Капитал страны
Капитал Страны
ENGLISH
23 АПР, 05:36 МСК
USD (ЦБ)    61,3222
EUR (ЦБ)    75,6532
Подпишись на рассылку КС
ИЗМИР

«Облачный атлас»: неожиданно оптимистичная антиутопия

26 Ноября 2012 10762 0 Рецензии на книги и фильмы
«Облачный атлас»: неожиданно оптимистичная антиутопия

Новый фильм бывших братьев Вачовски и Тома Тыквера удивительным образом сочетает оптимизм и уверенность в антиутопическом грядущем. Означает ли это, что человечеству надоело собственное одичание и обреченность, и окончательная гибель цивилизации откладывается? Насколько эффективны оказались инвестиции в кинематографическую сагу?

Лучший рецепт: смешать, но не взбалтывать

Новый фильм от создателей "Матрицы" и "Парфюмера" – сбалансированное и профессиональное кинопроизведение, рассчитанное на самую широкую зрительскую аудиторию. Авторы умело дозируют религиозные аллюзии и мистические знаки, антиутопический футуризм и зрелищную романтику, трагедию и юмор, доходящий порой до уровня "капустника". Единственное, что, пожалуй, может отпугнуть "среднего зрителя" – это почти трехчасовая продолжительность фильма и несколько замысловатый сюжет.

Фильм состоит из шести историй, относящихся к разным эпохам – от середины XIX века до середины ХХIV. Пунктиры совпадений пронизывают их, связывая в единое полотно, составляя главную интригу повествования и добавляя в него многозначительности. Далеко не все такие черточки заметны с первого раза. Большинство их, видимо, станут бонусом для любителей повторных кинопросмотров. Одним из "объединяющих" моментов является, в частности, состав актеров, почти неизменный на протяжении всех эпох.

Грим и мастерство перевоплощения стоит отметить особо. Расшалившиеся в творческом кураже режиссеры превращают Хэлли Берри в рыжеволосую красавицу-еврейку, а Хьюго Уивинга, традиционно воплощающего злодейство, – в корпулентную медсестру с замашками фрекен Бок. Выбор представителей сильного пола на роль мужеподобных дам стал уже почти традиционным решением – примеров тому немало как в зарубежном, так и в российском кинематографе. Но в "Облачном атласе" на откуп "сильной половине" предоставлен и еще один женский персонаж – вполне обыденный, правда, похоже, не особо счастливый: симпатяга Бен Уишоу в эпизоде 2012 года является в образе жены одного из отрицательных персонажей. Ее вполне могла бы сыграть и актриса, однако выбор на эту роль Уишоу не только связывает этот эпизод с остальными историями, но и придает всей картине дополнительный подтекст – довольно туманный и расплывчатый, но тут, как и вообще во всем фильме, чем многозначительней, тем лучше.

Впрочем, несмотря на длину, картина получилась чрезвычайно динамичной, а сюжетные линии режиссеры постарались прояснить по максимуму. Правда, для большей надежности перед просмотром фильма лучше все же ознакомиться с кратким содержанием или даже прочитать одноименный роман английского писателя Дэвида Митчелла, по которому была поставлена эта картина. Писателю она, кстати, понравилась.

Новые люди и новое время

Парадоксальным образом кинематограф, который, пожалуй, сильнее прочих искусств заставляет нас забыть о реальности, в то же время служит и наиболее явным ее отображением. Фантазии на темы прошлого и будущего, леденящие кровь триллеры и романтические мелодрамы режиссеры снимают с тех пор, как братья Люмьер познакомили мир с "движущимися картинами". Однако невооруженным глазом заметно, как сильно отличаются от эпохи к эпохе выбор героев и проблем, ракурсы и акценты.

В этом смысле "Облачный атлас" можно считать знаковым фильмом. Одной из главных его тем является, например, тема свободы. Но если раньше за свободу боролись народы с завоевателями, пролетарии с капиталистами, пусть даже человечество с роботами или с инопланетянами, то в этом эпохальном боевике война со злодеями и корпорациями, при всей ее зрелищности и динамике, становится как бы рефреном, на первый план выходит борьба с общепринятыми порядками и условностями. И поле битвы при этом пролегает также и в душе каждого человека, вынуждая его принять ту или иную сторону – выбор этот влияет не только на его собственную последующую жизнь, но и, в конечном итоге, определяет дальнейшую судьбу человечества.

Показательно, что самыми главными героями фильма являются композитор-гей и девушка-клон. Что это – чутко уловленные тенденции или социальный заказ на легализацию нетрадиционалов и генной инженерии? В любом случае такой ход – яркий аргумент в борьбе за всеобщую свободу и равноправие, против любых условных ограничений – как уже имеющихся, так и тех, что незаметно зарождаются прямо на наших глазах. Кстати, причудливая перетасовка исполнителей и персонажей и актеры на женских ролях успешно решают и задачу разрушения условностей.

Интересно, что режиссерский тандем Вачовски борьбу с условностями ведет не только на экране, но и в жизни. Один из братьев – Ларри – уже в довольно солидном возрасте, ближе к 40 годам, не убоявшись трудностей, сменил пол и превратился в сестру – Лану. О том, как нелегок оказался трансгендерный переход, Лана рассказала в сентябре 2012 года в интервью журналу "New Yorker". Через месяц Кампания за права человека вручила ей за стойкость и решительность премию Visibility Award.

Интересно, что символом борьбы за свободу в фильме служит образ Александра Солженицына. Его слова и фотография вдохновляют революционеров в не столь уж далеком 2144 году и ложатся в основу новой религии, поддерживающей землян в угасающем послеядерном мире 2321 года. Корейский революционный интернационал под знаменем Солженицына – яркий штрих на грани фола в картине всеобщего смешения и единения.

Мягкий вариант антиутопии

Картина будущего в фильме не отходит от традиционного варианта антиутопии, но выдержана в более мягких тонах. Апофеозом апокалиптичности предстает не завершающая новелла о 2321-м, с его одичавшими осколками цивилизации, а Нео-Сеул 2144-го, уже переживший некую страшную катастрофу и неумолимо движущийся к еще более глобальному катаклизму. В этом футуристическом мегаполисе налицо все гибельные парадоксы цивилизации, тревожащие нас уже сегодня. Безудержный рост технократического могущества – и все более античеловеческие порядки; ужасающая перенаселенность – и рост нелегальной миграции, а также расцвет индустрии клонирования; нехватка продовольствия и "дефицит биомассы" – причем последний и порождается генной индустрией, и ею же удовлетворяется (клонов кормят "отслужившими свой срок" клонами) – этакий апогей технократической бесчеловечности. Уже сегодня все эти противоречия (ну, разве что за исключением клонов) зашли так далеко, что антиутопия кажется неминуемой.

Однако режиссеры, ломая сложившиеся стереотипы, рисуют будущее не в одном только черном цвете, великодушно сохраняя буйство тропической природы, красоту океана, пусть даже и с тревожным оттенком грозящей отовсюду опасности. А в конце зрителя ждет настоящий хэппи-энд, хотя и под чужими, неземными, небесами.

Быть может, человечество, наконец, устало от собственного одичания, обреченности и отчаяния? И Вачовски с Тыквером со свойственной им чуткостью момента уловили упрямое желание публики сохранить значимость каждого отдельного индивидуума вопреки неумолимому катку обезличивающего глобализма? Отсюда и обнадеживающий рефрен о каплях, из которых слагается океан, и пример успешного, хотя и мучительного преодоления тяжелой кармы, который представляют нам на протяжении нескольких эпох персонажи Тома Хэнкса. А может, все дело в гармонизирующем женском начале, который привнесла в фильм сменившая свою ипостась Лана Вачовски?


Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий

Статьи

А избы горят и горят: почему всенародная скорбь у нас так бесчеловечно избирательна

А избы горят и горят: почему всенародная скорбь у нас так бесчеловечно избирательна
Редакционные статьи 1

Обанкротить и втянуть в гонку вооружений. Вызовут ли санкции США крах сырьевой модели России?

Обанкротить и втянуть в гонку вооружений. Вызовут ли санкции США крах сырьевой модели России?
Экономика 1

«Санкционный принтер не останавливается». Скольких жизней россиян будут стоить ответные санкции России

«Санкционный принтер не останавливается». Скольких жизней россиян будут стоить ответные санкции России
Экономика

Сотворение мира за семь дней. Как наука подтвердила библейский миф

Сотворение мира за семь дней. Как наука подтвердила библейский миф
Наука и технологии 3

Узнай, страна

Князь Александр Невский стал на западном рубеже России

Князь Александр  Невский  стал на  западном  рубеже  России

В «Царский путь» и «Великую Северную экспедицию» отправился турбизнес на форуме в Екатеринбурге

 В «Царский путь» и «Великую Северную экспедицию» отправился турбизнес на  форуме в Екатеринбурге

Новости компаний

Процессам коммерциализации интеллектуальной собственности в науке требуется общественный мониторинг

Процессам коммерциализации интеллектуальной собственности в науке требуется общественный мониторинг

Со «100 надеждами бизнеса» ТПП РФ попала прямо в точку, считает Владимир Гищенко

 Со «100 надеждами бизнеса» ТПП РФ попала прямо в точку, считает Владимир Гищенко

Новости СМИ

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter