Капитал Страны
22 ОКТ, 02:39 МСК
USD (ЦБ)    57,5118
EUR (ЦБ)    67,8927
ИЗМИР

Кризис автопрома в России угрожает промсборке иномарок?

24 Июля 2014 8598 0 Экономика
Кризис автопрома в России угрожает промсборке иномарок?

Производство автомобилей в России падает еще быстрее, чем темпы автопродаж. Многие иностранные компании уже подумывают о закрытии заводов, однако есть и те, кто, наоборот, инвестируют в создание производства в России. Что их привлекает? Как государство намерено помогать автопрому?

Спрос падает производство сокращается

Мировой спрос на автомобили с 2008 по 2013 год увеличился с 79 до 87 млн штук (65,4 млн из них – легковушки). Но продажи росли лишь за счет Азии, в основном, Китая. В 2013 году в этой стране было продано 22 млн новых машин, причем почти половина из них (44%) – собственных моделей. На втором месте – США, с показателем 15,5 млн штук. В Европе же продажи автомобилей за этот период упали с 17 до 13 млн штук.

Теперь спрос на автомобили падает и в России, причем сильнее всего – в сегменте грузового транспорта и автобусов. Как сообщил директор департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга Александр Морозов, продажи новых легковых автомобилей  в 2013 году уменьшились на 5,4%, новых автобусов – на 8,8%, а новых грузовиков – на 13,3%. Одной из причин такого падения, пояснил чиновник, стал значительно увеличившийся импорт китайской техники, даже несмотря на то, что она, в основном, «не соответствует требованиям по безопасности и экологическому классу». Стоит отметить, что и в сегменте легковых машин китайский импорт стремительно догоняет продажи АвтоВАЗа. Из 370 тыс. легковушек, экспортированных Китаем в 2013 году, 101 тысяча была продана в России. Продажи АвтоВАЗа в том же году сократились на 81 тысячу – до 456 тыс. машин.

В текущем году падение продолжается. По данным аналитической компании «АСМ-холдинг», за первые пять месяцев оптовые продажи грузовых автомобилей, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, сократились на 13,1% (до 91,9 тыс. шт.). Совокупная доля произведенных в России грузовиков сократилась с 55,2 до 52,3%, а рыночная доля новых импортных грузовиков выросла с 41,6 до 47,0%.

Продажи легковых автомобилей российских марок сократились на 14,4% (до 41,2 тыс. шт.), а их рыночная доля уменьшилась с 45,5 до 44,8%. Спрос на «российские иномарки» сократился еще больше – на 33,2% (до 6,8 тыс. шт.), а их рыночная доля уменьшилась с 9,7 до 7,5%.

Сильнее всего сократились продажи в сегменте автобусов и микроавтобусов – на 28%. Причем больше всего упал спрос на автобусы российских марок – на 38,7% (до 8,4 тыс. шт.); их рыночная доля уменьшилась с 62,4% до 53,2%. Продажи «российских иномарок» снизились всего на 4,2% (до 5,1 тыс. шт.), что привело к увеличению их доли на рынке до 32,2% (то есть сразу на восемь пунктов!). Увеличили свое присутствие на российском рынке и новые импортные автобусы – с 13% до 14,4%.

С падением спроса сокращается и производство. За первые пять месяцев 2014 года легковых автомобилей в России выпустили на 1,4% меньше (761,4 тыс. шт.). При этом производство иностранных брендов выросло на 3,8% (до 584,4 тыс. шт.), а российских моделей – уменьшилось на 15,4%. В итоге, доля иномарок в общем выпуске легковых машин выросла с 72% до 76,8%. Выпуск грузовой техники уменьшился на 21,4% (до 58,9 тыс. шт.), 12,8% из них составили иностранные марки. Производство автобусов и микроавтобусов уменьшилось на 28,3% (до 15 тыс. шт.). При этом выпуск отечественных моделей сократился на 36,1%, а иностранных – на 5,6%. Инвестиции в основной капитал, после роста на 6,8% в 2012 году, начали падать. В 2013 году они уменьшились на 0,2%, а в январе 2014 года снизились на 7% в годовом выражении.

Кто в зоне риска?

В сегменте легковых автомобилей сильнее всего спрос упал на «форды», «ниссаны», «дэу», «шевроле» и «лады». «Форд» потерял 40% продаж некогда популярных «фокусов», которые давали ему половину дохода в нашей стране. В ответ концерн повысил цены и перевел оба российских предприятия на работу в одну смену, дважды останавливал конвейеры и намерен на два месяца заморозить производство во Всеволожске. Российский завод «Джи Эм Авто» в феврале-марте застопорил конвейер на две недели. «Ниссан» перевел предприятие в Петербурге с трех- на двухсменный график, АвтоВАЗ в январе 2014 года сократил 7,5 тыс. работников, а с 28 июля по 17 августа остановит конвейер – под предлогом так называемого корпоративного отпуска. Общая численность работников на предприятиях автомобилестроения с апреля 2013 по апрель 2014 года уменьшилась на 8%.

На экспертном совете при комитете Госдумы по промышленности, состоявшемся в начале июля, российские автопроизводители заявили, что без дополнительных мер господдержки российский авторынок продолжит стагнировать, а в ближайшие 5-6 лет доля отечественных иномарок может сократиться с нынешних 52% (1,3 млн автомобилей) до 26% (600 тыс.), а доля импорта – вырасти с 29% (в 2013 году) до 67% (1,4 млн машин).

Одной из основных причин для столь пессимистичных прогнозов является обязательное снижение ввозных пошлин на иномарки по условиям членства России в ВТО – до 15% к 2019 году. Мощности российских дочек иностранных компаний слишком малы, чтобы конкурировать с их европейскими предприятиями. По оценкам специалистов, чтобы производство было рентабельным, объем его должен достигать 200-400 тыс. машин в год. В России такие мощности есть лишь у АвтоВАЗа, Фольксвагена и Hyundai-Kia. На сегодня, по данным исследований компании Roland Berger, благодаря субсидиям иностранные сборочные производства в России имеют преимущества в 5-10% по сравнению, с зарубежными. Экономия затрат с учетом субсидий составляет 0,6-1,5 тыс. евро на автомобиль. При объеме производства от 50 тыс. машин экономия от локализации по сравнению с импортом будет составлять 60 евро на автомобиль, при объемах 10-25 тыс. машин на локализацию, наоборот, понадобятся дополнительные затраты – 0,5-1,3 тыс. евро на автомобиль. Таким образом, в зоне риска оказываются китайские бренды, Peugeot-Citroen, BMW, SsangYong, Opel и еще целый ряд производств с невысокими объемами сборки.

По планам Минпромторга, зарубежные автоконцерны обязаны к 2018 году локализовать свое производство в России до уровня в 75%. Однако стремятся к этому далеко не все. «Шевроле Нива» – отечественная на 96%, в «Логанах» и «Сандеро» – 75% российских комплектующих, на заводах «Автофрамос» и «Джи Эм Автоваз» локализация составляет 60%, «Фольксваген Групп Рус» – 50%, «Хёндэ Моторс Рус» – 47%. Фордовские «Фокусы» за 12 лет российского производства обрусели только на 30%, «Дженерал Моторс» локализовалась до 20%, «Ниссан» – до 22%, «Тойота» – до 15% (Toyota Land Cruiser Prado – и вовсе 0%), «Мондео» – на 10%. Все многочисленные модели иномарок, которые свинчивают на калининградском «АвтоТоре», локализованы от силы на 15%. При этом отверточные иномарки заметно вытесняют отечественные модели, что приводит к отмиранию целых производственных цепочек и масштабному сокращению рабочих мест. При сохранении такой тенденции назвать автопром локомотивом экономики можно весьма условно, хотя на сегодня он все еще обеспечивает работой 1,5 млн человек, а его оборот – 6 трлн рублей достигает 10% ВВП.

Стоит отметить также, что «отечественные иномарки» продаются российским покупателям гораздо дороже, чем автолюбителям в Европе или развивающихся странах. Марка «Датсун», например, которую концерн «Ниссан» решил заново запустить для некоторых стран третьего мира, в России стоит от 400 тыс. руб., а в Индии – менее 6 тыс. долларов (216 тыс. руб.). «Рено Сандеро» в Европе в пересчете на рубли стоит 320–360 тыс., у нас – 360–510 тыс. Сильно завышают цены «Тойота», «Шевроле» и уже упомянутый «Форд». Иностранные производители еще в 2013 году повысили цены в среднем на те же 6%, на которые рухнул спрос. Поэтому, несмотря на падение продаж, в деньгах компании не потеряли, а объем авторынка по-прежнему составляет 2,3 трлн рублей.

Господдержка

Государство продолжит субсидирование технического перевооружения автопредприятий. В 2013 году в рамках этой программы было потрачено 3,52 млрд руб. и модернизировано 30 заводов. В этом году общий объем субсидий возрастет до 5,3 млрд руб. Кроме того, предусмотрены субсидии на часть производственных затрат автопрома – 84 млрд руб. Производство автобусов и техники для ЖКХ отдельно субсидируют на 5 млрд руб. (для производства 1300 автобусов и 1900 автомобилей для ЖКХ).

Повышению спроса на новые автомобили должно способствовать и преобразование транспортного налога в экологический. Высчитываться он будет из расчета года выпуска автомобиля, объема двигателя и его экологического класса, а не из мощности агрегата, как сейчас. Реформой транспортного налога в Госдуме занимаются уже лет 10 и планируют завершить ее к 2016 году.

Одной из важных мер поддержки автопрома должен стать госзаказ. Например, на закупку автомобилей для МВД и Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) в 2014 году заложено 2,6 млрд руб.; 3,77 млрд руб. планируется выделить на поддержку производства газомоторной техники – закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства. При этом вводится запрет на госзакупки техники иностранного производства. Однако, как подчеркнул премьер Дмитрий Медведев, это вовсе не означает, что госзаказы будут доставаться только отечественным производителям, а иностранные компании не смогут участвовать в тендерах. Нет, просто они должны выполнить несколько условий. Главное – подписать  соглашение о промсборке. По словам Александра Морозова, эти соглашения имеют практически все известные бренды – европейские, японские, корейские, американские. «Вопросов по объему производства, модельному ряду и конкуренции у нас к ним никаких нет», – отметил чиновник. Согласно установленным требованиям, предприятие должно иметь определенный уровень локализации. Количество производственных операций, осуществляемых на территории предприятия, в 2014 года должно быть не меньше 5, в 2015 году – не меньше 6, в 2016 году увеличиться до 8, а в 2017 году – до 10. В список обязательных к исполнению операций входят монтаж силового агрегата, монтаж передней полуоси или монтаж передней подвески, монтаж задней подвески, монтаж выхлопной системы, монтаж электрооборудования, монтаж рулевого механизма, монтаж элементов экстерьера, сварка кузова, окраска и сборка кузова.

Такие условия весьма выгодны для иностранных автопроизводителей – настолько, что Daimler намерен организовать в России производство целой гаммы моделей легковых «Мерседесов». В качестве одной из площадок рассматривается московский ЗИЛ, при этом пока планируется крупноузловая сборка, а постепенная локализация предусмотрена лишь в далекой перспективе. Грузовые «Мерседесы» Daimler уже выпускает совместно с КАМАЗом (Daimler принадлежит 11% КАМАЗа и еще 4% в интересах концерна владеет ЕБРР). Кроме того, Daimler, весьма вероятно, примет участие в статусном проекте «Кортеж» по разработке «отечественного лимузина» для первых лиц государства. В рамках проекта на модульной платформе планируется создание не только лимузина для первых лиц государства, но и седана, внедорожника и минивэна. Последние три модели должны стать относительно массовыми. Всего из бюджета на проект «Кортеж» планируется выделить 12 млрд руб., а общие инвестиции оцениваются в 23-24 млрд руб.

 

Читайте далее:

АвтоВАЗ: колониальная оптимизация

Трудности промышленной сборки: как чувствует себя автопром на фоне экономического спада?

Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий

Статьи

Собчак против всех. Кому выгодно выдвижение в президенты звезды шоу-бизнеса

Собчак против всех. Кому выгодно выдвижение в президенты звезды шоу-бизнеса
Политика

На здоровье! Кто подкинул Путину идею нового сбора на медицину и образование

На здоровье! Кто подкинул Путину идею нового сбора на медицину и образование
Экономика 1

Глашатаи мировой революции. Зачем Путину фестиваль левой молодежи в Сочи

Глашатаи мировой революции. Зачем Путину фестиваль левой молодежи в Сочи
Политика

Черные дыры экономики. Каким регионам больше всего повезло с дотациями

Черные дыры экономики. Каким регионам больше всего повезло с дотациями
Экономика

Узнай, страна

Русский танец для детей и молодежи Китая

Русский танец для детей и молодежи Китая

Сегодня Курск торжественно встретил Кубок чемпионата мира по футболу ФИФА 2018

Сегодня Курск торжественно встретил Кубок чемпионата мира по футболу ФИФА 2018

Новости компаний

Ровно сто лет исполнилось российскому институту торгово-промышленных палат

Ровно сто лет исполнилось российскому институту торгово-промышленных палат

Президент ТПП РФ Сергей Катырин на «Агропродмаше-2017» отметил рост числа российских экспортеров

Президент ТПП РФ Сергей Катырин на «Агропродмаше-2017» отметил рост числа российских экспортеров

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте