Капитал Страны
18 ЯНВ, 02:45 МСК
USD (ЦБ)    59,4015
EUR (ЦБ)    63,2864

Мировой финансовый кризис и миграционные процессы в России

4 Июня 2009 18449 4 Политика
Мировой финансовый кризис и миграционные процессы в России

Продолжающийся кризис приводит к росту безработицы, а это, в свою очередь, вызывает напряжение в отношении мигрантов. Однако насколько на самом деле опасна внешнетрудовая миграция для России? Стоит ли переходить к жестким миграционным репрессиям?

В условиях разрастающегося мирового финансового кризиса угроза потерять работу становится реальностью для многих. Прогнозы, появляющиеся время от времени в различных средствах массовой информации, оптимизма также не добавляют. Что может и что должно сделать государство для того, чтобы справиться с данной проблемой? Как нынешний кризис повлияет на миграционные процессы в России?

Давайте попробуем совместно найти ответы на эти непростые вопросы.

1. Безработица и миграция. Начнём с цифр, то есть с официальных данных о безработице в России.

Во-первых, необходимо знать количество зарегистрированных в органах служб занятости безработных граждан. Министр здравоохранения и социального развития Т.А.Голикова на заседании Правительства Российской Федерации сообщила, что «численность регистрируемой безработицы, по состоянию на 22 апреля 2009 года, составляет 2 млн. 280 тыс. человек, или 3% от экономически активного населения» [1].  Все они имеют право на социальные пособия, которые предоставляет государство, если человек оказался безработным и зарегистрировался по этому поводу. Они также имеют право не только на социальные пособия, но и на доступ к активным программам занятости: переобучению, общественным работам и т.п.

Второй показатель определяется по методологии Международной организации труда (МОТ). Он базируется не на том, сколько зарегистрировано человек в органах службы занятости, а на результатах опросов населения. По ожидаемым оценкам, общая безработица в России в среднегодовом исчислении может составить 7,8 млн. человек в 2009 году, а регистрируемая безработица прогнозируется на отметке 2,2-2,8 млн. человек. «В последнее время темпы прироста регистрируемой безработицы серьезно сократились, порядка 1,5% в неделю, и пока у нас нет оснований менять регистрируемую безработицу, исходя из этих тенденций», - сказала Т.А. Голикова.

Необходимо также отметить, что многие СМИ высказывают опасения, что предстоящие массовые увольнения работников, в том числе и трудовых мигрантов, могут  усилить и без того криминогенную обстановку в стране.

Рассматривая проблему влияния миграции на криминогенную обстановку в России, следует отметить, что на наш взгляд, отдельные участники этой дискуссии излишне обостряют ситуацию. Анализ показывает, что иностранцами совершается в России от 1,4% до 1,7%  преступлений к общему количеству зарегистрированных и 2,7-3,1% к раскрытым преступлениям.                    

 

Таблица 1. Статистика преступлений в России (тыс. чел.).

Год

Всего зарегистрировано преступлений

 

Раскрыто преступлений

 

В том числе совершено преступлений иностранцами и лбг

% к зарегистрированным преступлениям

% к раскрытым преступлениям

2008

    3 209,9

    1 713,0

       53,9

    1,7

   3,1

2007

    3 582,5

    1 775,2

       50,1

    1,4

   2,8

2006

    3 855,4

    1 794,5

       53,0

    1,4

   3,0

2005

    3 554,7

    1 698,7

       51,2

    1,4

  3,0

2004

    2 893,8

    1 569,3

       48,9

    1,7

   3.1

2003

    2 756,4

    1 518,7

       40,6

    1,5

   2,7

Источник: [2].

 

По прогнозам МОТ, мировой финансовый кризис, приведет к увеличению числа безработных в мире и активизирует процессы миграции (по прогнозу МОТ, в 2008 году число безработных в мире возрастёт на 6%).  Миграция на территорию России с учетом кризисный явлений впредь будет только усиливаться. Если не будет найден политический ответ и не будет перестроена государственная машина, то миграция во многом будет нелегальной, но если проявить гибкость - то легальной.

2. Характер безработицы. Что касается сокращения численности работающих, то финансовый кризис волнообразно накрывает разные сектора экономики. Первым под эту волну попал банковский сектор, понесший на данный момент наибольшие потери.

 За финансовыми учреждениями последовали строительные компании, в которых задействовано наибольшее число как легальных, так и нелегальных мигрантов. Впрочем, не все сокращения продиктованы финансовыми сложностями. Например, наблюдается переизбыток электротоваров, и предприниматели вынуждены сокращать этот сегмент торговли. Нынешняя ситуация отличается от той, что имела место в 1998 году. С одной стороны, предприятия стали сокращать работников, с другой - продолжается прием специалистов. По нашему мнению, нынешняя безработица в большей степени структурная и очаговая.

Если же посмотреть более широко, то в первую очередь сокращение коснулось административно-обслуживающего персонала компаний - «белых воротничков», а в дальнейшем сокращения затронули «линейных» работников, т.е. рабочих мест, на которых используется труд иностранных работников. Вместе с тем, имеется ряд секторов, в которые продолжается набор сотрудников. Стабильным остается спрос на врачей, младший медицинский персонал, инженеров, учителей, работников жилищно-комунальной системы и пр. На этом фоне значительно сократилась потребность в банковских служащих, юристах, маркетологах, рекламщиках и специалистов ряда других отраслей. Таким образом, финансовый кризис, безусловно, коснется мигрантов, но драматизировать ситуацию с привлечением и использованием иностранных работников не стоит.

В китайском языке слово «кризис» обозначается двумя иероглифами: один обозначает опасность, а другой - возможность. Для России кризис может стать возможностью для пересмотра сложившейся миграционной политики  в целях существенного повышения ее влияния на пути социально-экономическое развития страны.

3. Сдвиги в миграционной политике. Необходимо отметить, что за последние 15 лет российское общество и бизнес сталкивались как с либеральным подходом к регулированию процессов внешней трудовой иммиграции в конце прошлого века - начале 2000-х годов, так и с жесткими ограничительно-административными мерами в последующие годы. Лишь начиная со второй половины 2006 года, возобладал взвешенный подход, основанный на разумно-рыночном механизме регулирования процессов трудовой миграции. Изменения в миграционной политике встретили позитивную оценку со стороны всех участников этих процессов.

Трудовая миграция в Россию на временной, возвратной основе  является наиболее масштабным и динамичным миграционным потоком. Она стабильно росла на протяжении всего последнего десятилетия (рис.1).

clip_image002_03

Значительно увеличилась легальная составляющая потока трудовых мигрантов в Российскую Федерацию и доля официальных трудовых отношений с работодателями, появилась возможность определения реальной величины общего числа иностранных трудовых мигрантов и, как следствие, разработки современных эффективных, взвешенных механизмов регулирования процессов трудовой миграции. При этом в целом, по имеющимся экспертным оценкам, объем нелегальной трудовой миграции снизился как минимум в три раза, с 10-12 млн. до 3-4 млн. человек.

Миграция для России становится все более значимым фактором демографического, социально-экономического и культурного развития страны. В ближайшие десятилетия значение миграции еще более усилится. Согласно среднему варианту прогноза Росстата сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, начавшееся в 2007 году, к 2015 году достигнет примерно 8 млн. человек, а к 2025 - 14 миллионов. Максимальное сокращение численности населения трудоспособного возраста произойдет в период 2011-2017 годов, когда среднегодовая убыль населения этой возрастной группы будет превышать 1 млн. человек. Труд превращается в один из самых дефицитных ресурсов [1].

По мнению Е.В. Тюрюкановой, фактически трудовая миграция уже сегодня стала условием успешного функционирования российской экономики [4, С. 286]. Легальные иностранные работники составляли в 2007г. около 3% занятого населения России; при этом в строительстве этот показатель составлял 13%. Соответствующие показатели по Москве составляли 7,6% и 19%. С учетом оценок нелегальной составляющей миграции цифры могут быть в 3 раза выше. Таким образом, реальную долю мигрантов в численности занятых можно оценить приблизительно в 10%, что соответствует уровню таких европейских стран, как Германия и Австрия. Это говорит о том, что во многих регионах России и в первую очередь в Москве труд иностранных работников уже стал структурообразующим фактором экономики, которая не в состоянии эффективно функционировать без привлечения мигрантов. В ближайшей и более отдаленной перспективе развитие экономики России будет все больше и больше зависеть от привлечения иностранного труда.

Однако уже в мае 2008 года возникли проблемы, связанные с исчерпанием квот на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, которые привели не только к остановке на несколько месяцев деятельности по оформлению разрешений на работу в ряде субъектах Российской Федерации, но и к активизации деятельности недобросовестных, как правило, находящихся «в тени», посредников, занимающихся, в том числе изготовлением и продажей мигрантам поддельных медицинских справок и разрешений на работу, ухудшению криминальной ситуации и росту коррупции в сфере трудовой миграции.

Что кается 2009 года, то обобщенная заявка по российским регионам от работодателей на привлечение иностранных работников в текущем году составила около 6 млн. вакансий.

Правительством Российской Федерации была утверждена квота на 2009 год в размере почти 4 млн. разрешений на работу [5] и более 1,25 млн. приглашений на въезд в Россию в целях осуществления трудовой деятельности [6], что, по нашему убеждению, позволяет в основном обеспечить российскую экономику требуемым количеством иностранных трудовых ресурсов. В дальнейшем принятые  правительством решения об увеличении резерва в составе общей квоты даёт дополнительные возможности: в соответствии с мониторингом рынка труда оперативно её  корректировать и перераспределять по профессионально-квалификационным группам, а также позволят реагировать на негативные или позитивные тенденции, которые могут возникнуть на российском рынке труда, и своевременно регулировать привлечение иностранных работников [7].

К каким последствиям приведут принятые решения?

Единого мнения на этот счет у экспертного сообщества на данный момент нет. Наиболее распространенная точка зрения состоит в необходимости существенного ограничения притока иностранных работников. Эта точка зрения практически является официальной позицией Российской Федерации по данному вопросу.

Сторонники ограничения привлечения иностранной рабочей силы обосновывают это необходимостью освободить рабочие места для местных работников, которые в условиях кризиса могут согласиться на низкооплачиваемую работу, раньше выполняемую мигрантами, а также стремлением избежать нахождения в стране избыточного количества нетрудоустроенных мигрантов.

В этом случае, на наш взгляд, не учитываются такие риски, как нехватка трудовых ресурсов для выполнения необходимых работ и увеличение нелегальной трудовой миграции. Такие риски, связанные с резким ограничением миграции, могут оказаться более опасными, чем проблемы, связанные с избыточной миграцией.

Автор согласен с мнением Е.В.Тюрюкановой, что «большинство «мигрантских» рабочих мест - это неквалифицированная и низкооплачиваемая работа. Предложить ее российским работникам - означает заведомо обречь их на потерю квалификации и социального статуса и, в конечном счете, на профессиональную деградацию» [4, С.289].

Увеличение в 2007-2008 годах в результате либерализации миграционного законодательства объемов трудовой миграции свидетельствует об увеличении не только общего миграционного потока, но  и в первую очередь о значительном сокращении незаконной миграции за счет увеличения легальной миграции. Однако, по нашему мнению, потенциал нового законодательства, был использован не в полной мере. Введение в настоящее время ряда запретов и ограничений (низкие квоты, запрет на торговлю на рынках), а также существующие организационные барьеры не позволяют добиться более существенного результата и могут привести к росту  нелегальной составляющей трудовой миграции в России.

          Чтобы миграция давала положительные результаты, а ее негативные последствия были минимальными, по мнению автора, миграционными процессами необходимо грамотно управлять. Необходимо готовить специалистов в области управления миграционными процессами - менеджеров. Это касается как внутренней, так и внешней миграции. Без иммигрантов мы не решим задачи стратегического развития страны, как бы этого нам ни хотелось.

Складывающаяся в настоящее время ситуация в свете мирового финансового кризиса и его воздействия на социально-экономическое положение в Российской Федерации требует принятия комплекса мер, способствующих минимизации негативных последствий кризисных явлений.  В этих условиях необходимость совершенствования современной государственной миграционной политики Российской Федерации диктуется не только требованием решать имеющиеся проблемы, связанные с современными миграционными процессами, но и с точки зрения  стратегических перспектив развития России.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

         1. http://www.minzdravsoc.ru/labour/employment/53, 27/апреля 2009 г.
         2. http://www.mvd.rustats/10000033/10000147/5194/5194/.
         3. Российское экономическое чудо: сделаем сами. Прогноз развития экономики России до 2020 г. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного рогнозирования. Деловая литература. Москва, 2007. С. 155.
         4. Тюрюканова Е.В. Управление трудовой миграцией: долгосрочные тенденции и оперативные решения// Миграция в современной России: состояние, проблемы, тенденции: Сб. науч. ст. / Под общ. ред. К.О. Ромодановского, М.Л. Тюркина. - М.,: ФМС России, 2009.
         5. Постановление Правительства РФ от 7 ноября 2008 г. N 835 «Об утверждении на 2009 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу».
         6. Постановление Правительства РФ от 7 ноября 2008 г. N 836 «Об утверждении на 2009 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности».
         7. Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2008 г. N 916 "О внесении изменений в Правила определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации".

Владимир Волох

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
08.11.2009 0 0
Волох Владимир Александрович:

Уважаемые Владимир, Наталья и Михаил! Спасибо за теплые слова! Согласен с Натальей, что «Пора вступить в борьбу с развитыми странами за кадры, т.к. они - потенциальная помощь в войне с кризисом». И, безусловно, следует уделять особое внимание селекции - привлечении квалифицированных специалистов и научных сотрудников. В этой связи хотелось бы отметить, что мнение, о том, что в России работают только неквалифицированные иностранные работники, не соответствует действительности. Возьмем, для примера, сферу спорта. Даже не проводя серьезных исследований, а, просто включив телевизор, можно убедиться, сколько высоко квалифицированных и высокооплачиваемых тренеров и спортсменов работают в РФ в таких видах спорта, как хоккей, футбол, баскетбол, волейбол и т.д. Общее количество квалифицированных иностранных работников привлекаемых в экономику России, а соответственно и вкладывающих инвестиции составляет более 20 процентов от общего количества работающих в России иностранцев. Отдельный разговор можно продолжить о привлечении научных работников и, в целом об учебной миграции. По этим проблемам неоднократно поднимался вопрос экспертным сообществом, в частности, есть интересный публикации доктора экономических наук, профессора С.В. Рязанцева. Что касается предложения Михаила продолжить обсуждение вопросов о привлечение иностранных работников в России, то материал на эту тему подготовлен и направлен в редакцию для возможной публикации на страницах интернет-журнала «Капитал страны». С уважением, В.А. Волох

30.07.2009 0 0
Михаил:

Проблемы, поднятые автором в настоящее время представляют особый интерес. По-моему следует продолжить обсуждение вопросов привлечение иностранных работников в Россию. Интересно, что делается для снижения возможных рисков работодатей при использовании труда иностранных работников?

06.06.2009 0 0
Наталья:

Трудно не согласиться с мнением автора. Ужесточение миграционной политики после недавней либерализации выглядит незрелым шагом Правительства, недооценивающего масштабы миграции в России и ее влияние на экономику. Кроме того, это не будет способствовать выходу из кризиса, а наоборот - нехватка трудовых ресурсов будет только тормозить его. И еще одно. На вчерашнем экономическом форуме Президентом была озвучена "пятая И" концепции "формирования комфортного для жизни людей общества, обеспечивающего лидерские позиции России в мире" - Интеллект. И, на мой взгляд, это, быть может, главное "И" в этом списке. И в этой связи возникает вопрос о еще одном направлении миграционной политики - привлечении квалифицированных специалистов, научных сотрудников, переориентации на селективный набор иностранных работников. Пора вступить в борьбу с развитыми странами за кадры, т.к. они - потенциальная помощь в войне с кризисом.

05.06.2009 0 0
Владимир:

Статья очень интересная и самая главное написана на современную актуальную проблематику профессиональным языком.Спасибо.

Статьи

Недоступный алкоголь. Как государство зарабатывает на здоровье россиян

Недоступный алкоголь. Как государство зарабатывает на здоровье россиян
Экономика

«Приукрашивая картину происходящего»: закончился ли в России экономический кризис?

«Приукрашивая картину происходящего»: закончился ли в России экономический кризис?
Интервью и комментарии 1

Курильщикам здесь не место. Что не так в идеях Минздрава по борьбе с курением?

Курильщикам здесь не место. Что не так в идеях Минздрава по борьбе с курением?
Политика 1

Бензоколонка Запада. Как для России запустили план «анти-Маршалла»

Бензоколонка Запада. Как для России запустили план «анти-Маршалла»
Экономика 18

Узнай, страна

Три новых инвестиционных проекта будут реализованы в Тереньгульском районе Ульяновской области

Три новых инвестиционных проекта будут реализованы в Тереньгульском районе Ульяновской области

Повышение эффективности в бережливых организациях обсудят в Ижевске

Повышение эффективности в бережливых организациях обсудят в Ижевске

Новости компаний

Сергей Катырин: Неналоговые платежи и поборы с МСП продолжают расти, как грибы после дождя

Сергей Катырин: Неналоговые платежи и поборы с МСП продолжают расти, как грибы после дождя

Генпрокуратура поможет реформировать систему госконтроля

Генпрокуратура поможет реформировать систему госконтроля

Разное

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте