Капитал Страны
23 АВГ, 18:51 МСК
USD (ЦБ)    59,1312
EUR (ЦБ)    69,5619
ИЗМИР

Как «дизельный скандал» с Volkswagen может изменить мировой автопром

29 Сентября 2015 9594 0 Экономика
Как «дизельный скандал» с Volkswagen может изменить мировой автопром

Немецкий автоконцерн Volkswagen устанавливал на дизельные двигатели автомобилей 2009-2015 годов выпуска программы, позволявшие на тестах занижать реальный выхлоп. Это привело к мировому скандалу. Что это значит для компании, дизельных автомобилей и экономике Германии?

«Дизельгейт»: что это?

18 сентября этого года Агентство по охране окружающей среды США (EPA) и Калифорнийский совет воздушных ресурсов (CARB) опубликовали информацию о том, что автоконцерн Volkswagen на протяжении многих лет сознательно занижал показатели выбросов одного из своих дизельных двигателей в 40 раз. И поскольку речь идет о почти 500 тыс. автомобилей, проданных за эти годы только в США, то скандал получился нешуточный. Проверку двигателей  Volkswagen уже не только этого типа собираются провести в нескольких странах и ЮВА, и Европы, так что проблема принимает масштабы весьма значительные: речь идет не только об устойчивости автоконцерна, но также о влиянии на экономику Германии и на дальнейшие перспективы дизельного легкового автопрома.

В чем суть обмана?

Сначала несколько слов об особенностях дизельных двигателей вообще. «Дизель» по сравнению с «бензиновым» двигателем, имеет более высокий КПД, но дороже в изготовлении и имеет ряд недостатков, среди которых большее, нежели у бензинового собрата, количество вредных веществ в «выхлопе». Обстоятельство это до принятия экологических стандартов ЕВРО Х мало кого волновало, кроме «зеленых» и прочих экологических организаций. Автомобили с дизельными двигателями в силу своей относительной экономичности и на фоне роста стоимости нефти набирали все большую популярность. Так, в Европе на сегодняшний день они занимают более трети всего легкового автомобильного рынка. Но с принятием экологических стандартов ЕВРО 4-5-6 ситуация для производителей «дизелей» сильно усложнилась. Для обеспечения низких показателей вредных выбросов производителям дизельных двигателей приходится прибегать ко все более сложным и дорогим системам очистки. А это, в свою очередь, делает двигатель настолько дорогим и в производстве, и в эксплуатации, что теряется изначальный смысл его приобретать. И у производителей дизельных двигателей имелись только два пути выхода из этого тупика: первый – это технологический прорыв (что в смысле результата совершенно не гарантировано, зато весьма капиталоемко), второй – придумать «обходные маневры», т.е. попросту – жульничать. Вот по этому второму пути и пошел Volkswagen, и , как выяснилось в ходе скандала, не только он.

На автомобили устанавливается программное обеспечение, которое с помощью множества датчиков может распознать, находится ли автомобиль на испытательном стенде или в дороге. В зависимости от этого программа включает разные режимы работы двигателя: либо «для протокола» – с пониженными параметрами вредных выбросов, либо в рабочий режим – с выбросами, до 40 раз превышающими предельно допустимые нормы.

Почему «попались» в США?

Отвечая на этот вопрос, эксперты приводят несколько причин. Во-первых, в США выше экологические требования к автомобилям, особенно это касается Калифорнии (требования в разных штатах различны). И упор в этих требованиях делается на азотнокислые выбросы (как раз слабое место дизельных двигателей), в то время как в Европе основным показателем является СО. Во-вторых, тема возвращения на былые высоты американского автопрома зазвучала в предвыборных программах кандидатов в очередной президентской гонке. Так, «три кита» американского автопрома – Chrysler, General Motors и Ford – занимают менее половины американского рынка легковых автомобилей, остальная часть принадлежит иностранцам. В связи с этим специалисты полагают, что США с помощью экологических норм попросту выдавливают иностранных производителей со своего рынка. Так, в 2014 году концерн Toyota был оштрафован Министерством юстиции США на 1,2 млрд долларов за «обман потребителей и несвоевременное устранение неисправностей». Для исправления дефекта концерн отозвал около 10 млн автомобилей, но повторения неисправности так и не обнаружил.

В конце прошлого года власти США обязали корейский концерн Hyundai-Kia выплатить 300 млн долларов за «несоответствие экологическим стандартам США». Причина – отклонение от заявленных норм расхода топлива.

В этом году оштрафован автоконцерн Honda на 70 млн долларов – за сокрытие числа аварий, совершенных с участием автомобилей этого производителя.

Что грозит Volkswagen?

Во-первых, американское правительство обязало концерн отозвать почти 500 тыс. автомобилей с дизельным двигателем, проданных в США с 2009 года. Также компании грозит штраф около 18 млрд долларов. Хотя в этом вопросе, по мнению экспертов, возможны компромиссы, и итоговая сумма штрафа будет снижена. Гораздо серьезнее могут оказаться частные иски. Во-вторых, будут сняты с продажи все новые автомобили автоконцерна. И это не только Volkswagen, но и Audi, и Skoda, имеющие под капотом тот же двигатель. Под вопросом получение сертификата на двигатель в США на 2016 год.

Намерение проверить автомобили Volkswagen высказали также правительства Кореи, Австралии, некоторых европейских государств. В Австралии Ассоциация Защиты Прав Потребителей подает в суд на автоконцерн, результатом и судебного решения может оказаться возврат всех проданных автомобилей с полной компенсацией, плюс моральный ущерб.

Суммы в 6,5 млрд долларов, выделенной концерном для устранения последствий скандала, по мнению экспертов, будет явно не достаточно.

Что предпринимает Volkswagen?

Для защиты в судах автоконцерн нанял юридическую компанию Kirkland & Ellis, известную по работе с BP во время нефтяной катастрофы в Мексиканском заливе. Однако в данном случае сложность задачи, стоящей перед юристами, специалисты оценивают гораздо выше, нежели в инциденте с ВР. Подал в отставку Генеральный директор концерна VW Group Мартин Винтеркорн, приняв «огонь на себя» и получив компенсацию от компании в десятки миллионов долларов. Глава представительства Volkswagen в США Майкл Хорн признался в том, что концерн поступил нечестно и пообещал исправить «эти машины». По мнению экспертов, это вряд ли возможно, так как времени на исправление было уже более чем достаточно: результаты тестов были известны уже год назад, и тем ни менее ничего не было предпринято.

Тем временем за первые два дня с начала скандала капитализация компании упала примерно на треть и «отскока» пока не наблюдается.

Что значит этот скандал для экономики Германии?

Только на предприятиях концерна занято около 270 тыс. человек и до миллиона человек в отраслях, связанных с автогигантом – т.е. более 2% всей численности рабочей силы страны. В прошлом году концерн принес в бюджет страны около 20% промышленной выручки, а это около 2,7% всего ВВП Германии. По самому оптимистичному из сценариев эксперты прогнозируют падение ВВП страны на 0,2% от сокращения производства дизельных двигателей и замены их бензиновыми. Вообще же скандал, в котором замешан Volkswagen, оказался для экономики Германии, по мнению специалистов, похлеще, чем долговой кризис в Греции.

Конец «дизелю»?

На фоне разгоревшегося скандала с Volkswagen американские власти начинают расследование всех остальных брендов с дизельными двигателями. К таким же проверкам приступают и многие европейские страны. И если подобные нарушения будут выявлены и у других компаний, то это может привести к серьезному кризису всей автомобильной отрасли. Это, конечно, самый тяжелый для автопроизводителей сценарий, который европейские правительства вряд ли допустят. Скорее всего, речь пойдет о более-менее плавном перераспределении долей рынка в пользу американских концернов и сокращении числа автомобилей с дизельным двигателем в пользу бензиновых и электромобилей.

Будущее за электромобилем?

Возможно это и так, но не в ближайшей перспективе. Так, компания Tesla Motors  за первый квартал этого года продала 10030 автомобилей, что на 55% выше показателей аналогичного периода прошлого года. При этом убыток за 2014 год составил 74 млн долларов, что вдвое выше, чем в предыдущем году. Вообще же электромобилей с 2011 года до средины 2015 года в мире продано менее 1 млн штук, что для мирового автомобильного рынка является величиной малозаметной. Тем не менее, рынок этот постепенно растет. Снижается стоимость электромобилей: так, Volkswagen e-Golf SE 2016 года в США будет стоить около 30 тыс. долларов без учета местной или федеральной налоговой скидки. При этом он имеет дальность пробега до 133 км и скорость до 140 км/ч, что позволяет вписаться электромобилям в автомобильный «мейнстрим» – по крайней мере, в городских условиях.

Программы по повышению доли электромобилей в мегаполисах поддерживают правительства многих стран. Так, в центре Лондона парковка электромобиля бесплатна, в то время как для традиционного транспорта стоимость парковки составляет около 7 долларов в час. Tesla Motors пользуется господдержкой и, по мнению некоторых экспертов, скандал с Volkswagen инициирован в том числе и с целью расчистить площадку для своих игроков – Tesla и Apple, которая тоже планирует создать свой электромобиль к 2019 году.

Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий

Статьи

Театральный террор. Почему задержание Серебренникова обнажило слабость Путина

Театральный террор. Почему задержание Серебренникова обнажило слабость Путина
Политика

Борьба за деньги населения. Зачем ФАС пытается прижать сотовых операторов

Борьба за деньги населения. Зачем ФАС пытается прижать сотовых операторов
Экономика

«Это абсурд и профанация». Угрожают ли слухи о проблемах крупным банкам России?

«Это абсурд и профанация». Угрожают ли слухи о проблемах крупным банкам России?
Интервью и комментарии

Показательный суд. Что дело Улюкаев говорит о состоянии российской власти

Показательный суд. Что дело Улюкаев говорит о состоянии российской власти
Политика 1

Узнай, страна

«События дня» на телеканале «Сейм» - одна из лучших информационных программ ЦФО

«События дня» на телеканале «Сейм» - одна из лучших информационных программ ЦФО

В Курске прошел велопробег «Курская дуга-2017»

В Курске прошел велопробег «Курская дуга-2017»

Новости компаний

ТПП РФ: Что мешает активному развитию бизнеса у нас в стране?

ТПП РФ: Что мешает активному развитию бизнеса у нас в стране?

Расширение промышленного и инвестиционного сотрудничества – путь к успешному будущему РФ и Турции

Расширение промышленного и инвестиционного сотрудничества – путь к успешному будущему РФ и Турции

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте