроизвел образ Эбенезера Скруджа, а Ричи отказался от хрестоматийных образов Шерлока Холмса и доктора Ватсона; Земекис воспользовался брендом известнейшего актера Джима Керри, а Ричи вывел на сцену пока еще малоизвестных артистов в лице Роберта Дауни-мл. и Джуда Лоу. Тем самым Гай Ричи сделал еще один шаг (если не все три!) к построению нового фильма на старой основе.

        Но что же во всем этом такого уж поразительного?

        На наш взгляд, это соединение двух моментов. С одной стороны Гай Ричи солидарен с известным румынским писателем и религиоведом Мирчей Элиаде, который полагал, что все самое интересное, загадочное и таинственное в мире заключено не в настоящем и будущем, а в прошлом. Именно поэтому на экране появляются герои из литературной классики. С другой стороны, Ричи, видимо, осознает, что застывшее прошлое само по себе неинтересно и неактуально, а потому его надо переписать и максимально осовременить. А потому он оставляет только логотип (ярлык) от классики – имена Шерлока Холмса и доктора Ватсона; все остальное отбрасывается и переделывается. И в этом смысле, похоже, что Гай Ричи пока является настоящим рекордсменом – он воспользовался старым брендом, но в самой минимальной степени.

        Сказанное подводит к пониманию двух очень важных трендов в современном кинематографе. Первый – активное использование старых классических образов и сюжетов. Второй – максимальное переделывание старых классических образов и сюжетов. Вместе эти два тренда способны обеспечить успех современному фильму.

        2. Симпатичные лица и динамичный сюжет. Разумеется, названные два тренда сами по себе ничего не могут дать – необходимо, чтобы и все остальное было на уровне. И, надо сказать, в фильме Ричи все остальное действительно на уровне.

        Прежде всего, это касается физиономий Шерлока Холмса и доктора Ватсона – они явно удачно найдены. Роберт Дауни-мл. обладает на редкость оригинальной и вместе с тем чрезвычайно симпатичной физиономией. Кроме того, он достаточно мужествен и обладает отменными физическими данными. Все это делает его достаточно харизматичным, чтобы пробить недоверие зрителя к обновленному образу великого детектива. Надо сказать, что и Джуд Лоу идеально подходит на роль доктора Ватсона – в меру спокойный, спортивный и строгий. Но главное – они чрезвычайно живые и шустрые, могут попадать в дурацкие истории и отчаянно сквернословить. Они даже могут по ходу дела придушить кого-нибудь из своих врагов. Все это невольно вызывает зрительские симпатии и оправдывает любые искажения хрестоматийных образов.

        Динамизм нового фильма невольно подводит к тому, чтобы сравнить его с отечественным фильмом, где в роли Холмса и Ватсона сыграли Василий Ливанов и Виталий Соломин. Увы, сравнение не в пользу нашего фильма. Сегодня уже практически невозможно созерцать Холмса-Ливанова и Ватсона-Соломина, сидящих у камина и неторопливо разговаривающих о мотивах того или иного преступления. И хотя Ливанов и Соломин прекрасно воссоздали конандойловские образы, а музыка Владимира Дашкевича совершенно гениально дополняет тонко сконструированную атмосферу того времени, статичность сцен и жанр спектакля уже немного раздражают. Речь идет о том, что классика сама по себе не имеет ценности, ибо устаревает так же, как и все в этом мире. Ее надо периодически обновлять, что и делает Гай Ричи.

        В целом же «новые» Холмс и Ватсон в лице Роберта Дауни-мл. и Джуда Лоу кажутся более жизненными, интересными и привлекательными, нежели «старые» герои в лице Василия Ливанова и Виталия Соломина. Никакой колорит прошлого не заменит быстрого действия и мощных отчаянных героев.

        И все же режиссер «Шерлока Холмса» сделал еще одну почти невозможную вещь – сохранил дух произведений великого Конан Дойла. В его фильме нашлось место мистике, которая на протяжении всего просмотра интригует зрителя. И здесь он отдает дань третьему тренду современного кинематографа – в фильме должны присутствовать элементы мистики и фэнтези. Но что самое главное – вся эта мистика на протяжении всей картины подавляется интеллектом главного героя и в конце фильма логика, разум и точный расчет торжествуют над всеми чудесами злого персонажа. Именно в этом месте Гай Ричи отдал дань Артуру Конан Дойлу. И это не может не подкупать зрителя.

        Но и это еще не все. К сказанному следует добавить, что Гай Ричи, обновив всю канву приключений о Шерлоке Холмсе, сохранил колорит старой доброй Англии. И это создает особый эффект за счет контраста между головокружительными погонями и патриархальными пейзажами Лондона. Хотя этот тезис и не является бесспорным, но, на наш взгляд, это интересная режиссерская находка.

        Если же попытаться сделать некоторые обобщения, то, пожалуй, можно сказать следующее: Голливуд обрел второе дыхание. На протяжении нескольких последних лет мы все буквально задыхались от идиотских боевиков и примитивных триллеров. Казалось, уже ничто не спасет Голливуд (про другие киностудии даже говорить не стоит). И вот, в конце первого десятилетия 21 века киноиндустрия снова начала выдавать что-то любопытное. Причем это отнюдь не единичное явление, это целый поток. И фильм Гая Ричи – лишь один из этой серии «крепких» экранизаций.

        Надо сказать, что нынешняя волна успеха Голливуда в значительной степени связана с технологическими изменениями в нашей жизни. Новая техника съемок позволяет некоторым идеям по-новому зазвучать. Сегодня популярна реклама, в соответствии с которой зрителя призывают активнее пользоваться кабельным телевидением и смотреть документальные фильмы о природе и странах мира, ибо, как утверждают хитрые рекламщики, эпоха великих географических открытий возвращается. Соответственно, хочется надеяться, что и эпоха хорошего кино тоже возвращается.

        3. Реклама больше, чем фильм. Сегодня знакомство с новым фильмом, как правило, начинается с просмотра его рекламного ролика в Интернете. И, надо сказать, реклама «Шерлока Холмса» заслуживает отдельного обсуждения.

        Дело в том, что в ней фигурируют некоторые сцены, которые в фильме просто-напросто отсутствуют. И, честно говоря, внимательного зрителя это немного шокирует. Что это – дешевый трюк рекламных агентов или прокол режиссера? А, может быть, за этим скрыто что-то еще?

        Укажем лишь на два фрагмента, и оба они связаны с разборками между Холмсом и его пассией – мисс Адлер. В первом фрагменте подруга знаменитого сыщика фигурирует в очаровательных чулках и, когда она идет по комнате, с нее слетает юбка (эффектно!). Во втором фрагменте она целуется со своим другом и при этом вытаскивает из своих волос гребень с солидным острием, которым и хочет проткнуть своего любовника (интригующе!). Но в фильме эти сцены пропали. Спрашивается, куда они делись?

        Вот этот вопрос остался открытым после просмотра фильма. Можно лишь предположить, что изначальный замысел картины был еще более замысловатым, чем тот, который зритель имел возможность созерцать. Так что вопрос остается: либо Гай Ричи переборщил в первой версии фильма, либо он схалтурил в его окончательном варианте?

        Пусть это останется на совести Гая Ричи!

Евгений Балацкий

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
15.01.2013 1 0
Степан:

Евгений Всеволодович, очень насмешили Ваши слова - "Сегодня уже практически невозможно созерцать Холмса-Ливанова и Ватсона-Соломина, сидящих у камина и неторопливо разговаривающих о мотивах того или иного преступления" Балет Вы видимо тоже не смотрите, в силу его неторопливости? И театральную классику? "Три сестры", "Вишневый сад"? Они для Вас слишком скучны и неторопливы? :) Фильм Гай Ричи конечно хорошо, но это только фильм, не более. А вовсе не новое слово и прочее.

10.07.2011 1 0
Александр:

Да ну наш советский сериал "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" лучше и юмор, и атмосфера - все в духе старой доброй Англии того времени.

03.06.2010 0 1
Пырков Станислав:

Мне очень понравилось. Я считаю таким и должен быть Шерлок Холмс!

03.06.2010 1 0
Плешакова Екатерина:

Нельзя великое произведение загонять в рамки голивуда! Нужно любить классику только такой какая она есть и никак иначе! Зря что ли люди стараются и пишут великие произведения? что бы потом кто то взял их идею и заработал миллионы? скорее всего они делаю это для чего то более высокого нежели очередной боевик

02.06.2010 0 1
Егоян Микаэль:

В новом фильме Гая Ричи, наверное, нет высокого смысла. Это добротный, захватывающий, в достаточной мере авторский, но все-таки коммерческий продукт. Однако оригинальности, драйва и искрометного веселья "Шерлоку Холмсу" не занимать, а толстый намек на продолжение в финале заставляет радоваться как никакой из подобных намеков в других картинах. Фильм Гая Ричи шедеврален тем, что оставляет чувство интеллектуального голода, подобное тому, которое испытывает Шерлок Холмс, завершив расследование.

01.06.2010 0 1
Макеев Юрий:

Где грань между свободной творчества и неправильным упрочнением классического произведения, наверное каждый решает для себя сам. Поэтому правы и те кто говорят что Артур Конан Дойл не был бы счастлив увидев это кино и конечно те кому просто фильм понравился. Ведь что сейчас зритель хочет от кинематографа, что бы он не загружал, заставлял улыбнуться но в тоже время не превращался в Американский пирог. А это создателям фильм, уверен, удалось и может быть стоит простить им вольный пересказ романа про Шерлока Холмса.

01.06.2010 1 0
Ларионов Александр:

Довелось мне посмотреть сей продукт американской киноиндустрии, купившись на красочный трейлер. Ничего общего с советской экранизацией, а уж тем более с самим романом Артура К. Дойла, я не увидел. Может оно и к лучшему - новые образы в кино вреда никому не причиняли, но Шерлок Холмс - супер герой никак не укладывается в моём сознании. Не обошлось и без ярких спец. эффектов, взрывов и драк, так любимых Голливудом. Фильм бы потянул на роль этакого боевичка с претензией на неплохик кассовые сборы, не будь он экранизацией такого романа.

Показать еще комметарии (72)

Статьи

Утром пшеница – вечером помидоры, вечером пшеница – утром помидоры. Как Россия и Турция развивают торговлю

Утром пшеница – вечером помидоры, вечером пшеница – утром помидоры. Как Россия и Турция развивают торговлю
Экономика

«Движуха» против стабильности. Какие требования власти предъявило «путинское поколение»

«Движуха» против стабильности. Какие требования власти предъявило «путинское поколение»
Политика

«Фантастическая работа» Набиуллиной. С какими достижениями глава ЦБ пойдет на новый срок?

«Фантастическая работа» Набиуллиной. С какими достижениями глава ЦБ пойдет на новый срок?
Экономика 3

«Необходимо показать, что кризис пройден». Почему Росстат за «некрасивые цифры» хотят подчинить Минэкономразвития

«Необходимо показать, что кризис пройден». Почему Росстат за «некрасивые цифры» хотят подчинить Минэкономразвития
Интервью и комментарии

Узнай, страна

В Сочи пройдет международный фестиваль СПА

В Сочи пройдет международный фестиваль СПА

Для предпринимателей начал работу бесплатный информационный ресурс "Бизнес-навигатор"

Для предпринимателей начал работу бесплатный информационный ресурс

Новости компаний

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: Дополнительное образование даст женщинам новый шанс

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: Дополнительное образование  даст женщинам новый шанс

В.И. Матвиенко: «Без России выстроить эффективную систему европейской безопасности невозможно!»

В.И. Матвиенко: «Без России выстроить эффективную систему европейской безопасности невозможно!»

Разное

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте