Капитал Страны
27 ИЮЛ, 07:52 МСК
USD (ЦБ)    59,9102
EUR (ЦБ)    69,6816

Кризис и антикризис

11 Ноября 2008 16195 34 Политика
Кризис и антикризис

Утвержден «План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики» из 55 пунктов. Но ему кое-чего не хватает. Фактически это набор тактических мер без определенной стратегии. Таким способом из кризиса выйти не удастся

1. Меры поддержки. В пятницу 7 ноября 2008 г. Председатель правительства РФ Владимир Путин утвердил "План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики". План состоит из 55 пунктов. Основные изменения в финансовой сфере: расширение возможностей инвестирования пенсионных накоплений граждан до 1967 г. рождения; усиление контроля со стороны Банка России за работой органов управления банками, получивших господдержку; возможность назначения специального представителя ЦБ РФ, а также ряд других решений. Внутренний спрос должен быть поддержан приоритетом при закупках товаров перед иностранными производителями, банкам рекомендуется приоритетное кредитование таких отраслей, как автомобилестроение, сельхозмашиностроение, авиационные перевозки, жилищное строительство.


В ближайшее время правительство также пересмотрит ставки ввозных таможенных пошлин по широкому перечню товаров. На иномарки, например, до 5 лет, пошлины повысятся с 25% до 30%, также автомобилестроители получат субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2008-2009 годах, направленным на технологическое перевооружение.


Предполагается антикризисная социальная поддержка граждан – будет повышено пособие по безработице, будет проводиться мониторинг увольнения работников.


В сфере жилищного строительства антикризисной мерой будет являться выкуп государством жилья экономкласса за счет средств фонда ЖКХ, увеличение финансирования АИЖК.


В сельском хозяйстве – расширение кредитных возможностей на счет финансовой поддержки государства, сокращение квот на импорт птицы и свинины.


В сырьевой отрасли – сокращение сроков мониторинга и периода, на который устанавливается вывозная таможенная пошлина на нефть и некоторые нефтепродукты.


Малый бизнес получит возможность финансовой поддержки ВЭБом и ряд других нововведений.


2. Шутки закончились. Очередной пакет антикризисных мероприятий одним только набором в 55 пунктов свидетельствует о нешуточной угрозе для российской экономики, которая давно уже стала чрезмерно глобальной (хотя бы по экспортно-импортной квоте). Шутки закончились. Великий структурный кризис мировой экономики, основанный на такой модели роста, когда США покупали у всего мира не только товары, но и деньги, чтобы покупать эти товары, не мог не состояться. Избыточное потребление в мире благодаря чудовищно выросшему внешнему долгу США не может не сократиться. Так что глубина падения мировой экономики вряд ли может быть переоценена и призрак депрессии бродит по миру. Вполне возможно, что по прошествии времени переживаемые сейчас события назовут Великой Депрессией-2.


Если события будут развиваться в таком русле, то нам еще не раз придется комментировать очередные антикризисные планы Правительства, состоящие из 155, 255 и т.д. пунктов.


Главная задача правительств всех стран – не допустить лавинообразного падения совокупного спроса, как это происходило в 1929-33 гг. Уроки истории выучены и денежные власти готовы утопить в ликвидности банковские системы, чтобы не допустить цепочки банкротств и массовой безработицы. Правящие классы Запада не забыли, как Великая депрессия привела к власти Гитлера и создала огромную социальную базу для коммунистов и социалистов. А сегодня, спустя 70 лет, изнеженное население с подорванной трудовой моралью и привыкшее к социальным гарантиям и прочим гламурностям, может отреагировать на повторение Депрессии самым непредсказуемым образом. Для России эта проблема еще более актуальна, т.к. страна еще не отошла от трансформационного шока 90-х годов, а воспитанное в свободе молодое поколение, уже привыкшее к сытой жизни "офисного планктона", вряд ли будет стоически терпеть все невзгоды, выпавшие на долю их родителей 15-20 лет назад.


3. Тактика без стратегии. Сам по себе перечень антикризисных мероприятий не вызывает критических претензий, поскольку все они направлены на поддержку падающего спроса. Вызывает вопросы бессистемный характер данных мер. Отсутствует проработанная государственная программа структурной перестройки и модернизации экономики под воздействием мирового финансового кризиса с учетом перехода к продекларированной Президентом и Премьер-министром мультивалютной мировой валютной системе. Если власти все последние недели в Москве и в заграничных "командировках" только и делают, что заключают соглашения об отказе от использования долларов во взаимной торговле и переходе к обмену в национальных валютах, то необходимо подкреплять эти намерения реальными мероприятиями внутренней промышленной политики. Как учит мировой опыт,  любая промышленная политика немыслима без таможенно-тарифной составляющей, и, более того, начинается с выстраивания определенной внешнеэкономической стратегии. Пусть это даже стратегия импортозамещающего развития. Пока Правительство, видимо, рассчитывает, что в ответ на повышение импортных пошлин зарубежные партнеры не станут вводить ответные меры. Глупо облагать импортными пошлинами нефть и газ. Но в долгосрочной перспективе нужно иметь ввиду политику протекционизма, необходимую для реализации импортозамещающей стратегии.


Если мне скажут: "какая стратегия? Нужно тушить пожар, спасать экономику от немедленного краха", то я отвечу, что любое спасение и любая тактическая операция сейчас немыслима без долгосрочной стратегии.

Во-первых, весь исторический опыт свидетельствует об успехе тактических планов только в режиме их подчиненности долгосрочной стратегии. Большевики в самый разгар развала страны в 1918 г. принимают решение о создании ЦАГИ, который требует огромных инвестиций с неопределенными результатами. И сколько подобных проектов было начато в те тревожные годы, когда у многих просто земля уходила из-под ног. Ф.Рузвельт в США и А.Гитлер в Германии принимают решение о таких долгосрочных капиталоемких проектах как строительство сети автострад по всей стране. Китай 10 ноября 2008 г. выделяет 590 млрд. долл. на масштабную программу государственных инвестиций, включая ...строительство автодорог. А ведь наверняка находились скептики, которые предлагали иначе распорядиться скудными финансовыми ресурсами, например, отложить их в какую-нибудь "подушку".


Во-вторых, нельзя забывать и то, что нынешний кризис в значительной части носит психологический характер. "Разруха в умах, а не в туалете". Поэтому для его преодоления важно добиться победного психологического настроя всех "агентов рынка", начиная от Премьер-министра и кончая последним дворником-гастарбайтером.


В-третьих, сами власти не раз подчеркивали оптимистические стороны кризиса, как-то открывающиеся новые возможности на фоне падения гегемонии доллара и перспектив "финансового центра" в Москве. Но сами по себе такие заявления без создания автономных локомотивов роста в российской экономике, не привязанных к мировому спросу на нефть, не создадут такого центра. Почему Нью-Йорк, Лондон, Токио являются такими центрами? Да потому что они олицетворяют определенные уникальные возможности, стоящие за каждой страной, этакие центры компетенции. Весь мир привык мыслить, что США – лидер предпринимательской и инновационной активности, Англия имеет мощнейшие финансовые учреждения с многовековым опытом (плюс кладезь фундаментальной науки), Япония – мировая технологическая фабрика, всемирный центр прикладной науки в машиностроении. Действительный технологический потенциал этих центров подкрепляется мощной брэндовой составляющей. СМИ изрядно преуспели во внушении населению мира вышеуказанных компетенций.


4. Новый бренд России. А как брендируется Россия? Как мировая энергетическая держава? Сама по себе такая формула могла бы неплохо смотреться, если бы за ней стояло мировое лидерство по всем (или большинству) технологическим направлениям мировой энергетики. А если мы даже бензин качественный не можем нормально производить, то какая уж здесь "держава". Но с другой стороны, именно за счет направлений импортозамещающего производства просматривается возможность достижения Россией этого желаемого статуса региональной державы с резервной валютой. Одно только восстановление упадочного сельского хозяйства да еще с потенциалом производства экологичной продукции может стать хорошей подпоркой для "финансового центра". Ведь в начале ХХ века именно таким образом Российская империя вошла в клуб мировых держав с "золотой" валютой. А еще есть конкурентоспособное энергетическое машиностроение, небольших резервов для модернизации требует станкостроение, можно поднимать на иностранных инвестициях автомобилестроение и т.д. И, разумеется, остался комплекс стратегических отраслей, включающих ОПК, космос, транспортные магистрали.


Если мир, особенно ближайшие соседи, увидит, что Россия вступила на путь действительной модернизации, восстанавливает свою промышленную мощь, готова предложить миру новые трактора, энергетические установки, военные и пассажирские самолеты, а не новые компьютерные игры и программы выхода домашнего холодильника в интернет, как обанкротившаяся "новая" экономика США, то участи регионального финансового центра нам не избежать.


Наконец, для реализации структурной модернизации на основе стратегии импортозамещения как нельзя кстати подоспела совсем недавно высмеивавшаяся большинством аналитиков политика создания государственных корпораций. Нам представляется, что начинают сбываться некоторые наши прогнозы и предложения, высказанные в «романтической» статье жанра экономического фэнтези (Государственная корпорация: Министерство «промежуточной продукции» или средство спасения добавленной стоимости),написанной в разгар жаркого лета 2008 г., до начала осенних обвалов фондовых рынков. Огосударствление и принудительная картелизация, отказ от «бесконечно эффективного» рыночного механизма координации – это уже не страшная сказка про «остров невезения» с дикарями-неудачниками. И в последней антикризисной программе «55 пунктов» всё явственнее звучат призывы к администрированию, стремление наказать ослушавшихся. Всё больше дирижизма и меньше либерализма. Всё это правильно, но недостаточно без полноценной стратегии. Пора-пора, наконец, создать хотя бы юридическую основу для стратегии и протащить из МЭРТовских и Минпромовских кабинетов в Думу законопроекты о долгосрочном прогнозировании и планировании, о промышленной политике, чтобы задать всему чиновничьему аппарату новую матрицу существования, новый смысл чиновничьей жизни. Чтобы вместо краткосрочного «освоения» бюджетных средств они бы отчитывались материальными показателями создания новых видов импортозамещающей продукции.


Итак, нужна новая стратегия. Программа 2020 года уже не годится, она была составлена исходя из представлений о "мягкой посадке" мировой экономики. Наши "стратеги" чересчур верили в мудрость рынка, гениальность предыдущего главы ФРС США, незаменимость доллара и перспективы "новой" экономики. Иллюзии рассеиваются, пора взрослеть и учиться жить, опираясь на собственные ресурсы, включая интеллектуальные.

Сергей Толкачёв

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
11.02.2012 0 0
Киселев Николай (магистратура):

Рецензия на статью "Кризис и антикризис" доктора экономических наук, профессора кафедры Политической экономии Государственного Университета Управления Толкачева Сергея Александровича. Особое внимание в данной статье посвящено детальному анализу 55 пунктов "Плана действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики" (далее - План). Несмотря на то, что План утвержден 07.11.2008 г., многие пункты до сих пор не отражены в действительности. Особый интерес представляет для меня вывод автора в 3 части статьи о необходимости создания четкой структуры антикризисных мероприятий, модернизации расшатанной российской экономики и к переходу к мультивалютной мировой валютной системе. Я считаю, чтобы улучшить ситуацию в России необходимо реанимировать бюджетную политику в стране, которая направлена в настоящее время на минимизацию бюджетных расходов и дефицита. Кроме того, государством пока не принято кардинальных мер по улучшению положения российских предпринимателей. К глубочайшему сожалению, в нашей стране очень много пробелов, которые при всем желании Правительства РФ невозможно устранить в такие короткие сроки. Автор успешно аргументирует свою собственную точку зрению относительно нового бренда России – Мировая энергетическая держава (4 часть статьи). Для нашего государства очень важно восстановить свою промышленную мощь и занять лидирующее положение в мире по многим технологическим направлениям мировой энергетики. Данная статья выполнена на очень высоком научном опыте, позволяет задуматься над тем, как улучшить стратегически важные показатели экономики в России, чтобы нам не хотелось бежать из родного государства прочь!

10.02.2012 0 0
Гулуева Илина (магистратура):

Кризис 2008. Данная тема не теряет своей актуальности и по сей день, спустя вот уже 4 года. Кризис окутал все механизмы и структуры государства, буквально каждого человека, не давая дышать и двигаться, парализуя волю и желание, ломая планы и перспективы, и выталкивая на поверхность то, что на ней никак не должно оказываться. Уже который год подряд. Сегодня навязчивый синдром дежавю чувствует, чуть ли не каждый из нас. Пессимист скажет, что хуже уже не будет, а оптимист добавит: "Это мы еще посмотрим". В своей статье Толкачев С. А. в довольно интересной, обоснованной и легкой для восприятия форме изложил «План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики», запланированный нашим правительством для выхода из кризисного положения. Проводится серьезный анализ наиболее значимых мероприятий. В статье автор раскрывает всю несостоятельность правительства РФ, которое должно принимать антикризисные меры в соответствии с системой и структурой страны. Также Толкачев С.А. акцентирует наше внимание на том, что «любое спасение и любая тактическая операция сейчас немыслима без долгосрочной стратегии». Я полностью согласна с этим и считаю, что глубинной причиной поразившего Россию кризиса явилось отсутствие вообще какой-либо осмысленной стратегии. К сожалению и сейчас, по крайней мере, на уровне властных структур, речь идет о краткосрочных и в лучшем случае среднесрочных экономических программах, рассчитанных на срок от одного года до 4-5 лет. Конечно, острейший системный кризис, частью которого является экономический, буквально подталкивает к мысли, что разработка долгосрочных программ не является первоочередной задачей, что главное - это выбраться из кризиса, после чего и можно будет перейти к долгосрочному проектированию. Но такая позиция противоречит всему накопленному опыту выхода из подобных ситуаций. Помимо всех негативных аспектов и факторов, от которых страдает мировая экономика, по моему мнению, у нас еще есть свой персональный довесок, в частности - неэффективность государственного сектора, который за последние 10 лет очень разросся. Хотелось бы перефразировать известный лозунг В.И. Ленина: «Давайте мировую войну превратим в мировую революцию!» - давайте мировой кризис превратим в возможность быстрого экономического роста. Россия - один сплошной кризис. Чтобы выйти из него, нужна активная позиция государства: необходимо усиливать инвестиционную привлекательность, модернизировать производство. В нашей стране, говоря об экономическом кризисе, уже давно стали забывать про самых главных его участников, на которых кризисное положение влияет в наибольшей степени - это все мы, обычные люди. Происходит перераспределение: у одних забирают, другим дают. Просто умные наказывают менее умных. А раз так, то, скорее всего, кризис создается в чьих-то интересах. И мы тут не властны. Здесь действуют крупные игроки. А реальный кризис – в каждом конкретном кошельке. У нас есть опыт, как пережить тяжелые времена. И паниковать бессмысленно. Кризис - и разрушение, и обновление одновременно. Нам надо искать новые возможности для развития в непростых условиях.

09.02.2012 0 0
Унгунова Эвелина (магистрант):

Рецензия на статью "Кризис и антикризис" доктора экономических наук, профессора кафедры Политической экономии Государственного Университета Управления Толкачева Сергея Александровича. Статья посвящена экономическому кризису который вторгся в нашу страну к конце 2008 года. Автор поделил статью на несколько пунктов, в начале указаны антикризисные меры, предлагаемые правительством РФ, которые состоят из 55 пунктов. В следующем пункте говорится об отсутствии стратегии, то есть, какие бы планы не расписывало Правительство, без долгосрочной стратегии все бессмысленно. Также для усиления экономики необходимо создание, развитие и поддержка именитого брэнда. В заключении говорится о новой стратегии, которая должна использовать все ресурсы, которые в полной мере не задействованы. После первых шагов кризиса по стране прошло более четырех лет и Председатель правительства РФ Путин В.В. сообщает о том, что глобальный экономический кризис в стране преодолен. Антикризисная политика Правительства позволила избежать массовой безработицы и обнищания населения, также не наблюдалось повальной остановки производства. Было вложено много сил для укрепления фундаментальных основ экономики, но на этом государство не намерено останавливаться и в дальнейшем будет дорабатывать социальные вопросы. Для того чтобы не было повторения кризиса, необходимо укреплять российскую валюту и привлекать как можно меньше избыточного капитала. Присоединяюсь к мнению автора, нашей великой стране действительно необходимо создать такую стратегию, которая выведет государство на новый уровень. Также пора уже такой огромной державе создавать свои бренды, чтобы другие покупали у нас и стремились к сотрудничеству с Россией.

09.02.2012 0 0
Степанишина Ольга (магистрант):

В ноябре 2008 года был утвержден "План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики". Состоял он из 55 пунктов, направленных на "оздоровление" российской экономики. Перечислять эти меры сейчас нет смысла, да и времени прошло достаточно для того, чтобы убедиться в их адекватности! Но прочитав данную статью, можно сказать, что основной целью являлось как можно более мягко и безболезненно вывести российские компании из сложившейся ситуации. Как стало видно, и малый бизнес, и ведущие компании ощутили на себе снижение спроса. Со стороны покупателей стало меньше спонтанных покупок. Изменилась структура спроса, покупатель стал ориентироваться главным образом на практичность покупки, её функциональность. Автор проанализировал данный введенный план и пояснил нам обоснованность несостоятельной стратегии развития России. И даже спустя время всё равно данная тема, рассмотренная Сергеем Александровичем, до сих пор имеет место быть. И причиной тому является шаткость и необходимость укрепления позиций России на мировом рынке. Немало важным фактором в этом и является кризис. Автор рассматривает детально несколько из возможно предложенных мер выхода из кризиса. Например, антикризисная социальная поддержка граждан, расширение кредитных возможностей в сельском хозяйстве, увеличение финансирования АИЖК и некоторые другие. Рассмотрев вместе с Сергеем Александровичем некоторые аспекты, становится понятно, что сколько бы мер не принималось, сколько бы пунктов не утверждалось - всё это бесполезно без проработанной гос. программы модернизации экономики и структурной перестройки. Да, перечень мер обоснован и не вызывает претензий. Но при всём этом просто необходимо подкреплять намерения реальными мероприятиями, как говорит нам автор. И здесь не возразишь, т.к. за каждым словом должно следовать действие. Иначе слова не имеют под собой никакой силы. Из прочитанной статьи можно сделать вывод, что жизненно важно, а особенно для экономики, иметь стратегию развития страны без шатких, неуверенных позиций. Нужно развивать государство как знак качества, имею подпитку в собственных ресурсах. И всё это, естественно, невозможно без грамматного политического руководства. Надеемся, что в будущем и впредь наше руководство всегда будет поступать в интересах страны и продвижении Росси вперед и только!

06.02.2012 0 0
Эм Владимир (магистратура):

Рецензия на статью "Кризис и антикризис" доктора экономических наук, профессора кафедры Политической экономии Государственного Университета Управления Толкачева С.А. С момента публикации статьи прошло 4 года. Актуальность, к сожалению, сохраняется по сей день. Статья состоит их 4-х частей. В первой описаны основные направления «»Плана действий…». Во второй части содержится экскурс в историю, показывающий печальный опыт прошлых лет других стран и России. В третьей и четвертой частях указано на ограниченность плана и предложено свое видение ситуации. И действительно, все принимаемые меры носят характер затыкания дыр. Проблемы, в лучшем случае, решаются по мере возникновения, но не предупреждаются. При разработке антикризисных программ необходимо учитывать накопленный мировой опыт борьбы с кризисами. Он свидетельствует о том, что помощь должна предоставляться лишь тем компаниями и банкам, которые испытывают временные трудности, но сохраняют платежеспособность. Практика доказывает, что неизбирательное предоставление государственной поддержки предприятиям и банкам безотносительно к состоянию их балансов не ускоряет выход из кризиса и не смягчает его последствия. Напротив, такая политика увеличивает потери от текущего кризиса и повышает вероятность возникновения нового кризиса в будущем, поскольку подрывает стимулы экономических агентов к проведению ответственной политики при реальной оценке всех рисков. Кроме того, стоимость предоставляемой поддержки должна распределяться между государством и владельцами спасаемых компаний. В случае если государство полностью берет всю поддержку на себя, оно фактически неоправданно передает средства налогоплательщиков владельцам компаний. Отдельного обсуждения заслуживает вопрос об увеличении доли государственной собственности в финансовом секторе в мировом масштабе. В рамках антикризисных программ значительная его часть перешла от частных владельцев под контроль государства. К концу 2008 г. в большинстве развитых стран правительства стали крупнейшими собственниками финансовых институтов: под их контролем оказалась примерно % данного сектора. Возникает закономерный вопрос: если чрезмерная склонность частных банков к рискам в конечном счете привела к кризису и потребовала чрезвычайных мер со стороны государства, не следует ли взять курс на повышение его роли как финансового посредника? Опыт ряда стран позволяет дать обоснованный ответ на этот вопрос. Многочисленные межстрановые исследования убедительно свидетельствуют, что частные банки существенно более эффективно, чем государственные, распределяют финансовые ресурсы в экономике, имеют меньшую маржу (разность между стоимостью привлеченных и предоставленных кредитных ресурсов) и, более того, снижают степень финансовой нестабильности (в том числе вероятность банковского кризиса). Вот почему многие страны стремятся приватизировать свои банки. Анализ подтверждает, что после приватизации показатели эффективности банков существенно улучшаются. Таким образом, хотя государство вынуждено активно вмешиваться в деятельность финансового сектора, когда возникает угроза системного кризиса, но уже на этой стадии оно должно не только думать об отражении сиюминутных угроз, но и иметь долгосрочный план возвращения ведущей роли частному сектору. Мировой финансовый кризис выявил необходимость осуществления совместных скоординированных действий со стороны правительств развитых и развивающихся стран по его преодолению и реформированию международных финансовых институтов.

05.02.2012 0 0
Тужилина Мария (магистратура):

Рецензия на статью "Кризис и антикризис" доктора экономических наук, профессора кафедры Политической экономии Государственного Университета Управления Толкачева Сергея Александровича. Во время кризиса на глобальной экономической арене началась борьба за выживание. Правительства всех стран, в том числе и России, вынуждены были наблюдать свободное падение экономики, спад производства, спад спроса. Например, угольная промышленность в России, угольные предприятия, до 60-70% продукции отправляли на экспорт. Внешний рынок сократился, и сбывать эту продукцию просто стало некуда. Тоже самое происходило и с металлургической промышленностью. В октябре 2008 года спрос на металлопрокат упал в 2 раза, цены снизились на 60%, потребление нефти и газа снизилось на 15%. Мир стал меньше покупать и продавать. Из-за снижения объемов производства предприятия не могут удержать то количество работников, которое было в докризисный период, и таким образом вынуждены сокращать рабочие места. Правительством РФ было выделено 200 млрд долларов в помощь российским предприятиям. В списке неотложной помощи оказались 295 предприятий: это крупные предприятия с выручкой более 15 млрд и числом работников от 4000 градообразующие, от закрытия которого может пострадать весь город, системообразующее, которое влияет на отрасль или даже на несколько отраслей экономики. Например помощь АВТОВАЗу критиковали все. «Ну ВАЗу то зачем помогать? Ладно бы он делал хотя бы качественные автомобили…» Но в автопроме работает более 600 тыс.чел., со смежниками около 3 млн., а с членами семей получается еще больше. Правительство РФ решило помочь при условии, что руководство компаний подготовит, представит и утвердит в правительстве план реконструкции и модернизации предприятия. Например АВТОВАЗ и Рено. Французская автомобильная компания Рено приобрела 25% акций АВТОВАЗа по высокой стоимости. В кризис АВТОВАЗ нуждался в серьезной финансовой поддержке. Правительство России выступило с инициативой предоставить эту поддержку, при этом сохранив пакет акций иностранного партнера. Но правительство России поставило условие, что когда пойдет развитие предприятия, компания Рено будет вкладывать средства в предприятие также как и другие акционеры. И ответом Рено были новые технологии и оборудование стоимостью более 300 млн.евро. Таким образом, решились сразу 2 задачи: предприятие спасли и сформулировали планы по его модернизации и развитию. Также хотелось бы сказать несколько слов об иностранных инвестициях. Технологическая отсталость в условиях значительной капиталоемкости базовых отраслей российской экономики не позволяет провести их радикальную модернизацию в короткое время. В то же время сегодня основная масса национального и зарубежного капитала, циркулирующая в условиях продолжающегося мирового экономического кризиса, характеризуется краткосрочностью и спекулятивностью. Инвестиционная деятельность большинства российских предприятий осуществляется, в основном, за счет их собственных и привлеченных источников финансирования, а также государственных или других некоммерческих источников, не повышающих уровень конкурентоспособности их производства. Поддержание и обновление активной части производственных фондов на многих российских предприятиях происходит за счет покупки и установки импортного оборудования, часто устаревшего и неприменяемого в самих производящих его странах, что не только не содействуют прогрессу производственной базы этих предприятий, но и вовлекает их в зависимость от поставщиков импортного сырья, материалов и комплектующих изделий. Такое привлечение иностранных инвестиций, не способствует прогрессивному перевооружению производства и консервирует существующую «утяжеленную» структуру национальной экономики. В то же время опыт ряда зарубежных стран привлекающих внешние инвестиционные источники их развития показывает, что создание современного конкурентоспособного национального производства товаров и услуг, возможно за счет привлечения масштабных объемов прямых иностранных инвестиций (ПИИ) из стран с высокоразвитым производственным потенциалом. Главной задачей государства на современном этапе развития российской экономики является структурная перестройка в целях обеспечения экономического роста выхода на траекторию устойчивого развития и достижения конкурентоспособности на мировом рынке. В соответствии с этим в качестве приоритетных направлений для привлечения и использования иностранных капиталовложений целесообразно выделить следующие: освоение невостребованного научно-технического потенциала и развитие наукоемких производств; наращивание экспортного потенциала, обеспечение импортозамещения. Но все же, несмотря на все положительные моменты программы по устранению последствий мирового финансового кризиса, я считаю, что можно было бы достичь лучших результатов, если бы не коррупция в нашей стране. Из-за этого, а также из-за нестабильной экономической и политической ситуации в стране, многие инвесторы боятся вкладывать свои активы в нашу экономику, в которых мы так нуждаемся.

03.02.2012 0 0
Гутарева Диана (магистратура):

РЕЦЕНЗИЯ НА СТАТЬЮ "КРИЗИС И АНТИКРИЗИС" Д.Э.Н.,ПРОФ. КАФЕДРЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ ГУУ ТОЛКАЧЕВА С.А. Мне понравилась статья Сергея Александровича,она до сих пор актуальна.На дворе уже 2012г,и теперь многие бояться наступления нового финансового кризиса,который вполне возможен,т.к. никто еще не устранил основную проблему кризисов. Повод для беспокойства есть всегда.Фундаментальные причины сохранились с 2008 г. и,может быть,даже раньше.В последнее время экономику просто залили деньгами. у нас это нефтедоллары,на Западе это дешевые,практически бесплатные кредиты,в связи счем,собственно говоря,все проблемы были нивелированы,все ресурсы,все более-менее значимые биржевые товары росли,и пузырь нынешний мало чем отличается от пузыря 2008 года. Правительство не в состоянии заставить финансовые структуры не выпускать ни чем не подкрепленные деньги. Нашей стране это грозит только одним: вопрос стоимости нефти,поскольку мы как страна сидим на большой нефтяной бочке,и единственное,что определяет платежеспособность нас на международном рынке и внутреннюю платежеспособность отчасти- это стоимость барреля нефти, к сожалению. А что будет,если когда нибудь черное золото России закончится?...

Показать еще комметарии (27)

Статьи

Реновация «пятиэтажек». Неприкосновенно ли право собственности?

Реновация «пятиэтажек». Неприкосновенно ли право собственности?
Политика

Малороссия как новый мост между Европой и Россией? Репортаж из Донбасса

Малороссия как новый мост между Европой и Россией? Репортаж из Донбасса
Политика 2

«Где деньги, Зин?» Зачем Россия вкладывает миллиарды в облигации США

«Где деньги, Зин?» Зачем Россия вкладывает миллиарды в облигации США
Экономика 2

«Ситуация будет тлеть». Станет ли Россия «токсичной страной» из-за новых санкций США

«Ситуация будет тлеть». Станет ли Россия «токсичной страной» из-за новых санкций США
Интервью и комментарии 3

Узнай, страна

Карелия и Новгородская область подписали Соглашение о сотрудничестве

Карелия и Новгородская область подписали Соглашение о сотрудничестве

В Карелии пройдут республиканские соревнования вальщиков «Лесоруб – 2017»

В Карелии пройдут республиканские соревнования вальщиков «Лесоруб – 2017»

Новости компаний

В старинной деревне Корза Пряжинского района откроется литературный фестиваль «Петроглиф»

В старинной деревне Корза Пряжинского района откроется литературный фестиваль «Петроглиф»

Участников Полумарафона «Karjala» ждут медали из шунгита и круиз на Кижи

Участников Полумарафона «Karjala» ждут медали из шунгита и круиз на Кижи

Разное

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте