Капитал Страны
23 ЯНВ, 04:00 МСК
USD (ЦБ)    59,6697
EUR (ЦБ)    63,7272

Как «дизельный скандал» с Volkswagen может изменить мировой автопром

29 Сентября 2015 8337 0 Экономика
Как «дизельный скандал» с Volkswagen может изменить мировой автопром

Немецкий автоконцерн Volkswagen устанавливал на дизельные двигатели автомобилей 2009-2015 годов выпуска программы, позволявшие на тестах занижать реальный выхлоп. Это привело к мировому скандалу. Что это значит для компании, дизельных автомобилей и экономике Германии?

«Дизельгейт»: что это?

18 сентября этого года Агентство по охране окружающей среды США (EPA) и Калифорнийский совет воздушных ресурсов (CARB) опубликовали информацию о том, что автоконцерн Volkswagen на протяжении многих лет сознательно занижал показатели выбросов одного из своих дизельных двигателей в 40 раз. И поскольку речь идет о почти 500 тыс. автомобилей, проданных за эти годы только в США, то скандал получился нешуточный. Проверку двигателей  Volkswagen уже не только этого типа собираются провести в нескольких странах и ЮВА, и Европы, так что проблема принимает масштабы весьма значительные: речь идет не только об устойчивости автоконцерна, но также о влиянии на экономику Германии и на дальнейшие перспективы дизельного легкового автопрома.

В чем суть обмана?

Сначала несколько слов об особенностях дизельных двигателей вообще. «Дизель» по сравнению с «бензиновым» двигателем, имеет более высокий КПД, но дороже в изготовлении и имеет ряд недостатков, среди которых большее, нежели у бензинового собрата, количество вредных веществ в «выхлопе». Обстоятельство это до принятия экологических стандартов ЕВРО Х мало кого волновало, кроме «зеленых» и прочих экологических организаций. Автомобили с дизельными двигателями в силу своей относительной экономичности и на фоне роста стоимости нефти набирали все большую популярность. Так, в Европе на сегодняшний день они занимают более трети всего легкового автомобильного рынка. Но с принятием экологических стандартов ЕВРО 4-5-6 ситуация для производителей «дизелей» сильно усложнилась. Для обеспечения низких показателей вредных выбросов производителям дизельных двигателей приходится прибегать ко все более сложным и дорогим системам очистки. А это, в свою очередь, делает двигатель настолько дорогим и в производстве, и в эксплуатации, что теряется изначальный смысл его приобретать. И у производителей дизельных двигателей имелись только два пути выхода из этого тупика: первый – это технологический прорыв (что в смысле результата совершенно не гарантировано, зато весьма капиталоемко), второй – придумать «обходные маневры», т.е. попросту – жульничать. Вот по этому второму пути и пошел Volkswagen, и , как выяснилось в ходе скандала, не только он.

На автомобили устанавливается программное обеспечение, которое с помощью множества датчиков может распознать, находится ли автомобиль на испытательном стенде или в дороге. В зависимости от этого программа включает разные режимы работы двигателя: либо «для протокола» – с пониженными параметрами вредных выбросов, либо в рабочий режим – с выбросами, до 40 раз превышающими предельно допустимые нормы.

Почему «попались» в США?

Отвечая на этот вопрос, эксперты приводят несколько причин. Во-первых, в США выше экологические требования к автомобилям, особенно это касается Калифорнии (требования в разных штатах различны). И упор в этих требованиях делается на азотнокислые выбросы (как раз слабое место дизельных двигателей), в то время как в Европе основным показателем является СО. Во-вторых, тема возвращения на былые высоты американского автопрома зазвучала в предвыборных программах кандидатов в очередной президентской гонке. Так, «три кита» американского автопрома – Chrysler, General Motors и Ford – занимают менее половины американского рынка легковых автомобилей, остальная часть принадлежит иностранцам. В связи с этим специалисты полагают, что США с помощью экологических норм попросту выдавливают иностранных производителей со своего рынка. Так, в 2014 году концерн Toyota был оштрафован Министерством юстиции США на 1,2 млрд долларов за «обман потребителей и несвоевременное устранение неисправностей». Для исправления дефекта концерн отозвал около 10 млн автомобилей, но повторения неисправности так и не обнаружил.

В конце прошлого года власти США обязали корейский концерн Hyundai-Kia выплатить 300 млн долларов за «несоответствие экологическим стандартам США». Причина – отклонение от заявленных норм расхода топлива.

В этом году оштрафован автоконцерн Honda на 70 млн долларов – за сокрытие числа аварий, совершенных с участием автомобилей этого производителя.

Что грозит Volkswagen?

Во-первых, американское правительство обязало концерн отозвать почти 500 тыс. автомобилей с дизельным двигателем, проданных в США с 2009 года. Также компании грозит штраф около 18 млрд долларов. Хотя в этом вопросе, по мнению экспертов, возможны компромиссы, и итоговая сумма штрафа будет снижена. Гораздо серьезнее могут оказаться частные иски. Во-вторых, будут сняты с продажи все новые автомобили автоконцерна. И это не только Volkswagen, но и Audi, и Skoda, имеющие под капотом тот же двигатель. Под вопросом получение сертификата на двигатель в США на 2016 год.

Намерение проверить автомобили Volkswagen высказали также правительства Кореи, Австралии, некоторых европейских государств. В Австралии Ассоциация Защиты Прав Потребителей подает в суд на автоконцерн, результатом и судебного решения может оказаться возврат всех проданных автомобилей с полной компенсацией, плюс моральный ущерб.

Суммы в 6,5 млрд долларов, выделенной концерном для устранения последствий скандала, по мнению экспертов, будет явно не достаточно.

Что предпринимает Volkswagen?

Для защиты в судах автоконцерн нанял юридическую компанию Kirkland & Ellis, известную по работе с BP во время нефтяной катастрофы в Мексиканском заливе. Однако в данном случае сложность задачи, стоящей перед юристами, специалисты оценивают гораздо выше, нежели в инциденте с ВР. Подал в отставку Генеральный директор концерна VW Group Мартин Винтеркорн, приняв «огонь на себя» и получив компенсацию от компании в десятки миллионов долларов. Глава представительства Volkswagen в США Майкл Хорн признался в том, что концерн поступил нечестно и пообещал исправить «эти машины». По мнению экспертов, это вряд ли возможно, так как времени на исправление было уже более чем достаточно: результаты тестов были известны уже год назад, и тем ни менее ничего не было предпринято.

Тем временем за первые два дня с начала скандала капитализация компании упала примерно на треть и «отскока» пока не наблюдается.

Что значит этот скандал для экономики Германии?

Только на предприятиях концерна занято около 270 тыс. человек и до миллиона человек в отраслях, связанных с автогигантом – т.е. более 2% всей численности рабочей силы страны. В прошлом году концерн принес в бюджет страны около 20% промышленной выручки, а это около 2,7% всего ВВП Германии. По самому оптимистичному из сценариев эксперты прогнозируют падение ВВП страны на 0,2% от сокращения производства дизельных двигателей и замены их бензиновыми. Вообще же скандал, в котором замешан Volkswagen, оказался для экономики Германии, по мнению специалистов, похлеще, чем долговой кризис в Греции.

Конец «дизелю»?

На фоне разгоревшегося скандала с Volkswagen американские власти начинают расследование всех остальных брендов с дизельными двигателями. К таким же проверкам приступают и многие европейские страны. И если подобные нарушения будут выявлены и у других компаний, то это может привести к серьезному кризису всей автомобильной отрасли. Это, конечно, самый тяжелый для автопроизводителей сценарий, который европейские правительства вряд ли допустят. Скорее всего, речь пойдет о более-менее плавном перераспределении долей рынка в пользу американских концернов и сокращении числа автомобилей с дизельным двигателем в пользу бензиновых и электромобилей.

Будущее за электромобилем?

Возможно это и так, но не в ближайшей перспективе. Так, компания Tesla Motors  за первый квартал этого года продала 10030 автомобилей, что на 55% выше показателей аналогичного периода прошлого года. При этом убыток за 2014 год составил 74 млн долларов, что вдвое выше, чем в предыдущем году. Вообще же электромобилей с 2011 года до средины 2015 года в мире продано менее 1 млн штук, что для мирового автомобильного рынка является величиной малозаметной. Тем не менее, рынок этот постепенно растет. Снижается стоимость электромобилей: так, Volkswagen e-Golf SE 2016 года в США будет стоить около 30 тыс. долларов без учета местной или федеральной налоговой скидки. При этом он имеет дальность пробега до 133 км и скорость до 140 км/ч, что позволяет вписаться электромобилям в автомобильный «мейнстрим» – по крайней мере, в городских условиях.

Программы по повышению доли электромобилей в мегаполисах поддерживают правительства многих стран. Так, в центре Лондона парковка электромобиля бесплатна, в то время как для традиционного транспорта стоимость парковки составляет около 7 долларов в час. Tesla Motors пользуется господдержкой и, по мнению некоторых экспертов, скандал с Volkswagen инициирован в том числе и с целью расчистить площадку для своих игроков – Tesla и Apple, которая тоже планирует создать свой электромобиль к 2019 году.

Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий

Статьи

«Большая сделка» с Трампом. Променяет ли Россия ядерное оружие на снятие санкций США

«Большая сделка» с Трампом. Променяет ли Россия ядерное оружие на снятие санкций США
Политика 2

«Кому вершки, а кому корешки». Как вырастут зарплаты россиян в этом году

«Кому вершки, а кому корешки». Как вырастут зарплаты россиян в этом году
Экономика 1

Города-миллионники в статусе городов федерального значения: бюджетные эффекты

Города-миллионники в статусе городов федерального значения: бюджетные эффекты
Исследования

Вмешательство Хирурга. Зачем власти послали байкера к либералам Гайдаровского форума

Вмешательство Хирурга. Зачем власти послали байкера к либералам Гайдаровского форума
Политика 2

Узнай, страна

Орловские полицейские подвели итоги года

Орловские полицейские подвели итоги года

В 2016 году в Орловской области отмечен рост оборота оптовой торговли

В 2016 году в Орловской области отмечен рост оборота оптовой торговли

Новости компаний

КОНТИНЕТ И ОСТРОВА СТАНЯТСЯ ВСЕ БЛИЖЕ И БЛИЖЕ

КОНТИНЕТ И ОСТРОВА СТАНЯТСЯ ВСЕ БЛИЖЕ И БЛИЖЕ

ЭКОЛОГИЯ РАЗВИВАЕТ ТЕХНОЛОГИИ

ЭКОЛОГИЯ РАЗВИВАЕТ ТЕХНОЛОГИИ

Разное

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте