Капитал Страны
27 ИЮЛ, 22:26 МСК
USD (ЦБ)    59,4102
EUR (ЦБ)    69,6406

Координация рынка региональных институтов развития: первые попытки

12 Августа 2016 6769 0 Институты развития
Координация рынка региональных институтов развития: первые попытки

Взаимодействие региональных институтов развития между собой до сих пор носит бессистемный характер. Это отнюдь не означает, что в этом направлении ничего не делается. Кто и как предпринимает попытки решить проблему отсутствия взаимодействия? Какие результаты в этом направлении получены на текущий момент? Что еще предстоит сделать?

Рынок региональных институтов развития относительно новый и развивающийся инструмент инвестиционной политики региона. В связи с этим механизм управления таким рынком на сегодняшний день недостаточно четко отлажен и функционален. Одним из таких не решенных до конца вопросов остается механизм координации рынка региональных институтов развития.

Первая волна попыток координации

Одним из первых органов, попытавшихся создать некую консолидацию деятельности региональных корпораций и агентств развития, стало Агентство стратегических инициатив (АСИ). В 2011 году Агентством был разработан Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, который стал неким ориентиром для регионов по повышению их инвестиционной привлекательности. Внедрение этого Стандарта стало одним из приоритетных направлений деятельности региональных корпораций и агентств развития. Фактически корпорации и агентства получили некие предписания по тому, что и как нужно делать, чтобы увеличить поток инвестиций в регионы и сформировать основу для эффективной коммуникации бизнеса и местных властей. Однако его создание и внедрение не решило проблему отсутствия системного взаимодействия институтов развития.

Вторая волна координационных мероприятий

К одной из первых попыток решения данного вопроса относится организация и проведение Всероссийского форума институтов развития, который состоялся в Екатеринбурге в 2013 году. К тому моменту в России уже было создано и существовало порядка пятидесяти региональных корпораций и агентств развития, которые в процессе работы сталкивались с целым рядом одинаковых проблем, но были вынуждены их решать самостоятельно. С целью налаживания взаимодействия между институтами развития и обмена лучшими практиками реализации инвестиционного потенциала регионов РФ было принято решение провести форум.

Организаторами и идейными вдохновителями I Всероссийского форума институтов развития выступили Корпорация развития Среднего Урала совместно с АСИ при поддержке губернатора Свердловской области. Форум вызвал широкий резонанс, собрав порядка 500 человек из 70 регионов России, в том числе представителей из 30 региональных корпораций и агентств, и тем самым побив все рекорды по участию региональных представителей. Это показало необходимость и значимость подобного рода мероприятий и для самих региональных институтов развития, и для бизнеса, и для властей – как региональных, так и федеральных.

Главным итогом форума стало то, что были четко определены и сформулированы первоочередные задачи, решение которых позволило бы повысит эффективность институтов развития и создать единую коммуникационную площадку для системного взаимодействия региональных институтов развития. В результате этого на базе Национальной ассоциации агентств инвестиций и развития, образованной в 2006 году Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) совместно с Национальным агентством прямых инвестиций, была создана Ассоциация институтов развития (АИР), а Свердловская область была выбрана в качестве места проведения ежегодных форумов институтов развития.

В апреле 2014 состоялся II Всероссийский форум институтов развития, который проходил уже не только при участии и поддержке региональных властей, но и федеральных органов власти, в частности Министерства регионального развития Российской Федерации. Форум собрал более 1000 участников из 60 регионов России и представителей более десятка зарубежных инвестиционных агентств, 95% федеральных институтов развития. II форум претендовал на обсуждение и поиски решения более сложных и амбициозных задач: организация государственно-частного партнерства, развитие индустриальных парков и технопарков, привлечение прямых инвестиций, переход на новый этап взаимодействия региональных и федеральных институтов развития, ориентированный на партнерские взаимовыгодные отношения.

Несмотря на необходимость подобного рода мероприятий и заинтересованность различных структур в их проведении, своего дальнейшего развития эта инициатива не получила. В 2015 году форум не состоялся. Причина произошедшего, скорее всего, кроется в том, что как только форум получил федеральный статус (а именно это произошло в 2014 году, когда к организации и проведению мероприятия присоединился Минрегион РФ), в региональном бюджете не стали закладываться средства на его проведение. В свою очередь, упразднение Министерства регионального развития в сентябре 2014 года поставило под угрозу и дальнейшее существование Форума институтов развития.

Возникает вопрос: а что дальше?

В ожидании третьей волны координации и регулирования

На текущий момент основную работу по консолидации деятельности региональных институтов развития в основном выполняют три организации: НО «Национальная Ассоциация агентств инвестиций и развития» (НААИР), АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ) и АО «Корпорация развития Среднего Урала». В рамках своей деятельности эти организации пытаются наладить механизм взаимодействия региональных институтов развития между собой, а также привлечь внимание федеральных властей к проблемам инвестиционного развития регионов. Так, начиная с 2014 года, АСИ формирует свод лучших практик по созданию благоприятного инвестиционного климата в регионах. В 2015 году НААИР подготовила доклад «О трудностях в работе и необходимых мерах поддержки региональных инвестиционных агентств и корпораций развития», в котором обобщила наиболее распространенные проблемы региональных институтов развития. В частности, отмечается неопределенность статуса и места региональных институтов развития в системе органов власти, которые бы определяли «правила игры»; неразвитость инструментов эффективного взаимодействия региональных институтов развития с федеральными; низкий уровень квалификации сотрудников агентств; отсутствие централизованной площадки для сотрудничества между агентствами, которая, несмотря на конкуренцию регионов за инвестиции, необходима для обмена опытом и совместного поиска решений возникающих проблем.

Благодаря усилиям НААИР в мае 2016 года в Казани все-таки состоялся III Форум институтов развития, основной темой которого стал вопрос взаимного инвестирования между Россией и странами-участницами Организации исламского сотрудничества. Помимо основной темы обсуждения на Форуме были представлены первые результаты ежегодного исследования деятельности региональных институтов, проводимого Корпорацией развития Среднего Урала при поддержке НААИР и АСИ, в котором были сформулированы основные выводы и предложения по улучшению деятельности региональных институтов развития, полученные по результатам обобщения и анализа опросов и индивидуальных интервью с представителями региональных институтов развития. В исследовании были подняты все те же проблемы, что и в Докладе НААИР, начиная от механизмов реализации региональных ГЧП проектов, заканчивая нормативно-правовым регулированием деятельности региональных институтов развития.

***

Подводя итоги, можно констатировать, что несмотря на усилия, предпринимаемые указанными выше организациями, этого оказывается недостаточно для полноценной координации рынка региональных институтов развития. Видимо, сказывается нехватка единых механизмов регулирования, проработанной нормативно-правовой базы и эффективного взаимодействия региональных институтов развития, осуществляемого при поддержке не только региональных властей и некоммерческих организаций, но и федеральных властей. Остается надеяться, что создание в 2016 году в Минэкономразвития России рабочей группы по повышению эффективности деятельности региональных агентств станет тем самым катализатором, который позволит устранить сложности в работе региональных агентств по привлечению инвестиций.

 

Автор - ведущий научный сотрудник Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Статья написана в рамках специализированного исследовательского проекта интернет-издания "Капитал страны".

Наталья Екимова

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий

Статьи

Реновация «пятиэтажек». Неприкосновенно ли право собственности?

Реновация «пятиэтажек». Неприкосновенно ли право собственности?
Политика 5

Малороссия как новый мост между Европой и Россией? Репортаж из Донбасса

Малороссия как новый мост между Европой и Россией? Репортаж из Донбасса
Политика 2

«Где деньги, Зин?» Зачем Россия вкладывает миллиарды в облигации США

«Где деньги, Зин?» Зачем Россия вкладывает миллиарды в облигации США
Экономика 2

«Ситуация будет тлеть». Станет ли Россия «токсичной страной» из-за новых санкций США

«Ситуация будет тлеть». Станет ли Россия «токсичной страной» из-за новых санкций США
Интервью и комментарии 3

Узнай, страна

В Ижевске отремонтируют 35 участков автомобильных дорог

В Ижевске отремонтируют 35 участков автомобильных дорог

В Ижевске планируют отремонтировать 67 дворовых территорий 70 многоквартирных домов

В Ижевске планируют отремонтировать 67 дворовых территорий 70 многоквартирных домов

Новости компаний

Российско-Австрийскому деловому совету 10 лет

Российско-Австрийскому деловому совету 10 лет

В старинной деревне Корза Пряжинского района откроется литературный фестиваль «Петроглиф»

В старинной деревне Корза Пряжинского района откроется литературный фестиваль «Петроглиф»

Разное

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте