Капитал Страны
21 НОЯ, 00:18 МСК
USD (ЦБ)    59,2746
EUR (ЦБ)    69,6654
Подпишись на рассылку КС
ИЗМИР

Испытание Севером или изобретатель из Белоруссии

23 Декабря 2010 9560 1 Наука и технологии
Испытание Севером или изобретатель из Белоруссии

Север предъявляет серьезные требования не только к людям, но и к технике, с помощью которой его осваивают. Но и эта техника создается людьми. Одним из таких уникальных конструкторов и исследователей Севера является Александр Борисевич из Белоруссии. Что же он изобрел? И как его детище внедряется в России?

1. Страсть к приключениям и дух первооткрывателя. Наше поколение с детства воспитывалось на романах Майн Рида, Жюля Верна, Джека Лондона... Взрослея, мы зачитывались уже реальными хрониками: описанием экспедиций Витуса Беринга, Тура Хейердала, Жак­Ива Кусто. Признаюсь, необыкновенные приключения, страсть к неизведанному и таинственному, опасность, взаимовыручка, сила человеческого духа привлекают меня до сих пор.

Вопреки непреходящему интересу к путешествиям, я не выбрал их своей профессией, наверное, не решился. Тем не менее, охота и рыбалка в безлюдных местах, пешие, водные и автомобильные путешествия составляют и поныне моё хобби. Скажу больше, в своё время я купил в Тверской области дом на малообитаемом острове, который в течение многих лет служил моей семье своеобразной дачей­заимкой. Остров окружён озёрами и болотами, поэтому добраться туда можно только на перекладных: джип летом сменялся катером, а зимой – снегоходом. Несмотря на относительную близость к Москве (расстояние до столицы напрямую составляет около 200 км), труднодоступность места позволяла более или менее сохраниться не только местной флоре и фауне, но и самобытности жителей. Регулярные -непростые путешествия в эту природную резервацию и пребывание в ней создавали слабую иллюзию приобщения (многие улыбнутся) к первооткрывателям.

Конечно, дачные приключения нельзя считать заслуживающими внимания такого журнала, но однажды мне таки довелось принять участие в серьёзной кампании – арктической экспедиции на специальных вездеходах. Пять лет назад, в 2005 г., я получил предложение взять на себя материальное и техническое обеспечение экспедиции в район Карского моря и, имея на тот момент возможность поработать для души, недолго думая, согласился.

Это был промежуточный этап проекта "Полярное кольцо": своеобразная подготовка к выполнению главной задачи – первого в истории пересечения на вездеходах Северного Ледовитого океана через Северный полюс из России в Канаду. К тому времени машины были уже опробованы для езды по торошенному льду, внесены изменения в конструкцию ходовой части, и теперь требовалось узнать, как поведут себя вездеходы на плаву в солёной океанской воде. Ведь не секрет, что дорога на полюс изобилует не только большими торосами, но и огромными полыньями.

Конечно, предстоящая работа была крайне ответственной, но, соглашаясь на неё, я поставил непременное условие – лично участвовать в экспедиции! Для меня было не только интересно увидеть красоты и обитателей северных широт, но ещё важнее – на личном опыте познакомиться с поведением людей в труднейших полярных условиях, узнать, как работает здесь техника, самому, если хотите, хлебнуть лиха...

Маршрут общей протяжённостью около 4 тыс. км начинался в Воркуте. Первая часть маршрута с общим курсом на северо-восток предполагала выход по суше на побережье Байдарацкой губы, затем – местами по суше, местами по припаю – путь огибал полуостров Ямал, остров Белый, проходил через Обскую губу и полуостров Явай, продолжался по льду вдоль южной части острова Сибирякова, пересекал устье Енисея и завершался в известном посёлке Диксон. Вторая половина маршрута (возвращение) имела преимущественное направление на юго-запад, и до Обской губы трасса совпадала с воркутинской, затем маршрут поворачивал на правый берег Оби, пролегал через Тазовскую губу, посёлок Ямбург и заканчивался в Новом Уренгое.

Стартовала экспедиция в первых числах апреля и к концу мая достигла пункта назначения. За это время в дрейфующих льдах Карского моря был проведён тест-драйв вездеходов на преодоление ледовых трещин, многометровых торосов и участков открытой воды, отлажены приёмы действия экипажей в экстремальной обстановке.

2. Главный конструктор и его детище. О ходе экспе-диции и её резуль¬татах сообщали СМИ, подробно о ней можно узнать из спе¬циаль¬ной литературы и на различных экспедиционных сайтах. Мне же хочется сказать несколько слов о человеке, с которым нам – участникам экспедиции – посчастливилось бок о бок делить трудности и радости этого непростого путешествия. Я имею в виду идеолога и главного конструктора пневмовездеходов "Торос" А.А.Борисевича, который, будучи гражданином Беларуси, руководит конструкторским бюро Минского мотовелозавода.



Изобретатель и конструктор Александр Борисевич

Всегда увлекаясь экстремальным туризмом, Борисевич с ранних лет загорелся идеей создать простой, лёгкий и недорогой вездеход, способный преодолевать бездорожье и водные преграды. Это потом его увлечёт Арктика, а в молодости он бороздил таёжные просторы центральной России, степи и пустыни Средней Азии на всевозможных средствах передвижения: сначала на лыжах, велосипеде, мотоцикле, затем – на трёхколёсном мотовездеходе собственной конструкции.



Участник экспедиции Александр Кириллов

Можно много рассказывать о необыкновенных характеристиках его последнего детища – пневмовездехода “Торос”, но приведу только некоторые. Шестиколёсная машина с одноосным прицепом способна преодолевать без подготовки – я в этом убедился сам, проведя за штурвалом “Тороса” сотни часов, – болота, рыхлый глубокий снег, гладкий и торошенный лёд, водные просторы рек и озёр, в том числе солёных. Вездеход можно перевозить самолётом, вертолётом, по железной дороге и грузовым автотранспортом. Кроме того, Борисевичем сконструирована и изготовлена технологическая оснастка, позво¬ляю¬щая выпускать такие машины промышленными сериями.



Пневмовездеход «Торос» Александра Борисевича

Всё, за что берётся Александр Александрович Борисевич, отличается высоким качеством и надёжностью. При этом профессионализм и инженерная смекалка сочетаются в его характере с мягкостью и готовностью помочь каждому, кто нуждается в поддержке. Именно поэтому любая экспедиция старается привлечь нашего героя в свои ряды в качестве своеобразного оберега. Но...

Всё в нашей жизни имеет оборотную сторону, и таланты приносят своим владельцам далеко не всегда одни только лавры. К уникальным кулибинским способностям Борисевича организаторы подобных -мероприятий относятся в основном чисто потребительски – в редких экспеди-ционных отчётах мелькнёт имя создателя вездехода. Но чаще всего они выкупают за бесценок узлы его машин, собирают из них вездеходы, а затем, ничтоже сумняшеся, выдают за собственные разработки. А изобретатель и его семья, по сути, еле сводят концы с концами.



Хозяин Севера белый медведь

Большой же бизнес на Севере, как правило, эксплуатирует старую, ещё советскую, транспортную инфраструктуру и пока не готов инвестировать средства в создание новой или модернизацию имею¬щейся.

В перспективе я вижу два варианта развития событий. Первый, пессимистичный: Александр Александрович просто физически выдохнется и перестанет совершенствовать и производить вездеходы. Это будет очень печально и негативно скажется на развитии Севера как такового. Второй – более оптимистичный: однажды нашего изобретателя пригласит некая страна, заинтересованная в освоении Арктического бассейна. Кстати, тема создания современного наземного транспорта для Заполярья весьма актуальна, т.к. без него вообще нельзя говорить о каких-либо экономических перспективах региона. В этой гипотетической стране и промышленное производство вездеходов быстро наладится, и Борисевич найдёт своим талантам достойное применение! За примерами далеко ходить не надо, достаточно открыть статью о Нобелевских премиях: многие россияне, удостоенные названных высоких наград, реализовались, только работая за границей. Грустно, но это так.

Я двумя руками голосую за развитие событий по второму сценарию, но в тайне надеюсь, что такой иностранной державой для белоруса Борисевича всё-таки станет Россия.

Послесловие. Прошло пять лет, а переход на вездеходах через Северный полюс в Канаду пока так и не состоялся.

Мы встречаемся с А.А.Борисевичем во время его редких визитов в Москву. Отрадно, что он, наконец, ¬пообещал написать для журнала «Мир измерений» серию статей об истории создания своего детища, о тех экспериментах, в том числе метрологических, которые он проводит в экспедициях.

Александр Александрович, мы с нетерпением ждём эти материалы!


Александр Кириллов

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
25.12.2010 0 0
алексей:

не могли ли вы рассказать и показать свое изобретение шестиколесного вездехода? Я то же мечтаю сделать из жигулей, но не могу сообразить ходовую часть - посоветуйте!

Статьи

«России стоит забыть об этих деньгах». Почему Венесуэла не вернет Путину более 3 млрд долларов

«России стоит забыть об этих деньгах». Почему Венесуэла не вернет Путину более 3 млрд долларов
Интервью и комментарии

«Только Бог сможет меня снять!». Почему в Зимбабве покончили с властью диктатора Мугабе

«Только Бог сможет меня снять!». Почему в Зимбабве покончили с властью диктатора Мугабе
Политика 1

Отказ от долевого строительства: коллапс на рынке жилья или придание ему цивилизованного облика?

Отказ от долевого строительства: коллапс на рынке жилья или придание ему цивилизованного облика?
Экономика

Неявка основного свидетеля. Почему глава «Роснефти» не приходит на суд над Улюкаевым

Неявка основного свидетеля. Почему глава «Роснефти» не приходит на суд над Улюкаевым
Политика 1

Узнай, страна

Александр Никитин представит потенциал Тамбовской области в посольстве Японии в России

Александр Никитин представит потенциал Тамбовской области в посольстве Японии в России

Рост промышленного производства в Тамбовской области составил 13 процентов

Рост промышленного производства в Тамбовской области составил 13 процентов

Новости компаний

Анна Палагина: Изменение структуры экономики в пользу МСП должно сопровождаться улучшением жизни

Анна Палагина: Изменение структуры экономики в пользу МСП должно сопровождаться улучшением жизни

Президент ТПП РФ Сергей Катырин на «RussiaTALK»: Есть взаимная заинтересованность

Президент ТПП РФ Сергей Катырин на «RussiaTALK»: Есть взаимная заинтересованность

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter