Капитал Страны
22 АВГ, 12:18 МСК
USD (ЦБ)    59,0396
EUR (ЦБ)    69,4314
ИЗМИР

Госзаказ и административные пределы конкуренции

4 Октября 2011 5176 0 События и факты
Госзаказ и административные пределы конкуренции

Закон 94-ФЗ, при всем его несовершенстве, можно использовать для поддержки и инноваций, и местных производителей, и малых предпринимателей – но для этого необходимы воля и желание. Примером такого подхода может послужить Липецкая область. Как же организована работа по размещению госзаказов в Липецкой области? Каковы результаты работы?

Цена - не главное

Закон о госзакупках (№94-ФЗ), несмотря на все старания Федеральной антимонопольной службы (ФАС), по-прежнему остается несовершенным. От недоработанности закона страдают как заказчики, так и поставщики. Заказчики сетуют на то, что система аукционов не гарантирует должного уровня профессионализма всех участников.

Главным критерием победы на аукционе является цена. Недобросовестные поставщики предлагают товары или услуги по нереальным, заниженным ценам - и побеждают в ущерб поставщикам добросовестным, которые остаются невостребованными. Заказчик при этом получает недоброкачественный товар или некачественные услуги, а вместо экономии бюджетных средств, обещанной инициаторами закона №94-ФЗ, происходит прямо противоположное: средства тратятся практически впустую.

 

Грамотность - гарантия качества

Восполнить недостающие в законе №94-ФЗ гарантии профессионализма поставщиков можно разными способами. ФАС считает, что для получения качественных товаров или услуг по госзаказу главное - грамотно составить техзадание. Однако все значимые параметры заказываемых товаров или услуг далеко не всегда очевидны, и учесть их при составлении техзадания может лишь тот, кто уже имел дело с чем-то подобным.

Чтобы облегчить жизнь заказчику, ФАС предлагает ввести и разместить на официальном общероссийском сайте госзаказа типовые требования к стандартным товарам и услугам, в том числе и требования к гарантийным обязательствам исполнителя, стоимости эксплуатации и обслуживания товара (т.е., требования к его "жизненному циклу"). Разработать их должны будут отраслевые ведомства. Заказчикам останется только использовать их при размещении заказов на типовые товары или услуги.

Кроме того, к существующему закону 94-ФЗ предлагается ряд поправок. В частности, должны быть разработаны объективные критерии и порядок оценки качества и квалификации участников конкурса. Более действенным станет Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Сегодня у таких поставщиков остается возможность создать новое юридическое лицо и снова участвовать в процедурах закупок. Согласно поправкам к 94-ФЗ, теперь в РНП будут вноситься сведения не только о юридическом, но и о физическом лице, которое им управляет. Участие в процедурах закупок всех юридических лиц, управление которыми осуществляет физическое лицо, занесенное в РНП, будет ограничено.

Тем не менее, даже после принятия всех предлагаемых ФАС мер, система госзакупок требует немалых усилий и высокого профессионализма заказчиков.

 

Ручное управление или конкуренция?

Для заказчика здесь возможны два подхода: идти проторенным путем и использовать уже сложившиеся наработки или постоянно повышать профессионализм. Второй подход, без сомнения, труднее и, что немаловажно, рискованнее: какое-то количество шишек на нем набить все же придется. Каждый из заказчиков - причем на самых разных уровнях, от отдельно взятой организации до муниципальных образований и регионов - выбирает свой путь.

Смоленская область, например, пытается оградить себя от недобросовестных поставщиков, "затачивая" заказы под тех, кто уже успел себя хорошо зарекомендовать. Однако здесь очень трудно понять, что именно руководит смоленскими чиновниками: радеют ли они о надежности и эффективности или просто "нашли общий язык" со знакомыми компаниями и весомый приработок к скромной чиновничьей зарплате. В любом случае, результаты подобной "перестраховки" весьма сомнительны. Местные компании практически не могут пробиться на родной рынок: при распределении госзаказа власти попросту бойкотируют их. В свою очередь, местные бизнес-круги не видят никакого резона инвестировать средства в родной регион. Составляя техзадания, которые заведомо сужают количество участников аукциона, власти, в конечном итоге, способствуют монополизации регионального рынка. И если поначалу компании, чтобы выиграть аукцион, должны были поддерживать привлекательные минимальные цены, то став монополистами, они уже могут перестать себя ограничивать.

"По итогам работы Главного управления государственного заказа Смоленской области в 2010 году было проведено 2338 открытых аукционов в электронной форме. В ведомственном отчете отмечается, что общее количество процедур увеличилось в 2,3 раза. Но также в сравнении с 2009 годом возросло число контрактов с единственным поставщиком - 1904, что на 448 больше чем в предыдущие годы. 2010 год оказался пиковым и по части «экономии бюджетных средств». Она выросла соразмерно количеству производимых процедур - также в 2,3 раза и составила 476,1 млн. рублей. Для справки: в 2009 сэкономить удалось меньше на 265,1 млн. рублей. Но по уже имеющимся данным в 2011 году сэкономить получится в разы меньше. Можно увязать политику единственных поставщиков с неэкономным освоением бюджетных средств и получить взаимозависимость показателей".

Другим путем пошла, например, Липецкая область. Здесь последовательно осуществляется поддержка региональных производителей, и немалую роль при это играет госзаказ. Липецкая администрация тоже сетует на невозможность оценить надежность и квалификацию поставщика и проверить достоверность информации, которую он о себе сообщает. Тем не менее, здесь активно развивают конкуренцию в сфере госзакупок и расширяют доступ поставщиков к госзаказу. Специально для этого разработана Программа развития конкуренции в Липецкой области на 2009-2012 годы.

Довольно скоро после вступления в силу закона №94-ФЗ, в октябре 2006 г., было создано Управление по размещению госзаказа Липецкой области. Оно размещает сводный госзаказ на основании заявок, которые подают ему отдельные госзаказчики. Работа профессионалов позволяет более эффективно соблюдать при размещения заказов экономические интересы Липецкой области. Управление по размещению госзаказа постоянно проводит анализ участия региональных поставщиков в процедурах размещения заказа и следит, чтобы устанавливаемые заказчиками требования к продукции или услугам не закрывали дорогу на аукцион отечественным (в том числе и местным) производителям. Ради этого порой приходится даже усложнять работу заказчику - например, отказываться от многокомпонентных лотов. Они облегчают жизнь заказчику, однако закрывают дорогу на аукцион местным узкоспециализированным предприятиям. Например, МПК "Елец", которое производит шприцы, не в силах участвовать в конкурсе, если вместе со шприцами заказываются самые различные медицинские товары. Привлечение к конкурсам и торгам местных предприятий стало одним из главных направлений работы руководителей городов и районов области. В результате, с января по декабрь 2010 года 17% от общей суммы госзакупок составила продукция местного производства. 140 заявок заказчиков на сумму 150 млн. рублей были сформированы с учетом возможности участия местных поставщиков (на продукты питания, служебные квартиры, газеты и журналы, шприцы и т.д.). В сфере услуг местные производители были задействованы в 63 заявках - совокупный размер начальных (максимальных) цен контрактов составил 390 млн.рублей (услуги аптечного склада, страхования, по организации отдыха детей, слухопротезированию, проведению спортивных, охранных мероприятий, гостиничных услуг и услуг общественного питания). У субъектов малого предпринимательства в 2010 г. было размещено заказов по 166-ти заявкам на сумму 178 млн. рублей (без учета сумм страхового взноса), что составляет 5,5% общей суммы объявленных процедур торгов.

Чтобы повысить эффективность использования бюджетных средств, управление постоянно следит за рынком и ценами. Для защиты заказчиков от недобросовестных поставщиков в заказы в обязательном порядке добавляется ряд требований о гарантиях и порядке приема заказа. По результатам размещения государственного заказа в 2010 г. было сэкономлено 329,6 млн. рублей. Таким образом, каждый государственный служащий управления своим вкладом в работу сэкономил 14,3 млн. рублей областного бюджета.

Четкую и грамотную работу управления оценили не только заказчики, но и поставщики. Уровень конкуренции среди участников торгов повышается. В 2010 году он составил от 3-х до 4-х человек на каждую объявленную процедуру, или более 5 человек - на каждую состоявшуюся.

Пример Липецкой области еще раз подтверждает известную пословицу о том, что в России главным по-прежнему остается не закон, а способы его применения. Закон 94-ФЗ, при всем его несовершенстве, можно использовать для поддержки и инноваций, и местных производителей, и малых предпринимателей - но для этого необходимы воля и желание.
Ссылки по теме:

Черный день предпринимателя в Смоленске

Федеральная контрактная система против 94-ФЗ

На пути модернизации государственных закупок



Литература

 
1. Госзаказ: новые поправки ФАС к закону против коррупции, за качество и экономию: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/182238

2. Губернатор Смоленской области С.Антуфьев: "Мы пока не нашли защиты от недобросовестных подрядчиков": http://www.interfax-russia.ru/Center/exclusives.asp?id=220826

3. Черный день предпринимателя в Смоленске: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/185000

4. «Модернизация» госзакупок  в Смоленске: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/186274/

5. Защитим отечественное!: http://www.lpgzt.ru/aticle/708.htm

6. Система госзакупок в Липецкой области: http://bujet.ru/article/12421.php

7. Управление по размещению госзаказа Липецкой области: сведения на официальном сайте администрации области http://www.admlr.lipetsk.ru/rus/adm/dep_zakaz.php

 

 

Редакция

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий

Статьи

Борьба за деньги населения. Зачем ФАС пытается прижать сотовых операторов

Борьба за деньги населения. Зачем ФАС пытается прижать сотовых операторов
Экономика

«Это абсурд и профанация». Угрожают ли слухи о проблемах крупным банкам России?

«Это абсурд и профанация». Угрожают ли слухи о проблемах крупным банкам России?
Интервью и комментарии

Показательный суд. Что дело Улюкаев говорит о состоянии российской власти

Показательный суд. Что дело Улюкаев говорит о состоянии российской власти
Политика 1

Обмайнить и перемайнить Китай. Как наши чиновники планируют поднять экономику с помощью криптовалют

Обмайнить и перемайнить Китай. Как наши чиновники планируют поднять экономику с помощью криптовалют
Экономика 1

Узнай, страна

В День Кино в Сочи Парке выступят воспитанники студии, основанной Хабенским

В День Кино в Сочи Парке выступят воспитанники студии, основанной Хабенским

Тамбовская область в числе регионов, где активно развивается промышленный комплекс

Тамбовская область в числе регионов, где активно развивается промышленный комплекс

Новости компаний

Расширение промышленного и инвестиционного сотрудничества – путь к успешному будущему РФ и Турции

Расширение промышленного и инвестиционного сотрудничества – путь к успешному будущему РФ и Турции

Вице-президент ТПП РФ Максим Фатеев: Цифровое измерение - драйвер отечественного предпринимательства

Вице-президент ТПП РФ Максим Фатеев: Цифровое измерение - драйвер отечественного предпринимательства

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте