Капитал Страны
16 ЯНВ, 22:51 МСК
USD (ЦБ)    59,6067
EUR (ЦБ)    63,2308

Мир Анатолия Тосса: столкновение творчества и рутины

6 Апреля 2009 18518 18 Рецензии на книги и фильмы
Мир Анатолия Тосса: столкновение творчества и рутины

Книгу Анатолия Тосса «Американская история» следует признать поистине выдающимся русским романом последних десятилетий. Что же это за произведение? Стоит ли о нем говорить? Является эта книга очередным проходным любовным романом или это что-то большее?

        В 2007 году в России вышла знаменательная книга Анатолия Тосса «Американская история» [1]. Что же это за произведение? Стоит ли о нем говорить? Является эта книга очередным проходным любовным романом или это что-то большее?

        Попытаемся ответить на эти вопросы.

        1. Роман о творчестве. Если говорить коротко, то обсуждаемый роман Тосса - это роман о муках и счастье творчества. Основная фабула книги, заключающаяся в развитии отношений героини (Марины) и ее друга (Марка), является в каком-то смысле второстепенной. Главным героем романа является некий анонимный гений - Марк. Этот гений внедряется в разные науки и всё там переворачивает. Он как-то по-особенному выстраивает и отношения с главной героиней. И вот вокруг него и вращается весь сценарий. Ну а раз он гений, то и разговор в книге идет о том, как этот гений вкладывает свою неординарность во все грани собственной жизни. Тем самым в романе все время идет разговор о тайнах творчества.

        Надо сказать, что это необычно для русскоязычного автора и русскоязычного романа. Необычно это уже хотя бы потому, что муки творчества близки далеко не каждому читателю, а потому и сам роман предполагает не столь уж широкую аудиторию лиц, которым это близко и интересно. Если обратиться к биографии автора, то он, оказывается, уже давно живет в США - и это очень многое объясняет. Хотя роман Анатолия Тосса очень русский, и написан по-настоящему правильным и хорошим русским языком, его начинка все же явно американская. Мне кажется, что данный роман мог возникнуть только в Америке, на американских традициях. Он базируется не на русской, а на американской интеллектуальной базе. Может быть, это некая смесь того и другого, но в целом это явно не чисто русское произведение. Похоже, что Тосс осуществил очень интересный литературный трюк - он столкнул русскую интеллектуальную самобытность и пластичность в лице Марины с научным космополитизмом и дисциплиной творчества в лице Марка. И это, на мой взгляд, весьма оригинально и интересно.

        Если же оценивать в целом, то «Американскую историю» можно признать поистине вехой в современном русском романе. Здесь есть все: и эротика с подробными описаниями постельных сцен, и драматичные разборки между героями, и поэтическая лирика, переходящая в ностальгию, и глубокие философские пассажи, и интересные социальные обобщения. Особо следует отметить сюжет книги, который, будучи в общем-то не сложным, имеет внутреннюю логику и динамизм и держит читателя в напряжении. Вместе с тем сюжет сконструирован таким хитрым образом, что позволяет навешивать на него массу тонких наблюдений и рассуждений. В результате получается очень интересный симбиоз, который можно назвать либо философским романом, либо романизированным философским эссе - кому как нравится. Хотя на первый взгляд кажется, что сделать такое не так уж и сложно, но на поверку оказывается, что это большое искусство. По крайней мере, любая попытка повторить такой синтез довольно быстро заканчивается полным фиаско. Вероятность успеха в таком деле - одна сотая процента. И Анатолий Тосс попал в эту одну сотую, что делает ему честь.

        2. Конфликт героев. В романе Анатолия Тосса разворачивается сначала любовь, а потом и творческая борьба между мужчиной и женщиной. И здесь сразу хочется подчеркнуть тот момент, что вся эта драма носит американский, а не русский дух. Когда наступает разрыв между Марком и Мариной, то оба персонажа молча и очень мужественно преодолевают его, хотя обоим очень тяжело и оба страдают. Но главное состоит в том, что Марина не кидается под поезд, как Анна Каренина, да и Марк не отправляется воевать себе на погибель, как Андрей Болконский. Никто не устраивает сцен, никто никого даже не обвиняет. Оба героя стараются все понять и во всем разобраться. Фактически разрушение прежних отношений с последующим драматичным разрывом инициирует внутреннюю интеллектуальную работу каждого из персонажей. И каждый это делает сам, в одиночку, ни к кому не обращаясь за помощью. Здесь как раз просматривается чисто американский способ решать конфликты, а не традиционно русский - с дешевыми истериками, самоубийством, обильными слезами и немотивированным самоистязанием. Более того, сам разрыв является как бы не окончательным - у каждого остается шанс, и герои дают друг другу этот шанс. Именно в этом пункте Тосс, на мой взгляд, порывает с русскими литературными традициями и превращается в американского космополита.

        Но почему все-таки герои расходятся?

        Если попытаться ответить коротко, то это будет звучать примерно так: они не выдержали испытания творчеством. Попытаюсь дать свою субъективную трактовку описанных в романе событий. Марк, будучи во всех отношениях личностью неординарной, увидел в Марине очень хорошие задатки. По всей видимости, ему хотелось связать свою жизнь с такой же неординарной личностью, как и он сам. Далее он пытается вырастить из этой новоявленной Золушки по-настоящему интересное существо. И у него кое-что получается. Но дальше он решается на совсем уж отчаянный шаг - он хочет сделать из русской замарашки равного себе партнера в сфере научного творчества. Отчасти ему и это удается. Но...

        Потом, как и следовало ожидать, замарашка возгордилась и решила, что это она такая гениальная, а этот парень по имени Марк как-то слабоват стал для нее. И здесь Тосс вновь возвращается к русской традиции, ибо уже всем стал хорошо известен западный афоризм: Россия - это нефть, газ и амбиции. И героиня романа, закачав в совместный проект свою недюжинную чисто русскую энергию (вместо нефти и газа), начинает выпестывать идею о собственной исключительности и, быть может, даже гениальности. Ее амбиции становятся столь значительными, что начинают подавлять авторитет Марка, который ей благородно позволил достичь самореализации. Теперь она должна заказывать музыку.

        Однако Марина оказывается не так проста и все-таки начинает разбираться в их дуэте с Марком. Ее расследование подводит ее к нелицеприятному выводу о том, что она являлась всего лишь несчастным хомячком, над которым ее любимый Марк ставил довольно интересный, но, как ей кажется, жестокий эксперимент. И вот тут-то ее негодованию нет предела. Ну и амбиции лишь подогревают обиду. Результат - разрыв.

        Хочет того читатель или нет, но в его голове все равно свербит вопрос о том, кто же все-таки виноват в случившемся разрыве. Мне кажется, что обвинять Марину просто неправомерно, ибо она действительно все время играла роль некой игрушки, а от игрушки просто-напросто нельзя требовать какой-то особой стратегии по удержанию союза. Похоже, что ошибку совершил именно Марк, подвергнув свою подругу слишком уж серьезному испытанию. Он должен был понимать, что русская Золушка не готова к этому. Или хотя бы он должен был ее психологически готовить к испытанию творчеством. Ну, а если более глобально, то незачем было тянуть женщину туда, где ей, скорее всего, вообще не место. Не исключено, что никакая женщина не может пройти придуманное им испытание.

        Похоже, Марк гораздо лучше ориентировался в конкретных науках, нежели в социуме и нюансах человеческих отношений, особоенно отношений с женщинами. Гении тоже ошибаются. И в жизни такое, действительно, иногда случается.

        3. Философские пассажи. Самостоятельной ценностью романа Анатолия Тосса являются его философские обобщения. Наверное, каждый читатель найдет в книге свои изюминки; кто-то их найдет больше, кто-то меньше. Мне бы хотелось остановиться лишь на нескольких, которые кажутся наиболее свежими и интересными.

        Первое из них касается представления о структуре общества и складывающих его социальных слоев. Эти рассуждения вкладываются в уста Марка и их смысл сводится к следующему: есть такая социальная зона, где конкуренция между людьми прекращается; в ней человек соревнуется уже только сам с собой. Это означает, что с ростом эволюционного потенциала личности и соответствующего ему уровня социальной иерархии конкуренция между субъектами, находящимися на одном уровне, уменьшается. Это и понятно, ибо на верхних эшелонах эволюционной лестницы находится так мало людей, что настоящая грызня между ними становится просто невозможной. Конкуренция же между субъектами разных уровней невозможна по определению, ибо верхние страты забирают себе все, что им надо и даже в избытке, а остальное отдают нижним социальным слоям, представители которых и бьются между собой за эти объедки. Данная модель не слишком привлекательна, но именно так и устроен мир. И Анатолий Тосс совершенно точно подметил эту закономерность, за что ему честь и хвала. Это особенно важно в связи с тем, что среди экономистов и социологов о подобных механизмах говорить не принято, ибо они лежат как бы за пределами академической науки.

        Еще одна философская сентенция вкладывается Тоссом в уста стареющего профессора Зильбера и состоит в том, что ностальгия всегда возникает только по прошлому, а не в отношении чего-то конкретного. И это прозрение следует признать совершенно верным и очень своевременным. Действительно, со временем начинаешь тосковать по друзьям, по прочитанным книгам, по той или иной улице, квартире и т.д. Для нас это кажется совершенно естественным. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что не конкретные люди, книги, улица и квартира имеют для нас сакраментальное значение, а то время, когда мы были с ними связаны. Ностальгия идет по тем чувствам и ощущениям, которые имели место в прошлом, а эти чувства невозможно вернуть. Именно поэтому встреча со старыми друзьями заканчивается разочарованием, попытка перечитать любимую книгу или посетить дорогое место также заканчиваются полным фиаско. Суть феномена ностальгии заключается в эволюции личности, что и приводит к невозможности пережить те или иные эмоции дважды в далеко отстоящие друг от друга периоды времени.

        Из концепции Тосса о ностальгии вытекает довольно жесткое и редко артикулируемое утверждение о принципиальной невозможности ностальгии эмигранта по родине. Такого переживания просто нет, ибо на эту пресловутую родину эмигранту, как правило, на самом деле возвращаться не хочется, а тоскует он всего лишь по своей юности и молодости - не больше. Такое положение поистине цинично и разрушительно, но от этого оно не перестает быть правильным.

        Если поискать приложения теории Тосса о ностальгии в сегодняшнем измерении, то можно указать на знаменитый Интернет-проект «Одноклассники.ру». Это своего рода ловушка для аутсайдеров, ведь никакие встречи с бывшими однокашниками ничего не несут в себе и ничего не могут дать. И ностальгия у людей идет не по этим самым одноклассникам, а по прошлым временам. По сути дела, данный проект процветает за счет иллюзии у многих людей в отношении самого феномена ностальгии. И в этом смысле обобщения Тосса имеют, как это ни парадоксально, определенное практическое значение. В целом же, ностальгия - это тоска по ушедшему времени, а не по каким-то событиям, людям и вещам. Насколько мне известно, в книге Тосса явная расшифровка феномена ностальгии дается впервые, что позволяет еще раз снять перед ним шляпу.

        Ну и, пожалуй, третьим интересным пассажем можно считать рассуждения того же профессора Зильбера о механизме старения памяти и интеллекта. Суть его сводится к тому, что с возрастом память и интеллект человека не ухудшаются абсолютно, а просто видоизменяются. С возрастом какие-то способности ослабевают, но какие-то - усиливаются. Также и стареющая память какие-то события уже не может выловить, но какие-то нюансы жизни наоборот неизвестно откуда вылезают в явной форме. Здесь совершенно справедливо сравнение с законом сохранения энергии. Надо сказать, что в этой трактовке Тосс очень точно воспроизводит сегодняшние представлении нейрологии о механизме мышления. Например, Элхонон Голдберг в своей книге рассматривает физиологические основы старения интеллекта и памяти, приходя к выводу, что в старости у человека формируется новое качество, называемое мудростью. Под мудростью Голдберг понимает способность в новом видеть старое [2]. Фактически мудрость - это распознавание образов на основе накопленных знаний. Здесь уместно вспомнить высказанное Генрихом Шнапиром мнение о характере трансформации возможностей в старости: если с возрастом музыканту становится сложно разучивать виртуозные произведения, то какие-то другие вещи он осваивает гораздо быстрее, чем в молодости. Таким образом, действует некий эффект замены.

        Однако от понимания мудрости, которая затрагивается в романе Тосса, всего лишь один шаг до понимания гениальности, которая вообще является главным элементом книги. Перефразируя Элхонона Голдберга, можно сказать так: гениальность - это способность в старом видеть новое. Здесь большое значение имеет любопытство, которым и отличаются главные герои романа Анатолия Тосса. В целом же представления автора о таких связанных между собой фундаментальных явлениях, как мудрость и гениальность, вполне современны и адекватны. И в этом, пожалуй, главное достоинство «Американской истории».

 

Литература

 

        1. Тосс А. Американская история. М.: Издательский дом «Элиот», 2007.
        2. Голдберг Э. Парадокс мудрости. Научное опровержение «старческого слабоумия». М.: Поколение, 2007.
Евгений Балацкий

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
11.10.2012 0 0
света:

а, я уже прочитала и в восторге,читайте девоньки,получите удовольствие.

01.07.2012 0 0
Татьяна:

Просто информирую: совсем недавно вышел новый роман Анатолия Тосса "Магнолия. 12 дней" Сама пока не читала, но собираюсь.

24.09.2011 0 0
Елена:

Можете ли вы представить в реальности ситуацию,когда МУЖЧИНА тратит 7(7!!!)лет своей жизни на то что-бы ПОЛНОСТЬЮ раствориться в жизни женщины,пусть даже и "подопытного кролика"? Проникнуть в ее сознание, понять вместо нее чем же она в действительности может заняться в плане профессии, формировать ее интеллект,помочь ей разобраться в своих же системах ценностей, подтолкнуть к успеху и при этом бережно о ней заботится путем кормления, устройства прочих бытовых благ,"вывоза на отдыхи" и полного сексуального феерверка (как его представляет себе автор). Даже ради эксперимента - это бывает только в дамских романах. А ну-ка, кто из женщин, обличивших Марка, откажется от подобного? Вот действительно,зачем же задавать себе вопрос:"А с чего это он вдруг?".Особенно, психологу.Че-то Марк не доработал.ЦИТАТА"На меня опять от обиды и бессилия наплывала дрожащая муть. Я увидела себя тогда, семь лет назад, смотрящей на него и вопросительно, и с обожанием, и с надеждой, а он, я представила, в этот момент думал: подхожу, не подхожу?"А то что так-же при встрече с потенциальным женихом думают 99% женщин? На мой взгляд,сюжет не интригует.Вот если бы он оказался в конце-концов НЕ гением, а обладал методикой подталкивать к гениальности способных людей и пользоваться их достижениями...Все-таки чувствуется ,что автор мужчина-"Марк! Мысли вернулись к главному, я ведь чуть не изменила сейчас ему, первый раз за все эти годы чуть не изменила. Эта мысль поразила меня, я не задумывалась над ней, ни когда звонила Джефри, ни когда согласилась поехать к нему, ни когда прижималась к его телу." Даааауж, типичная мужская логика. Резюме: хороший психотренинг, облаченный в сюжет (хоть и оторванный от жизни, но занимательный). Как литературное произведение - нет, как психотренинг-ДА!Темы даного тренинга можна понять по краткому описанию сюжета.Людям, ищущим ответы на подобные вопросы стоило бы и почитать.

03.07.2011 0 0
zhanna:

Сегодня прочитала роман, из любопытства: моя мама читала всю ночь, а на сл день пошла за новыми романами А.Тосс. Книга понравилась, интересная!!! Единственное, что резануло (лично меня)так это одно слово почти в начале романа, когда описывается интимная связь героев. Не могу его даже написать... как-то мне неудобно. Это слово мне кажется пошлым, особенно из уст девушки. Это мое личное мнение.

29.03.2011 0 0
Наталья Бояркина:

Буквально только что дочитала эту книгу!!! Потрясающе! Много эмоций, даже трудно что-то писать и формулировать гладко мысли, возможно получится сыр-бор))) Марину - главную героиню, полностью поддерживаю в ее решении расстатья с Марком, не такой она человек, чтобы в подобном вопросе идти на компромиссы, да и Марк понимал это, даже если и начнет ее уговаривать, то уговорит, оставит лишь на время, ее будет мучить его поступок всегда...Примеряю на себя ее "платье" и так невыносимо больно и тяжело... до слез, расстаться с родным, любимым, таким близким, таким до боли знакомым и, как оказалось, совершенно незнакомым человеком. Очень хочется продолжения этой истории, ведь они договорились встретиться через 4 года, и последние слова Марины про второй шанс, и захочет ли она им воспользоваться... и скорее всего, они не будут вместе, но так хочется узнать как сложится ее судьба дальше, сумеет ли она найти себя в личной жизни, нетолько в науке??? И чьи на самом деле эти стихи в конце произведения? кто их писал, сам Тосс??? Хорошая книга, очень хорошая... очень цепляет...

20.08.2010 0 0
Анна Родионова:

Я не согласна с оценкой разрыва отношений Марины и Марка. На мой взгляд, все гораздо прозаичнее, как писал один из авторов романистов Средневековья: "Тщеславие и счастье не совместимы!". Настоящее чувство нельзя перечеркнуть только потому, что изначальные мотивы у одной из сторон были не такими прозрачными как хотелось бы другой. На протяжении всего романа описаны чувства в их развитии, и каковы бы ни были изначальные цели у Марка, то что он влюбился и любит мне понятно на протяжении всей книги. И все это отвергнуть и перечеркнуть, я уж не говорю о том, что он действительно научил Марину творить и получать от этого удовольствие, а это само по себе заслуживает больше чем жизнь, могла только обычная тщеславная женщина. Я как раз согласна с Марком, не имеет значения кто первый додумался до конечного результата, и сделал этот прорыв, это не важно, это мелочи. И не согласна с вышеописанным мнением о доверии. Правду возносят на такой пьедестал, с которого ей только и остается что попеременно падать. Я уж не говорю про такие банальности, что правда бывает разная. Так же впрочем, как и вранье. И все эти мысли насчет использовал, не использовал, все это мишура. Она использовала его не меньше. И мне жаль только обо одном, что в своих расчетах реакции Марины, на правду, которую она в конце концов узнает, он оказался прав! Было бы не так печально, если бы несмотря на все это, она оказалась более чуткой и не такой тщеславной. Мне кажется, что тогда они смогли бы творить по жизни вместе долго и интересно, и не только в науке.

23.05.2010 0 0
Золотухина Т:

Мне вспомнилась "Американская трагедия".. Когда прочитала эту книгу, полезла в интернет, искать альтернативные мнения для расширения кругозора, так сказать. Довольно сильно была удивлена тем, что в одной из рецензий было написано, что эта книга о том, как молодой адвокат не сдается в деле, где, казалось бы, все улики против его подзащитного, и рвется в бой с правосудием. Хочу поблагодарить рецензента за такой подробный анализ. Спасибо большое, было безумно интересно прочитать.

Показать еще комметарии (11)

Статьи

«Приукрашивая картину происходящего»: закончился ли в России экономический кризис?

«Приукрашивая картину происходящего»: закончился ли в России экономический кризис?
Интервью и комментарии

Курильщикам здесь не место. Что не так в идеях Минздрава по борьбе с курением?

Курильщикам здесь не место. Что не так в идеях Минздрава по борьбе с курением?
Политика 1

Бензоколонка Запада. Как для России запустили план «анти-Маршалла»

Бензоколонка Запада. Как для России запустили план «анти-Маршалла»
Экономика 15

Жилье за долги. У кого государство собирается отнимать единственное жилье?

Жилье за долги. У кого государство собирается отнимать единственное жилье?
Экономика 5

Узнай, страна

Три новых инвестиционных проекта будут реализованы в Тереньгульском районе Ульяновской области

Три новых инвестиционных проекта будут реализованы в Тереньгульском районе Ульяновской области

Повышение эффективности в бережливых организациях обсудят в Ижевске

Повышение эффективности в бережливых организациях обсудят в Ижевске

Новости компаний

Сергей Катырин: Неналоговые платежи и поборы с МСП продолжают расти, как грибы после дождя

Сергей Катырин: Неналоговые платежи и поборы с МСП продолжают расти, как грибы после дождя

Генпрокуратура поможет реформировать систему госконтроля

Генпрокуратура поможет реформировать систему госконтроля

Разное

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте